Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правило двойной записи. Синтетические и аналитические счета.






Структура имущества предприятия

Внеоборотные активы:

1)Основные средства – имущество со сроком полезного использования, это более года. 2)Нематериальные активы – имущество не имеющее материально-вещественной формы, но способное приносить прибыль (ЦБ). 3)Капитальные вложения – затраты на капитальный ремонт и реконструкцию, научные исследования и т.д. 4)Долгосрочные финансовые вложения – вложения в ценные бумаги(более года). Оборотные активы:

1)Материальные оборотные средства – это имущество со сроком использования менее года. 2)Денежные средства – должны быть наличными в кассе, и безналичные на расчетном счете. 3)Краткосрочные финансовые вложения – вложения в цен. Бум. (срок погашения не более 12 месяцев). 4)Дебиторская задолженность – это задолженность других организаций перед данной: «нам должны».

Состав источников формирования имущества

Собственный капитал:

1)Уставный капитал – формируется в процессе создания организации за счет средств собственников.2) Добавочный капитал – формируется в процессе деятельности за счет дополнительных источников.3) Резервный капитал – формируется в процессе деятельности за счет отчисления от прибыли. 4)Целевое финансирование – средства полученные от органов власти или других юр. и физ. лиц на осуществление конкретного мероприятия. 5)Нераспределенная прибыль – прибыль до распределения между собственниками (акционерами).

Заемный капитал:

1)Заёмные средства – займы у других юридических и физических лиц. 2)Кредиторская задолженность – задолженность данной организации перед другими: «мы должны». 3)Обязательства по распределению –начисленная но не выданная заработная плата, неперечисленные налоги.

Формирование активных и пассивных счетов. План счетов.

Непрерывное наблюдение и контроль за имуществом и за источниками осуществляется с помощью системы счетов бух.учета. Счет открывается как каждый экономически однородный вид имущества или источников. Счет имеет 2 стороны: Дебет и Кредит. В первую очередь счета делятся на активные и пассивные. Активные счета предназначены для учета имущества, пассивные для учета источников.

Схема формирования:

Заполнение счета начинается с указания начального остатка(сальдо). В активном счете Сн записывается в дебет, в пассивном в кредит. В течении отчетного периода на счете отражаются операции изменяющие начальный остаток, операции увеличивающие Сн отражаются на стороне остатка, уменьшающие на противоположной стороне. Если сложить суммы операций по сторонам счета получатся обороты счета дебетовый и кредитовый. Сн в обороты не включаются. Счет закрывается определением сальдо конечного. Оно рассчитывается прибавлением к сальдо начальному оборота той же стороны счета и вычитанием оборота противоположной стороны.

Так же имеются счета которые предназначены для учета одновременно имущества и источников – активно-пассивные. Они могут быть:

1.с односторонним сальдо(в течении одного периода счет может работать либо как активный, либо пассивный. например: счет 99 прибыли и убытки)

2.с двусторонним сальдо(работает одновременно как активный и как пассивный. Например: счет 76 расчеты с разными дебиторами и кредиторами)

План счетов- документ в котором сгруппированы счета бухуч, их коды, наименования и некоторые субсчета.

В данный момент действует план счетов от 2000 г., пользоваться информацией на основе старого плана счетов категорически запрещено!

Данным планом счетов пользуются все организации за исключением: 1.банковской сферы; 2.бюджетной сферы.

Если организации не достаточно существующих счетов то она может по согласованию с Министерством Финансов вводить дополнительные счета используя свободные коды.

Предприятию не обязательно использовать все счета из плана счетов, выбираются только необходимые – это называется рабочий план счетов.

 


Правило двойной записи. Синтетические и аналитические счета.

Правило двойной записи: каждая хозяйственная операция записывается дважды в одинаковой сумме по дебету и и кредиту разных счетов. Отразить операцию на счетах, составить бухгалтерскую проводку, оформить в учете – означает, указать на какую сторону каких счетов следует записать сумму операции.

Синтетические и аналитические счета

Синтетические(объединение) - это счета, которые содержат информацию об имуществе и об источниках в обобщенном виде. Аналитические(деление) содержат более детальную информацию.

Между аналитическими и синтетическими счетами существует следующая взаимосвязь:

1) Синтетич. счет может существовать без аналит, а наоборот-нет

2) Каждая операция, записанная в Д или К синт счета должна быть записана соответственно в Д или К одного или нескольких аналит счетов

3) Суммы отатков и оборотов по синтет. Счетам должны быть равны сумме остатков и оборотов всех аналит счетов, открытых в его дополнении

Субсчета – группы аналит счетов

 

4.. Баланс и принципы его составления

Баланс – наиболее информативная форма отчетности(форма №1).

Баланс состоит из 2х частей: актив и пассив. В активе отражается имущество организации, в пассиве источники его формирования

Принципы составления баланса:

1.актив и пассив всегда равны;

2.баланс составляется только в денежном выражении;

3.баланс составляется на определенную дату;

4.баланс состоит из 5ти разделов со сквозной нумерацией;

5.итог баланса называется валютой баланса.

Типы операций по их влиянию на баланс:

1.операции в результате которых одна статья в активе увеличивается, другая статья также в активе уменьшается на одну и ту же сумму;

2.тоже самое только в пассиве;

3.одна статья в активе увеличивается, другая в пассиве также увеличивается на одну и ту же сумму;

4.уменьшение статьи в активе и статьи в пассиве на одну и ту же сумму.

 

5.. Учет операций с денежными средствами.

Наличные денежные средства организации хранятся в кассе, ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет полную материальную ответственность. В кассе можно хранить небольшие ден.суммы в пределах установленного банком лимита для оплаты мелких зоз.расходов и командировок. Превышение лимита допускается лишь в течение 3х дней в период выдачи з/п. Поступление ден.средств в кассу оформляется приходным кассовым ордером, выдача-расходным. Кассовые операции должны совершаться в отдельном изолированном помещении. Ответственность за оборудование кассы и за сохранность ден.средств по дороге в банк и обратно несет руководитель. Дверь в помещение кассы во время совершения кассовых операций должна быть закрыта изнутри. Доступ в кассу лиц не имеющих отношение к её работе запрещен. Ключи от сейфа и печати хранятся у кассира, которому запрещено оставлять их в условленных местах, передавать 3м лицам и изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты хранятся у руководителя в опечатанных конвертах или шкатулках. В кассе запрещается хранить деньги и ценности, не принадлежащие организации. В случае внезапного оставления кассиром места работы, ден.средства, нах-ся в кассе, пересчитываются лицом которому они передаются в присутствии гл.бух или руководителя. Об этом составляется акт. Установлена предельная сумма расчетов между ю.л. наличными деньгами-100000руб. За нарушения правил работы с денежной наличностью накладываются штрафные санкции на орг-ю и на её руководителя. С руководителя взимается 50-кратный размер МРОТ. Для учета операций по кассе исп. активный синт счет 50 «касса»

Учет операций по расчетному счету

Каждая орг-я вправе открывать в любом банке любое кол-во РС. Они предназначены для оформления всех расчетных, кредитных и кассовых операций. Для открытия РС необходимо предоставить в банк след.документы: 1)Заявление установленного образца, 2) Нотариально заверенные копии учредит-х док-в, 3) Справку налогового органа о регистрации в кач-ве налогоплательщика, 4) Копии док-в о регистрации в кач-ве плательщиков в фонды соц.стр, 5)Карточку с образцами подписей руководителя, гл. бух, их замов и оттиском печати, заверенную нотариально. С РС банк списывает средства на основании письменных распоряжений владельца счета. Этими распоряжениями могут быть соответствующие платежные документы. В случае нехватки средств на РС их списание производится в след.порядке: 1)Физ.лица-1.1-по исполнительным док-м о возмещении вреда, причиненного здоровью и алименты; 1.2-по исполнит.док-м по оплате труда; 1.3- по платежным до-м по оплате труда.2)Гос.органы-2.1-внебюджетные фонды; 2.2 платежи по налогам. 3)Юр.лица-по исполнительным док-м, по платежным док-м.

Ежедневно или в другие сроки, установленные по соглашению с орг-ей, банк передает ей выписки с РС. В них содержится информация об операциях по РС. Только выписка является основанием для оформления операций в учете. Для учета операций по РС используется активный синтетический счет 51 «расчетные счета»

 

 

6.. Учет основных средств.

Основные средства — это совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и т.д.

При принятии бухучета активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение условий:

1. использование их при производстве продукции, либо для управленческих нужд;

2. использование в течении длительного времени (т.е. более 12 месяцев);

3. организацией не предполагается последующая перепродажа данного актива;

4. способность приносить экономические выгоды.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации. СПИ определяется самостоятельно или берется из технической документации.

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:

- правильное оформление документов и своевременное отражение в учете поступления основных средств, их внутреннего перемещения, выбытия;

- достоверное определение результатов от продажи и прочего выбытия основных средств;

- полное определение затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта);

- контроль за сохранностью и эффективностью использования основных средств.

В бухгалтерском учете основные средства отражаются по первоначальной, остаточной и восстановительной стоимости.

Первоначальная (балансовая) стоимость –стоимость по которой объект изначально ставится на учет. Определяется в зависимости о способа поступления объекта: 1) при приобретении за плату – по фактическим затратам на приобретение, фактические затраты – все затраты, связанные с конкретной покупкой. 2) при сооружении своими силами - по факт затратам на сооружение. 3) при безвозмездном поступлении (дар) – по рыночной стоимости объекта, подтвержденной официальным прайс-листом, данными завода-изготовителя, экспертными оценками и т.д.4) при поступлении в счет вклада в уставный капитал – по договоренности сторон. 5) при поступлении по бартеру – по стоимости объектов, переданных взамен.

Остаточная стоимость - первоначальная стоимость минус начисленная амортизация

Восстановительная стоимость — стоимость объекта основных средств в результате переоценки. Переоценка может производиться по усмотрению руководства, но не чаще 1 раза в год

Амортизация основных средств – постепенный перенос стоимости объекта основных средств на себестоимость единицы продукции.

Способы исчисления:

1) Линейный – годовая сумма амортизации опред исходя из ПС объекта и норма амортизации, которая показывает, сколько % от ПС будет амортизироваться в год.

2) Способ уменьшаемого остатка – годовая сумма рассчитывается исходя из остаточной стоимости и нормы амортизации, увеличенной при необходимости на коэффициент ускорения.

3) По сумме чисел лет - годовая амортизация определяется исходя из ПС и годового соотношения, где в числителе кол-во лет, остающихся до конца СПИ, в знаменателе - сумма чисел лет.

4)Пропорционально объему продукции – используется ПС и годовое соотношение, где в числителе объем производства за год, а в знаменателе – объем производства за весь срок СПИ.

Способ начисления амортизации выбирается организацией самостоятельно, установленный способ применяется к объекту в течение всего СПИ и менять его нельзя. Амортизация начинает исчисляться с 1 числа месяца, следующего за месяцем поступления объекта. А заканчивает исчисляться с 1 числа месяца, следующего за месяцем выбытия объекта. Начисление амортизации проводится по кредиту 02 «амортизация ОС» (пассивный) и дебету счетов учета затрат (20, 23…) в зависимости от того, в какой сфере работает объект

 

 

7.. Учет нематериальных активов.

НМА_ имущество, которое одновременно отвечает след условиям: 1)Не имеет материально-вещественной формы, 2) Может быть выделено из другого имущества, 3) Предназначено для использования в производстве продукции, либо для управленческих нужд орг-ции, 4) Используется в течение > 12 мес, 5) Не предполагается последующая перепродажа данного имущества, 6) Способна приносить организации экономическую выгоду, 7) Имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права орг-ции на него.

К НМА не относятся 1) Не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, 2) Не законченные и неоформленные в установленном порядке теже работы, 3) материальные объекты, в которых выражены произведения науки, литературы, искусства, программы ЭВМ и базы данных.

НМА можно разделить на 3 группы: 1) Объекты интеллектуальной собственности – авторские права, товарные знаки, ноу-хау и т.д. 2) Отложенные затраты – организационные расходы в период создания предприятия до момента его гос регистрации. 3) Деловая репутация – разница между балансовой и покупной стоимостью орг-ции как имущественного комплекса.

Синтетический учет НМА производится на счетах 04 «нма» активный и 05 «амортизация НМА» (пассивный) Порядок учета поступления амортизации и выбытия нма такой же, как и ОС. Амортизацию разрешается насчитывать теми же способами, за искл «пропорционально объему продукции

 

8.. Учет материально-производственных запасов.(МПЗ)

В бухгалтерском учете в качестве МПЗ принимаются активы:

-используемые при производстве продукции (сырье, основные материалы и т.д)

- предназначенные для продажи (готовая продукция и товары)

-используемые для управленческих нужд(вспомогательные материалы, топливо)

МПЗ целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на себестоимость производимой продукции.

Классификация материалов:

1)Сырье и основные материалы составляют материальную основу производимой продукции. Сырье- это продукция добывающей промышленности и сельского хозяйства.Материал -это обработанное сырье. 2) Вспомогательные материалы служат для придания продукции определенных потребительских свойств или для ухода за основными средствами. 3) Покупные полуфабрикаты – это изделия приобретаемые для комплектации изготовляемой продукции, но требующие дополнительной обработки. 4) Тара 5) Запасные части 6) Топливо 7) Инвентарь и хозяйственные принадлежности – это инструменты используемые менее года, моющие средства и т.д 8) Спецодежда.

Классификация не является регламентированной и может изменятся в зависимости от потребностей организации.

Оценка МПЗ

МПЗ принимаются к учету по фактическим затратам на их приобретение или заготовление. Исчислять фактическую себестоимость каждой единицы МПЗ могут себе позволить только небольшие орг-ции с ограниченной номенклатурой материалов, т.к. это требует значительных трудозатрат. Большинство орг-ций применяют твердые учетные цены – ср.покупные, ср.рыночные и т.д. МПЗ приходуются на отдельном счете. По окончании отчетного периода разницы между учетной стоимостью и фактическими затратами распределяется по видам МПЗ. При списании МПЗ в производство разрешается использовать следующие методы:

1) Списание по себестоимости каждой единицы – применяется в случаях когда каждая единица имеет индивидуальные характеристики. 2) По средней себестоимости, 3) Метод ФИФО – применяется правило» первая партия на приход, первая в расход» - сначала списываются материалы по цене первой партии, затем второй и т.д. 4) Метод ЛИФО – «последняя партия на приход, первая в расход» - сначала списываются материалы по цене последней партии, затем предпоследней и т.д.

Синтетический учет МПЗ:

При поступлении материалов дебетуют счет 10 «Материалы» и кредитуют счета:

60 «Расчеты с поставщиками»-на стоимость покупки материалов

66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»- на проценты по кредитам и закупку материалов

76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» - на стоимость услуг связанных с покупкой материалов.

71 «Расчеты с подотчетными лицами» - на стоимость материалов оплаченных из подотчетных сумм и т.д

При списании в производство кредитуется счет 10 «Материалы» и дебетуются счета учета затрат (20, 23, 25, и т.д)

Продажа материалов оформляется через счет 91 «прочие доходы и расходы» на котором рассчитывается финансовый результат от продажи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.