Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологический портрет подростка






Место и роль подросткового возраста в общем цикле жизненного развитияобозначила Л.И.Божович. В своей книге «Личность и ее развитие в детском возрасте» она писала, что в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь. Подростничество - это самый сложный из всех детских возрастов период развития личности, крайне противоречивый, с явлениями внутреннего беспорядка, приводящими, порой к клиническим проблемам. Ведущей деятельностью данного возраста является эмоциональное общение со сверстниками, центральным возрастным новообразованием – чувство взрослости, социальная ситуация развития характеризуется максимальной ориентацией на сверстников.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Большинство возрастных проявлений свидетельствуют о притязании подростка на взрослость. «Чувство взрослости» развивается как специфическое новообразование самосознания. Чувство взрослости является стержнем личности, так как выражает новую жизненную позицию, определяет содержание социальной активности, переориентацию на взрослые ценности. Развитие взрослости проявляется:

- в подражании ее внешним проявлениям (одежда, лексика, досуг), в равнении на качества «настоящего мужчины» и «настоящей женщины» - что вызывает чуткое отношение к своему физическому развитию и внешности, демонстрацию мускулистости или фенимильности;

- в понимание взрослого как образца в деятельности;

- в развитии взрослости в познавательной деятельности - появляется доминирующая направленность познавательных интересов, развивается увлеченность, критерием оценки людей становятся знания.

Подросток ориентирован на мораль равенства, представляет себя человеком перешагнувшим границы детства. Он начинает расширять свои права и ограничивать их у взрослых, претендует на уважение его достоинства, противится контролю, опеке, активно добивается равноправия со взрослыми. Но эти притязания сдерживаются взрослыми по ряду причин:

- остается материальная зависимость подростка;

- сохраняются детские черты в облике и поведении;

- нет еще умения подростка быть самостоятельным;

- пока отсутствует взрослая ответственность.

Становление новых взаимоотношений подростка и взрослых протекает не всегда гладко. Это может породить разные формы непослушания детей, протеста, конфликтов. И чем больше подросток недоволен взаимоотношениями со взрослыми тем нужнее ему товарищи, тем сильнее их влияние на него.

Притязание на взрослость может иметь и деформированное ее понимание, проявляясь в подражании «веселой и легкой» жизни – посещении ночных клубов, выпивке. Это ведет к утрачиванию познавательных интересов, прекращению учения, по сути – к деинтеллектуализации – таково неблагополучное развитие взрослости.

Французский психолог Д.Оффер определил три возможных пути взросления подростка:

-«непрерывный рост» – спокойный переход через взросление, характеризующийся не поврежденностью семейных отношений, отсутствием расхождений с родителями; в целом - это «мягкое», плавное, с неповрежденными отношениями взросление;

-«волнообразный рост» – характеризуется переживанием эмоционального конфликта, трудностями в отношениях со сверстниками, поврежденностью отношений со взрослыми, проявлениями девиантного поведения; и все же адаптивные явления на этом пути взросления преобладают;

-«затрудненный рост» – развитие с заметными проблемами внутреннего беспорядка, семейными разногласиями, уходами из дома, демонстрациями противостояния, даже – с клиническими проблемами.

В числе факторов, вызывающих подобные различия взросления могут быть названы: социальные условия, родительская семья, индивидуальные темпы соматического развития. Для обозначения типа соматического созревания используют понятия акселерации (ускоренного физического созревания) и ретардации (позднее физическое созревание). Девочки-акселератки становятся обладательницами вторичных половых признаков уже в двенадцатилетнем возрасте, а к четырнадцати - это уже достаточно оформившиеся девушки. Это делает их привлекательными для противоположного пола. При этом, отсутствие достаточного жизненного опыта и возрастной авантюризм делают их малоосмотрительными в выборе знакомств, при построении отношений. Таким образом, им приходится учиться, что называется, на своих ошибках. Девочки-ретардантки значительное время остаются хрупкими, воплощающими образ фенимильности. По этой причине окружающие относятся к ним покровительственно-оберегающе. К тому же у них имеется возможность использовать опыт своих подруг-акселераток. Сравнивая развитие мальчиков-подростков акселератов и ретардантов, можно наблюдать ряд преимуществ первых перед вторыми. Мальчики-акселераты как правило – рослые, физически сильные, с рано появившейся порослью на лице и погрубевшим голосом внешне выглядят взрослыми. Они увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ «Я». Это способствует повышению престижа у сверстников и создает более комфортные условия взаимодействия с окружающими. Мальчики-ретарданты – маленькие, щуплые воспринимаются детьми. Их претензии на взрослость никак не подтверждены. Это заставляет их искать собственные способы компенсации отставания физического развития. Одни превращаются в пажей своих сверстников-акселератов, что не лучшим образом сказывается на формировании их мускулинных качеств. Другие, как бы затаившись на время, выжидают, когда вырастут. При этом они, как правило, уходят от ведущей деятельности возраста – эмоционального общения со сверстниками, переключившись на дружбу с более младшими. Их поведение в данном случае представляет определенную девиацию – уход от нормы. А третьи могут стремиться к активной компенсации недостатка физического роста достижениями в других областях – в спорте, музыке, учении, владении компьютером, иностранными языками, Они становятся, тем самым интересными и привлекательными для сверстников, последние дорожат дружбой с ними, возрастной кризис затрагивает их незначительно.

Сказанное позволяет взрослым прогнозировать возможные пути развития подростков, ориентироваться в их субъективных переживаниях и, по-возможности, помогать.

На основе обобщения типичных возрастных проявлений может быть создан психологический портрет подростка, включающий следующие специфические черты: стремление избежать изоляции в группе сверстников, повышенный интерес к вопросу о соответствии сил в ученическом классе, стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского, отсутствие авторитета возраста, устойчивость первого впечатления, восприимчивость к промахам взрослых, протест против необоснованных запретов, переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем, отсутствие адаптации к неудачам, отсутствие адаптации к положению «худшего», тенденция продаваться мечтаниям, повышенная эмоциональность, требовательность к соответствию слова и дела, боязнь осквернения мечты и идеала, всплеск неустойчивости внимания, повышенный интерес к спорту, разнообразие увлечений. Указанные качества объединяются острой потребностью в признании, в принятии как другими, так и самим собой. Подобное принятие способна обеспечить адекватная самооценка. Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.