Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пафос художественного произведения




В переводе с греческого пафос - страсть, воодушевление, страдание. Эти три слова как нельзя лучше передают смысл того, что принято называть душой художественного произведения.

Термин стали применять еще античные риторы, позже из риторики он перешел и в поэтику. Аристотель считал, что хорошая речь должна быть «патетической», но не чрезмерно эмоциональной и призывал ораторов быть «ровными» и «не идти на поводу у страсти».

В эпоху романтизма к Аристотелю не прислушивались, ибо целью романтизма как раз и было культивирование страсти путем изображения ее бурных проявлений.

В русском литературоведении известна теория пафоса, разработанная В.Г. Белинским. «Искусство, - писал он, - не допускает к себе отвлеченных философских, а тем менее рассудочных идей: оно допускает только идеи поэтические; а поэтическая идея это не силлогизм, не догмат, не правило, это - живая страсть, это - пафос».

В понятие «пафос» в различные эпохи вкладывался и неодинаковый смысл, но при этом современные исследователи (Г. Поспелов) различают несколько видов пафоса.

Пафос героический - «воплощение в действиях отдельной личности...»; пафос драматический, возникающий под воздействием внешних сил, угрожающих желаниям и стремлениям персонажей; пафос трагический состоит в изображении неразрешимых противоречий между требованиями жизни и невозможностью их осуществления; пафос сатирический, сентиментальный и романтический пафосы.

За последние годы понятие о пафосе почти вышло из употребления, так как современный литературный герой является «рефлектирующей личностью», и, как и его автор, чуждается открытого проявления чувств и маскирует их в лучшем случае иронией.

Вопрос 10. 1.2. Специфические особенности («внутренние законы») драмы

 

«Изучение поэзии драматической есть, так сказать, венец теории словесности… Этот род поэзии не только способствует серьезному умственному развитию молодежи, но при своем живом интересе и особенном действии на душу поселяет благороднейшую любовь к театру, в его великом образовательном для общества значении» - В.П. Острогорский.

Специфические особенности драмы определяются:

Эстетическими свойствами драматизма (важный признак драмы).

Размерами драматического текста (небольшой объем драмы накладывает определенные ограничения на тип построения сюжета, персонажа, пространства).

Отсутствием авторского повествования

Позиция автора в драматическом произведении скрыта больше, чем в произведениях других родов и ее выявление требует от читателя особого внимания и размышления. Опираясь на монологи, диалоги, реплики и ремарки, читатель должен вообразить время действия, остановку, в которой живут герои, представить их внешний облик, манеру говорить и слушать, улавливать жесты, почувствовать, что скрывается за словами и поступками каждого из них.



Наличием действующих лиц (называемой иногда афишей). Автор предваряет появление действующих лиц, давая краткую характеристику на каждого из них (это ремарка). В афише возможен другой вид ремарки – авторское указание о месте и времени событий.

Делением текста на акты (или действия) и явления

Каждое действие (акт) драмы, а зачастую и картина, сцена, явление - это относительно законченные части стройного целого, подчиненного определенному плану драматурга. Внутри действия могут быть картины или сцены. Каждый приход или уход действующего лица дает начало новому действию.

Наличием «авторской ремарки»

Авторская ремарка предваряет каждый акт пьесы, отмечает появление персонажа на сцене и его уход. Ремарка сопровождает и речь персонажей. При чтении пьесы они адресованы читателю, при постановке на сцене – режиссеру и актеру. Авторская ремарка дает определенную опору «воссоздающему воображение» читателя (Карягин), подсказывает обстановку, атмосферу действия, характер общения персонажей.

Ремарка сообщает:

- как произносится реплика героя («сдержанно», «со слезами», «с восторгом», «тихо», «вслух» и т.д.);

- какие жесты сопровождают его («почтительно кланяясь», «учтиво улыбаясь»);

- какие действия героя влияют на ход события («Бобчинский выглядывает в дверь и в испуге прячется»).

В ремарке сообщаются действующие лица, указывается их возраст, описывается внешний вид, какими родственными отношениями они связаны, указывается место действия («комната в доме городничего», город), «действия» и жесты героев (например: «всматривается в окно и вскрикивает»; «храбрясь»).



Диалогической формой построения текста

Диалог в драме - понятие многозначное. В широком смысле слова диалог - это форма устной речи, разговор между двумя или несколькими лицами. В этом случае частью диалога может быть и монолог (речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим персонажам, но речь обособленная, не зависящая от реплик собеседников). Это может быть форма устной речи, близкая к авторскому описанию в эпических произведениях.

В связи с этим вопросом, театровед В.С. Владимиров пишет: «Драматические произведения допускают портретные и пейзажные характеристики, обозначения внешнего мира, воспроизведения внутренней речи лишь в той мере, в какой все это «укладывается» в слове, произносимым героем по ходу действия» (11:56). Диалог в драме отличается особой эмоциональностью, богатством интонаций (в свою очередь, отсутствие этих качеств в речи персонажа - существенное средство его характеристики). В диалоге отчетливо проявляется «подтекст» речи персонажа (просьба, требование, убеждение и пр.). Особенно важны для характеристики персонажа монологи, в которых действующие лица выражают свои намерения. Диалог в драме выполняет две функции: дает характеристику на героев и служит средством развития драматического действия. Понимание второй функции диалога связано с особенностью развития конфликта в драме.

Особенностью построения драматического конфликта

Драматический конфликт определяет все сюжетные элементы драматического действия, он «просвечивает логику развития «индивидуума», отношения героев, живущих и действующих в его драматическом поле» (22:160).

Конфликт – это «диалектика драмы» (Е.Горбунова), единство и борьба противоположностей. Очень грубо, примитивно и ограниченно понимание конфликта как противопоставление двух персонажей с разными жизненными позициями. Конфликт выражает сдвиг времен, столкновение исторических эпох и проявляется в каждой точке драматического текста. Герой, прежде чем принять определенное решение или сделать соответствующий выбор, проходит через внутреннюю борьбу колебаний, сомнений, переживаний своего внутреннего Я. Конфликт растворяется в самом действии и выражается через трансформацию характеров, который происходит на протяжении пьесы и обнаруживается в контексте всей системы взаимоотношений действующих лиц. В.Г.Белинский в связи с этим констатирует: «Конфликт – это та пружина, которая движет действие, которое должно быть направлено к одной цели, к одному намерению автора» (6: 456).

Драматическими перипетиями

Углублению драматического конфликта способствует перипетия (важная особенность драматического текста), которая несет определенную функцию в пьесе. Перипетия – неожиданное обстоятельство, вызывающее осложнения, неожиданная перемена в каком либо деле жизни героя. Функция ее связана с общей художественной концепцией пьесы, с его конфликтом, проблематикой и поэтикой. В самых разных случаях перипетия предстает таким особым моментом в развитии драматических отношений, когда они, так или иначе, стимулируются некой новой силой, вторгающейся в конфликт со стороны.

Двойственной конструкцией сюжета, работающий на раскрытие подтекста

Известный режиссер и основатель МХАТ К.С. Станиславский делил пьесу на «план внешней структуры» и «план внутренней структуры» (46:61). У великого режиссера двум этим планам соответствуют категории «сюжет» и «канва». По мнению режиссера, сюжет драмы – это событийная цепь в пространственно-временной последовательности, а канва – это надсюжетное, надхарактерное, надсловесное явление. Если в театральной практике это соответствует понятию текста и подтекста, то в драматическом произведении - текста и «подводного течения».

«Двойственная структура текста «сюжет-канва» обуславливает логику действия событий, поведения героев, их жестов, логику функционирования символических звуков, смешение чувств, сопровождающих героев в бытовых ситуациях, пауз и реплик персонажей» (46:290). Персонажи драматического произведения включены в пространственно-временное окружение, поэтому движение сюжета, раскрытие внутреннего смысла (канвы) пьесы неразрывно связано с образами действующих лиц.

Каждое слово в драме (контексте) двухслойно: прямое значение связано с внешним - бытом и действием, переносное – с мыслью и состоянием. Роль контекста в драме сложнее, нежели в других литературных жанрах. Так как именно контекст создает систему средств выявления подтекста и канвы. Это единственная возможность проникновения сквозь внешне изображенные события в подлинное содержание драмы. Сложность анализа драматического произведения и состоит в раскрытии этой парадоксальной связи между канвой и сюжетом, подтекстом и «подводным течением».

Например, в драме «Бесприданница» А.Н.Островского подтекст ощутим в разговоре между купцами Кнуровым и Вожеватовым о купле-продаже парохода, который незаметно переходит ко второй возможной «покупке» (эту сцену необходимо прочитать в классе). В разговоре речь идет о «дорогом бриллианте» (Ларисе) и о «хорошем ювелире». Подтекст диалога налицо: Лариса - вещь, дорогой бриллиант, которым должен владеть лишь богатый купец (Вожеватов или Кнуров).

Подтекст возникает в разговорной речи как средство умолчания «задней мысли»: действующие лица чувствуют и думают не то, что говорят. Он часто создается по средствам «рассредоточенного повтора» (Т.Сильман), все звенья которого выступают друг с другом в сложные взаимоотношения, из чего и рождается их глубокий смысл.

Законом «тесноты событийного ряда»

Динамичность действия, сцепленность реплик героев, пауз, авторских ремарок - составляют закон «тесноты событийного ряда» (46:299). Теснота сюжетного ряда оказывает воздействие на ритм драмы и определяет художественный замысел произведения. События в драме происходят как бы на глазах у читателя (зритель непосредственно видит их), который становится как бы соучастником происходящего. У читателя создается свое воображаемое действие, которое иногда может совпадать с моментом чтения пьесы.

Драма (греч drama - действие) - род литературы, в котором сочетаются эпический и лирический способы изображения Основой драматического произведения является конфликт, его содержание раскрывается через игру актеров Драма показывает люд дину в напряженный момент жизни, раскрывает характер через действия, поступки, движение ее души Драматические произведения имеют динамичный сюжет, их пишут в форме беседы действующих лиц Из видов прямой речи драматические произведения н айчастише принимают диалог, реже - монолог, в массовых сценах - полилог Авторская язык используется только в ремарках, которые выполняют служебную функцию В них сообщается о виде, возраст персонажей их профессии, черты характера, подается описание сценс сцени.

Драматическое произведение делится на части, которые называются действиями или актами Акты составляются с объявлений, появление нового лица означает новую объявление, не во всех произведениях есть объявления Между действиями являются перерыва (антракты), которые нео необходимые для смены декораций, а также отдыха актеров и зрителиів.

В драматическом произведении - небольшое количество событий и действующих лиц, как правило, - одна сюжетная линия, когда есть побочные, то развиты слабо и подчинены главной Основные средства характеристики действующих оси и б - поступки, действия, жесты, мимика, речь Эмоциональное восприятие игры усиливает музыкантовка.

Драматические произведения, предназначенные для сценизации - небольшие по объему (70-80 стр. текста), потому продолжительность спектакля не может превышать 3-4 часа

Драма сформировалась на основе обрядового действа, связанного с культом бога плодородия и виноградарства Диониса Праздники \"дионисии\" сопровождались танцами и песнями о страданиях и победу Диониса Уча Асника действа надевали шкуры козлов и маски Хор в честь Диониса пели дифирамбы, в которых оплакивали смерть Диониса, в жертву ему приносили козла Дифирамб включал, кроме песни хора, декламацию корифея На \"дионисиях\" выполнялись и похабные песни Аристотель писал, что трагедия и комедия возникли из импровизации: трагедия - из дифирамба, комедия - с фаллических песен На \"дионисиях\" проводились соревнования трагиков и комедиографов, в таких соревнованиях принимали участие известные драматурги Древней Греции Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофації Есхіл, Софокл, Еврипід, Аристофан.

Виды и жанры драмы

Драма как литературный род делится на три вида: трагедию, комедию и собственно драму

Трагедия (греч tragdidia от tragos - козел, ode - песня, букв, козлиная песня) возникла игр грустного характера в честь бога Диониса осенью, когда греки проводили его на зимнюю спячку Возникновение Трагеди ее связано с мифом о смерти бога Диониса Его смерть оплакивали в дифирамбах Основоположником трагедии был Эсхил, он ввел в трагедию второго актера, а Софокл - третьего Античная трагедия имела мифо логический характер Важную роль в древней греческой трагедии играл хор Он выполнял лирические и эпические функции Лирические - оплакивание гибели героев, выражение соболезнования, ужаса, гнева, эпические - раз доклада о событиях и обстоятельствах Хор был участником трагического действа В трагедии Эсхила \"Персы\" хор выражал позицию общества, которая была противоположной позиции героев, в трагедии \"Агамемнон\" хор представ ляв психологию народа Хор мог вступать в диалог с герои трагедийати в діалог з героями трагедії.

Античная трагедия включает шесть обязательных элементов (о них идет речь в труде Аристотеля \"Поэтика\"):

1) рассказ (миф);

2) характеры;

3) мнение (умение говорить о уместно и существенное);

4) язык (метрическая или прозаическая);

5) музыка;

6) зрелище

По мнению Аристотеля, основное в трагедии - действие, трагедия может обойтись без характеров \"Трагедия, - по словам Аристотеля, - является воссоздание украшенного языке (причем каждая часть имеет именно ей свойственны украшения) важной и законченной действия, имеет определенный объем, воспроизведение не рассказом, а действием, через сострадание и страх способствует очищению подобных чувствувань".

Трагедия захватывает душу перипетиями и узнаванием Третья составляющая трагедии - страдание

Аристотель касается композиции трагедии Она включает пролог, эписодии, эксод, хоровую часть В хоровую часть входят парод и стасим Пролог - часть трагедии перед выходом хора, еписодий - часть трагедии между хоровыми песнопениями, эксод - часть трагедии, после которой нет хора пародий - первое выступление хора, эксод - последний Аристотель считал, что композиция трагедии должна быть запутанной, \"воспр орюваты ужасное и достойное состраданияспівчуття".

Размышляя над характерами в трагедии, Аристотель считал, что они должны быть благородными

Трагедия почти всегда заканчивается смертью главного героя, его обрекали на гибель сверхъестественные силы, мифическая судьба (греч тоига, лат fatum) Эдип из трагедии Софокла \"Эдип-царь\" волею судьбы стал преступником ем, убивает своего отца царя Лая и женится на матери Иокасты Он стремился избежать преступления, но Судьба невольно сделала его преступником Осознав суть преступления, Эдип ослепляет себя и уходит в изгнание йде у вигнання.

Новым этапом в развитии трагедии стала трагедия эпохи Ренессанса В трагедиях Шекспира судьбу героев определяют не боги, не фатум, а социальные условия Герои трагедии Шекспира \"Ромео и Джульетта\", \"Король Ли ир \",\" Отелло \",\" Гамлет \"выступают против обычаев и традиций, становятся жертвами отживающего обществ, стають жертвами відживаючого суспільства.

В трагедиях классицистов (Корнель - \"Гораций\", \"Сид\", Расин - \"Федра\") происходил конфликт между чувствами героев и их долгом перед государством Герои трагедий жертвовали личными интересами ради дер ржавних Классицисты строили свои трагедии согласно правилам нормативной эстетики: действие должно происходить в течение суток и в одном местея протягом доби і в одному місці.

В эпоху Просвещения трагические герои гибнут в борьбе за социальное и национальное освобождение, отстаивая просветительские идеи Значительную роль в развитии трагедии эпохи Просвещения сыграли произведения Шиллера ( (\"Разбойники\", \"Коварство и любовь\"), Гете (\"Гец фон Берлихинген\", \"Эгмонт\"он Берліхінген", "Еґмонт").

В эпоху романтизма трагедия раскрывает конфликт между героем и действительностью (Байрон - \"Манфред\", Гюго - \"Рюи Блаз\") Первой трагедией в украинской литературе есть произведение М Козачинского \"Трагедия о смерти послед заднего царя сербского Ироша V и в падении Сербского царства \"(1733 pербського царства" (1733 p.).

Крупнейшими образцами украинской трагедии XIX веке были \"Переяславская ночь\", \"Кремуций Кодр\" М Костомарова, «Савва Чалый» Ивана Карпенко-Карого, \"Оборона Буши\" М Старицкого

Горизонты украинской трагедии расширяются в XX в Появляются трагедии \"Роман Великий\" В Пачевского, \"Ярослав Осмомысл\" М Грушевский, \"Между двух сил\" В Винниченко, \"Когда народ освобождается\" Я Мам монтова, \"97\" М Кулиша, \"Дума о Британке\" Ю Яновского, \"Фауст и смерть\" О Левадаot;Дума про Британку" Ю. Яновського, "Фауст і смерть" О. Левади.

Среди разновидностей трагедии известные историко-революционная (\"Яблоневый плен\" Ивана Днепровского, \"97\" М Кулиша, \"Дума о Британке\" Ю Яновского), историческая (\"Устим Кармелюк\" В Суходольского, \"Тарасова ночь \"Ю Бедзика,\" Пророк \"И Кочерги), философская (\" Фауст и смерть \"О Левады,\" Приближение \"Ю Щербака, філософська ("Фауст і смерть" О. Левади, "Наближення" Ю. Щербака).

Категория \"трагического\" масс многовековую историю Первым теоретиком трагического был Аристотель Он считал, что трагическое имеет объективный характер, в его основе - переход от счастья к несчастью Человек испытывает есть несчастье том, что вступает в конфликт с судьбой и волей Богиі волею богів.

Классы цисты считали трагедию высоким видом, согласно правилам классицизма трагическим героем мог быть представитель высшего сословия общества По мнению Лессинга, трагическое возникает тогда, когда смелая личные ость возвышается над окружающей действительностью, вступает в борьбу с опасными препятствиями, мужественно переносит несчастье Героями трагедий могут быть обычные люди И Кант считал трагическое видом возвышенного и фактически отождествлял эти категории Гегель отмечал, что трагическое в искусстве является отражением трагического в действительности Герои трагедий - активные, свободные в своих действиях, они ставят перед собой высокую е ту Высоки политическая борьба, патриотизм, религия, любовь к родственникам Трагический герой должен быть благородным В эстетике Гегеля особое место занимает учение о трагической вину Трагический герой, на ду ТКУ Гегеля, виноват и невиновен одновременно Царь Эдип из одноименной трагедии Софокла виноват в совершении нескольких преступлений (убил отца, женился с матерью), но он и не виноват, потому что пытался избежать преступлений и не знал, кто его отецйого батьки.

Трагическое Гегель связывал с исторической необходимостью Он считал, что там, где возможна счастливая развязка, - трагедия невозможна Трагическое связано с решением сложнейших конфликтов, вызывает ають муки, страдания и гибельль.

\"Трагедия, - отмечает В Фролов, - наиболее конфликтный жанр драматургии, если можно так выразиться, это драматическое отражение наиболее глубоких и различных конфликтов\" 1 Ю Борев называл трагедию самых пре льш философским жанром искусства, \"который представляет собой глубочайшее отражение духа времени\" Она имеет влияние на различные виды литературына різні види літератури.

Трагическое есть и в епичпих (эпическая поэма, роман, повесть, рассказ, новелла), и лирических (элегия, лирический портрет) произведениях, произведениях лирико-эпического характера (лирико-эпическая поэма, баллада)

Трагизм создают действия людей, злоупотребляющих властью ради собственной цели или приходят к власти, совершая преступление (Шекспир - \"Гамлет\", Пушкин - \"Борис Годунов\")

Трагическое Возникает в семейно-бытовых ситуациях, не связанных с политическими конфликтами Романтическая любовь Ромео и Джульетты противоречит нормам феодального общества Влюбившись в Джульетту, Ромео не забывает, что он из рода Монтекки, ведущий борьбу с родом Капулетти по законам кровной местити.

Трагедия связана также с борьбой за высокие цели, имеющие общественное значение Гибель низкого, отжившего не трагедия Не является трагедией, например, гибель Пузыря из произведения Ивана Карпенко-Карого \"Х Хозяин \"М Горький в« Беседах о ремесле \"писал:\" Трагедия - это слишком высоко для мира, где почти все \"страдания\" возникают в борьбе за право собственности на человека, вещи и где под лозунгом \"борьбы за свободу \"часто борются за расширение\" права \"эксплуатации чужого труда Мещанин, даже если он\" скупой рыцарь \", - все-таки не трагический, ибо страсть к монете, к золоту - уродливая и смешная Плюш кон и отец Гранде Бальзака - не трагические, они только гадкие Трагедия абсолютно исключает пошлость Когда в зоологическом парке дерутся обезьяны - разве это трагедия? \"Трагедия всегда связана с высокими м, возвышенным, благородным Трагический герой хорошо понимает суть событий, в которых участвует и свою роль в них не может быть трагическим тот герой, который погибает случайно Трагический герой - активный, постоянно го Мировой отстаивать свои убеждения, не способен на компроми герой — активний, повсякчас готовий відстоювати свої переконання, не здатний на компроміс.

В современном литературоведении есть два взгляда на трагическое М Иванова, Г Поспелов считают, что трагическое отражает внутренние коллизии героя, борьбу между личным и общественным в характере человека Трагические обстоятельства не включают в себя трагического М Иванова отмечает, что особенностью трагедии является \"наличие в ней трагического героя, в душе которого происходит трагическая борьба личных и надособистих устремлений и чувстві почуттів".

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); убедительной является концепция О Аникста, Ю Борева, М Лазаревой, Т Любимовой, Яранцев \"Сущность трагического, - отмечает М Лазарева, - составляет противоречие между значительными общественными или личными интереса ами и целями, которые последовательно защищают герои художественных произведений, и практической невозможностью их осуществления в столкновении с посторонними силами (общественными или природными), что приводит к тяжелым внутренних пе реживань, мучительных страданий или гибели этих героев При этом противоборствующие силы могут выступать и как внешние по отношению друг к другу, и как столкновение разнородных начал в характере отдельного осо бистости \"'О Аникет считает важным признаком трагического\" выдающуюся личность, обладающая героической мощью \", не требуя от нее обязательного внутреннего конфликткового внутрішнього конфлікту.

Комедия - это вид драмы, противоположный трагедии Она связана с низким и безобразным Комедия (греч. komodia от komos - веселая процессия и ode - песня) - сатирическое произведение, в котором разоблачаются негативные явлений ща в жизни человека и общества Комедия сформировалась в Древней Греции с срамных песен Возникшая на игр в честь бога Диониса весной, который, по их верованиям, возвращался к жизни Когда корифей рассказывал о воскресении Диониса, хор пел радостные песни о победе жизни над смертью После окончания обряда шли массовые художественные выступления, веселые игры, танцы Первым выдающимся комедиографом в Стар одавний Греции был Аристофан В комедиях \"Мир\", \"Всадники\", \"Лисистрата\" он обличает негативные общественные явления, что и определило особенности этого вида драмы как викривальногвості цього виду драми як викривального.

Первым теоретиком комедии и комического был Аристотель Комедия, по мнению Аристотеля, является \"изображение всего сравнительно плохого в человеке, но недостатки воспроизводятся не во всей полноте, а лишь в той мере, в которой и смешное является частью недостойного, потому смешное - это какая-нибудь ошибка или безобразие, только не вредно и не пагубное \"3 Античный теоретик замечал, что в основе комедии - переход от несчастья к счастьюстя до щастя.

Античная комедия имеет композицию, которая отличается от структуры комедий других эпох Она начиналась прологом, в котором излагалась главная тема и определялось содержание борьбы героев За ним шел парод (выст тут хора), он был подготовкой к агона Агон - спор героев на актуальные темы По агоном - парабаса, актеры оставляли сцену и слово переходило к хору Завершал комедию эксод, в котором побеждало в бро, положительное, а отрицательное осуждалось Аристофан и ВСК композиционная структура просуществовала недолгоедовго.

В эпоху средневековья комическое отрывали вол смешного, комедией считали произведение со счастливой концовкой Дайте назвал свою поэму \"Божественной комедией\"

достижения комедийного искусства Возрождения связаны с именами Лопе де Всей, Кальлсрона и Шекспира их комедии отмечаются мастерством сюжетов, живостью диалогов и выразительностью характеров Новый тип комедии создал Мольер (\"Тартюф\", \"Дон Жуан\", \"Мизантроп\") Мольер разоблачает духовное обнищание аристократии, ее показную набожность, циничное лицемерие им противопоставляет положительные образы простых людей ЦС было отступлением от классицистических канонов, сформулированных II Буало Но сами характеры действующих лиц Мольер строил на принципах классицизма, выделяя доминантную черту (\"Тартюф\", \"Скупой\" домінантну рису ("Тартюф", "Скупий").

В эпоху Просвещения появляются комедии П Бомлрше (\"Севильский цирюльник\", \"Женитьба Фигаро\"), К Гольдони (\"Трактирщица\", \"Слуга двух господ\") Положительными героями их комедий есть люди среднего сословия

В XVIII веке появились \"Слано комедия\", в которой на место комедийного начала пришли сентиментально-трогательные ситуации, комическая опера, которая выражала интересы простых людей Первую сентиментальную комическую опе эру написал ЖЖ Руссо (\"Крестьянский колдун\") В XVIII веке приобрела популярность сентиментальная комедия с пением, интригующим, анекдотическим сюжетом, которую называют водевильм, яку називають водевілем.

Просветители выступили против классицистического трактовки комического Классицисты предметом комического считали жизнь простых людей

В XIX веке появляется комедия идей (ее основоположники О Уайльд и Б Шоу), комедия настроений (А Чехов), в XX в комические каикы-аллегории (Есть Шварц), эксцентрические комедии-буффонады (Ж Жироду и Д Хармс)

украинских комедия начинается с интермедийной части школьной драмы и вертепа XVII - XVIII вв Достижения украинской комедии XIX в связанные с произведениями \"Москаль-волшебник\" Котляревского, \"Сватовство н на Гончаровке \"Г Квитки-Основьяненко,\" За двумя зайцами \"М Старицкого,\" Мартин Боруля \",\" Сто тысяч \",\" Хозяин \"Ивана Карпенко-Карого,\" Чмырь \",\" Мамаша \"М Кропивницкого В XX ами М Кулиша (\"Так погиб Гусыня\", \"Хулий Хурина\", \"Мина Мазайло\") Комедию последних десятилетий XX в представляют произведения О Коломийца (\"Фараоны\"), Я Стельмаха (\"Викеитий Прерозумний\"), В Минка (\" из Аргентины \" XX ст. представляють твори О. Коломійця ("Фараони"), Я. Стельмаха ("Вікеитій Прерозумний"), В. Минка ("Жених із Аргентини").

Почти столько лет, сколько существует комедия, существует и теория комического Аристотель видел комическое в противоречиях между уродливым и прекрасным, Кант - между низким и возвышенным Гегель считал комической мелкую, н ничтожную цель, которую осуществляют с серьезным видом По мнению М Чернышевского, основой комического есть внутренняя пустота и ничтожность, прикрывающихся внешностью, которая претендует на содержании и знает ния М Чернышевский подчеркивал, что \"настоящая сфера комического - человек, человеческое общество, человеческая жизнь, ибо в человеке только развивается стремление быть не тем, чем она может быть, развиваются н едоречни, успеха, нелепые претензии Все, что выходит в человеке и в человеческой жизни неудачным, неуместным, становится комическим, если не бывает страшным или пагубнымабо згубним".

Основа комического - смех, смеясь над уродливым, мы поднимаемся над ним Безобразное становится комическим, когда пытается выдать себя за прекрасное Комическое, по словам М Чернышевского, \"пробуждает в нас чувство я человеческого достоинства \"Смех может быть доброжелательным (ирония) и злым (сарказм) О Герцен писал:\" Смех - одно из сильнейших орудий против всего, что отжило и еще держится бог знает на чем Смех - дело далеко не одного шутки Написать историю смеха было бы чрезвычайно интересно церкви, дворцах, в стройную перед начальником департамента, перед приставом частые, перед немцем-приказчик никто не смеется Крепостные-слуги лишены права улыбки в присутствии помещиков Одни равные смеются между собо Одні рівні сміються між собою.

Если ниже позволить смеяться при высших или если они не могут удержаться от смеха, тогда прощай чинопочитания Смех нивелирует, - а этого-то и не хотят люди, которые боятся остаться на своей собственной п удельному весу \"М Гоголь отмечал, что смеха боится даже тот, кто ничего не боитсяне боїться.

Конечно, не все, что в жизни вызывает смех, может быть основой комического Еще О Пушкин писал, что комедия базируется не только на смеха, но и на развитии характеров

Комический герой не является тем, за кого себя выдает, он настойчиво добивается своей цели, и в процессе действий чувствует, что не может ее достичь, но при этом не представляет, насколько он смешон Ограниченность, тупость во могут быть не только смешными, но и страшными, опасными Там, где возникает страх за жизнь, исчезает комическое Субъект комического всегда чувствует превосходство над объектом смеха Комическое появляется внаслидо к несоответствия ожидаемого, прогнозируемого и реально иснуючогчого.

Сфера комического - ограниченная Не все виды искусства обращаются к комическому Есть комического в архитектуре, минимальные возможности для его создания имеет музыка обращается к комическому графика, карикатур ра, редко - скульптура (деревянные, глиняные, фарфоровые изделия) Значительные возможности для воплощения комического имеет художественная литература Помимо комедии, комическое осваивает юмореска, сатира, эпитафия, пародия, памфлет, фельетон, фарс, травестия, а также - сатирические романы, повести, рассказыдання.

Жанры комедии

Сатирическая комедия появилась в эпоху античности В сатирической комедии нет положительных героев, она развенчивает общественные пороки М Гоголь писал, что в его сатирических комедиях положительным героем является смех образцам ом сатирической комедии есть одноактная пьеса М Зарудного \"Номенклатурная единицаа одиниця".

Героическая комедия появилась в творчестве романтиков ее основоположником является французский поэт-романтик Е Ростан, автор комедии \"Сирано де Бержерак\" В героической комедии сочетается героическое и комедийное нача ало Расцвет героической комедии приходится на 30-е годы XIX в Образцами этого жанра является \"Мой друг\" М Погодина, \"Слава\" В ГусевПогодіна, "Слава" В. Гусєва.

Лирическая комедия связана с творчеством А Чехова В лирической комедии раскрываются интимные чувства героев, в ней синтезируется грустное и веселое Положительный герой через положительные черты попадает в смешные ситуа ции (\"Простая девушка\" В Шкваркина, \"Маленькая студентка\" М Погодинадентка" М. Погодіна).

В семейно-бытовой комедии раскрываются быт, обычаи, семейные отношения персонажей Этот жанр сформировался в эпоху классицизма В творческой практике его использовали Мольер (\"смесь во дворянстве\"), ДИ Фонв Визин (\"Недоросль\"), М Гоголь (\"Ревизор\"), Иван Карпенко-Карый (\"Сто тысяч\", \"Хозяин\"), М Кулиш (\"Закут\"Сто тисяч", "Хазяїн"), М. Куліш ("Закут").

Комедия масок или комедия день арте (итал commedia deli arte - профессиональная комедия) - вид импровизированного народного театра эпохи Возрождения Действующими лицами комедии есть слуги маски: Арлекин, Бригелла, С Сер-Веттиев, Пульчинелла, маски бар (купец Панталоне, Капитан, Доктор), роли влюбленных выполняли без масок Каждый персонаж имел стали черты характера, носил соответствующую одежду, говорил своим языком Коме действие дель арте объединяла песню, слово, танец акробатику В ней участвовало 10-13 действующих лиц, интерьер - городская улица, балкон, окнавікно.

В середине XVII в жанр комедии дельарте теряет актуальность Традиции жанра комедии дель арте в XIX в продолжила итальянская диалектального комедия Влияние комедии масок сказался на произведениях Мольера ЗАСО оби этого жанра использовали в Мейерхольд, Есть Вахтангов, Лесь Курба Курбас.

Комедия ситуаций - разновидность комедии, в основе которой интрига, непредвиденные ситуации, неожиданный поворот в сюжете комедии ситуаций присущ несовпадение слов и поступков, она появилась в сутки античности, ро озвивалася в эпоху средневековья Первым произведением этого жанра было сочинение Менандра \"Близнецы\" Этот жанр использовали В Шекспир (\"Комедия ошибок\"), ЖБ Мольер (\"Тартюф\"), М Гоголь (\"Ревизор\"), и Котляревсь кий (\"Москаль-волшебник\"), Иван Карпенко-Карый (\"Сто тысяч\"), О Коломиец (\"Фараоны\"Іван Карпенко-Карий ("Сто тисяч"), О. Коломієць ("Фараони").

Комедия интриги - разновидность комедии ситуаций, п действие живая, напряженная, с авантюрными осложнениями (обманом, переодеванием) Запутанный конфликт разрешается в неожиданной концовке Комедиями-интригами есть \"Сивильський цирюльник\" П Бомарше, \"Два веронцем\" Шекспира, \"Шельменко-деншик\" Г Квитки-Основьяненкоеншик" Г. Квітки-Основ'яненка.

Комедия характеров - оппозиционный жанр по комедии ситуаций В ее основе - напряженная, острая борьба, яркие, типизированные характеры Героям комедии характеров присуща одна страсть Комедия мы-характ буквами являются произведения \"хвастливо воин\", \"Сокровища\" Плавта, \"Свекровь\" Теренция, \"Укрощение строптивой\" Шекспира, \"Тартюф\" Мольера, \"Так погиб Гусыня\" М Кулишt;Тартюф" Мольєра, "Отак загинув Гуска" М. Куліша.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); Комедия настроений - это жанр, в котором объединены особенности комедии-ситуации и комедии характеров В комедии настроений нет внешних конфликтов, традиционной завязки, развития действия и решения, она видз определяется тонким психологизмом, глубокими переживаниями, эмоциональностью Комедиями настроений является \"Голубая роза\" Леси Украинская, \"Чайка\", \"Вишневый сад\" А Чеховquot;Вишневий сад" А. Чехова.

Комедия плаща и шпаги (исп comedia de capa в espada) - испанский вид комедии интриги (XVI-XVII вв), получил название за деталями костюмов главных героев Комедийный конфликт в комедии плаща и шпаги витые икал с запутанной интриги, участниками которой были герои благородного происхождения и их ловкие остроумные слуги Комедия плаща и шпаги была создана в противовес классицистической комедии Жанровые возможности ком едии плаща и шпаги использовали В Шекспир (\"Два веронцем\"), Е Ростан (\"Сирано де Бержерак\"), Леся Украинской (\"Каменный хозяин\"аїнка ("Камінний господар").

Комедия идей (англ comedy of ideas) - высмеивает парадоксальные идеи К жанру комедии идей обращались Б Шоу (\"Дилемма врача\", \"Человек и сверхчеловек\") и Костецкий (\"Близнецы еще встретятся\")

Комедия-балет (франц comedie-ballet) - жанр, в котором сочетаются диалог, пантомима, танец, вокальная и инструментальная музыка Этот жанр ввел Мольер, образцами комедии-балета является его произведения \"Брак с по принуждению \",\" Мещанин во дворянстве \",\" Больной, да и только \",\" Жорж Данден, та й годі", "Жорж Данден".

Интермедия (от лат intermedius - то, что находится посередине) - комическая пьеса или сцена, которую выполняли между действиями основной драмы Эти сценки давали зрителю возможность развлечься, они заполняли время, отводили артистам для отдыха Часто интермедии были инсценировкой народных анекдотов (\"Кот в мешке\"), пародировали поверье, бытовые сценки В XVII-XVIII вв интермедия стала частью школ ьнои драмы на историческую или религиозную тему До нашего времени дошли интермедии с пасхальных и рождественских драм М Довгалевского и Г Конисского Интермедия имела влияние на формирование комедии и воде е-лкомедії і водеві-ля.

Сегодня интермедия живет в цирке и на эстраде, заполняет паузы между номерами программы Интермедия - это пьеса, которую выполняет клоун на манеже цирка, и конферансье на эстраде Клоунада берет начало в искусств е скоморохов, она использует репертуар ярмарочных шутов конце XIX века появились клоунады соло, дуэты, трио В основе клоунады сюжетный трюк, эксцентричная концовка Текст клоунады включает словесные каламбуры, внезапный переход от одной темы к другой, гротеск, сатиру, юмор, буффонаду, фарс, гиперболизацизацію.

интермедия в конферансе может выполнять один актер, который превращается в образ литературного персонажа, или два В парном конферансе используются интермедии-сценки и интермедии-диалоги История п парного конферанса знает таких талантливых актеров, как Юрий Тимошенко и Ефим Берегуін.

Интерлюдия (лат inter - между, ludus - игра) - это жанр английской комедийной драмы, которая возникла на рубеже XV-XVI вв Интерлюдия отличается от интермедии, она была самостоятельным жанром Персонажи интерл люди - священники, крестьяне, жители городов Известным автором интерлюдий был Джон Хейвуд (\"Продавец индульгенций и монах\", \"Четыре П\";, "Чотири П").

Фарс (франц farse, narfartiio - начиняю, наполняю) - жанр комедии средневековья Сформировался в XII в, приобрел популярность в XIV-XVI вв Фарс базируется на бытовых ситуациях реального или анекдотического характера В фарси Нету индивидуализированных образов, зато есть персонаж и-маски: хитрый слуга, сварливая неверная жена, шарлатан-врач, незадачливый студент В фарсе есть буффонада, эксцентрика, быстрая смена ситуаций, герои спорят, дерутся К жанру фарса обращались Ф Рабле, К Маро, Маргарита Наваррская В XV веке особенно популярным был цикл об адвокате Патленката Патлена.

Жанр фарса известен и в японском театре Японский фарс имеет фольклорный характер В японских фарсах (кегэн) разоблачались шарлатаны-монахи, хитрые слуги и крестьяне, тупые князья

Средства фарса использовали Шекспир, Лопе де Вега, Бомарше

Фастнахтшпиль (нем fastnachtspiel - масницька игра) - жанр бытового немецкого комического театра В основе - народные обычаи, обряды, в частности изгнания зимы, злых духов древним фастнахтшпилем является \"Игра о Нойдгарта \"(1350 г) В нем изображался конфликт между крестьянами и рыцарями Наиболее известным автором фастнахтшпилив был Ганс Сакс, автор 85 произведений Он использовал библейские сюжеты, сюжеты античной их писателей (Гомера, Вергилия, Овидия), писателей эпохи Возрождения (Петрарки, Боккаччо) Действующие лица фастнахтшпилив Ганса Сакса представляют стереотипы человеческого поведения, они лишены инди видуализациі індивідуалізації.

Соти (франц soties от sot - глупый) - небольшое сочинение комического содержания, приобрел популярность в XV-XVI вв во Франции Герои сотый - шуты и дураки Эти комические пьесы фалы любители, которые объединялись в так с называемые \"корпорации дурачков\", известной корпорацией была парижская компания \"Беспечные ребята\" В XV веке сотый распространились и в других европейских литературах Члены корпорации шутов надевали зелено-желтый и костюмы, колпаки с бубенчиками и жезлы с головкой шута в сотые высмеивались различные общественные слои Впоследствии в сотые входит выразительный сатирический элемент, поэтому король Франциск I запретил этот жанр Найвид Омиш автором сотого был драматург Пьер Гренгуар (\"Игра о князе дураков и дуру-маму\"а про князя дурнів та дурепу-маму").

Водевиль (франц vaudeville) - одноактная шутливая пьеса комедийного характера, иногда с танцами и песнями Как жанр сформировался в конце XVII - нач XIX в Название возникло во Франции Относительно названия есть две версии сии Согласно первой, название пошло от \"водевилей\" - веселые песни, которые составлял поэт Нормандии Оливье Баслен Он жил в долине реки Вир Согласно второй версии, название происходит от городских песен (voix de ville - городские голоса) В начале XVII в водевилями называли песни-куплеты с припевом, которые были частью ярмарочных народных пьес Как драматический жанр водевиль сложился в конце XVIII в Он стал популярным жанром бульварного театра В 1972 p в Париже был основан театр \"Водевильнований театр "Водевіль".

В XIX веке водевиль потерял политическую остроту, превратился в шутливый произведение с запутанным сюжетом, неожиданными событиями и перипетия мы, недоразумениями Жанр водевиля использовал А Чехов ( (\"Женитьба\", \"Юбилей\", \"Медведь\") В украинской литературе известны водевили \"Москаль-волшебник\" И Котляревского, \"Хуторяночка\" Л Глебова, \"Как колбаса и рюмка, то пройдет ссора\" М Старицкого, \"На п ерши шишки \"С Васильченко,\" Номенклатурная единица \"М Зарудног"На перші гулі" С. Васильченка, "Номенклатурна одиниця" М. Зарудного.

Трагикомедия - драматическое произведение, в котором органично сочетаются трагическое и комическое Появился в древнеримском театре трагикомедию было произведение Плавта \"Амфитрион\" Меркурий, обращаясь к зрителям в прологе и заявляет, что покажет комедию, но представит в ней богов (а это предмет трагедии), поэтому называет произведение трагикомедией Особенности жанра трагикомедии обосновал итальянец Б Гварини Пишущий трагиком едию, - отмечал он, - берет из трагедии действующих лиц, но не действие, ее правдоподобный содержание, но не действительность, развитие чувств, но не переживания, удовольствия, но не грусть, опасность, но не смертности ь С комедии взят умеренный смех, умеренная развлечение, кажущиеся трудности, счастливый поворот судьбы и комическое чувство действия \"не відчуття дії".1

украинских трагикомедия связана с именами Ф Прокоповича (\"Владимир\"), Л Горки (\"Иосиф патриарх\"), Г Конисского (\"Фотий\") Известны трагикомедии М Кулиша (\"Народный Малахий\"), С Беккета (\"Ожидая Годо \"), Е Олби (\" Не боюсь Вирджинии Вулф \") С жанром трагикомедии связано творчество Ж Жироду, Ж Ануй, А Макайонка, О Вампилова Современная трагикомедия имеет иронический харак, А. Макайонка, О. Вампілова. Сучасна трагікомедія має іронічний характер.

Видом трагикомедии XX ст стал трагифарс трагифарс назвал свои произведения \"Стрельцы\" и \"Носороги\" Эжен Ионеско

Драма как вид занимает промежуточное место между трагедией и комедией Трагедия и комедия показывают жизнь несколько односторонне, потому изображают или трагическое, или комическое Драма изображает действительность шире, весбичнише Геро й драмы способны на глубокие переживания, мужественные, героические поступки, они действуют в обычных условиях, иногда попадают в комические ситуации Безобразное и низкое подается в драме без комедийного обостренияення.

Теоретическое обоснование драмы дали просветители Дидро и Лессинг Но драма как вид появилась в эпоху античности Близкими к драме являются комедии древнеримского писателя Теренция \"Свекровь\" и испанськог го драматурга Лопе де Веги \"Наказание - не месть\" Дени Дидро отмечал, что героем драматического произведения должно быть простолюдин В противоположность классы цисты, он доказывает необходимость сочетать в драме трагическое с комическим Свои теоретические положения Дидро иллюстрирует драмами \"Побочный сын\" и \"Отец семействачний син" і "Батько сімейства".

В украинской литературе драма появляется в XVIII в (\"Милость Божия\"), высокого уровня развивается XIX в в творчестве Т Шевченко (\"Назар Стодоля я\"), и Котляревского (\"Наталка Полтавка\"), Иван на Карпенко-Карого (ИК Тобилевича) (\"Бурлак\", \"Служанка\"), И. Франко (\"Украденное счастье\"), Леси Украинский (\"Кассандра\"І. Франка ("Украдене щастя"), Лесі Українки ("Кассандра").

Драму XX века представляют произведения В Винниченко (\"Молодая кровь\", \"Черная Пантера и Белый Медведь\"), М Кулиша (\"Зона\", \"Патетическая соната\", \"Маклена Граса\") Значительный вклад в развитие драмы в XX веке те сделали И Кочерга, Я Мамонтов, Иван Днепровский, Ю Японский На рубеже XX-XXI века появляются произведения представителей нового поколения - И Андрусяка, В стало, Б Жолдака, и Ирванца, Д Кешель. Андрусяка, В. Герасимчука, Б. Жолдака, І. Ірванця, Д. Кешелі.

Есть разные жанры драмы: социальная (\"Будка\" 1 Франко), героико-психологическая (\"Грех\" В Винниченко), социально-политическая (\"Кассандра\" Леси Украинский), бытовая (\"Две семьи\" МЛ Кропивницкого), утова (\"Назар Стодоля\" Т Шевченко), лирико-психологическая (\"Месяц в деревне\" И Тургенева), психологическая настроения (\"Голубая роза\" Леси Украинский), историческая (\"Маруся Богу славка\" М Старицкоготроянда" Лесі Українки), історична ("Маруся Богу славка" М. Старицького).

В эпоху Возрождения в Италии, Англии, Испании приобрела популярность кровавая драма ее истоки в произведениях римского философа и писателя Сенеки

(4 к ее с - 65 pp н e) Сюжет кровавой драмы основан на мотивах мести Образцами жанра кровавой драмы является \"Мальтийский еврей\" (1589 г) К Марло, \"Испанская трагедия\" (1587 p) Т Кида

В литературе Просвещения утвердилась мещанская драма ее предмет - быт и нравы людей третьего сословия, их тревожной жизни Мещанская драма знаменовала разрыв с эстетикой классицизма мещанская драма и есть произведения \"Внебрачный сын\", \"Отец семейства\" Д Дидро, \"Минна фон Барнгельм\" ГЭ Лессинга Эхо мещанской драмы М Яценко находит в пьесе И Котляревского \"Наталка Полтавкасі І. Котляревського "Наталка Полтавка".

На рубеже XIX-XX века получили распространение новые жанры драмы: неоромантический психологическая (\"В пуще\" Леси Украинский), драма идей (\"Иоганна - женщина Хусова\" Леси Украинская), неореалистическая драма (\"Грех\" В Винн ниченка), экспрессионизма (\"Патетическая соната\" М Кулиша), экзистенциальная (\"Мухи\" ЖП Сартра), драма абсурда, в которой в гротескных формах показано бессмысленности и Плачевность жизни (\"В ожидании Годо\" С Бе к кета, \"Носороги\" Е Ионеско) В литературе XXI века утвердилась постмодерна драма (\"Житие простых\" Наталии Ворожбит, \"Заросли\" Ю Данилюкаилася постмодерна драма ("Житіє простих" Наталії Ворожбит, "Хащі" Ю. Данилюка).

Мелодрама (греч melos - песня, напев, музыка, агата - действие) - литературное произведение поучительно нравоучительного характера с напряженным конфликтом и преувеличенной эмоциональностью Она появилась в конце XVII II в во Франции, сначала мелодрамой называли музыкальную драму, музыкальный элемент сохранился в мелодрамах XVIII-XIX вв Музыка сопровождала выход действующих лиц на сцену Особую популярность жанр мелодрамы приобретает в ЗО-40-х годах XIX века Тогда появляются мелодрамы М Кукольника, М Полевого в России украинский драматургию XIX века представляет произведение М Старицкого \"Цыганка Аза\" мелодраматических элементов ты в произведении Ивана Карпенко-Карого \"Несчастнаяа-Карого "Безталанна".

В мелодрамах является неправдоподобные ситуации и события внешние эффекты (драки, смертельные случаи) Герои мелодрамы - люди необычной судьбы, очень чувствительны, они остро реагируют на события и поступки персонажей В В мелодрамах, как правило, счастливый конецць.

Теперь мелодрамами называют несовершенные произведения, где острота конфликтов заменена банальными страстями

Драма-феерия (франц fee - фея, волшебница) - пьеса со сказочно-фантастическим сюжетом и героями, в драме-феерии сказочное переплетается с реальным Примером такой драмы есть произведение Леси Украинский \"Лесная песня\" \"Основоположник жанра классицист П Корнель (\" Андромеда \",\" Золотое руно \") Жанр драмы-феериие в творческом наследии Г Гаупмана (\" Затопленный дзвин \"), М Метерлинка (\" Синяя птица \"), Александра Олеся (\" Над Днепр ом), и Кочерги (\"Марко в аду\"ксандра Олеся ("Над Дніпром), І. Кочерги ("Марко в пеклі").

Драма сатира (греч drama - действие и satyros - демон плодородия) - жанр древнегреческого театра, занимал промежуточное место между трагедией и комедией В эпоху античности драму сатиров называли \"шутливой мая рагедиею \"В ее основе приключения, эротические истории, похищения, фантастические события, зажигательные танцы, декламации, песни хора; герои драмы сатиров - мифологические Сатиры лесные демоны с козлиными ногами, су проводжувалы Диониса Актеры драмы сатиров надевали козлиные шкуры Основоположником драмы сатиров был Пратина (VI-V вв до н с) До нашего времени дошла сатировская драма Еврипида \"Киклоп\", произведения других авторов сохранились в отрывках авторів збереглися в уривках.

В IV века до н.э жанр драмы сатиров прекратил свое существование

Литургическая драма - это духовная драма, которая приобрела популярность в эпоху средневековья в IX-XIII вв Литургическая драма использовала латинский текст Библии, ее исполняли духовные лица у алтаря согласия ом латинский текст заменили национальным В IX в легенды о смерти и воскресении Христа читали в диалогах, из этих диалогов сформировалась литургическая драма Со временем в литургическую драму входит разговорная мо ва, приобретают бытового характера костюмы и оформление сцены Это приводит к перерастанию литургической драмы в напивлитургийну Появляются персонажи с юмористическими репликами (продавец масла для сорев щивание тела Христа, черти), поэтому священники отказались выполнять роли таких героев в церкви и представления начали показывать на улице Наряду с духовенством их фалы ваганти и жонглеры В XIII в напивлитур гийна драма прекращает свое существование На ее место приходят мистерия и Миракля і міракль.

Мистерия (греч mysterion - служба, религиозный обряд в честь какого-то божества) Образцом мистерии является англонорманське \"Действо об Адаме\" (о грехопадении Адама и Евы), убийство Авеля Каином Адам выступает ае в этой мистерии простодушным флегматиком, черт - хитрым казуистом, Ева - женщиной, которая легко увлекается Мистерия объединяет религиозное действо, народный анекдот, фарс, пение и танц співи і танці.

Представления мистерий организовывали органы местного самоуправления Исполнителями мистерий были городские ремесленники Во Франции мистерии позднего периода появились после 1450 p, их называли циклическими Древнейшая а \"Мистерия Ветхого-завета\" насчитывает 50 тысяч стихов, это 40 отдельных пьес В них участвовало 243 актеры, пьеса исполнялась несколько недель В \"Мистерии страстей Господних\" А гребаный участвовало 400 человек Овик Представления происходили на улицах, площадях, во время праздников, ярмарок, они выполнялись национальной мовоонувалися національною мовою.

В мистериях библейские мотивы приобретали бытового характера Так, Ной представал в образе бывалого матроса, а его жена - сварливой бабы

Мистерии использовали и факты В 1429 г появилась \"Мистерия об осаде Орлеана\" с историческими героями, среди которых Жанна д'Арк Усиление комедийных и сатирических элементов в мистериях вызов кало их осуждение, а затем и запрет, в 1548 г мистерии были запрещены почти во всех странах Западной Европахідної Європи.

В Украине драмы-мистерии ставили в XVII в Авторами мистерий были М Довгаленський (\"Комическая действие\"), Д Туптало (\"Комедия на день Рождества Христова\") Известные анонимные мистерии \"Слово о возмущения ада\", \"Царство Натуры людской\", \"Мудрость предвичная\" В XIX-XX вв появляются произведения, использующие форму или название жанра (В Маяковский \"Мистерия Буфф\"), Т. Шевченко свою поэму \"Подземелье\" назвал мес Терри К Гамсун написал роман \"Мистерииму "Великий льох" назвав містерією. К. Гамсун написав роман "Містерії".

Миракль (франц miracle от лат miracylum - чудо) - один из жанров средневековой стихотворной драмы (XII-XV вв) религиозно-поучительного содержания В основе сюжета - \"чудо\", которое осуществляет святой Одной из первых х драм этого жанра была \"Игра о Святом Николае\" Жана Боделе В \"Миракли о Теофила\" Рютбефа использованы сюжет о том, как человек продает свою душу дьяволу Со временем религиозный элемент с Миракл исчезает драма приобретает мещански-морализирующего или рыцарско-авантюрного характера В XIV-XV веках в миракяях разрабатывалась семейно-бытовая тематика, звучала критика рыцарей и феодалов (\"Миракль о Гибур\", \"Миракль о Роберте-Дьявола\") Миракль использовался на сцене до XVIII в Этот жанр стремились восстановить символисты на рубеже XIX-XX вв Характерным с этой точки зрения произведение М Метерлинка \"Чудо святого Антония \"Украинский миракль представляют произведения\" Разговор о грешную душу \"и\" Успенская драма \"Миракль дал толчок развитию моралите, бытовой драмы, комедиі "Успенська драма". Міракль дав поштовх розвитку мораліте, побутової драми, комедії.

Ауто, ауту (испанское и португальское auto - действие) - одноактная драматическое представление религиозно-аллегорического содержания, получила распространение в Испании и Португалии во второй половине XIII в Ауто близка к городам терии, ее исполняли актеры в количестве 3-4 человек Персонажи ауто - Смерть, Купидон, Ангел, Император Почти 400 ауто написал Лопе де Вега К жанру ауто обращались Тирсо де Молина и Иедро Кальдерон В 1765 г ауто как архаичная драма была запрещенаронена.

Скетч (англ sketsch - эскиз, набросок) - небольшое сочинение юмористического или сатирического характера В его основе - острый сюжет, неожиданные смешные ситуации Скетч, как правило, состоит из одного действия, как ка длится семь - пятнадцать минут, тематика скетчей - семейно-бытовая скетчей являются произведения А Чехова \"Медведь\", \"Предложение\", одноактные пьесы Сервантеса, Мольера, Мериме Скетч близок к фарсу, он может быть сатирой, пародией, фельетоном Расцвет жанра приходится на 50-е годы XIX в Скетчи используются в театрах миниатюр и в цирк театрах мініатюр та в цирку.

Моралите (франц moralite от лат moralis - моральный) - стихотворная драма аллегорического характера, она сформировалась во Франции и Англии в XV в, распространилась во многих европейских литературах Героями мо оралите были аллегорические образы: Дружба, Справедливость, Разум, понимал, Богатство, бедность, Надежда, Вера, Любовь Положительные герои всегда побеждалиагали.

Элементы моралите входили в мистерии, миракли, исторические драмы К жанру моралите относят произведения \"Трагедокомедия в меди в будущей жизни\" Варлаама Лащевского и \"Воскресение мертвых\" Георгия Конисского

Школьная драма жанр церковной драматургии Школьная драма появилась в XV в, распространилась в Италии, Франции, Нидерландах, Австрии, Германии, Польше В Украине школьные драмы создавались в XVII-XVIII вв пер реважно преподавателями пиитики, а использовались учителями и учащимися духовных школ Для школьных драм использовались библейские сюжеты, а впоследствии исторические явления и факты Школьная драма имела стихотворную фор м, строгую композицию, она состояла из 3-5 актов, после каждого выступал хор, который развлекал зрителиядачів.

Драма включала пролог и эпилог Спектакли проходили до Рождества и Пасхи История школьной драмы связана с такими произведениями, как \"Алексей человек Божий\" (1674 p), \"Милость Божья, от неудобь носимый обид лядских чрез Богдана Зиновия Хмельницкого, славного войск Запорозкого, свободившая \"(сценизована в 1728 p) выразительные произведение этого жанра - трагикомедия\" Владимир \"(1705 г) Феофана Прокоповичмир" (1705 р.) Феофана Прокоповича.

Драматическая хроника Утвердилась в эпоху средневековья Это вид драмы, близкий к эпосу, в его основе - исторические события Сюжет развивался во временной последовательности, сюжетные линии и эпизоды имели законченный характер С драматических хроник заимствовал сюжеты Шекспир К жанру драматической хроники принадлежат \"Хроника рыцарских времен\" О Пушкина, \"Жакерия\" П Мериме, \"Дмитрий Самозванец\" О Островськогтрій Самозванець" О. Островського.

Драматический этюд - это одноактный драматическое произведение, в основе которого один эпизод, события изображены статично, характеры действующих лиц только очерчены Выделяют трагические (\"Зимний вечер\" М Старицкого, \"Кам ' 'яна душа \"И. Франко), лирические (\" В тени \",\" Не пойте, петухи, не убавляйте ночи \"С Васильченко,\" Прощание \",\" Айша и мхом мед \"Леси Украинский), юмористические и сатирические (\" По \"На первые шишки\" С Васильченко), символически-аллегорические (\"Осень\", \"При свете костра\", \"Тихого вечера\" Александра Олеся), трагикомические (\"Беда не каждому беда - другому и судьба\" М Кропивницкого) жанровые разновидностьа" Олександра Олеся), трагікомічні ("Лихо не кожному лихо — іншому й талан" М. Кропивницького) жанрові різновиди.

Вертеп - передвижной кукольный театр, популярный в Украине в XVIII-XIX веках, в котором ставили религиозные и светские пьесы их исполнителями были школьники, дьяки, впоследствии странствующие группы артистов Вертепные и драмы ставили на сельских и городских площадях, ярмарках помещением театра была чаще двухэтажное ящик с прорезями в полу Пол застилали мехом, чтобы не было видно щелей, из которых верте пник водил кукол, держа их за проволоку По деревянных кукол говорил и пел вертепника, который менял голос соответственно роли: Ангела, Пастуха, Воина За спиной находился хор, исполнявший молитвы и Духовные кантаты Кроме вертепной ящика вертепный театр использовал восьми или дванадцятипроменеву звезду, засияла, когда родился Иисус Христос На верхнем этаже разыгрывался сюжет о рожд ения Христа и Ирода, который велел истребить всех младенцев, за это Смерть наказала его На нижнем этаже ставили шуточные бытовые сценки, в которых высмеивались недостатки тогдашней жизни Во второй час ини вертепного действа использовались пословицы, поговорки, народные песниодні пісні.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.033 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал