Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъект и объект познания в философии






Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.

Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.

Помимо объекта в научном познании часто выделяют предмет — часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук является человек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии — на его происхождение, культурологии — накультуру, этнографии — на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т.д.

Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта. Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов. Объяснение причин и характера этого отношения претерпело сложную эволюцию, пройдя путь от крайнего противопоставления субъективной достоверности, самосознания субъекта и мира объективной реальности (Декарт), до выявления сложной диалектической взаимосвязи субъекта и объекта в ходе познавательной деятельности. Сам субъект и его деятельность могут быть правильно поняты лишь с учетом конкретных социально-культурных и исторических условий, с учетом опосредованности отношений субъекта с другими субъектами. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и сознательное отношение субъекта к самому себе (рефлексия).

От понятий «субъект» и «объект» образованы термины «субъективный» и «объективный».

Субъективно все, что связано с субъектом, лицом, т.е. его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства и эмоции и т.п. Таким образом, субъективность есть характеристика внутреннего мира человека или то личностное воздействие, которое сознание оказывает на наши взаимоотношения с миром. Субъективное отношение к чему-либо есть, как правило, вопрос вкуса и у разных людей может быть различным. Субъективность больше относят к мнениям, чем знаниям, хотя и личное знание является субъективным уже в силу того, что принадлежит сознанию человека, а не окружающему миру.

Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, желаний. Например, объективными фактами или их отображениями являются вращение Земли вокруг Солнца, впадение Волги в Каспийское море, утверждения «Сократ — это человек», «Ф.М.Достоевский — русский писатель» и т.д.; они не зависят от наших личных желаний: Земля не прекратит своего вращения, Волга не повернет вспять, а Сократ не станет русским писателем.

Конечно, совершенно «очищенным» от человека знание быть не может. На познание оказывают влияние социальные отношения, культура, эпоха.

 

31. Познание как отражение и как конструирование действительности.

Познание как “отражение” действительности и как ее “конструирование”. Виды познания, мышления и языка.

Познание – отражение действительности в сознании человека. Раздел философии, изучающий познание наз. гносеология. Гносеология – учение о человеческом познании. Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общества. Задача гносеологии – выяснение природы человеческого познания. В рационалистической философии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рамках рациональной традиции трактовка субъекта и объекта существенно менялась. По поводу возможности познания сформировались два направления: Оптимизм – утверждение принципиальной познаваемости мира. Скептицизм – сомнение в принципиальной возможности познавания мира. Агностицизм – полное отрицание возможности познания. В докантовской философии под субъектом понимали единично – оформленное бытие, человеческого индивида. Под объектом, то, на что направлена позитивная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных констукций. Субъект по Канту – это духовное образование, то что лежит в основе предметного мира. Объект – продукт деятельности этого субъекта. Субъект первичен по отношению к объекту. Исходная характеристика субъекта – активность, понимаемая как самопроизвольное внутренне детерминированное порождение материальной и духовной энергии. Объект – это предмет приложения активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Познание является отражением действительности. Отражение – это взаимодействие двух систем в результате которого особенности одной системы воспроизводятся в особенностях другой системы. В диалектико – материалистической философии свойство отражения распространяется на весь материальный мир. Но на каждом уровне развития материи оно обладает своими специфическими характеристиками. Объективный мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания. Эти образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно воспроизводя особенности отражаемого объекта. Но воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями отражающей системы, т.е. сознания. А это значит, что образы сознания будучи объективными по содержанию, субъективными по форме, несут в себе определенные характеристики объекта. Виды познания. Говоря о познании следует обсудить большое разнообразие его видов. Житейское знание - основывается, прежде всего, на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. Научное знание. Сущность научного познания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что оно за случайным находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Практическое знание. Цель ученого – открытие закономерности. Цель инженера – создание новой вещи, на основе законов, открытых учеными. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой – в целостном, а не расчленненом отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль воспринимается в виде зримых событий. Восприятие художественного образа влечет за собой огромное расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настоящего и сферу прошлого.

52.Чувственное и рациональное познание. Их связь и развитие.

Большинство философов Нового времени выделяли 2 основных этапа: чувственное и рациональное. Сенсуализм. В основе познавательной деятельности–чувства человека, ощущение–источник (Гоббс, Локк, Фейербах–в той или иной мере сенсуалисты). Рационализм. Доказывали, что всеобщие и необходимые истины нельзя вывести из чувственного опыта (Декарт, Лейбниц, Гегель). Интуитивистские направления философии. Интуиция может восприниматься по–разному: как божественное озарение, чувственное озарение, как особое психическое состояние. В современной философии – рационалистическая традиция. Чувственное познание. Осуществляется на базе органов и чувств(с их помощью он связан с внешним миром, если лишить этого канала–нет познания). Наличие органов чувств – необходимое и достаточное условие для многосторонней познавательной деятельности. В чувственном познании человека имеет место непосредственное взаимодействие внешнего предмета и органов чувств. Формы чувственного познания: Ощущение–отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предмета. Ощущения можно рассматривать как простейший и исходный элемент чувственного познания. Комбинирование различных ощущений дает человеку восприятие предмета. Восприятие – это целостный образ предмета, созданный на основе комплекса ощущений. Многократно воспринимая тот или иной предмет человек может воспроизвести его в своей памяти – это представление. Представление–чувственно–наглядный образ предмета (сейчас не воспринимаем, но воспринимали ранее). Воображение–способность сознания на основе сохраненных представлений комбинировать новые образы. Рациональное познание. Это не чисто природное свойство человека, оно вырабатывается в ходе социологизации человека, в процессе общения и т.д. Уровни рационального познания: рассудок и разум. Рассудок. Дает возможность оперировать абстракциями в пределах определенных схем, возможность последовательно и ясно рассуждать, выражать свои мысли и т.д. Благодаря рассудку мы можем понимать другого человека.Разум. Более высокий уровень рационального познания, характерно оперирование самими абстракциями, меняет абстракции, конструирует их, его задача–постигать сущность вещей. Оперирует в области диалектической логики–разум способен видоизменять, трансформировать сами понятия. Именно Гегель показал, каким образом меняются сами понятия. В реальной жизни эти уровни тесно связаны. Мышление – целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Мышление – это активный процесс, напр. на постановку проблем и их решение.Формы рационального мышления: понятия, суждения, умозаключения. Понятие–исходная форма мышления, отражает общие закономерные связи объекта. Сущность его–в дефинициях, предъявляется ряд требований: 1. Гибкие и неподвижные; 2. Выражение в виде определенных слов. Само понятие мысли не выражает, оно – атом мысли. Суждения–отражает свойства и связи между предметами. Бывают отрицательные и положительные. Умозаключения–на основании известных двух суждений выводится новое. (У Аристотеля это–силлогизм–роза – цветок, цветок–растение, роза–растение). Определениедополнительные формы рационального мышления, первых 3-хдостаточно для обоснования любой теории Сомнение, Мнение, Интуиция. Интуиция подчеркивает связь между рациональным и чувственным познанием. Выделять эти познание в чистом виде нельзя. В реальном познании ч.п. и. рац. п. Находятся в единстве и взаимодействии. В их сложном взаимодействии. Обнаруживается два типа деятельности: во-первых, практичская деятельность, а во вторых, деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий.

32. Познание и практика.

Практика и познание - две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность. Это целостная система совокупной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии. Ее законами являются законы самого реального мира, который преобразуется в этом процессе.

 

Важнейшие формы практики:

1) Материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей.

2) Социальное действие - преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными " массовыми силами" (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и т.п.).

3) Научный эксперимент - активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой исследователь искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

 

Основные функции практики в процессе научного познания:

 

1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т.д. Астрономия была вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания и т.п. Однако не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно " по заказу" практики.

 

2. Практика выступает как основа научного познания, его движущая сила. Она пронизывает все его стороны, моменты, формы, ступени от его начала и до его конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, обусловливается в конечном счете задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений. Практика служит основой научного познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, инструментами, приборами, научным оборудованием и т.п., без которых - особенно в современной науке - оно не может быть успешным.

 

3. Практика является опосредованно целью научного познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направлять и соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей. Научные знания (как и все другие его формы) возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве " руководства к действию" по его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.

 

4. Практика представляет собой решающий критерий истины научного знания. Проверка знания " на истину" практикой (в той или иной ее форме) не есть какой-то одноразовый акт, или " зеркальное сличение", она есть процесс, т.е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что критерий практики одновременно определен и не определен, абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется, наполняется новым содержанием, и потому она не может в каждый данный момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

Диалектичность практики как критерия истины является объективной основой возникновения и существования иных критериев для проверки истинности знания в различных его формах. В качестве таковых выступают так называемые внеэмпирические, внутринаучные критерии обоснования знания (простота, красота, внутреннее совершенство и т.п.). Важное значение среди них имеют теоретические формы доказательства, логический критерий истины, опосредованно выведенной из практики, производный от нее и потому могущий быть вспомогательным критерием истины. Он дополняет критерий практики как решающий, а не отменяет или заменяет его полностью. В конечном итоге практика и только она может окончательно доказать истинность тех или иных знаний.

В предыдущих разделах уже подчеркивалось, что основой познания всегда практика Следует отметить, что понимание этого приходилось тяжело и человечество не сразу пришло к нему лишь при капитализме, с утвержу енням равнодушия к любым формам человеческой деятельности - это стало возможным В предыдущих формациях деятельность рассматривалась лишь в конкретных формах, и в непосредственной связи с человеком Она считалась и предметом философии (в первую очередь как морально-этическая основа деятельностисті).

В Новое время Ф Бэкон утверждал единство знания и деятельности, не указывая на ее исторический характер и на ее зависимость от объекта и уровня развития общественного сознания Французские материалисты вы икористовувалы категории «предметность», «деятельность», которые отражали объекта созерцанияали об'єкт споглядання.

Немецкая классическая философия (ГГегель) стремилась понять связь трудовой и познавательной деятельности, раскрыть деятельностный характер человеческого познания, осмыслить законы исторического процесса, обгрунтува ать, что сознательная деятельность является основой единства человека и природы, указав на активную, преобразующую роль деятельности, на роль труда в развитии человека и человечества Она включала практику в теорию познания только е при рассмотрении логических проблем; понимала деятельность как содержательный и предметный Смотрела диалектику цели, средств и результатов деятельностисті.

домарксистской материализм (Л Фейербах) как истинно человеческую рассматривал теоретическую деятельность, а практику толковал как утилитарную и свое полезную деятельность

Современная немарксистских философия в практике видит только низшую форму отношения человека к природе, которая истолковывается ней субъективистской и фиксируется только в отчужденной форме В А Шопенгауэра и Ф Ницше е она набрала волюнтаристского окраски (мир как воляля).

неокантианцев, ориентируясь на научное знание, исследовали как мыслительная деятельность перевоплощается в факт создания как нечто трансцендентальное (сверхчеловеческое) Позже (БКроче, ВДильтей, ЕТусерль) считали реальностью только динамичность, деятельность и движение, а саморазвитие объективного духа - единственной формой деятельностиості.

По мнению ЕГуссерля, учение является теорией практики, которая характеризуется как натуралистическая, т.е. как сознание в действии (самоопределение, Само существование, самоосуществления разума и самопознания), что направляется вана на изменение вещей и социальной жизни И все же он считал, что эта теория является правилом общей практики, то есть выше нее, ибо исходит именно из того, что еще предстоит А Бергсон считал интеллект и интуицию полезными для познанияння.

Прагматизм тоже рассматривал практику в утилитарной форме, а человека как волевую, практически действующую, а не узнавая существо Отсюда и практическую деятельность отождествлял с поведением человека, трактовал ее биологически о, ставил акцент на практической полезности, трактовал истину в духе практического субъективизму.

Экзистенциализм (М Хайдеггер и др.) считает, что познание является производным от бытия (существования), акцентируя на бытовом характере практики

Часть антропологов (А Хелен) понимается практику иррационалистической, не расчленяют труд и деятельность, указывая на то, что бытие человека открыто мира и не имеет жесткой связи с природой В социологи огии (А Вебер, Т Парсонс) стремятся свести все институты, типы деятельности воедино А Ж-П Сартр трактует практику через призму экзистенциального понимания человека, считая, что история, предметность является резуль папой деятельности отдельных индивидов Сущность практики сочетается с замыслом, на основе которого меняется материальность, а преодоление обстоятельств способствует выбору Отсюда практика имеет атрибут универсальности и В ней отображается целостность процесса, а человеческое существование является единством теории и практики Само отношение субъекта к историческому процессу опосредуется социальной группой, практика которой совмещена с общез загальною.

Диалектико-материалистическая философия отличается от других тем, что точка зрения жизни, практики (в ее материалистическом понимании) делает основой теории познания, И приводит к материализму

Во практикой она понимает всю чувственно-предметную, материальную деятельность людей Употребляя слово \" практика\" в широком смысле, различают материально-практическую и духовно-практическую деятельность в более узком чем (специальном) смысле практика - является материально-производственных деятельностью Именно в этом смысле она противопоставляется теориияється теорії.

Исходным, основным видом практики - является материальное производство, в ходе которого общество посредством созданных им орудий и средств влияет на природу и превращает ее Другим широкоохоплюючим разновидность дом практики социально-политическая деятельность общества и отдельных его труп Правомерным будет сказать и о некоторых других видах практики: материальную сторону бытовой деятельности людей и иін.

Относительно научного эксперименты, то хотя он и представляет собой чувственно-предметную деятельность, все же его специфика заключается в том, что он непосредственно подчинен задачам теоретического исследования, а том м его следует относить к системе собственно познавательной деятельности Это говорит о том, что не существует \" чистой\" практики или \" чисто\" теоретической деятельности Любая практика включает в себя познавательные момент и, а теоретическая деятельность - моменты чувственно-предметные, т.е. практические моменты Однако это не снимает того обстоятельства, что практика и теория различаются мех собой как содержанием, так и непосредственными задачами и результатами Говоря о практике, ее значение для познания, научная философия рассматривает ее в совокупности и взаимосвязи всех ее видов и еще в историческом развитии Только при таком подходе возм Иво в полной мере выяснить ее гносеологические функции її гносеологічні функції.

У первобытных людей мышления, познания были непосредственно вплетенными в материальную деятельность, общение и в язык реальной жизни Теория как таковая отсутствовала В результате развития производства и общест пильных отношений, разделения труда, рос и усложнялся, и совершенствование самой способности мышления познавательная деятельность отделяется от материально-практической и приобретает относительную самостоятельность и Возникают специфические закономерности познавательного процесса, уже не совпадают с закономерностями практической деятельности С возникновением первых классовых обществ теория отделяется от практики возникает специальная форма теоретической деятельности - наука В этих же условиях материально-практическая и духовно-теоретическая деятельности делятся между различными частями общества - господствующей и покоренной На соотношение между практикой и теорией накладывает свой отпечаток антагонизм классов, разрыв и противоположность между физическим и умственным трудомпрацею.

И все же практика и познания, теория и практика всегда находятся в единстве Они являются сторонами познания, которые между собой взаимодействуют, взаимно влияют и является диалектически связанными противоположностями, наход дятся как в состоянии соответствия, гармонии, так и дисгармонии, конфликта, конфронтации или ин.

Практика и познание органически связаны: первая имеет познавательную сторону, а познание - практическую Они единственные, хотя их нельзя сводить друг к другу, что выражается в их особой, специфической природе т и своеобразия функций Относительно познания практика реализует свою базисную, детерминацийну и функции двигателя познания и критериальные В свою очередь, познание реализует целый ряд функций в отношении практики: инфо рмацийну, регулятивную, корректирующую и и ін.

Категория \" практика\" и сама практика в общественной деятельности, в частности в познании, играют фундаментальную роль С их помощью выявляют:

1) место человека в системе, структуре бытия;

2) взаимосвязь с живой и неживой природой и социальной действительностью;

3) включенность в систему культуры (материальной, духовной);

4) сущность духовного, феномена сознания

Категория практики задает исходные ориентиры для формирования целостных представлений о человеке во всей многогранности ее взаимосвязей с окружающим миром

Гносеологические функции практики проявляются и в том, что она составляет основу и конечную цель познания, определяет (непосредственно или в конечном счете) содержание и формы познавательного процесса, является критерием м истин.

На основе практики, процессов опредмечивания и розпредметнення выделяется, изменяется и расширяется объект познания На той же основе констатируется, развивается его субъект В процессе практики заработной оджуються познавательные проблемы Так, если в течение нескольких последних столетий (XVII - XX вв) предметом научного познания становились последовательно механические, термодинамические, электрические и ядерные явления и процессы, это определялось практикой производства, потребностями развития производительных сил Даже такая абстрактная наука, как математика и и берет свое начало практической деятельности Сказанное касается и других наух наук.

Однако из этого не следует, что познание вырастает лишь из практики Оно может и опережать ее, решая такие задачи, вытекающие из внутренней логики развития самой теории Это не отрицает того обставь вине, что в конечном счете именно практика и является основой теории, источником изучаемых ею проблем ФЕнгельс по этому поводу писал: если техника в значительной степени зависит от состояния науки, то наука значительно больше зависит от состояния и потребностей техники Если в обществе появляется техническая потребность, то это движет науку вперед больше, чем десяток университетов В наше время (в связи с научно-технической и др. ими революциями) наука стала ведущим фактором относительно производства, открывая принципиально новые его направления Это меняет традиционный характер отношений между практикой и теорией, хотя и свидетельствует о по постоянным ростом относительной самостоятельности теории и силы ее обратного влияния на практикрактику.

Практика не только ставит перед теорией задачи, но и вооружает ее методами исследования (приборами, аппаратурой, экспериментальными установками) Иногда эти установки по размерам, сложности, стоимости мож жна сравнить с индустриальными объектами Иначе говоря, современное производство превращается в экспериментальную базу науки Соответственно, наука превращается в непосредственную производительную силилу.

Познание постоянно помогает решать практические задачи Это касается и философской теории, которая ранее воспринималась как воплощение видречевно-созерцательного отношения к миру В одиннадцать тезисе КМарк КСА о ЛФейербаха говорится, что \" Философы только по-разному объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его\" ти його" 1.

время человеческая деятельность является мощным фактором прогрессивного развития, не только земной, но и космической природы Благодаря этой деятельности будет повышаться степень организованности и упорядоченности природных х процессов, будут ограничены энтропийные тенденции, присущие природе Все больше расширяться сфера \" очеловеченной\" природы - настоящего \" человека\" Ведущей предпосылкой этого в сфере духов ной деятельности станут успехи научного познания, создание все новых, фундаментальных теоретических моделей действительностиичних моделей дійсності.

Практическую направленность познания не следует понимать так, что каждый его шаг обязательно должно способствовать решению практических задач Познание, особенно научно-теоретическое, является относительно самостоятельным и независимым им от непосредственно практической деятельности, имеет внутреннюю логику своего развитияу.

В научном познании являются так сказать два \" этажа\", один из которых связан с практикой сегодняшнего дня Исследования, осуществляемые на нем, ориентированы на решение практических задач современности Второй (верхний «этаж») представлен фундаментальными теоретическими исследованиями \" стратегического\" значения Некоторые из них могут и не иметь практического применения, но их значение для практики будущем него обязательно станет очевидным И чем крупнее научное открытие, тем весомее является его практическое значение Да, когда начались эксперименты по расщеплению атомного ядра, многим казалось, что они мат имуть лишь теоретический интерес Однако прошло немного времени и ядерные реакции нашли свое практическое применение То же самое можно сказать и об освоении космос можна сказати й про освоєння космосу.

Одна из особенностей научно-технической революции в том, что она существенно сокращает срок между научными открытиями и их практическим применением Это относится не только к техническим, но и к фундамент тальных наук.

Отрыв познания (теории) от практики может привести преобразования теории в схоластику И все же нельзя отказываться от перспективных исследований, диктуемые логикой развития науки При этом теории ия теряет свою специфическую качество и перестает выполнять свои функции Поэтому, как говорится, нет ничего практичнее, чем хорошая теория Да и научно-технический прогресс может быстро истощиться, если п остийно не усиливать результатам фундаментальных исжень.

Практикой обусловлен не только содержание познания, но и его логические формы, структуры, законы Это объясняется его генезисом (происхождением) из практики, от которой познания относительно отделилось, не потеряв ши при этом с ней связи Поэтому в основных формах мышления отразились основные формы трудовой деятельности есть логика мышления сложилась на основе \" логики\" практики в ходе усвоения структуры практической них действий, схем и их преобразования во внутренней, идеальный план Поскольку структура практики определяется объективными связями действительности, то практика выступает опосредующим звеном между законами объект ивного мира и законами мышления, обусловливая их тождество по содержанию На это обстоятельство обратил внимание еще ФЕнгельс, который писал: \" Над всем нашим теоретическим мышлением господствует с абсолютной силой тот факт, щ в наше субъективное мышление и объективный мир подлежат одним и тем же законам и что поэтому они и не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой Этот фак т является предпосылкой нашего теоретического мышления \" 1 Это говорит о том, что практическая деятельность человека постоянно должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур, чтобы они могли получить значение аксиом Повторяясь миллиарды раз, практика человека закреплялась в сознании человека фигурами логики, имевших аксиоматический хао мали аксіоматичний характер.

Практикой косвенные не только общие (безразличные к конкретному содержанию) формы мысли, но и категории диалектической логики, в которых выражается движение человеческого познания, суммируется его история, и все другие методы познания (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и проч).

Некоторые аспекты связи между познанием и практикой будут рассмотрены еще при освещении проблемы истины

33. Философское понимание общества.

Философское понятие общества

Термин «общество» служит для выражения ряда близких по значению, но все же различных понятий. Например, в России в XIX в. под обществом понимали всякое собрание людей, товарищески связанных какими-либо условиями. «Гражданское общество» — это граждане одного государства, одной местности, а также все невоенное население. Разновидностями «гражданского общества» были «дворянское» и «купеческое общество». Под «крестьянским обществом» разумели «мир», собрание всех домохозяев, кому на «миру» дано право голоса. Говорили об обществе врачей, ученых, портных и т.п. Существовало и «высшее общество», «свет» — сливки дворянского сословия или, выражаясь современным языком, правящая элита государства. Наряду с «благородным» было и «низкое», «дурное» общество. Затем возникли понятия, отражавшие развитие буржуазных отношений: акционерные, финансовые и другие общества, основанные на схожести экономических интересов.

В ходе исторического развития вырабатывалось наиболее широкое, собственно философское понятие общества как совокупной деятельности людей, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жизни.

Такой подход наметился уже в античной философии. Например, Демокрит полагал, что люди вначале просто пользовались дарами природы, не отличаясь в этом отношении от животных. Под воздействием нужды и естественных потребностей они развили руки, ум и сообразительность, научились делать и применять орудия труда, строить жилища и шить одежду. Аристотель называл человека общественным существом, политическим животным. Государство он рассматривал как развитое сообщество, объединение общин, а общину — как развитую семью. В философии Нового времени, в частности у Гоббса, выделялось два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. В естественном состоянии шла непрерывная борьба всех против всех по формуле «человек человеку волк», а сила совпадала с правом. Поскольку такое состояние противоречило естественному стремлению людей к самосохранению, они заключили договор, согласно которому каждый передал часть своих прав государству, в результате чего возникло гражданское общество.

Гегель в противовес договорной теории рассматривал «гражданское общество» как сферу экономических отношений, которые он выводил из понятия права.

Маркс считал, что общество не состоит из индивидов, а выражает совокупность тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу: общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях.

Современная западная социальная философия также рассматривает общество не как совокупность отдельных индивидов, а как совместные действия людей, интегрированных в социальные группы и системы.

Философское понятие общества включает в себя два главных признака: 1) общество есть обособившаяся часть природы; 2) будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, не сводимым к законам, которые изучает естествознание.

Было бы ошибочным сводить общественные законы к биологическим. Только люди способны производить орудия труда и при их помощи добывать себе средства существования. Непосредственное производство жизни у животных заключается лишь в продолжении рода. И люди, разумеется, не освобождены от этой обязанности, но у них на первом месте стоит производство средств жизни и необходимых для этого орудий труда.

34. Личность и общество.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.