Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория официальной народности» как выражение русского менталитета начала 19 века






Доклад С. С. Уварова «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» положил начало т.н. «теории официальной народности», которая оказала большое влияние на политику, проводимую Николаем I. Учитывая содержание текста и биографию автора, нам кажется несомненным, что его можно отнести к русским националистам.

Выражаемая в трёх известных постулатах «православие, самодержавие, народность», концепция Уварова характеризовала его взгляд на условия существования русской нации.

Утверждение религиозности – один из основных тезисов С. Уварова – впоследствии станет важной частью в теориях других авторов. Русский человек, по его мнению, не может не быть преданным православной вере. «Человек, преданный Государю и Отечеству, столько же мало согласится на утрату одного из догматов нашей Церкви, сколько и на похищение одного перла из венца Мономаха».[13] Специфика менталитета русской нации обусловлена долгой историей существования православной церкви; это так же определяет и несовместимость его с европейским, католическим миром. Уваров полагает, что именно религия в том виде, в котором существовала до этого – залог выживания, т.е. он ведёт речь не о православии в какой-либо форме, а о каноничном, устоявшемся его виде («Без любви к Вере предков, народ, как и частный человек, должны погибнуть»[14]).

Самодержавный аспект «теории официальной народности» характеризуется временной обусловленностью (в докладе подчёркнуто «в настоящий момент»), но, тем не менее, необходим для упоминания. Русский человек тяготеет к единовластной форме правления: «Русский Колосс упирается на самодержавии, как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав Государственный. Эту истину чувствует неисчислимое большинство между Русскими; они чувствуют оную в полной мере, хотя и поставлены между собой на разных степенях и различествуют в просвещении и в образе мыслей, и в отношениях к Правительству».[15] Русскую нацию Уваров определял не как этнос, но как сообщество, объединенное свойством безграничной преданности своим властителям, что «и отличало русских от западных народов, развращенных философией Просвещения».[16]

В отношении взаимодействия русского и европейского Уваров пишет следующее: «…европейским идеям, без коих мы не можем уже обойтись, но которые без искусного обуздания их грозят нам неминуемой гибелью».[17] Данные слова сказаны им по поводу «европейского Просвещения»; соответственно русский человек в любом случае должен перенять изменённые для его же блага мысли европейской цивилизации.

В общем виде взгляд С. Уварова на русскую нацию сводится к следующему: это православная, охраняющая самодержавие и политически слабоактивная (за исключением защиты монархического строя) общность с возможностью взаимодействия с европейской цивилизацией, но всё же сохраняющая исключительную культуру и мировосприятие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.