Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии учетного процесса на предприятии






На первой стадии ведут текущее наблюдение, производят измерение и регистрацию хозяйственных операций (документирование хозяйственных операций).

Вторая стадия – систематизация и группировка учетной информации, содержащейся в первичных учетных документах.

Параллельно первой и второй стадиям реализуются контрольные функции аппарата управления (см. ниже).

Третья стадия заключается в составлении установленных форм бухгалтерской финансовой отчетности на основе данных бухгалтерского учета.

Четвертая стадия – стадия учетного процесса – использование учетной и отчетной информации в анализе финансово-хозяйственной деятельности организации.

Функции бухгалтерского аппарата:

1) организация своевременного и достоверного бухгалтерского учета;

2) формирование полной и достоверной информации, необходимой для контроля за деятельностью и имущественным положением организации, а также для контроля за соблюдением действующего законодательства, за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов (в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами);

3) предотвращение негативных явлений деятельности организации;

4) осуществление строжайшего режима экономии (соблюдение принципа рациональности).

Параллельно осуществляются контрольные функции.

Контроль, осуществляемый бухгалтерским аппаратом, можно подразделить на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль проводится бухгалтерами до совершения хозяйственной операции. В целях предварительного контроля все денежные и расчетные документы, а также все документы, изменяющие финансовые, кредитные и расчетные обязательства подписывают только уполномоченные лица. При поступлении документов в бухгалтерию работники бухгалтерии выясняют целесообразность и законность предполагаемых хозяйственных операций.

Текущий контроль осуществляется учетным аппаратом в момент совершения хозяйственной операции или в след за их совершением. В этом случае выясняется законность (так как не каждая хозяйственная операция может пройти предварительный контроль) операции, а затем анализируется правильность оформления, арифметических вычислений и подсчетов. Все реквизиты должны быть заполнены в соответствии с требованиями, указанными в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», должны соблюдаться формы (унифицированные или самостоятельно разработанные). Только после текущего контроля документ регистрируют в регистрах учета.

Последующий контроль проводится до истечения определенного времени, исчисляемого отчетным периодом. В основном, областью последующего контроля являются итоги финансово-хозяйственной деятельности организации и ее подразделений. В этом случае последующий контроль смыкается с анализом финансово-хозяйственной деятельности. Анализ выступает как инструмент для выявления проблем, тенденций и т. д. Последующий контроль может касаться качества учетной работы (внутренний и внешний аудит, инвентаризация, ревизия).

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» содержит требования к организации бухгалтерского учета.

Понятие «организация» имеет несколько значений. Например, в названии статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» «Организация бухгалтерского учета в организации», термин «организация» используется дважды, но имеет разный смысл.

Организация бухгалтерского учета – это система элементов и условий построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов.

Прямая информация об организации бухгалтерского учета содержится в ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Косвенно – во многих других источниках.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Бухгалтерская служба не подчиняется никому, кроме высшего руководства. Никаких промежуточных звеньев быть не может!

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете» «организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности».

О том, что должна содержать учетная политика организации указано в п. 3 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете»: рабочий план счетов; формы первичных учетных документов; формы документов специфичных и унифицированных; порядок проведения инвентаризации и методы оценки; правила документооборота и технология обработки бухгалтерской информации; порядок контроль. Перечень остается открытым.

Чем занимается бухгалтерия? Она занимается исключительным видом производства информации, необходимой пользователям. Эта информация может иметь вид внешней отчетности, внутренней отчетности, данных результатов проведения анализа или данных для проведения анализа, результатов проведения внутреннего аудита, статистической отчетности, налоговой отчетности.

Руководитель отвечает не за методологию учета, применяемую в бухгалтерии, а за создание условий для производства информации.

Технология – процедура преобразования данных в информацию.

Первый вопрос, который решается при организации бухгалтерского учета, – для чего создана бухгалтерия (какова цель работы бухгалтерии)? Цель ставит менеджмент. При отсутствии внимания менеджмента к работе бухгалтерии формирование бухгалтерской информации происходит в минимальном объеме (финансовая, статистическая, налоговая отчетность). Вопрос о заинтересованности менеджмента к бухгалтерскому учету отражается в должностной инструкции, а также может быть специальное положение в организации, содержащее требования менеджера к бухгалтеру.

Второй вопрос – кем будет вестись учет? Варианты предложены в п. 2 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Третий вопрос – какой должен быть учет: оптимальный или формальный? Если есть востребованность бухгалтерского учета пользователями – оптимальный. Если никто не заинтересован – формальный.

Четвертый вопрос – какой вид учета? В организации может быть организован только бухгалтерский финансовый учет, а также может быть и управленческий, и налоговый учет.

Пятый вопрос – каковы критерии эффективности бухгалтерского учета? Критерий эффективности – принцип рациональности.

 

Тема 4. Учетная политика организации (6 час)

Учетная политика организации: понятие, ее роль в формировании достоверной бухгалтерской информации для принятия эффективных управляющих решений. Допущения и требования к формированию учетной политики. Соотношение учетной политики в целях бухгалтерского учета и в целях налогообложения. Цель учетной политики, ее экономические и социальные последствия. Факторы, влияющие на разработку варианта учетной политики. Процесс формирования учетной политики: этапы, участники, сроки. Вид и структура (разделы) документа, регистрирующего сформированную учетную политику организации.

 

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Учетная политика, как понятие, имеет два противоположных аспекта: широкий и узкий.

В широком смысле учетная политика – это методологические приемы оценки объектов бухгалтерского учета, проистекающие из вариантности нормативных документов. Кроме того, в учетной политике подразделяются разработка и выбор методологических приемов, которые отсутствуют в нормативных документах, а также учетная политика предполагает возможность отказа от применения нормативных положений, если они не способствуют формированию достоверной информации.

В узком смысле учетная политика – конкретный распорядительный документ предприятия, имеющий дату и другие обязательные реквизиты.

В учетной политике не должно быть общих положений по бухгалтерскому учету. Например, учетная политика не должна содержать формулировку «бухгалтерский учет ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации», так как по-другому быть и не может.

Нельзя смешивать два понятия: «положение о бухгалтерской службе» и «учетная политика организации».

Нельзя совмещать бухгалтерский и налоговый учет, так как применение того же линейного метода расчета амортизации в бухгалтерском и налоговом учете даст разный результат.

Цель бухгалтерского учета – максимизировать прибыль, чтобы предприятие «лучше» выглядело перед инвесторами.

Цель налогового учета – используя инструменты налогового учета, минимизировать прибыль.

Приказ об учетной политике может быть оформлен по-разному:

а) все положения в одном документе – приказе;

б) приказ, а положения учетной политики содержатся в приложении к этому приказу.

В учетной политике должны быть указаны:

1) вариант ведения учета каждого конкретного объекта бухгалтерского учета;

2) разработки предприятия (документооборот, план счетов и другие);

3) разработки методов бухгалтерского учета, отличающихся от предложенных законодательством Российской Федерации.

 

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКОЙ

1. Обоснование выбранных положений учетной политике в узком смысле слова.

2. В разработке учетной политике, кроме главного бухгалтера, должны принимать участие и другие службы. Например, отдел кадров должен предоставить данные по отпускам, главный инженер – график текущих и капитальных ремонтов.

Процесс разработки учетной политики должен быть осуществлен через ряд действий: приказ о формировании группы для разработки учетной политике во главе с главным бухгалтером, при этом необходимо указать периодичность и время сбора. Например, каждый вторник в 15.00 в кабинете главного бухгалтера.

3. Когда создавать такой приказ и когда начинать работу по разработке учетной политики?

Дата приказа об учетной политике должна быть не позднее 31 декабря года, предыдущего году применения учетной политики, но нет смысла начинать работу раньше октября.

Примерно, с середины октября нужно начинать разработку учетной политики, так как уже есть возможность использования данных за девять месяцев работы предприятия в отчетном году, а так же есть возможность учесть последние изменения в законодательстве бухгалтерского учета и налогообложения, так же есть четко определенная позиция менеджмента на следующий год, которую необходимо учитывать при разработке учетной политики.

Выбор вариантов учета должен соответствовать целям предприятия на следующий год.

Как оценить эффективность выбранного варианта учетной политики?

Ответ: путем анализа достигнутой цели, поставленной в предыдущем периоде.

Результат анализа – это повод задуматься об эффективности вариантов учетной политики.

Креативный учет – это творческий учет, осуществляемый на тех предприятиях, которые пытаются что-то сделать, чтобы привлечь инвесторов.

Биохиоверизм. Его цель – заставить пользователей поступать так, как выгодно предприятию. Это нарушает принцип нейтральности.

Если у предприятия есть несколько дочерних предприятий, учетная политика должна быть единой, так как составляется сводная отчетность и показатели должны быть сопоставимы.

Важный момент – совмещение разных систем налогообложения на одном предприятии. Например, применение и ЕНВД, и общего режима налогообложения.

Какова роль собственника? Если это эффективный собственник, то он очень серьезно будет отслеживать изменения в учетной политике, контролировать деятельность менеджеров.

Не существует понятий «неправильная» («правильная») учетная политика. Учетная политика может быть эффективной и неэффективной.

Контроль в организации не должен стоить больше, чем он дает эффективности. Затраты посчитать можно с помощью сметы, а как определить эффективность?

Учетная политика позволяет минимизировать налоговые и бухгалтерские риски, защищает предприятие при разбирательстве дела в суде, а также является средством минимизации рисков лично для бухгалтера (инструмент психологической защиты бухгалтера).

 

Тема 5. Деловое администрирование в бухгалтерском учете (6 час)

Понятие делового администрирования в бухгалтерском учете. Управление организационными и кадровыми изменениями: методы мотивации труда сотрудников бухгалтерии, оценка результатов работы и компетенции бухгалтерского персонала, порядок принятия и назначения на должность главного бухгалтера, порядок сдачи дел при оставлении должности.

Организация и нормирование труда учетного персонала: бухгалтерия как структурное подразделение системы управления организацией; специализация персонала бухгалтерии; гибкая, проектная и матричная формы управления бухгалтерией; организация рабочего места бухгалтера; организация хранения документов бухгалтерского учета и использования бухгалтерского архива; прямое и косвенное нормирование труда персонала бухгалтерии.

 

 

БУХГАЛТЕРСКАЯ СЛУЖБА

Бухгалтерская служба – это коллектив людей, занятых достижением поставленных целей.

Бухгалтерская служба подчиняется непосредственно руководителю организации: либо генеральный директор напрямую руководит ею, либо финансовый директор курирует эту службу. Никаких посреднических звеньев быть не должно, иначе на бухгалтеров возлагается серьезная ответственность за некомпетентность этих промежуточных звеньев, а также будет искажена цель, которую ставит перед бухгалтерией руководитель.

Важнейшим условием эффективной работы бухгалтерии является адекватное построение ее аппарата и расстановка учетных работников по рабочим местам (то есть структура бухгалтерии).

От того насколько адекватно этот аппарат настроен, будет зависеть достижение цели, то есть адекватность – это достижение целей и решение задач в выработке необходимой информации. Исходя из принципа рациональности, нужно выработать только необходимую (наиболее важную) информацию.

Под структурой бухгалтерского аппарата понимают состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц или звеньев бухгалтерии, выполняющих различные функции.

В зависимости от размера организации и характера ее деятельности различают предметное и функциональное разделение учетного труда.

Предметное разделение труда (линейное, оперативное) исходит из принципа обособленности выполняемых работ или операции, при котором весь определенный цикл учетных работ совершает от начала до конца один работник или определенная часть бухгалтерского аппарата. Например, учет материалов, заработной платы.

Функциональное разделение учетного труда предполагает выполнение каждым работником или определенной частью бухгалтерии однородных совокупных функций или операций. Например, поступление и выбытие материалов осуществляют два бухгалтера.

Существует три основных организационных структуры бухгалтерии:

1) линейная (иерархическая). Все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру (количество работников до 10 человек). При такой структуре возможно предметное разделение труда, то есть они не противоречат друг другу;

2) вертикальная (линейно-штабная). В этом случае существуют промежуточные звенья управления (отделы, бюро, секторы, группы, звенья), возглавляемые старшими бухгалтерами. По текущим оперативным делам решение принимает старший бухгалтер. Этот метод применяется в большинстве крупных и средних организаций.

3) комбинированный (функциональный). При данном методе организуются структурные подразделения, выполняющие полный цикл учетных работ. Например, выделяется отдельный расчетный отдел, отдел налогообложения, отдел по расчетам, то есть отделы изолированы друг от друга под руководством начальника отдела. То есть существуют сочетания структуры бухгалтерии. Исходя из величины предприятия определяют структуру бухгалтерии. Необходимо конкретно знать – сколько человек могут обслужить предприятие в отношении формирования информации.

Что должно быть взято за основу при определении количества работников в бухгалтерии? Существует постановление Минтруда РФ от 26.09.1995 года № 56 «Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работу по бухгалтерскому учету финансовой деятельности в бюджетных организациях». Они разработаны для работы без автоматизации. Все нормы труда должны быть закреплены в учетной политике организации. Речь идет о труде счетоводов, а вот труд счетоведов нельзя пронормировать. Главный бухгалтер выполняет колоссальный объем работы и пронормировать его труд невозможно, поэтому у него ненормированный труд. Компенсация должна быть соответствующей.

Пронормировать труд нужно, чтобы можно было рационально и эффективно организовать его: распределить обязанности между работниками по их возможностям. Кроме заработной платы есть мотивация – стимулирование к труду (поведенческая школа менеджмента). То есть заработная плата не стимул к труду, так как она не связана с размерами работы в бухгалтерском учете.

Согласно биохиовиризму, эффективное достижение цели организации требует максимальное использование человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии.

 

Тема 6. Профессиональная деятельность бухгалтера в России (8 час)

Профессиональная деятельность бухгалтера в России. Права, обязанности и ответственность бухгалтеров. Профессиональное суждение бухгалтера: понятие, роль в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, особенности применения в практике учета в Российской Федерации по сравнению с зарубежной практикой. Уровни квалификации бухгалтера: состояние и перспективы в России. Бухгалтерские ошибки: виды, последствия, порядок исправления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.