Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вводная часть. психологии и педагогика






УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

психологии и педагогика

полковник внутренней службы

А.В. Шленков

 

«___»______________________2013г.

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Юридическая психология»

 

ТЕМА 3: «ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

по специальности: 030301.65 «Психология»

специализация: «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»

СМК-УМК 4.4.2-45-13

 

Санкт-Петербург

I.Учебные цели:

1. Познакомить соструктурой личности преступника.

2. Рассмотреть психологию преступной группы.

II. Воспитательные цели

1. Дать возможность обучающимся глуб­же изучить поведение индивида в развитии, исследовать не только сами действия, образующие запрещенный законом поступок, но и различные предшествующие этим действиям события.

III. Расчет учебного времени.

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Психология преступного поведения. 2. Психология личности преступника. 3. Психология группового преступного поведения. 4. Психологическая характеристика потерпевшего. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  

IV. Перечень литературы и учебно-методических материалов для подготовки к практическому занятию

Основная

1. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2008.

2. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М, 2008.

3. Горьковая И.А. Личность подростка - правонарушителя. СПб., 2009.

 

V.Учебно-материальное обеспечение

- мультимедийный проектор, компьютерная техника;

- слайды.

VI. Текст лекции

Вводная часть

Криминальная психология-область юридической психологии, которая изучает пси­хические закономерности личности преступни­ков, которые связаны с формированием пре­ступной установки, возникновением преступного умысла, подготовкой и совершением преступ­ления, а также формирование преступного стереотипа поведения. Криминальная психоло­гия исследует личность преступника и преступ­ной группы, разнообразные психологические пути воздействия на личность и группу. Изучение личности преступника необходимо, прежде всего, в связи с потребностями практики борьбы с пре­ступностью. Помимо этого, в особом разделе кри­минальной психологии изучаются психологичес­кие аспекты неосторожной преступности, а также исследуется бытовая и профессиональная нео­сторожность. Для криминальной психологии наи­более характерен подход, который позволяет глуб­же изучить поведение индивида в развитии, но для этого нужно исследовать не только сами действия, образующие запрещенный законом поступок, но и различные предшествующие этим действиям события.

Выделяют следующие биологические предпосылки, оказывающие отрицатель­ное влияние на поведение человека:

1)патологию биологических потребностей;

2)нервно-психические заболевания, к которым относят психопатии, неврастении, пограничные состояния, которые повышают возбуди­мость нервной системы;

3) психофизиологические нагрузки и конфликтные ситуации.

Биологическая подструктура не свободна полностью от влияния окружающей среды. Пре­ступниками не рождаются, а становятся. Поэто­му в формировании преступных качеств глав­ное место занимают социальные факторы: воспитание, обучение и т.д.

На преодоление негативных предпосы­лок поведения оказывают влияние:

1) размер санкций (социальных, правовых, моральных), которые следуют в связи с тем или иным вариантом поведения индивида;

2) степень их реальности, близости и неотвра­тимости;

3)отношение индивида к своей социальной роли в целом и к ее составным элементам.
Неудовлетворенность запросов людей в сфере потребления и несоответствие между по­требностями людей и возможностями реализации этих потребностей является одним из существенных компонентов причинного комп­лекса преступности, а именно:

1)устои прошлого уклада жизни действуют на главные жизненные потребности людей бла­годаря их личному опыту и опыту предыдущих поколений;

2)население в своих представлениях о возможных изменениях в укладе жизни обычно сле­дует официальным прогнозам;

3)потребности людей формируются в резуль­тате сравнения с жизнью других социальных групп и слоев общества; формирование потребностей подчиняется принципу соответствия возможностей

Учебные вопросы:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.