Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели творческой активности






возраст Показатели творческой активности (%)
18-30 лет  
30-35 лет  
50 лет  
70 лет 5-10

Как видно из таблицы, после 50 лет начинается ослаб­ление функциональных возможностей организма, которое компенсиру­ется за счет приобретенного социального и профессионального опыта. В профессиях, не связанных с выраженными неблагоприятными фактора­ми среды, профессиональная работоспособность остается высокой до 60 лет, а иногда и старше.

Однако, несмотря на изложенные примеры о более высокой работоспособности человека в молодые годы, необходимо помнить, что в каждой возрастной группе сама способность организма к противостоянию утомлению имеет очень много общих положений.

Физическое утомление связано с изменением функциональной активности нервных центров и их взаимосвязей, с нарушением функций передачи нервных импульсов, а также с истощением функциональных резервов в самой мышце.

Умственное утомление и связанное с ним снижение работоспособ­ности имеют свои специфические особенности. Оно, как правило, появ­ляется при длительной и достаточно напряженной работе и связано с чрезмерным повышением или ослаблением деятельности внешних ор­ганов чувств. При умственном утомлении снижается сила памяти, вследствие чего возникает " убегание мыслей", быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено.

Умственная усталость может нарастать при неудовлетворенности рабо­той, неудаче в ней. И, наоборот, в возбужденном состоянии, при повы­шенном интересе к работе чувство усталости может не появиться даже тогда, когда объективные, в том числе и внешние, показатели и признаки говорят о фактическом наступлении состояния утомления у человека.

В этом случае показатели работоспособности, в частности, продук­тивность труда, могут не снижаться, но работа проводится на фоне фак­тического утомления, что не является положительным для организма человека. Вообще умственная работоспособность, умственное утомле­ние, в сравнении с физическим, где действуют природные охранитель­ные барьеры, имеют существенные отличия.

После тяжелого физического труда утомление длится 3—4 дня, а по­сле напряженного умственного даже 10—12 дней. Каникулы после зим­ней экзаменационной сессии — слишком малый срок для полноценного восстановления. И если не предпринимать профилактических мер (уве­личение двигательной активности и сроков пребывания на открытом воздухе и т. д.), то утомление к концу второго полугодия становится значительным. А это уже может помешать успешной учебе. То же происходит во время профессиональной работы.

Снижение работоспособности в одном виде умственного труда мо­жет сопровождаться сохранением его эффективности в другом. Поэто­му, устав заниматься вычислительными операциями, можно иногда ус­пешно заниматься чтением. Таким образом, наступление нервно-эмоционального умственного утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы. Оно не всегда обнаруживается через ощущение усталости, что может привес­ти к различным степеням переутомления, к невротическим сдвигам!

Кроме того, следует учитывать то, что при длительном занятии профессиональным умственным трудом на фоне снижения двигательной активности в организме могут возникать функциональные изменения, гиподинамия. Если принять это во внимание, то становится очевидным

особое значение средств физической культуры и спорта в профилактике нарушений деятельности ССС, дыхательной и других систем организма.

Высокая общая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется с индивидуальны­ми биологическими ритмами человека. Наибольшее значение имеют суточные ритмы, в процессе которых изменяется более 50 функций ор­ганизма. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы, эндокринной, мышечной, выделительной и других систем дос­тигают максимальных значений в период бодрствования, в то время как ночью происходят в основном восстановительные процессы. Чем точ­нее совпадает начало умственного труда с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее он выполняется. Естественные для человека природные биоритмы функционирования организма тако­вы: наибольшая активность и работоспособность утром (8—12 ч), затем некоторый спад в середине дня (12—16 ч), снова некоторый подъем вечером (16—22 ч) и резкое снижение ночью (22—8 ч). Чем точнее учебно-трудовая деятельность совпадает с жизненными ритмами чело­века, тем выше используются потенциальные возможности его орга­низма. Наряду с так называемыми " жаворонками", которые встают рано, с утра бодры и жизнерадостны, наиболее работоспособны с 9 до 14 ч, немало людей вечернего типа — " сов", которые наиболее работоспо­собны после 18 ч, поздно отходят ко сну, встают заторможенными, не­редко с головной болью.

Исследованиями установлено, что ощущение повышенной работоспособности в вечерние часы у " сов" не опирается на суточную ритмику функциональной работоспособности. Это расхождение у отдельных лиц может достигать 8 ч, что неблагоприятно для человека. Не случайно именно среди " сов" наиболее часты существенные отклонения в функционировании сердечно-сосудистой системы.

" Совы" формируются в результате определенных условий жизни, труда и быта (жизнь в общежитии, работа во вторую смену и т.п.) вопреки жизненным ритмам человека. В таких случаях требуется сознательное исправление этого отклонения от нормы.

Народная мудрость, гласящая, что " утро вечера мудренее", опирает­ся на оптимальную возбудимость коры головного мозга в утренние ча­сы. Значит, надо так распределять нагрузку, чтобы решение самой трудной задачи приходилось на те часы, когда мозг функционирует на полную мощность, а период спада работоспособности использовать для отдыха, в том числе активного, или для выполнения менее сложного труда.

Ошибочно поступают те, кто в поисках тишины, уединения откла­дывают выполнение работы на ночь. Ведь это самое непродуктивное время, когда снижены все функции организма и от него требуются нервные усилия гораздо большие, чем днем. И, кроме того, высокая продуктивность, достигнутая однажды, не оправдывает того ущерба, который наносится человеку нарушением нормального суточного рит­ма. После эпизодической работы ночью люди обычно недостаточно от­дыхают днем, что приводит к перенапряжению нервной системы и к хроническому переутомлению.

 

3. Использование " малых форм" физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности. К ним следует отнести утреннюю гим­настику и физкультурную паузу.

Утренняя гимнастика эффективна для активного включения в учеб­но-трудовой день за счет мобилизации вегетативных функций, активи­зации деятельности центральной нервной системы, создания положи­тельного эмоционального фона.

Физкультурная пауза является действенным и доступным видов ак­тивного отдыха. Ее проведение эффективно после 4 ч аудиторных заня­тий в течение 8—10 мин, а в период самоподготовки — после 1, 5—2 ч работы в течение 5 мин.

Формами физической рекреации могут быть различные спортивные игры, общеразвивающие физические упражнения, тесты уровня физиче­ской подготовленности, бег, походы и т.д. Основная задача рекреацион­ной деятельности — разумное использование свободного времени для воспроизводства духовной и физической сущности человека.

Обычный отдых, " отключающий" от деятельности мышцы, ничего не дает для восстановления клеток коры головного мозга, которые при этом продолжают интенсивно работать. Вот почему для борьбы с умст­венным утомлением особенно ценными оказываются активный отдых и специальные физические упражнения, которые обладают способностя­ми стимулировать восстановительные процессы в центральной нервной системе. Наиболее эффективной для отдыха нервной системы является такая физическая нагрузка, которая вовлекает в работу различные группы мышц и предусматривает их попеременную деятельность.

Из нефизкультурных форм двигательной активности сильным стимулирующим влиянием обладают виды физического труда, которые вовлекают в деятельность крупные группы мышц и позволяют увидеть конкретный результат (столярные, переплетные работы, кладка кирпичей и др.). Если это происходит еще и на свежем воздухе, то благотвор­ное влияние их возрастает. Высокая эффективность таких видов труда как средства улучшения умственной работоспособности связана не только с движениями, но и с наличием цели, достижение которой делает ра­боту интересной, творческой.

Эмоциональная насыщен­ность пауз отдыха, отводимых для занятий физическими упражнениями, не должна быть предельной. К физическим упражнениям, которые в наибольшей степени стиму­лируют психоэмоциональное состояние организма и обеспечивают его готовность к выполнению учебной деятельности, относятся:

1. Упражнения в потягивании. Они отличаются малой утомляемо­стью и способностью вызывать мощные потоки импульсов от напря­гающихся крупных групп мышц.

2. Упражнения для мышц шеи — наклоны, повороты и вращения го­ловой, которые способствуют усилению кровообращения в сосудах, питающих головной мозг, и тем самым улучшают функциональное со­стояние работающих нервных центров. Кроме того, упражнения для мышц шеи вызывают раздражение вестибулярного аппарата, регули­рующего положение тела в пространстве. Импульсы, возникающие при этом, являются дополнительным стимулятором центральной нервной системы.

3. Упражнения в перемене положения тела. Изменяя кровенаполне­ние различных областей тела, такие упражнения сопровождаются раз­дражением чувствительных нервных окончаний, находящихся в стенке сосудов. Среди этих упражнений особенно полезны наклоны туловища, а также кратковременное принятие антиортостатического положения: " березка" обеспечивает усиленный приток крови к голове, что способ­ствует снижению утомления в нервных клетках головного мозга. Одна­ко при заболевании сосудов мозга это упражнение противопоказано.

4. Виброгимнастика по А. А. Микулину также рекомендуется для стимуляции умственной работоспособности. При резком опускании на пятки из положения стоя с выпрямленными ногами на носках (повторяя это упражнение несколько раз) можно достигнуть некоторого усиления кровенаполнения сосудов головного мозга (своего рода гидравлический эффект), что нормализует тонус этих сосудов и улучшает питание нерв­ных центров. Однако при тромбофлебите такое упражнение не реко­мендуется.

 

Показатели эффективного проведения занятий по физической культуре
субъективные объективные
- сон, - аппетит, - работоспособность, - желание занимать­ся физической культурой, - настроение. - динамометрия, - частота пульса, - артериальное давление, - вес, - проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) - проба Генче (задержка дыхания после - выдоха), - ортостатические проба

Эффективной формой рекреации является массаж. Массаж и само­массаж относятся к сильным видам воздействия на организм. Оздорови­тельное влияние они оказывают только при правильной дозировке и точном соблюдении методики проведения. Наиболее эффек­тивно применение массажа с отдельными физическими упражнениями.

Массаж выполняется чистыми руками по обнаженному телу с использованием талька или крема для лучшего скольжения рук. Может выполняться и массаж через простынь. Начинают и заканчивают массаж приемами поглаживания. При этом движения выполняются по ходу лимфатических путей. Кроме поглаживания в процессе массажа выпол­няются приемы растирания, разминания, выжимания, приемы вибрации.

С амомассаж такжеприносит немалую пользу. Так, например, самомассаж затылочной области способствует улучшению кровообращения в сосудах головного мозга, самомассаж нижних конечностей после физических нагрузок способствует скорейшему восстановлению и удалению из мышц продуктов распада (молочной кислоты).

Высокой эффективностью обладает сегментарный самомассаж. Он применяется для снятия головной боли, вызванной нервно-психическим перенапряжением и переутомлением. Упражнения, выполняемые в про­цессе сегментарного самомассажа, " гасят" очаги возбуждения в коре головного мозга, снимают спазмы мозговых артерий.

1. Вращение пальца в кулаке — " муфта". По 5 раз каждый палец.

2. Круговое растирание запястья. 5—10 раз.

3. Предплечье и плечо — поглаживание, разминание в виде спира­ли, разминание выжиманием. Все приемы по 5 раз.

4. Плечевой сустав. Поглаживание, разминание. По 5 раз.

5. Голова и шея. Глубокое поглаживание от лба к затылку и шее. 20 раз.

6. Лоб. Поглаживание от переносицы к вискам. 10 раз.

7. Надплечье. Глубокое поглаживание вперед-назад слева от шеи, затем справа, доставая сзади до лопатки, спереди — ключицы. По 15 раз.

8. Живот. Кругообразные поглаживания по ходу часовой стрелки. 20 раз,

9. Коленный сустав. Кругообразные поглаживания ладонью, рас­тирание встречными движениями ладоней, разминание, положив кисть на кисть. По 5 раз.

10. Бедра. Легкие поглаживания к себе.

Кроме физических упражнений и самомассажа, с целью повышения умственной работоспособности и устранения развившегося утомления могут быть использованы рефлекторные воздействия, осуществляемые при помощи точечного массажа (акупунктуры) биологически активных точек. В качестве наиболее общего из таких воздействий рекомендуется кратковременное (20—30 с) хождение без обуви по специальному рези­новому коврику с небольшими отростками. При этом стимулируются чувствительные нервные окончания кожи подошвенной поверхности ног, в которой находятся биологически активные точки, связанные с нервными центрами многих функций организма.

Результатом такого воздействия является улучшение общего состояния и самочувствия ор­ганизма. Особенно эффективно его использование после утомительной умственной деятельности. Возвратившись домой, и походив по такому коврику, можно быстро ощутить прилив сил, бодрости и вместо того, чтобы отдыхать сидя или лежа, легко переключиться на выполнение очередных дел.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.