Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






блок II






Вариант 1

 

1. Из приведённых ниже выберите все возможные характеристики звука:

А. В потоке речи может меняться.

Б. Самая маленькая единица письменной речи.

В. Обладает качествами, с помощью которых различаются значимые единицы языка.

Г. Участвует в формировании слога и слова.

Д. Самая маленькая единица человеческой речи.

Е. Неизменяемая единица речи.

Ж. Самая маленькая значимая единица речи.

З. Самая маленькая единица письменной речи.

И. Самая маленькая единица звучащей и письменной речи.

К. Не участвует в формировании слова.

Л. Не обладает способностью различать слова.

М. При фонетическом членении звук — это часть слога, кратчайшая, далее неделимая звуковая единица, произнесённая за одну артикуляцию.

2. Выберите наиболее полное определение термина «артикуляция»:

А. Артикуляция — это работа органов речи, направленная на образование звуков;

Б. Артикуляция – совокупность работы произносительных органов при образовании звуков речи.

3. Среди перечисленных ниже звуков назовите среднеязычные:

А. [с’].

Б. [м’].

В. [г’].

Г. [j].

Д. [л’].

Е. [х’].

Ж. [н’].

З. [к’].

И. [ф’].

К. [з’].

4. Укажите звуки, не имеющие пар по мягкости:

А. [б]

Б. [ц]

В. [к]

Г. [ш].

Д. [х].

Е. [м].

Ж. [ж].

З. [з].

И. [в].

5. Выберите ответы или ответ (если он один) на вопрос «Что характерно для словесного ударения в русском языке?»:

А. Произнесение ударного слога с большей длительностью и большей интенсивностью по сравнению с другими слогами.

Б. Наличие в некоторых многосложных словах дополнительного ударения.

В. Подвижность.

Г. Разноместность.

Д. Неподвижность.

Е. Произнесение ударного слога с повышением тона.

Ж. Закреплённость за определённым слогом.

З. Отсутствие дополнительного ударения.

6. Кому из ученых языкознание обязано термином «фонема»?

А. Бодуэну де Куртенэ И.А.

Б. Виноградову В.В.

В. Щербе Л.В.

Г. Фортунатову Ф.Ф.

7. Выберите наиболее полное определение термина «ассимиляция»:

А. Ассимиляция – уподобление согласных звуков по какому-либо признаку.

Б. Ассимиляция – уподобление гласных звуков по какому-либо признаку.

В. Ассимиляция – уподобление одного звука другому в артикуляционном и акустическом отношениях. Ассимиляция возникает у гласных с гласными, у согласных с согласными.

8. Выберите правильный вариант в приведённых ниже словах.

А. бЕздарь.

Б. бездАрь.

В. потрУбит.

Г. потрубИт.

Д. стОляр.

Е. столЯр.

9. Укажите случаи, в которых наблюдается отступление от слогового принципа русской графики:

А. Антенна, контейнер, партер, синтетика, термос, теннис, эстетика; дельта, модель, деформация; кашне, туннель.

Б. Шоссе, шимпанзе, реквием, тире.

В. Тема, тенор, техника, теория, девиз, демон, депутат, милиционер, пионер, фанера, сеанс, сектор, газета, зебра, зенит, корректор, ремарка, реклама.

Г. Батальон, карманьола, котильон, медальон, миньон, павильон, почтальон, шиньон.

Д. Майор, район, майонез, майолика, фойе, фейерверк.

10. В данных пословицах содержатся слова, содержащие орфограммы, отвечающие фонетическому принципу орфографии:

А. Безмерная хвала чести вредит.

Б. Беспечность — родня преступлению.

В. Большому кораблю — большое плаванье.

Г. Вражеский танк тому лишь страшен, кто растерян, ошарашен.

Д. Все за одного, один за всех — вот и обеспечен в бою успех.

Е. День врастяжку — ночь нараспашку.

Ж. Испугавшаяся собака и на звезды лает.

З. Книжные страницы похожи на ресницы: глаза открывают.

И. Коли все обыщем, врага разыщем.

К. Кто широко живет, тот не запирает ворот.

Л. От бессонницы трудом лечатся.

М. Расстояние дружбе не мешает.

Н. Расчетливый хозяин найдет место каждому гвоздю.

Вариант 2

1. Определите, какие из перечисленных фонетических единиц являются суперсегментными:

А. Фонетическая фраза;

Б. Ударение;

В. Логическое ударение;

Г. Фразовое ударение;

Д. Слог;

Е.Фонетическое слово;

Ж. Речевой такт;

З. Звук;

И. Интонация;

К. Просодические и ритмико-интонационные средства.

2. Назовите среди перечисленных ниже органов речи активные органы речи:

А. Язык;

Б. Губы;

В. Альвеолы;

Г. Полость носа;

Д. Мягкое нёбо;

Е. Маленький язычок;

Ж. Зубы;

З. Твёрдое нёбо;

И. Глота;

К. Гортань;

Л. Надгортанник.

3. Среди перечисленных ниже звуков назовите переднеязычные:

А. [с].

Б. [б].

В. [т].

Г. [г].

Д. [х].

Е. [д].

Ж. [ш].

З. [м].

И. [р].

К. [л].

Л. [н].

М. [ж].

Н. [ч'].

4. Укажите звуки, не имеющие пар по твёрдости:

А. [с’].

Б. [ш’].

В. [т’].

Г. [г’].

Д. [х’].

Е. [д’].

Ж. [j].

З. [м’].

И. [р’].

К. [ч’].

Л. [н’].

5. Выберите утверждения, которые вы считаете правильными:

А. Тембральная окраска речи определяется напряженностью всех артикуляторных органов и зависит от эмоционального состояния говорящего.

Б. Интонация является линейной фонетической единицей.

В. Интонацию образуют изменения высоты голоса, громкости звука, темпа речи, тембральной окраски голоса.

Г. Интонация играет определяющую смыслоразличительную роль.

Д.Громкость звука в основном определяется напряженностью голосовых связок и амплитудой их колебаний: чем больше амплитуда и напряженность — тем громче звучит речь.

Е. Интонация не может играть смыслоразличительную роль.

Ж. Благодаря тембральной окраске и некоторым интонационным параметрам мы отличаем радостные и грустные высказывания, речь в состоянии покоя или ярости и гнева.

З. Темп речи зависит от количества звуков речи, произносимых за какой-либо отрезок времени: чем больше слов произносится, например, за 1 минуту, - тем выше темп.

И. Любое высказывание произносится с какой-либо интонацией.

К. Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок: если они начинают колебаться чаще — голос повышается, если реже — понижается.

6. Укажите сильные позиции по глухости-звонкости согласных фонем, парных по глухости-звонкости:

А. В конце слова.

Б. Перед [в] и [в’].

В. Перед глухой фонемой.

Г. Перед звонкой фонемой.

Д. Перед гласными.

Е. Перед сонорными.

7. Отметьте фонетические изменения, характерные для русской литературной речи:

А. Дистантная ассимиляция;

Б. Контактная ассимиляция;

В. Прогрессивная ассимиляция;

Г. Частичная ассимиляция;

Д. Полная ассимиляция;

Е. Регрессивная ассимиляция;

Ж. Прогрессивная аккомодация;

З. Регрессивная аккомодация;

И. Протеза;

К. Метатеза;

Л. Эпентеза;

8. Укажите, какой из произносительных норм, «старшей» или «младшей», свойственны меньшая различительная сила гласных и большая различительная сила согласных:

А. Младшей.

Б. Старшей.

В. Никакой.

9. Укажите случаи, в которых наблюдается ограничение в применении слогового принципа русской графики:

А. Сельисполком, Связьиздат, Главювелирторг, ремстройуправление.

Б. Беда, нёс, мята, пятый, лютый, любовь.

В. Жизнь, цинк, медицина, станция, циркуль, чудо, печаль.

Г. Цыган, огурцы, Синицын.

10. В написании каких слов приставки на з(с) не полностью пишутся фонетически:

А.Изыскать.

Б. Безымянный.

В. Раз­дать.

Г. Расписать.

Д. Роспись.

Е. Розвальни.

Ж. Развалить.

З. Безбреж­ный.

И. Бесхитростный.

К. Распорядок.

Л. Расчесать.

М. Расшуметься.

Н. Безжалостный.

О. Бесшумный.

П. Изжога.

Вариант 3

1. Из приведённых ниже выберите правильные характеристики фонетического слова:

А. Фонетическое слово — это часть речевого такта, объединенная одним ударением.

Б. Фонетическое слово — самостоятельное слово (знаменательная часть речи) вместе с примыкающими к нему безударными словами и частицами.

В. Фонетическое слово — часть фонетической фразы, характеризующаяся относительной самостоятельностью.

2. Укажите, какие утверждения являются правильными:

А. При опущенной нёбной занавеске произносятся чистые звуки.

Б. При поднятой (откинутой назад) произносятся носовые звуки.

В. Если средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу, образуются мягкие согласные. Это дополнительное движение языка, накладывающееся на основную артикуляцию, называется палатализацией.

3. Определите звуки, соответствующие данным характеристикам:

Общее Различное
Согласные, шумные, язычные, смычные, глухие, твёрдые [] — заднеязычный, нёбный, задненёбный, смычно-взрывной, парный по глухости-звонкости и мягкости-твёрдости; [] — переднеязычный, зубной, смычно-щелевой, непарный по глухости-звонкости и мягкости-твёрдости

А. [х]-[г].

Б. [г]-[г’].

В. [к]-[ш’].

Г. [ф]-[к’].

Д. [к]- [ц].

4. Укажите звуки, не имеющие пар по звонкости:

А. [х’].

Б. [к’].

В. [ф’].

Г. [т].

Д. [ч’].

Е. [х].

Ж.[ц].

З. [c’].

5. Выберите утверждения, которые вы считаете правильными:

А. Слоговыми являются все гласные.

Б. Слог — это элемент звучащего слова, один или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

В. Слог — фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом.

Г. Слоговыми могут быть и согласные.

Д. В русском языке все слоги открытые.

6. Выберите утверждения, которые вы считаете правильными:

А. Фонема — это звук, рассматриваемый с функциональной точки зрения.

Б. Фонема — наименьшая речевая единица.

В. Фонема — обобщённая языковая единица, представителями которой в речи являются звуки.

Г. Фонема — языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков.

Д. Фонема — единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц — морфем, в состав которых она входит в качестве минимального сегментного компонента, а через них — и для опознавания и различения слов.

Е. Длительность гласного в русском языке является самостоятельной, т.е. фонологически обусловленной.

7. Укажите, в каких группах согласных ассимилятивное смягчение является обязательным:

А. В группах СТ’, ЗД’, НЧ’ НШ’, НТ’, НД’.

Б. В группах СН’, СЛ’, ТН’, ТЛ’, ЗН’, ЗЛ’, ДН’, ДЛ’, НС’, Н3’.

В. Зубные перед мягкими губными СМ’, ЗМ’, СВ’, ЗВ’, ТВ’, ДВ’, ТМ’, ДМ’.

Г. Заднеязычные перед любым мягким согласным.

Д. [р] и [л] перед любым мягким согласным.

Е. Губные перед мягкими губными.

Ж. Согласные перед [ j ].

8. Назовите теоретиков-орфоэпистов 20-х годов ХХ века:

А. Обнорский С.П.

Б. Щерба Л.В.

В. Чернышев В.И.

Г. Черных П.Я.

Д. Матусевич М.И.

Е. Буланин Л.Л.

Ж. Панов В.М.

9. Математическая формула построения наиболее экономного (в отношении числа букв) алфавита была выведена:

А. Л.В. Щербой.

Б. В.В. Виноградовым.

В. А.Н. Гвоздевым.

Г. Н.Ф. Яковлевым.

10. В каких словах представлены случаи нарушения морфологического принципа орфографии:

А. Вода, солнце, моря, леса.

Б. Рассориться, рассердиться, ванная.

В. Кристальный финка, финский, колонка, пятитонка, оперетка, таблитчатый, крупитчатый, добытчик.

Г. Раскрыть, разбить, подыскать, безыдейный.


[1] На индивидуальную работу в соответствии с нормативами времени при планировании расчёта часов и индивидуальных учебных поручений отводится 10% от аудиторной нагрузки.

[2] Потебня А.А. О звуковых особенностях русских наречий // Филологические записки: Вып. I. – М., 1965.

* Согласно ЛФШ — перед гласными непереднего ряда.

* Ассимилятивное смягчение зубных согласных перед мягкими губными является факультативным.

[3] Каупер – аппарат для подогрева воздуха, вдуваемого в доменную печь, в котором для этой цели используется тепло отходящего от печи колошникового газа. К. состоит из огнеупорной насадки в стальном кожухе, через которую пропускается подаваемый в печь воздух.

 

[4] По техническим причинам не обозначается.

[5] По техническим причинам количественная редукция звука [ы] в пособии не обозначается.

[6] Понятие графограмма было предложено Л.Б. Селезневой. См.: Селезнева Л.Б. Графема и орфограмма в современном русском языке // Русский язык в школе. – 1981. – № 5.

 

[7] См.: Селезнева Л.Б. Орфограмма// Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. – М., 1997.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.