Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Святые Отцы и церковные писатели. Согласие отцов.






VI. Патрология.

71. Святые Отцы и церковные писатели. Согласие Отцов.

72. Великие каппадокийцы: свв. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский (кр. житие, основные творения).

73. Свт. Иоанн Златоуст.

74. Св. Иоанн Дамаскин (творения).

75. Святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник (творения).

 

Православная церковь никогда не ставила знак равенства между святостью и непогрешимостью, но последующее учение, основанное на принципе «согласия отцов», даже ошибки частного мнения приводит к общему знаменателю непогрешимости церковного учения. Церковное учение непогрешимо, а мнение отдельных авторов может быть погрешимо. Соборный разум Церкви, зафиксированный в постановлениях вселенских соборов, направляет учение Церкви в нужное русло.

Святые Отцы и церковные писатели. Согласие отцов.

Патрологии можно дать определение Истории христианской богословской письменности. Но границы такого понимания науки несколько превышают объем Патрологии и сами по себе недостаточно устойчивы. В понятие последней, как указывает само название, обязательно входит учение об Отцах Церкви. Из этого следует необходимость уточнения понятия " Отца Церкви".

«Отцами Церкви, — говорит Патриарх Московский и всея Руси Сергий, — при­знаются не те из писателей церковных, которые были наиболее учены, наиболее начи­таны в церковной литературе, но писатели святые, т.е. воплотившие в себе ту жизнь Христову, хранить и распространять которую Церковь получила себе в удел».

Таким образом, первым признаком, который позволяет считать того или иного церковного писателя святым отцом, является святость его жизни. Почему круг цер­ковных писателей, относимых к категории отцов, не может быть ограничен ка­ким-либо хронологическим порядком (также и курс Патрологии). Жизнь Церкви едина во все периоды ее истории, и потому всегда возможно достижение состояния святости ее членами, сочинения которых будут иметь особый авторитет и могут быть предме­том соответствующего исследования и изучения.

Второй признак — чистота догматического и нравственного учения, определяю­щая достоинство творений св. отцов.

Третий признак — свидетельство Церкви. Оно является той необходимой провер­кой чистоты жизни и учения отдельного писателя, после которой его творения полу­чают высокий авторитет для православного богословия.

Проф. Η. Η. Глубоковский говорит, что " понятие отечества, как такового, заключает в себе главнейшую идею преемственной передачи церковного достояния по духовному восприятию для хранения, развития, и обогащения в последовательном прогрессе христианской жизни [...]. В патристической традиционности есть нечто кардинальное, что является безусловным и принудительным, и лишь мерою соответствия ему определяется достоинство индивидуального участия в общем движении. Этим началом служит идущее от Христа и Апостолов Предание в раскрытии Писаний, - Предание священное, допускающее не изменение или улучшение, но только согласное с ним истолкование и плодотворное применение к интеллектуально-жизненным потребностям каждой взятой современности. [...] Церковно-литературное отечество бывает по преимуществу общецерковным голосом, где частные мелодии своей совокупностью должны помогать гармонии целого... Отсюда с неизбежностью вытекает дальше, что тут всякое уклонение устраняется из ряда, косвенно подкрепляя его незыблемую солидарность, все же персональное получает исторически-обусловленный характер личного комментария и собственного построения. Посему в патриотическом преемстве наиболее важен доктринальный момент со стороны постепенного раскрытия христианской истины в глубину и широту, когда всякий " отец" обязателен по несомненному догматическому свидетельству, авторитетен по своему проникновенному церковному изъяснению и субъективен по личному разумению".

В отличие от них, " церковными писателями " являются все богословские писатели древности, даже и без признаков православности и святости. Это допущено по причине большого влияния их, особенно Оригена, на развитие святоотеческого богословия.

Таким образом, в круг изучаемых Патрологией христианских писателей входят все же не одни только " отцы", какие бы мы ни предъявляли к ним требования, но и другие авторы христианской письменности. Проф. К. Д. Попов указывает, что " эта наука названа Патрологией не потому, что она обязывалась говорить об одних только Отцах Церкви, - она обнимает всех древних церковных писателей, - а потому, что св. Отцы - носители, свидетели, истолкователи и защитники откровенной истины в таком виде, в каком она сохранилась в Церкви, - составляют главнейший и существеннейший элемент её - Патрологии".

Поскольку эта дисциплина изучает в историческом аспекте постепенное раскрытие христианской церковной мысли, выраженной будь то " отцами", " учителями" или просто " писателями" церковными, то для правильного её построения и направления надо всегда иметь в виду главную движущую силу и вдохновляющее начало в этом процессе - саму Церковь.

В творе­ниях отцов имеются известные разногласия. Наличие частных мнений у отдель­ных отцов никогда не отрицалось православным богословием, но эти частные мнения, в которых расходились отдельные отцы, не могут уменьшить достоинства их творе­ний. Нетрудно установить, в чем проявляется единство, и какого рода разногласия имеются в святоотеческих творениях. Отцы были едины по отношению к догматам и в своем нравственном учении, т.е. в самом главном. Что же касается самих разногласий, то они, действительно, имели место в отношении богословской терминологии, особен­но в ранний период, когда эта терминология еще не была разработана. Известно также, что отцы допускали неодинаковое истолкование отдельных мест Священно­го Писания. Но это никогда не приводило к противоречию в отношении к догматам или к извращению нравственного учения. Различное истолкование объясняется, в ос­новном, неодинаковым использованием аллегорического метода. Кроме того, в творе­ниях отцов имеется известное количество сведений исторических и представлений ес­тественно-научных, в которых отцы оставались людьми своего времени.

Наконец, нужно еще иметь в виду, что отцы далеко не сразу достигли той святости, с которой бывает соединено состояние «мысленного просвещения», придающего ав­торитет их творениям.

В этом случае может возникнуть еще один вопрос: как же отличить в творениях отцов ту часть, которая имеет действительный авторитет, от частных мнений и отдель­ных высказываний, которые такого авторитета не имеют? Ответом на этот вопрос мо­жет быть понятие, имеющее большое значение в православном богословии, — согла­сие отцов -– consensus patrum.

Творения отцов известный русский мыслитель прошлого века Ив. Киреевский на­звал «известием очевидцев» о той стране духовной истины, которую не всякий может изучить непосредственно. Даже путем простого сравнения этих «известий» — выска­зываний отцов — нетрудно отличить их согласие в главном, показывающее единство восприятия и понимания духовной истины, от высказываний, неправильно понимае­мых или недостаточно ясно выраженных самим писателем. «Отец не противоборству­ет отцам, ибо все они были общниками Единого Духа» (св. И. Дамаскин).

«Согласие отцов» по какому-либо богословскому вопросу всегда есть положение, с которым богослов должен считаться, если остается верным традициям Православной Церкви. Ибо, по словам блаж. Августина, «кто отступает от единодушного согласия отцов, тот отступает от всей Церкви».

 

72. Великие каппадокийцы: свв. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.