Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Автор поэмы Страдающая мать






- Подумайте, какие фрагменты озвучены голосом матери, а где звучит голос автора. (В «Посвящении» и «Эпилоге» мы слышим голос автора, выполняющего взятое на себя обязательство рассказать о страшном времени, а в остальных главах звучит голос Ахматовой – матери, безумно страдающей за судьбу сына.)

Образ матери – центральный, главенствующий. Но, несмотря на то, что в основной части Ахматова рассказывает про свои личные страдания, тема единения с всеобщей народной болью, заданная в эпиграфе, предисловии и в посвящении, позволяет воспринимать материнскую скорбь поэтессы как вселенскую. Это особо подчеркивает небольшая, но очень весомая по своей значимости глава «Распятие».

 

А теперь я хотела бы вернуться к одной из тем поэмы – теме ПАМЯТИ. Для акмеистов, к которым принадлежали и Ахматова, и Гумилев, важнейшим этическим компонентом творчества являлась категория памяти.

-Для чего человеку нужна память? Я попросила подумать вас над этим дома. Ваши выводы? (ответы могут быть совершенно разноплановые)

- Память – это важнейшая категория человеческого разума… или души?

- Почему для поэтессы так важно сохранить память о прошлом?

- Почему она, измученная горем, вначале зовет смерть, а когда проваливается в небытие («уже безумие крылом души накрыло половину»), пугается? (она понимает, что ТАМ не будет НИЧЕГО, что ей не удастся сохранить в памяти самое дорогое и святое: «милую прохладу рук», «лип взволнованные тени»)

- В «Посвящении» Ахматова постоянно употребляет местоимение «МЫ» (покажите на примере). Зачем она делает этот акцент? (В данном случае «Я» обозначало бы только личное горе, а местоимением «МЫ» поэт подчеркивает общую боль и беду)

-Какие художественные средства использует поэт, чтобы описать общее материнское горе? (гиперболу: «гнутся горы, не течет великая река»; сравнения: «словно с болью жизнь из сердца вынут, словно грубо навзничь опрокинут»)

 

IV.Итоги урока

 

Арестованный сын – боль, никогда не заживающая рана Ахматовой. Но материнская скорбь расширена до масштаба народной беды, общерусского горя: за нею тысячи женщин у ворот тюрьмы, страдающих, как она. Она получает силы, чувствуя себя их голосом, передавая их немой вопль:

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов…

Реквием по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению, поколению, из которого уже к сороковому году мало кто уцелел. Создав «Реквием», Ахматова отслужила панихиду по безвинно осужденным. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.

 

V.Закрепление учебного материала

Цель этапа:

Закрепление материала, формирование ценностно-смысловых компетенций.

 

Учащимся предлагается сделать вывод на основе проведённых наблюдений.

В каких главах наиболее остро звучит проблема исторической памяти и суда времени (в главах, написанных от лица матери, от лица историка, от лица поэта). Зачем автору понадобилось такое многоголосие? Какие литературные традиции продолжает Ахматова в своей поэме?

 

Возможно, учащимся сложно будет однозначно ответить: чей «голос» в поэме является определяющим, и этот факт лишний раз доказывает: поэма не о личной трагедии женщины. Поэма о трагедии всего народа. Память является определяющим фактором. Слова «Реквиема» обращены ко всем согражданам. Тем, кто сажал, и тем, кто сидел. И в этом смысле это глубоко народное произведение. В небольшой по объёму поэме показана горькая страница жизни народа. Три голоса, звучащие в ней, сплетаются с голосами целого поколения, всего народа. Автобиографическая линия только делает картины всеобщей глобальной более проникновенными и личными.

 

VI. Домашнее задание.

 

Учащимся предлагается вспомнить произведения русской литературы, поднимающие ту же проблему, что и поэма А.А. Ахматовой «Реквием», прокомментировать эту проблему, объяснить её актуальность.

Написать творческую работу по теме: «Образ матери в поэме А.Ахматовой «РЕКВИЕМ»

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.