Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3.8. Работа с особыми группами детей






Часа

Вид: лекция

Тип: изучение новых знаний

Цель: Формирование знаний студентов о работе с особыми группами детей.

Задачи:

· Дать знания об особенностях работы с особыми группами детей;

· Развивать умение определять понятие нормы и отклонения;

· Воспитывать интерес к изучению дисциплины педагогика, оценивать её роль в подготовке учителя.

ОК8, 9, 11.

План:

  1. Характеристика одарённой личности. Особенности работы с одарёнными детьми.
  2. Понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематика и статистика
  3. Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
  4. Особенности работы с детьми с девиантным поведением

Литература:

  1. Волынкин, В.И. Педагогика в схемах и таблицах [Текст]: учебное пособие / В.И. Волынкин. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. – 282с.
  2. Осмоловская И.М. Дидактика [Текст]: учебное пособие / И.М. Осмоловская. – М.: Академия, 2006. – 240 с.
  3. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст]: учеб. пособие / Т.С. Панина. – М.: Академия, 2006. – 176 с.
  4. Педагогика [Текст]: учебник / Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2009. – 432с.

Ход:

  • Организационный момент
  • Сообщение требований к ведению тетради, работе на уроке, к ответам, поведению
  • Представление программы дисциплины и знакомство с ней
  • Знакомство с литературой по дисциплине
  • Сообщение темы, цели, плана
  • Активизация знаний
  • Рассмотрение вопросов плана
  • Закрепление: закончите предложение «Сегодня я узнала, что…»
  • Домашнее задание.

Характеристика одарённой личности. Особенности работы с одарёнными детьми.

Одаренность человека - это маленький росточек, едва про­клюнувшийся из земли и тре­бующий к себе огромного вни­мания. Необходимо холить и ле­леять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вы­рос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский

Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумы­ваться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще. Первоначальные представления о вы­соком коэффициенте интеллектуальности как единственном критерии выдающихся достижений в наши дни обоснованно подвергается сомнению. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обу­чению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и спо­собностями ребенка, определяемыми как креативность. Креа­тивность может проявляться в мышлении, общении, в отдель­ных видах деятельности.

Одаренность - стечение трех характеристик: интеллекту­альных способностей, превышающих средний уровень, креатив­ности и настойчивости.

Таким образом, в число необходимых признаков одаренно­сти обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка вы­ше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности. Выделяют следую­щие 4 группы детей, отличающихся уровнями развития интел­лекта и креативности:

1) высокий интеллект - высокая креативность;

2) высокий интеллект - низкий уровень креативности;

3) низкий интеллект- высокая креативность;

4) низкий интеллект- низкий уровень креативности.

Только в том случае, когда высокая креативность сочетается с высоким уровнем интеллекта, наблюдается хорошая адаптация к социальной среде, эмоциональная уравновешенность, незави­симость, высокая и продолжительная творческая активность.

Определение одаренности ребенка - сложная задача, решае­мая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей и сверстников о школьной и внешкольной дея­тельности ребенка.

При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы:

- у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.

Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными воз­можностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;

- работа по развитию одаренности детей должна и не мо­жет вестись только в направлении их интеллектуальных и твор­ческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное раз­витие индивидуальных способностей;

- необходимо постоянное соотнесение учебных и индивиду­альных способностей.

Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов - поддержать их и помочь самореа­лизоваться.

Работа с такими школьниками диктует определенные требо­вания к личности педагога:

- желание работать нестандартно;

- поисковая активность, любознательность;

- знание психологии подростка и психологии одаренных де­тей;

- готовность педагога к работе с одаренными детьми.

Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления, - одна из важнейших целей при работе с одаренны­ми детьми.

По результатам многих психологических исследова­ний, развитие креативности учащихся происходит при обеспе­чении на занятиях условий, благоприятных для творчества: соз­дание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истины, подойти к эвристическим находкам), появление все новых и бо­лее сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятель­ности (найти ответы), использование различных видов мышле­ния (дивергентное- множество ответов на поставленную задачу), стимулирование оценкой для анализа ответов, а не для на­грады или осуждения, создание атмосферы понимания. Кроме того, необходимо постоянно подчеркивать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей.

Уровень сотрудничества в учебной деятельности - актуаль­ная проблема для педагогов, работающих с одаренными школь­никами. Такое сотрудничество должно характеризоваться: соз­данием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права уча­щегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач со­вместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побуди­тельного стимула к учению.

Реализация самостоятельной деятельности учащихся воз­можна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся - проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Работа по развитию творческих способностей может быть организована при проведении предметной недели, в конкурсах научно-исследовательских работ. Для реализации и развития способностей учащихся можно использовать дополнительную систему образования в форме клубов, студий, секций и т. п.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.