![]() Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Идеи социального/общественного воспитания в эпоху Возрождения ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
С развитием производительных сил в Европе в начале XIV в. формируется новое мировоззрение, получившее название гуманистического. Возрождение, оставаясь в строгих рамках христианской идеологии, обращается к идеалам античности, актуализируя идею гуманизма как признание ценности человека, его права на самоутверждение. Утверждая возрождение основных принципов античной культуры, философы- мыслители Ренессанса не могли игнорировать античное понимание человеческой сущности как социальной, т.е. человек как социальный мир, социальное существо, которое признает идеал высокой гражданственности. С другой стороны, для эстетики Ренессанса характерно и осознание некоторой беспомощности человека в преобразовании природы, художественной деятельности. Человек эпохи Возрождения в своих индивидуальных помыслах ощущал свою слабость и испытывал потребность в поддержке коллектива. Гуманизм как течение не был однороден и развивался на протяжении ХІУ-ХУІ вв. Сторонники и представители так называемого «гражданского гуманизма» (Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери, Лоренцо Вала) считали основной функцией воспитания задачу формирования социальной личности (ііото сш/е), действующей на благо общества, а очагом воспитания — семью. В Италии, колыбели европейского Возрождения, где оно проявилось наиболее ярко, главным в формировании гармоничной личности становится воспитание гражданина. Мерилом человека становится не религиозная добродетель, а доблесть (уігіи), «которая дает человеку крылья». Гуманизм XVI в. оказался связан с проблемами социальной жизни как национальной, религиозной, общественной: своей критикой католицизма гуманисты подготовили Реформацию (Э. Роттердамский); их волновали проблемы объединения государств (Ульрих фон Гуттен в Германии), политики и политической власти (защита сильного единовластия у Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок. — Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта. — Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы). — SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание. SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение Макиавелли и Бодена, критика тиранической единоличной власти у Этьена Ла Боэси); они начали откликаться на обострившиеся социальные проблемы (бедность, отлучение от средств производств у Т. Мора, Хуана Луиса Вивеса). Борьба итальянских горожан за независимость городов-республик пробуждала гражданское самосознание личности и развивала чувство патриотизма. Первые шаги в практическом осуществлении программы гуманистического воспитания нового типа были предприняты в 20-е гг. XV в. талантливыми итальянскими педагогами В. да Фельтре и Г. Гуарини. Витторино да Фельтре создал придворную школу (в Мантуе), вошедшую в историю как «Дом (школа) радости». В ней кроме детей мантуанского герцога, на средства которого она содержалась, и других детей знати учились еше свыше сорока неимущих учеников (как мальчиков, так и девочек, что само по себе было новшеством для того времени). Символом школы стал пеликан, который, согласно легенде, раздирает себе клювом грудь, чтобы накормить птенцов. Основную цель школы В. да Фельтре видел в том, чтобы заложить такой фундамент общей культуры, который в дальнейшем позволил бы воспитанникам самостоятельно овладеть специальными предметами. Это была школа воспитания, она не имела профессиональных целей. Главную воспитательную задачу педагог, разделяя взгляды «гражданского» гуманизма, видел в подготовке достойных граждан страны. Он заявлял, что даже обладающий феноменальными способностями человек не в праве назвать себя просто юристом, врачом, филологом, если не осознает своих общественных обязанностей. Помимо образовательных дисциплин было много физических упражнений и игр. Большое значение уделялось религиозному воспитанию как практическому благочестию. В детях воспитывали трудолюбие, умение выносить трудности, презрение к пустым удовольствиям и бездействию, уважение к старикам и почитание родителей, учили строить человеческие отношения со сверстниками. ' Близкой по гуманистическому духу, но принципиально отличающейся по подходу к содержанию образования явилась частная школа в Ферраре, куда был приглашен для преподавания педагог высочайшей культуры Г. Гуарини. Он также потребовал от маркиза, владельца школы, права обучения не только наследника, но и других мальчиков. Девочки в его школе не обучались. Педагогическая цель школы состояла в том, чтобы подготовить своих питомцев к их будущей профессии, что отличало его от «Дома радости». Поэтому при обучении каждого ученика он делал акцент на тех предметах, которые будут необходимы избранной данным учеником профессиональной деятельности. Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:— Разгрузит мастера, специалиста или компанию; — Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой; — Разошлет оповещения о новых услугах или акциях; — Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет; — Позволит записываться на групповые и персональные посещения; — Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам; — Включает в себя сервис чаевых. Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе Не менее значимой фигурой общеевропейского гуманистического движения в формировании научного педагогического знания был испанский философ, психолог и педагог Хуан Луис Вивес. Многолетняя деятельность Вивеса в качестве школьного учителя и преподавателя университетов во Франции и Англии позволила выдвинуть ряд важных для педагогической прогностики положений, изложенных в его сочинении «О науках». Вивес первый из гуманистов обратил внимание на появление в тот период так называемых «школ для бедных», функционировавших при работных домах, где детям давали азы грамоты. Готовя учебную программу для этих школ и проект их финансирования, Вивес понимал тщетность такой попытки избавить народ от обнищания. Но, тем не менее, его представления о школах для бедных были в то время значительно прогрессивнее. Начиная с XV в., в условиях усиливающегося разделения труда и возросшей социачьной мобильности, воспитание, по мнению гуманистов, было призвано, прежде всего, помочь человеку осознать свое призвание, правильно оценить собственные силы, занять соответствующее место в обществе, т.е. способствовать социализации человека. В философско-литературных произведениях представителей утопизма Т. Мора («Утопия») и Т. Кампанеллы («Город Солнца») проблемы воспитания рассматривались в связи с идеей совершенствования общества (у Мора дурной человек — вор. бродяга, достойный виселицы разбойник — порождение плохо устроенного государства, отношений в обществе). Однако в отличие от античного представления об исходной непротиворечивости общества и человека, представители утопизма начинают осознавать несовершенство человека и общества. Они высказывали мысль о том, что гармоническое развитие человека должно осуществляться не изолированно, а в коллективе, и с этой целью необходимо объединение людей на новой социальной основе, хотя общественные отношения утопийцев по-прежнему являются следствием (или продолжением) полупатриархального устройства их семей. «Во главе хозяйства стоит старейший. Жены услуживают мужьям, дети — родителям, и вообще младшие по возрасту — старшим», — писал Т. Мор. Вслед за Платоном и Аристотелем он полагал, что рациональным путем, за счет разумных законов и правильно организованного воспитания (даже без Божественной помощи), удастся полностью изменить несовершенную человеческую природу и, как следствие, создать идеальный общественный строй. Отсутствие в «Утопии» сколько-нибудь стройной системы учебных заведений, что предполагалось Платоном, компенсировалось продолжительным воспитанием в большой семье, где в этом процессе участвовали не только родители, но и старшие родственники. Традиция платоновского «Государства», возрожденная Т. Мором, нашла продолжение у Т. Кампанеллы. В «Городе Солнца» Кампанелла представляет такое государство, в котором люди живут общиной и упразднена частная собственность — основа социального неравенства. Сам социальный принцип построения общины не допускает возникновения таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость, вороватость, плутовство. Обеспечить гармоническое состояние этого государства Кампанелла предполагал несколькими путями: искусственной селекцией детей, общественным воспитанием, совершенными законами и угрозами жестоких наказаний. Воспитание, как считает Кампанелла, — это самая первая основа благосостояния государства, и воспитывать детей должно только государство, и ручаться за его надежность может только воспитатель и никто другой. Кампанелла не доверяет воспитание детей родителям, так как они дурно их воспитывают, «на гибель государству». Дети полностью находились на попечении государства и под его надзором. Их обучение и воспитание проводились организованно, причем учили и конкретным ремеслам (по собственному выбору детей), и «отвлеченным наукам» (в том числе метафизике, т.е. философии), и спортивным упражнениям, а мальчиков, как рекомендовал Платон, брали на войну. В зависимости от проявленных успехов каждый определялся к какому-либо виду работ или получал чиновничью должность. Социальный аспект воспитания, таким образом, выражался, во-первых, в стремлении содействовать более тесным связям человека с другими людьми. Во-вторых, само воспитание воспринималось как социальная сила, способная решать социальные проблемы общества. В-третьих, главную воспитательную задачу педагог, разделяя взгляды «гражданского» гуманизма, видел в подготовке достойных граждан страны. Реализацию гражданского долга гуманисты тесно связывали с трудовой деятельностью. Эффективность социального воспитания, состоящего из прямых наставлений в нравственности и добрых примеров старших, по мнению Кампа- неллы, должна быть очень высокой. Косвенное социальное воспитание в «Городе Солнца», как и в «Утопии» Мора, продолжалось до конца жизни, поскольку свободное от работы время люди проводили в нравоучительных беседах и изучении наук. Если античное представление об общественном воспитании выражается в признании формирования человека в интересах обшества/государства средствами этого общества/ государства, то представления ранних социалистов-утопистов несколько меняют акцент: речь идет о развитии «неповторимой человеческой индивидуальности» средствами общества (в том числе семьи, общины, трудового коллектива и пр.). Различия связаны с изменениями в социальной, политической, культурной жизни европейского общества и изменением представлений о сути человека и общества. Вопросы для самоконтроля 1. В чем специфика христианско-религиозного понимания общественного воспитания? 2. Что нового внесли в воспитание христианские традиции? 3. Какие социально-педагогические задачи пытались решить деятели Реформации? 4. Что меняется в понимании сути общественного воспитания у философов-гуманистов эпохи Возрождения? 5. Какова роль школы в социализации человека в Средние века и в эпоху Возрождения? 6. Каковы педагогические аспекты христианской благотворительной практики?
|