Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы развития классических концепций 19-нач.20 вв. (О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер, М. Вебер, Э. Дюркгейм).




Основные направления в развитии классической социологии сформировались в конце XIX — начале XX в.

Огюст Конт(1798-1857)

Французский мыслитель, считается родоначальником социологии и основателемпозитивистского направления в науке. Его главные сочинения:«Курс позитивной философии» и«Система позитивной политики». Одним из значимых достижений Конта является то, что он осуществил классификацию наук и их методов. И в этой«всеобщей классификации наук» социология поставлена на самую вершину пирамиды как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе .

Конт выделил четыре метода социологии, с помощью которых будет собираться информация о социальных явлениях:наблюдение. эксперимент. сравнение иметод исторического анализа. При этом наблюдение он считал главным методом, требующим точности, надежности использования математических замеров изменения социальных объектов.

Социологию Конт делит на два раздела:социальную статику, призванную изучать строение общества, его структурные элементы, и социальную динамику, раскрывающую законы развития социума.

По мнению Конта. подлинным социологическим элементом являетсясемья, выступающая посредником между индивидом и обществом. А для поддержанияпорядка и прогресса в обществе (один из основных лозунгов учения Конта) необходимасолидарность, которая подразумевает:

§ осознание обществом самого себя как единого целого;

§ дисциплину и ответственность;

§ профессиональное управление во всех сферах;

§ сотрудничество всех социальных групп.

Социальный прогресс ученый понимал как развитие по восходящей линии, где первичными факторами прогресса выступают духовное и умственное развитие человека, а вторичными — климат, раса, продолжительность жизни.

Используя метод исторического сравнения, Конт сформулировал основной закон общественного развития -закон интеллектуальной эволюции человечества, илизакон трех стадий. В историческом развитии выделено три этапа . Первая,теологическая, стадия охватывает древность и раннее Средневековье вплоть до XIII в., когда в обществе господствовало религиозное мировоззрение. Вторая,метафизическая, стадия включает период с XIV до XVIII в., на протяжении которого люди воспринимали все вокруг себя, в том числе и общество, скорее как естественное явление, чем сверхъестественное. Третья,позитивная, стадия берет начало в XIX в. и связана с расцветом науки, культуры, промышленности, развитием общественной жизни. В этот период обществу требовалась новая идеология, выполняющая интегрирующую роль. Так появляется научнаяпозитивная философия — социология.

Карл Маркс(1818-1883)

Матереалистическое направление в социологии. В основе этого учения лежитдиалектико- материалистическое понимание исторического процесса.Главными произведениями являются: «Немецкая идеология», «Нищета философии», «Капитал», «Критика политической экономии» и др. Определяющее влияние на общественную жизнь, по мнению Маркса, оказываетспособ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений. В общественной жизни люди неизбежно вступают в определенные, от их воли не зависящие отношения. -производственные. Совокупность этих отношений составляет экономическую структуру общества — реальныйбазис, на котором возвышается юридическая и политическаянадстройка и соответствующие ему определенные формы общественного сознания.Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот — их общественное бытие определяет их сознание.



Ввел в науку пониманиеформационного развития общества, создал типологию обществ. Классифицируя их по общественно-экономическим формациям, где главным критерием выступалтип господствующих в нем производственных отношений. Согласно теории марксизмаразвитие общества представляет собой поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим:от первобытно-общинной к рабовладельческой, затемк феодальной, капиталистической икоммунистической.

Разработал также концепцию социального конфликта, рассматривая его в качестве источника общественного прогресса. Показав положительную роль социального конфликта в жизни общества,заложил основы конфликтологического направления в социологии. В рамках социологической теории марксизма возникла одна из первых концепцийсоциальной стратификации. Выделив в качестве главного фактора социальной дифференциациисобственность на средства производства, представил социальную структуру общества как систему отношений между эксплуататорскими классами. При этом класс, являющийся собственником средств производства (буржуазия), подчиняет класс, не имеющий собственности (пролетариат), а взаимное отрицание классовых интересов разрешается с помощью революции. По Марксу,социальная революция являетсядвигателем человеческой истории.



Вместе с тем многие рациональные, ценные идеи Маркса были взяты на вооружение такими крупными социологами, как Э. Дюркгейм и М. Вебер. В целом же марксизм оказал существенное влияние на развитие целого ряда школ и направлений современной социологии.

Герберт Спенсер (1820-1903)

Английский ученый, которого считают основателеморганической школы в социологии, илиорганицизма.Его главное социологическое произведение — трехтомный труд«Основания социологии». Суть органической теории Спенсера состоит в том, что он рассматривай общество по аналогии с биологическим организмом, а отдельные его части (государство, церковь, образование и т.д.) — с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.). Экономическая жизнь в обществе, но мнению ученого, подобна обмену веществ в организме: правительство аналогично головному мозгу, торговля выполняет функции, подобные кровообращению, и т.д. Спенсер первым применил в социологии

понятияструктурыифункции. Изменения в структуре общества не могут происходить без изменения его функций.Социальная эволюция, по Спенсеру, представляет собой часть «общего процесса эволюции», основными элементами которого являются переходы от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному(дифференциация).

Закон социального развития рассматривался Спенсером какзакон выживания наиболее приспособленных индивидов, где селекция должна осуществляться через экономическую конкуренцию. Такая позиция ученого, согласно которой от наименее приспособленных индивидов в обществе полезно избавляться, получила название«социальный дарвинизм».

Спенсер также ввел в оборот понятия «военное общество» и «индустриальное общество».Военные общества имеют единые системы веры, а кооперация между индивидами происходит посредством насилия и принуждения, в результате чего индивиды существуют для государства.Индустриальные общества, напротив, характеризуются многообразием веры и добровольной кооперацией индивидов, здесь государство существует для людей.

Спенсер выделил и описал главные разновидностисоциальных институтов как важнейших подсистем общества, обеспечивающих его существование. Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций его элементов. Спенсер заложил основыструктурно-функционального метода, получившего впоследствии широкое распространение в социологии.

Макс Вебер (1864-1920)

немецкий социолог, создатель «понимающей» социологии и теории социального действия. Его основные труды: «Протестантская этика и дух капитализма», «Основные социологические понятия», «О некоторых категориях понимающей социологии» и др.

Свою социологию Вебер назвал«понимающей», поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, «понять» и «объяснить» их социальные действия. Именносоциальные действия он выделял в качествепредмета социологии.Социальные действия выражаются в поступках людей, ориентированных на достижение тех или иных осознанных или неосознанных действий. Используя свое понятие «идеальный тип», Вебер выделил четыре «идеальных типа» социального действия (Приложение, схема 4):

§ целерационалыюе — направлено на достижение определенного результата (например, экономическое поведение предпринимателя);

§ ценностно-рациональное - ориентировано на определенные ценности (нравственные, религиозные, эстетические и др.), принятые индивидом (капитан, до конца стоящий на мостике тонущего корабля);

§ традиционное - диктуется устоявшимися привычками, обычаями. верованиями;

§ аффективное - обусловлено эмоциональным состоянием, сильным чувством.

Из всех перечисленных типов только первые два. по Веберу, являются социальными, илирациональными(осознанными), поскольку третье действие человек выполняет автоматически, согласно традициям, а четвертое — бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам). Вебер также отмечал, что степень распространения того или иного типа социального действия предопределяет характер и уровень развития самого общества. Так. для индустриальных, высокоорганизованных обществ характерны ценностно-рациональные и, особенно, целерациональные действия, а для архаичных, примитивных обществ — традиционные и аффективные действия.

Используя свою концепцию социального действия, Вебер попытался систематизировать многообразие форм политического господства и выделил три типа легитимного (признанного) господства:

§ легальное — основано на целерациональном действии, предполагает подчинение рационально обоснованным правилам, законам, а не личности:

§ традиционное - базируется на традиционном действии, обусловлено приверженностью традициям, обычаям, «привычкой к определенному поведению»;

§ харизматическое - основано на вере в неординарные, исключительные способности носителя власти (от греч.charisma — благодать, божественный дар) и связано с аффективными действиями.

Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень рациональности социальных действий и в целом всех сторон жизни. Наиболее последовательное воплощение принцип рациональности находит в правовом государстве, которое функционирует на основе целерациональных и ценностно-рациональных взаимодействий управляющих и управляемых.

Согласнотеории рациональной бюрократии Вебера, чем сложнее общество и производственные процессы, тем большая необходимость возникает в особом классе бюрократии, основным занятием которого становитсяпрофессиональное управление. По Веберу, идеальный управленец (бюрократ) должен отвечать следующим характеристикам:

§ как можно меньше в своей деятельности руководствоваться

§ эмоциями, а больше рациональными соображениями;

§ равно (обезличенно) относиться ко всем, кто контактирует с

§ ним в процессе выполнения управленческих решений:

§ четко выполнять требования формальных правил, инструкций;

§ на работе воспринимать себя как функцию, «деталь» управленческого механизма.

Всемирную известность получила веберовская работа «Протестантская этика и дух капитализма», в которой он показывает, как этические принципы протестантизма (бережливость, честность, трудолюбие) способствуют возникновению капитализма. Изучая мировые религии, Вебер пришел к выводу о том. что между господствующей в обществе религиозной моралью и экономическим поведением людей существует определенная взаимосвязь, когда религиозно-этические воззрения оказывают влияние на характер и мотивы хозяйственной деятельности.

Вебер также заложил основы современнойтеории социальной стратификации. Он полагал, что не только экономический фактор в виде собственности (теория марксизма), но иполитический (властьЛ а такжестатус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социальной стратификации, которая благодаря этому становится многомерной.

Макс Вебер может быть назван Леонардо да Винчи социологии. Он разработал все базисные теории, которые сегодня составляют фундамент социологии.

В XIX в. стало складыватьсяпсихологическое направление в социологии. Наиболее яркими представителями психологической школы в социологии были Г. Тард, Г. Лебон и Ф. Тённис. Заслуга этих ученых состоит в том, что они создали социально-психологическую концепцию социологии и попытались объяснить роль субъективного фактора в истории.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917)

Основатель французской социологической школы, автор таких фундаментальных трудов, как: «Оразделении общественного труда», «Правила социологического метода». «Самоубийство: социологический аспект». Дюркгейма называют пионером практической социологии. Большое внимание ученый уделял изучению проблем предмета и метода социологии, структуры общества, вопросов социального порядка и социальной дезинтеграции. Дюркгейм считал, чтопредметом социологии должны бытьсоциальные факты, образующие социальную реальность. Под социальными фактами он понимал привычки, обычаи, традиции, правила поведения. И поскольку социальные факты не зависят от человека, то социальная реальность существует объективно. По мнению ученого, социальные факты следует рассматривать как «веши», подобно вещам в природе. Его методологии присущи две особенности: I)натурализм - понимание законов общества по аналогии с законами природы и 2)социологизм -утверждение специфичности социальной реальности (Приложение, схема 3).

Центральной темой научного творчества Дюркгейма стала проблемасоциальной солидарности, которая сплачивает и объединяет людей, выступает как высшая моральная ценность. Ученый выделил два типа социальной солидарности: механическую и органическую. Механическая солидарность, по его мнению, присуща простым, архаичным обществам, где коллектив поглощает индивида, а наличие репрессивного права свидетельствует о подавлении личности, господствеколлективного сознания. Органическая солидарность свойственна сложным. развитым обществам и основывается на всеобщем разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. При этом прежнее коллективное сознание сменяется новымколлективным сознанием, которое становится более светским,рационалистическим. Переход от механической солидарности к органической. согласно Дюркгейму, естьобщественный прогресс, главным фактором котороговыступает разделение труда.

Важным направлением в творчестве Дюркгейма было исследование им социального феномена самоубийства. В работе«Самоубийство» автор на основании фактического материала приходит к выводу, что основным мотивом самоубийства следует считатьсоциальный фактор, а не психопатические, расовые и космические причины, как утверждалось в тот период. Дюркгейм впервые ввел в научный оборот термин «аномия» (беззаконие), с помощью которого он обозначил такое состояние общества, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не утвердились. Такие явления характерны для переходных, кризисных периодов общественного развития и сопровождаются возрастанием социальной дезорганизации. Эта теория и в наши дни не потеряла своей ценности и актуальности.

Заслуга Дюркгейма состоит в том, что он заложил основыфункционального подхода к изучению общества, разработал общую теорию и методологию социологического исследования, а также конкретные методы, правила и процедуры их проведения.

 

Социология 20 века (структурный функционализм Т. Парсонса, символический интеракционизм Д. Мид, теория действия или теория социального обмена Д. Хоманс, П. Блау, социометрия Д. Морено и др.)

На протяжении ХХ столетия социология перетерпела весьма существенные изменения и ныне представляет собой чрезвычайно сложную систему идей, гипотез, концепций, теорий, методов исследования и способов описания разнообразных социальных реалий. При этом практически все лидеры и представители современной западной социологии довольно активно использовали и используют идеи и концепции социологов классического периода. Интеллектуальное содержание классики социологии используются по преимуществу двояким образом: как определенный банк идей, обладающий самостоятельной ценностью, и как идеи, которые включаются в качестве активного элемента в различные разновидности современной западной социологии.

В XX веке русская социология по сравнению с XIX в. отличается меньшей абстрактностью, ибо больше опирается на опыт. Возникло несколько новых направлений. Сложились основные школы: марксистская, субъективная, психологическая, бихевиористская, формальная, механическая, юридическая и историческая. Всеми школами, особенно бихевиористской и психологической, был внесен заметный вклад в социологию. Во время революции условия для развития социологии были неблагоприятными. Тем не менее, экстраординарный опыт революции обогатил знания русских социологов.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал