Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпринимательство как движущая сила модернизации в современной России

к.э.н., преподаватель кафедры
"Теории и технологий в менеджменте"
Мошкин И.В.

 

Среди факторов социально-экономического прогресса и модернизации важная роль отводится предпринимательству. Проблема модернизации экономики является одной из актуальных задач, стоящих перед Россией. Она периодически возникает практически на протяжении всей истории существования страны. В определенные эпохи видение властью этого процесса кардинально различалось. Объединяло одно - стремление к развитию. Часто такое развитие было вызвано необходимостью укрепить военную мощь и за счет этого сохранить сложившуюся систему управления.

Модернизационная теория, опирающаяся на междисциплинарный подход к объяснению и обоснованию процессов социально-экономического развития, является важным направлением современной общественной мысли. В России интерес к ней обусловлен продолжающимся поиском наиболее эффективных вариантов развития [1]. Определяющей особенностью экономического развития России было включение в ее хозяйство элементов "азиатского способа производства", характеризующегося доминированием государственной собственности над частной, развитой бюрократической системой регулирования, общинными, коллективными интересами, подавлением личной инициативы. Вместе с тем, Россия, как страна, относительно недавно вставшая на путь рыночных реформ, уже успела сформировать основу институциональной среды развития предпринимательства и инициатив.

Нестабильность в мире, вызванная финансово-экономическим кризисом, обуславливает рассматривать традиционные подходы к социально-экономическому развитию в призме новых условиях. В странах, которые принято считать развитыми, прежде всего - в странах Европейского Союза, США и Японии, давно осознана роль малого и среднего предпринимательства. Здесь уровень экономической свободы для занятия предпринимательством наиболее высок. Правительства этих стран не останавливаются на достигнутом, ведется работа над созданием еще более благоприятных условий. Согласно американскому исследовательскому центру "Фонд наследия", в 2010 г. Россия в рейтинге экономической свободы (Index of Economic Freedom) опустилась на 143 место в мире, перейдя в группу "в основном несвободных" стран. Результаты рейтинга показывают положительную корреляцию между уровнем экономической свободы и национальным доходом. Так, например, в наиболее свободных странах доход на душу населения в среднем в 10 раз выше, чем в странах с "подавляемой экономикой" [2]. При этом под экономической свободой понимается разнообразие экономического поведения субъектов хозяйствования при выборе форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, возможностей, способов распределения доходов, потребления материальных благ и др. Способствовать выходу из сложившегося положения может тесно связанное с категорией свободы предпринимательство.



Взаимосвязь между экономическим ростом и развитием инфраструктуры является общепризнанным фактом. Поэтому для обеспечения долгосрочного роста в настоящих условиях государством привлекаются дополнительные средства для финансирования существующих и строительства новых объектов инфраструктуры. Одним из путей привлечения этих дополнительных средств является сотрудничество между общественным и частным секторами при предоставлении общественных услуг. Формой такого сотрудничества является партнерство между государственным и частным сектором (ЧГП), в котором принципы функционирования частной фирмы применяются в государственном управлении.

Проблема развития механизмов модернизации с точки зрения частно-государственного партнерства концентрирует внимание на такой конструкции модернизации, которая позволяла бы, используя возможности и преимущества реструктуризации крупных государственных активов, максимально стимулировать частное предпринимательство различного масштаба. На сегодняшний день в отечественной и зарубежной экономической науке преобладающим является предположение о том, что в основе этой конструкции должно лежать сбалансированное развитие двух уровней промышленных компаний. Такая конструкция частно-государственного партнерства в сфере развития традиционных высокотехнологичных отраслей, (к которым в России относится комплекс отраслей, концентрировавшихся вокруг оборонно-промышленного комплекса), успешно разработана Пономаревым А.К [3].



Многими экспертами утверждается, что российские предприниматели не соответствуют требованиям, необходимым для ведения цивилизованного бизнеса, в основе которого лежит соблюдение установленных профессиональным сообществом этики, соблюдение норм права, осознание социальной сущности предпринимательства как явления. Но существует и другая правда. Чтобы предприниматели начали эффективно действовать, по мнению Е. Ясина, их необходимо избавить от страха, что в любой момент их могут арестовать по сфабрикованному делу о неуплате налогов. Нужна большая работа по формированию новой системы ценностей. В приоритете должна стоять защита частной собственности, стремление к самоутверждению людей за счет своего труда и поощрение этого. Человек должен быть уверен, что его права и свободы будут защищены независимым судом [4].

Эффективным инструментарием взаимодействия государства и бизнеса должно стать развитие социального диалога и общественно-государственных консультаций по вопросам формирования и реализации политики повышения конкурентоспособности на отраслевом (межотраслевом) уровне. Кроме того, необходимо формирование отраслевых (межотраслевых) планов частно-государственного партнерства в области софинансирования расходов на развитие программ профессионального образования, повышения квалификации, проведения НИОКР и коммерциализации их результатов, развития экспорта товаров и услуг [5]. По данным Росстата, за последние два года рынок труда в РФ в 2010 г. впервые показал позитивную тенденцию: в январе работу нашли 372,5 тыс. чел., тогда как остались без рабочих мест 359,5 тыс. чел [6]. В настоящее время общий уровень безработицы в России оценивается в 6,2 млн. чел. (8,2 процента экономически активного населения), регистрируемая безработица - 2,16 млн. чел. Одним из наиболее востребованных направлений преодоления массового высвобождения работоспособного населения стала профессиональная переподготовка и подготовка, а также организация помощи в области открытия собственного дела. Например, службы занятости выделяли безработным субсидии в размере 58,8 тыс. руб. Воспользовались такой возможностью около 128 тыс. чел. В целом, на 1 января 2009 г. было зарегистрировано 3,7 млн. индивидуальных предпринимателей и 3,4 млн. малых фирм. В 2009 г. в России появилось в пять раз больше рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства, чем в докризисный период. В частности, жители Южного федерального округа создали более 30 тысяч собственных малых предприятий [7]. На борьбу с безработицей выделяются значительные суммы из бюджетов всех уровней, особенно из Федерального бюджета. Однако, по данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), особенность организации существующих институтов развития такова, что они создают избыток государственных денег на одних направлениях и недостаток на других, а также диспропорции в поддержке регионов. Часть выделенного финансирования остается неиспользованной [8].

Сотрудничество между частным и государственным секторами следует рассматривать не только как средство финансирования общественной инфраструктуры, но также как мощный инструмент сокращения издержек, улучшения качества и повышения эффективности предоставления услуг общественного сектора [9]. В России есть примеры проектов, уже реализованных по схеме частно-государственного партнерства. Как правило, они точечно локализованы, обеспечены собственной инициативой местных властей и невелики по масштабам.

Развитие сферы предпринимательства является неотъемлемой составляющей условия экономического роста и модернизации. Доказано, что экономика, где сектор малых и средних предприятий (МСП) играет существенную роль и достаточно развит, т.е. использует около половины трудовых ресурсов и создает порядка половины добавленной стоимости, получает немалый выигрыш [10]. Чтобы занять эти позиции, должны быть преодолены слабые стороны МСП по сравнению с крупным бизнесом. Таким образом, наиболее проблемной стороной остается относительно низкая конкурентоспособность сектора на рынке ресурсов - финансовых, производственных, трудовых, административных и, как следствие, - на рынке товаров и услуг.

Литература:

1. Коалиции для будущего. Стратегии развития России. М.: РИО-центр, 2007.

2. Miller T. Freedom Is Still the Winning Formula // he Wall Street Journal, page A17. JANUARY 13, 2009.

3. Пономарев А.К. Модернизация высокотехнологичных отраслей: частно-государственное партнерство // Модернизация экономики и общественное развитие [Текст] : в 3 кн. / oтв. ред. Е. Г. Ясин. Кн. 2.; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.

4. Ясин Е. Три опоры модернизации // Forbes - www.forbesrussia.ru/column/40829-tri-opory-modernizatsii. 2010.
5. Сафонов А. Частно-государственное партнерство // Социальное партнерство. №1. 2006.

6. РИА "Новости". 24.02.2010.

7. Грицюк М. С риском сокращения // Российская газета - Федеральный выпуск №5101 (22) от 4 февраля 2010.

8. Шмелева Е., Барановская Н. Деньги на прорыв // Российская газета - Спецвыпуск "Регионы. Инвестиционные проекты", №5109 (30) от 12 февраля 2010.

9. Davies, Steve and Fairbrother, Peter (2003). Private Finance Initiative (PFI) and Public Private Partnerships (PPPs): Definitions and Sources. [Частная финансовая инициатива и партнерство между государственным и частным сектором: определения и источники]. School of Social Science, Cardiff University , Working Paper Series.

10. См. Исследование Всемирного банка, 2002.

 

 

Аннотация

Возрождение малого предпринимательства в современной России началось в конце 80-х годов предыдущего столетия и носило стихийный характер. Структура малого сектора экономики за прошедшие годы не претерпела существенных изменений, слабо коррелирует с уровнем промышленного развития и отраслевой специализации регионов. Крупные промышленные предприятия и госструктуры не сотрудничают с малым бизнесом, а региональные программы развития малого предпринимательства составляются без привязки к стратегии развития регионов. Актуальной становится задача переформатирования взаимоотношений хозяйствующих субъектов крупного и малого бизнеса, учитывающая региональную специфику, и основанная на единой системе критериев оценки эффективности малого, среднего и крупного бизнеса.

Ключевые слова: Малое предпринимательство; условия и факторы развития малого предпринимательства в РФ; промышленно-развитый регион; стратегия социально-экономического развития региона.

Keywords: Small entrepreneurship, conditions and factors for small business development in the Russian Federation; industrialized region; regional strategy for socio-economic development.

Введение

Предпринимательство на протяжении веков было движущей силой развития общества и отождествлялось с индивидуальной деятельностью «экономического человека». В наше время оно превратилось в один из важнейших институтов рыночной экономики, от его состояния зависят темпы экономического роста, эффективность производственной деятельности, динамика научно-технического прогресса, уровень жизни и многие другие аспекты общественной жизни.Малый и средний бизнес являются одним из сегментов предпринимательской деятельности, который в промышленно-развитых странах развивается опережающими темпами, наиболее успешно осваивая те отрасли, в которых существует высокая потребность в инновациях. В развитых странах на долю малого и среднего бизнеса приходится около 50% ВВП, а в ряде отраслей производства и услуг малый бизнес является основным субъектом хозяйственной деятельности.

В условиях социализма предпринимательство воспринималось как чуждое нашему обществу явление, а личность предпринимателя отождествлялась со спекулянтом, торгашом, подпольным «цеховиком». Понадобились годы экономических реформ, чтобы предпринимательство заняло свое место среди других видов экономической деятельности, а термин «предприниматель» обрел легитимность. В настоящее время различными видами предпринимательства в РФ занимаются миллионы людей, которые не только обеспечивают благосостояние своих семей, но и выполняют важную социально-экономическую роль в обществе.

Предпринимательство в новейшей истории России оказало фундаментальное влияние на состояние ее экономики. На начальном этапе основную роль сыграло малое предпринимательство, выступившее катализатором вызревания рыночных отношений и сформировавшее структуру российского малого бизнеса, которая в основных чертах сохраняется до настоящего времени. В таблице 1 приведена периодизация развития сектора малого предпринимательства в РФ [1], в рамках которой мы уточнили характеристики и результаты основных этапов. Приведенные данные отражают общую картину развития малого предпринимательства в России, указывают на его зависимость от макроэкономической ситуации и проводимой государственной политики.

Таблица 1.

Периодизация развития сферы малого предпринимательства в России

Этап Основные результаты Институциональная поддержка
Экстенсивного развития (1988-1990гг.) Кооперативное движение, резкий рост числа субъектов МБ, апробация организационно-правовых форм (ТОО, арендные предприятия, ЗАО и пр.). На конец этапа число субъектов МП составило около 200 тыс, а численность занятых – порядка 5 млн. человек. Закон СССР «Об ИТД» - 1987г.; Закон «О кооперации в СССР» - 1988 г.; Создание Российского Союза совме-стного предпринимательства
Относительной стабилизации (1991 – 1994гг.) Макроэкономическая либерализации и «спонтанная» приватизация повлекли реструктуризацию предпринимательской деятельности, активизацию криминальных проявлений во внутренней и внешней среде МП К концу 1994 года сектор МП в России достиг максимального объема – 896,9 тыс. субъектов и 8,63 млн. человек. Причем за последний 1994 год прирост числа предприятий составил лишь 4%. Принятие Гражданского Кодекса; Указ Президента РФ от 08.07.1994 № 1482 «Об упорядочении гос. регистра-ции предприятий и предпри-нимателей на территории РФ»; Постановл. Прав-ва РФ от 01.12.1994 № 322 «О мерах по обеспечению участия малых негос. предпрприятий в реализ.гос.программ и выполнении заказов для гос. нужд»
Смена вектора развития, начало стагнации (1995-1997гг.) Усиление поддержки МБ на федеральном и региональном уровнях не привело к росту общего количества зарегистрированных предприятий. Развитие отдельных отраслей МП происходило разнонаправлено: в коммерции, торговле и общественном питании сокращение количества субъектов и работников на 10-19%); в строительстве и на транспорте рост на 18-19%); Не получило развития сфера наукоемкого, инновационного бизнеса (НТК). Активизация законодатель-ной деятельности, направлен-ной на развитие МП; созда-ние органов координации МП на федеральном и региональ-ном уровнях; появление об-щественных организаций МП
Стагнации (1998 – 2000гг.) Финансовый и экономический кризис 1998 г. повлиял на структуру рынков и видов предпринимательской деятельности, привел к диверсификации видов деятельности субъектов МБ; увеличилась доля ПБОЮЛ; произошло урезание программ поддержки МБ на федеральном и региональном уровнях. Пересмотр концепции государственной политики в отношении МП; ужесточение требований к малому бизнесу (постановка на учет в Пенс. Фонде, ФСС, ФОМС)
Экономического роста (2001 – 2008гг.) Укрепление сегмента малого предпринимательства и стабилизация экономического положения хозяйствующих субъектов; устойчивый рост инвестиций в основной капитал с 29,8 млрд. руб. в 2001г. до 472,3 млрд. руб. в 2008 г. Активизация деятельности в поддержку малого предпри-нимательства - ОПОРА России, РСПП, региональные власти; активизация и развитие форм финансовой поддержки малого бизнеса
Экспериментирования, проб и ошибок (2009-2012гг.) «Инновации» в законодательстве, администри-ровании и налогообложении привели к ухудшению среды МБ; большое количество субъектов прекратили свою деятельность или «ушли в тень»; сокращение числа МП с 282,7 тыс. в 2009г. до 219,7 тыс. в 2012г. ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от18.07.2011 № 222-ФЗ
Выпадение из «мейнстрима» государственной политики (2013г. – настоящий период) Развитие малого предпринимательства не относится к числу приоритетов государственной политики, на региональном уровне меры поддержки ограничены финансовыми возможностями Постановл. Правительства РФ « О предельных значени-ях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпри-нимательства» от 09.02.2013г. № 101

 

 

Исследования условий и факторов развития малого предпринимательства в РФ проводятся регулярно. Наиболее обширные и репрезентативные исследования проводились ОПОРОЙ России (Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства) РСПП (Российским союзом промышленников и предпринимателей), Правительством РФ (МЭР и др.). В большинстве регионов проводятся собственные исследования, как правило, носящие более узконаправленный характер. В результате, накоплен огромный объем фактических данных и аналитического материала, что создает ряд проблем, связанных с их использованием. Во-первых, в большинстве исследований, используются социологические методы работы с так называемыми «выборками». Их результаты весьма зависят от репрезентативности групп респондентов, поэтому выводы различных исследований, посвященных одним и тем же проблемам, могут быть достаточно противоречивыми. Во-вторых, интерпретация одних и тех же фактических данных весьма субъективна. В-третьих, концепция исследований формируется «заказчиком», что в той или иной степени предопределяет характер полученных материалов и их трактовку. В-четвертых, в последние годы ситуация в сфере малого предпринимательства меняется настолько динамично, что результаты последних исследований могут существенно отличаться от предыдущих.

Отечественный малый бизнес в основном сосредоточен в сферах деятельности с низкой производительностью труда, минимальной добавленной стоимостью, не требующих больших инвестиций и не связанных с серьезными предпринимательскими рисками - оптовая и розничная торговля, операции с недвижимостью, оказание услуг населению и др. Большинство предприятий, относящихся к малому бизнесу, являются так называемыми «микропредприятиями», либо предпринимателями без образования юридического лица (ПБОЮЛ). ПБОЮЛ следует рассматривать как форму самозанятости населения [2], которую, по нашему мнению, не корректно отождествлять с малым бизнесом. Подмена понятий представляется весьма опасной, поскольку, попадая в официальную статистику, она серьезно искажает картину реального состояния малого бизнеса.

 

Разница между небольшим магазином, торгующим, например, одеждой известных брендов, и человеком, продающем на центральном рынке города ширпотреб неизвестного происхождения, огромна. Первому, нужны торговые, складские площади, развитая инфраструктура (включая места для парковки автомобилей клиентов), банковское обслуживание, информационно-рекламные услуги и т.д., а второму достаточно навеса над головой и нескольких баулов для «складирования» товара в конце рабочего дня. О какой категории предпринимателей должны в первую очередь заботиться местные власти, какой малый бизнес следует развивать и поддерживать?

Ответить на данный вопрос непросто. Во-первых, в сегменте микробизнеса сегодня трудятся не только сами предприниматели, но и значительное количество нанятых работников. В масштабах страны это, по состоянию на 2013 год, составляет более 4,7 миллиона человек по РФ в целом, в т.ч. почти 94 тысячи в Пермском крае. Большинство из них занимаются соответствующей деятельностью много лет, утратили свою первоначальную квалификацию, не имеют желания и не видят необходимости менять род деятельности. Во-вторых, они готовы активно отстаивать свои права, когда решения местных властей приводят к ухудшению условий для их деятельности. В-третьих, федеральная и местная власти не могут предложить конструктивных и крупномасштабных программ перепрофилирования их деятельности в направлении модернизации малого бизнеса.

С другой стороны, модернизации российской экономики не возможна без кардинальных изменений в структуре малого бизнеса, который должен из его нынешней формы «вынужденного предпринимательства», трансформироваться в отрасль, в которой функционирует большое количество высокотехнологичных, специализированных предприятий, глубоко интегрированных в современную экономику. Пока же в этом направлении ничего практически не делается, а отдельные примеры создания инновационных компаний, не меняют общей картины.

Среда для развития малого предпринимательства является неблагоприятной, а программы государственной поддержки малого бизнеса носят преимущественно декларативный характер [4;5]. В условиях экономического кризиса вопросы развития малого бизнеса уходят на второй план, уступая место борьбе за выживание – предприниматели «уходят в тень», закрывают свой бизнес, либо сокращают объемы деятельности [6]. Все эти процессы происходят в конкретных регионах, территориях, городах, населенных пунктах и вызывают серьезную обеспокоенность у местной власти.

Региональные и местные органы исполнительной и законодательной власти рассматривают малое предпринимательство как работодателя для местного населения, и оценивает его общественную значимость преимущественно с позиций количества создаваемых рабочих мест. Такая позиция способствует консервации низкого технологического уровня в малом бизнесе, не мотивирует рост производительности труда и инвестиций в модернизацию производства. «Примитивный» малый бизнес не интересен крупному бизнесу как партнер, чем объясняется слабое развитие аутсорсинга в нашей стране. При этом крупные предприятия заинтересованы в передаче непрофильных или узкоспециализированных видов деятельности малому бизнесу, что подтверждается примерами того же Пермского края.

С точки зрения классической экономической теории, предпринимательство представляет собой рациональную хозяйственную деятельность индивидуума, которую можно трактовать как специфический вид услуг и анализировать в категориях «спроса» и «предложения». Следуя этой логике, состояние предпринимательства определяется соотношением спроса и предложения. Повышение спроса на услуги малого бизнеса дает импульс к его развитию, мотивирует создание новых предприятий. Степень востребованности малого предпринимательства определяется значением, которое оно имеет для социально-экономического развития и определяется факторами объективного характера: а) уровнем развития экономики (ВВП, ВРП на душу населения)[7]; б) развитостью рыночной инфраструктуры и конкуренции [8]; в) динамикой экономической ситуации на федеральном и региональном уровне; г) состоянием производства в отдельных отраслях; д) культурными нормами и менталитетом населения [9] и др.

«Предложение» предпринимательства в большей степени носит субъективный характер и зависит от: а) человеческого капитала предпринимателя (образование, здоровье, возраст, профессиональные навыки и опыт, мотивация, креативность, гендер, религиозная принадлежность и др.); б) социального капитала предпринимателя (общественного статуса, включенности в социальные сети региона, территории и др.); в) экономического капитала предпринимателя (наличия собственных финансовых средств, возможность привлечения средств из различных источников и др.).

Можно утверждать, что в настоящее время рынок услуг малого предпринимательства является типичным рынком продавцов, на котором правила определяют предприниматели, обладающие теми ресурсами, которые были описаны выше. Региональные власти, крупный бизнес, госучреждения в настоящее время не готовы сформулировать свой запрос на услуги малого бизнеса на перспективу. Поэтому малый бизнес «варится в собственном соку», его развитие носит характер «простого воспроизводства», лишено компонентов инновационности, модернизации и инновации.

Выход из сложившейся ситуации возможен только при условии смены парадигмы предпринимательской деятельности и выращивания нового поколения предпринимателей. Новая парадигма предпринимательства должна исходить из: а) осознания экономических реалий современной России, и прогнозируемых последствий длительного периода рецессии; б) признания неработоспособности большинства механизмов федеральной поддержки и того факта, что малое предпринимательство с его проблемами отходят на периферию государственной политики; в) ставки на инструменты и механизмы развития малого предпринимательства, которые сохранили свою функциональность в условиях экономического кризиса и могут быть эффективно использованы на региональном уровне.

На смену сегодняшнему типу предпринимателя, как сметливой, предприимчивой, энергичной и склонной к риску личности, должен прийти новый предприниматель, владеющий актуальными компетенциями для организации и ведения современных видов бизнеса, мотивированный на инновационность в широком смысле слова, готовый успешно работать в самых различных условиях внешней среды. Новые требования к уровню компетенций собственников и менеджмента субъектов малого предпринимательства делают неэффективной традиционные подходы к обучению потенциальных предпринимателей - под эгидой центров занятости, на краткосрочных учебных курсах и т.п. Подготовка предпринимателей нового типа превращается в сложный и длительный образовательный процесс, который под силу крупным, специализированным университетским структурам, «предпринимательским университетам» [10].

Смена парадигмы и формирование нового типа предпринимателей возможны только во взаимодействии основных акторов этих процессов: региональной исполнительной и законодательной власти; промышленных предприятий; ведущих ВУЗов; предпринимательских структур. При этом предлагается задействовать инструменты, которые в имеющихся условиях доступны и функциональны (работоспособны) на региональном уровне: а) стратегирование развития малого предпринимательства; б) развитие функциональной инфраструктуры для ведения предпринимательства и повышение ее доступности; в) мобилизация потенциала и ресурсов региона для поддержки МП; г) повышение компетентностного уровня лидеров малого предпринимательства; д) адресная поддержка общественно значимых проектов; е) формирование «портфеля заказов» малому бизнесу от региональной промышленности и сласти.

 

Важно отметить, что при наличии «корпоративных» различий в критериях, приоритетах и подходах оценки ситуации, все группы экспертов были солидарны в том, что в складывающейся экономической ситуации, наиболее эффективными инструментами развития малого предпринимательства являются:

1. Повышение компетентностного уровня лидеров малого предпринимательства. Руководители промышленных предприятий рассматривают его в качестве обязательного условия для организации эффективного взаимодействия крупного и малого бизнеса, а также для развития «корпоративного предпринимательства».

2. Формирование «портфеля заказов» малому бизнесу региональной промышленностью и властью. Предприятия готовы передавать малому бизнесу на аутсорсинг непрофильные виды деятельности; заинтересованы в создании узкоспециализированных научно-производственных фирм в сфере передовых технологий; готовы софинансировать соответствующие инвестиционные проекты.

3-4. Стратегирование развития малого предпринимательства в условиях кризиса. Региональная власть осознает, что в складывающихся условиях неизбежно произойдет изменение структуры малого предпринимательства региона: а) вследствие конкуренции с торговыми сетями сократится оборот, а, следовательно, и количество коммерческих и оптово-розничных компаний и мелких торговых предприятий; б) прогнозируемое снижение уровня жизни населения сократит спрос на потребительские услуги (ремонт жилья, индивидуальное строительство и пр.); в) для улучшения наполненяемости регионального и местных бюджетов власть будет вынуждена усилить администрирование предпринимательской деятельности, борьбу с теневым МБ. Субъекты малого предпринимательства и представители ассоциаций и сообществ констатируют, что актуальные проблемы его дальнейшего функционирования и развития могут быть решены только в опоре на собственные силы и ресурсы региона.

3-4.Адресная поддержка общественно значимых проектов. В настоящее время имеются существенные разногласия в подходах к оценке значимости тех или иных проектов для региона. Для региональной власти приоритетными остаются вопросы сохранения рабочих мест, при этом они понимают, что тысячи работников различных ИП, занятых малоквалифицированными видами деятельности, представляют серьезную проблему для рынка труда. ВУЗы и крупные промышленные предприятия настаивают на необходимости поддержки инновационных проектов, которые бы соответствовали критериям промышленно-развитого региона. Предприятия считают актуальной переориентацию на разработку совместных проектов крупного и малого бизнеса. При этом выделение средств напрямую отдельным субъектам МБ предлагается заменить созданием совместных целевых фондов, аккумулирующих средства и ресурсы из различных источников.

Выводы

Малое предпринимательство в современной России имеет архаичную структуру, сформировавшуюся в результате стихийных процессов перехода к рыночной экономике. Его вклад в ВВП и ВРП не превышает 12-15%, а доля в высокотехнологичных видах деятельности минимальна. В то же время в этом сегменте занято от 20% до 25% трудоспособного населения, что повышает ее социальное значение для регионов.

Сфера малого бизнеса слабо взаимодействует с крупными частными и государственными компаниями, ориентирована на оказание услуг населению. Региональная структура малого бизнеса не коррелирует с отраслевой структурой регионов, уровнем их производственного развития, не отражает специфику профессионального состава трудовых ресурсов.

Экономический кризис и стагнация производства негативно сказываются на текущем положении малого предпринимательства, актуализируют проблему переформатирования данного сектора региональной экономики, его переориентации на инвестиционный, модернизационный и инновационный вектора развития.

Для решения этой сложной и многофункциональной задачи необходимо изменение парадигмы предпринимательской деятельности и формирование нового поколения лидеров предпринимательства, а в качестве инструментов должны использоваться те ресурсы и механизмы, которые сохранили свою функциональность в условиях экономического кризиса и могут быть задействованы на региональном уровне.

Библиографический список

1.Глебова И.С., Садыртдинов Р.Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства. Учеб. пособие. Казань, КГУ, 2008. 315 с.

2.Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости. Приказ Минздравсоцразвития России от 07.06.2007г. № 401.

3.Статистический ежегодник Пермского края 2013. Статистический сборник. Пермь: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю, 2103. 459 с.

4.Отчет по результатам исследования «Условия и факторы развития малого и среднего предпринимательства в регионах России». Москва, 2007.

5. Предпринимательский климат в России: Индекс Опоры 2012.

6. М. Кропоткин. Легко ли быть небольшим.// Валовый внутренний прордукт, №9(79), 2012 URL: http://www.vvprf.

7. Birch, David L., 1981, Who Creates Jobs? The Public Interest, 65,Fall,3-14.

8. Audretsch, David B., George van Leeuwen, Bert Menkveld and Roy Thuric, 2001, Market Dynamics in the Netherlands: Competition Policy and the Role of Small Firms, International Journal of Industrial Organization, 19(5), 795-822.

9. Hofstede,G., N.G.Noorderhaven et al., 2002, Culture’s role in entrepreneurship: self-employment out of dissatisfaction, in Innovation, Entrepreneurship and Culture: The Interaction between Technology,

Progress and Economic Growth, in J. Ulijn and T. Brown (eds), Brookfield, UK: Edward Elgar.

 

10. Bercovitz,J.,Feldman,M. 2006. Entrepreneurial Universities and Technology Transfer: A Conceptual Framework for Understanding Knowledge-Based Economic Development. Journal of Technology Transfer 2006;31. 175-182.

 

ПОСЛАНИЕ ПУТИНА ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ04 д 084 д0

В продолжение экономической темы Владимир Путин затронул тему отношений государства и предпринимателей. По его словам, нужно максимально снять ограничения для представителей малого и среднего бизнеса, избавить их от чрезмерного внимания со стороны проверяющих. В связи с этим необходимо изменить работу контрольных, надзорных и правоохранительных органов. Сейчас в ней доминирует обвинительный уклон. Прозвучал целый ряд конкретных предложений, которые облегчат жизнь предпринимателям.

"Каждая поверка должна стать публичной. В следующем году для этого запускается специальный реестр с информацией о том, какой орган и с какой целью инициировал проверку, какие результаты получил. Это позволит отсечь немотивированные или еще хуже - заказные визиты контролеров. Надо, наконец, отказаться от самого принципа тотального бесконечного контроля, отслеживать ситуацию нужно там, где действительно есть риски или признаки нарушений. Понимаете, даже когда мы сейчас уже провели определенную работу по ограничению, и они работают эти ограничения вроде бы и неплохо, но проверяющих органов так много, что если каждый из них хоть один раз придет - все, можно любую фирму закрывать.

Что касается малого бизнеса. Предлагаю предусмотреть для него надзорные каникулы. Если предприятие приобрело надежную репутацию, в течение трех лет не имело существенных нареканий, то следующие три года плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля вообще не проводить. Предлагаю на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия и к этому вопросу больше не возвращаться, не менять.

При этом необходимо реализовать уже принятые решения по облегчению налогового бремени. Прежде всего, для тех, кто только начинает свою работу. Как и договаривались, для малых предприятий, которые регистрируются впервые, будут предоставлены двухлетние налоговые каникулы. Также льготы получат производства, начинающиеся с нуля.

И еще, предлагаю провести полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию, именно полную. Это значит, что если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твердые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам. Давайте это сделаем сейчас, но один раз. И все должны этим воспользоваться, кто хочет прийти в Россию", - сказал Владимир Путин.

Года

Бизнес на вырост: новые правила успеха малого бизнеса в России

Года

На Госсовете 7 апреля говорили о том, как помочь развитию малого и среднего бизнеса в России в нынешних непростых экономических условиях. Государство, заявил Владимир Путин, готово помогать предпринимателям.

Для кого кризис — время посыпать голову пеплом, а для кого – время возможностей. Один бизнес рушится как карточный домик, а другой идет в рост.

Помогать предпринимателям находить верную дорогу теперь будут на государственном уровне.

Будущее малого и среднего бизнеса в России строится буквально здесь и сейчас: 7 апреля проблемами растущего предпринимательства озадачился Госсовет. Формально орган этот всего лишь совещательный. Но председательствует президент, а среди участников — председатели верхней и нижней палаты парламента, руководители фракций, полномочные представители президента и главы субъектов.

"Принципиально важно утвердить в обществе ценности предпринимательства, понимание особой роли ценности предпринимательского труда, как одного из важнейших ресурсов развития страны, долгосрочного ее экономического роста, — подчеркнул Владимир Путин. – Государство, все уровни власти должны сделать все возможное, чтобы занятие бизнесом было привлекательным, доступным и престижным. Чтобы создавались равные условия для всех предпринимателей, чтобы законы были стабильными и понятными, чтобы обеспечивалась честная и открытая конкуренция. И чтобы никто не мешал работать, не лез с крышеванием, не вымогал взяток, поборов, не предлагал так называемые навязанные услуги".

На мерах поддержки еще остановимся подробно. Пока же критерии: что есть среднее предпринимательство и что есть малое?

Среднее и малое предпринимательство

В России, на самом деле, категории три. Микропредприятия — это компании, где трудятся до 15 человек, а годовой оборот не превышает 60 миллионов рублей. Малое предприятие — до 100 человек сотрудников и до 400 миллионов оборота. И среднее — 250 человек и 1 миллиард.

Если совсем упрощать, то киоск с шаурмой — это микропредприятие, ресторан — малое, а ресторанная сеть, если это, конечно, не McDonald's — это уже среднее предприятие.

Малый и средний бизнес в России

Пока такое предпринимательство в России по масштабам занятости, если не малое, то среднее – трудится в таких небольших компаниях лишь каждый четвертый россиянин — 25%. Довольно скромно. С учетом того, что в развитых странах этот показатель выше – 35-80%. Всего же, как принято говорить в деловой среде, "субъектов малого и среднего бизнеса" в России набирается чуть больше пяти с половиной миллионов. Две трети из них – индивидуальные предприниматели, треть – юридические лица. Так что, есть, куда расти.

"Тревогу вызывает тот факт, что в последние годы мы не видим динамичного развития малого и среднего бизнеса так, как это было в первое десятилетие этого века. И это подтверждает статистика. Более того, были приняты нормативно-правовые акты, направленные на увеличение фискальной и нефискальной нагрузки на малый бизнес, введение дополнительных административных барьеров", — подчеркнул президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Александр Калинин.

И вот сразу, что было предложено на Госсовете. Эксперты Агентства стратегических инициатив обратились к Владимиру Путину с инициативой о создании новой структуры для помощи малому бизнесу.

Институт развития малого бизнеса

Речь идет о рождении Единого института развития малого и среднего бизнеса на базе МСП-банка — это дочерняя структура Внешэкономбанка, которая специализируется на кредитовании малого бизнеса, и Агентства кредитных гарантий. Это позволит сфокусировать инструменты поддержки малого бизнеса в рамках "единого окна".

"Это создавать условия не только по поддержке предпринимателей.Поддерживать нужно только тех, кто хочет расти. Он должен убрать те барьеры, которые мешают малому бизнесу переходить в средний. В принципе, нужно сохранить все то лучшее, что есть в МСП-банке и в Агентстве кредитных гарантий, и убрать необходимость беготни между ними. Сделать одно окно. У нас сейчас очень много торговли и очень мало услуг, мало предприятий производственных. Я думаю, задача этого нового института будет работа не просто над механическим увеличением числа малых предприятий, но и над качеством этого увеличения", — поясняет генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин.

Все ради того, чтобы увеличить долю малого и среднего предпринимательства в экономике России. Давайте укрупнимся. Где в нашей стране искать малый бизнес? В каких сферах?

Сферы малого и среднего бизнеса (МСБ)

На первом месте по популярности у малых предпринимателей торговля. Затем идут операции с недвижимостью – аренда, купля, продажа. В тройке лидеров — строительство.

Средний бизнес: к торговле, а куда без нее, добавляются промышленное производство и сельское хозяйство. Кстати, именно сельское хозяйство – самая лакомая сфера с точки зрения инвестиций.

Но, если смотреть на картину в целом, то с инвестициями у нас пока не очень.

Для сравнения, доля МСБ в ВВП

На долю малого и среднего бизнеса в ВВП России приходится чуть больше 20%. В Японии и Канаде аналогичный показатель составляет 57%, в Германии – почти 50. С другой стороны, отставание — это потенциал для роста.

Как удалось добиться высоких показателей? Мировой опыт в нашем формате.

Развитие малого и среднего бизнеса разными темпами идет во всех странах мира. В Европе система поддержки и регулирования МСБ сложилась еще в 1970-х. В основе подхода — развитие конкуренции, финансовая поддержка, упрощение нормативной базы, содействие в сфере исследований, помощь в обучении высококвалифицированных кадров.

Например, в Германии школьникам и студентам, желающим в будущем открыть свое дело, предлагают специальные курсы. В Великобритании новичкам доступны бесплатные консультации и бизнес-наставники. Во Франции решившие открыть дело безработные на три года освобождаются от налогов.

В США, где в бизнесе занята каждая третья семья, государство помогает предпринимателям заключать контракты с крупными предприятиями и получать правительственные заказы. Китай, где малый и средний бизнес сильно завязан на инновации, предлагает бизнесменам низкопроцентные ссуды на погашение кредитов. В Японии государство предоставляет предпринимателям услуги в сфере консалтинга, рекламы и подбора кадров.

В Сингапуре, где малый и средний бизнес составляет 90% всех предприятий страны, существуют особые налоговые льготы для новичков, бесплатное обучение персонала, гибкая система грантов и дотаций.

Что же мешает развиваться малому бизнесу здесь и сейчас?

Проблемы МСБ в России

Эксперты выделяют четыре главных фактора. Падение спроса на продукцию и проблемы с поиском рынков сбыта. То есть, покупать стали меньше, а кому новому продать свой товар предприниматели не знают. Господдержка тоже хромает. Третий фактор – это кредиты, дорогие и малодоступные. Четвертый — нехватка квалифицированных кадров.

И характерный пример административного барьера для среднего бизнеса: частные медицинские клиники – тоже предпринимательство.

Финансирование частной медицины

Но пустить заработанные деньги в инвестиции и даже банально получить прибыль запрещено законом. Разрешено тратить средства только на целевые расходы, скажем, поддержание работы клиники в текущем режиме. Сейчас предлагается снять эти ограничения.

"Это все равно что, если бы вы, получали бы зарплату, но был бы закон, в котором было бы написано, что эту зарплату вы можете тратить только на продукты и стиральный порошок, а вот на ремонт квартиры уже не можете. Это существенно тормозит развитие всех медицинских проектов государственно-частного партнерства в принципе в Российской Федерации. Конечно же, нам необходима возможность привлекать заемные средства, чего на сегодняшний день нет. Особенности расходования средств ОМС, которые закреплены законодательством, нам этого не позволяют делать. Мы очень надеемся, что эти проблемы теперь решатся", — образно описывает существующую ситуацию исполнительный директор Euromed Group Илья Иванов.

И это только конкретный отраслевой пример. Вот какие проблемы выделяют сами предприниматели.

Опрос ВЦИОМ предпринимателей о проблемах

На первом месте — налоги. Каждый второй респондент-бизнесмен назвал их проблемой. Чуть меньшее недовольство вызывают "сложность бюрократических процедур" и "проблемы с кредитованием". На экономическую ситуацию в целом жалуется каждый третий опрошенный. Примерно столько же недовольны законодательством.

При этом, по недовольству "законы" обогнали и нехватка кадров, и теневой рынок, и издержки на оплату труда. В общем, наболело. Вот то, что будет меняться в самое ближайшее время.

Преференции: налоговые каникулы и трехлетний мораторий

Самое ожидаемое — анонсированный президентом трехлетний мораторий на проведение плановых проверок. Заработает он с 2016 года. Принцип простой: освободить от ненужных проверок тех, кто работает честно.

Вторая инициатива — налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей. Здесь подводный камень только один. Речь идет о предпринимателях, работающих в научной, производственной или социальной сфере. Это 15% от общего числа.

По штрафам тоже послабления. Разумеется, если суд сочтет, что последствия нарушения незначительны. И еще один прорывной момент — полноценный доступ малых предприятий к закупкам госкорпораций. Объем — не менее 18%.

"Те льготы, которые существовали ранее, они касаются самих юридических лиц. Мы же предлагаем сделать привязку льгот к физическому лицу, которое учреждает новое малое предприятие, для того, чтобы этот гражданин в течение года имел льготы один раз в течение своей жизни. Но льготы хотим предоставить существенные. В частности, это касается льготы на уплату налогов с физических лиц и специальной ставки внебюджетных взносов в размере 14%", — отмечает губернатор Тульской области Владимир Груздев.

Теперь главное, чтобы все инициативы перекочевали с бумаги в реальную жизнь. Хорошим примером в этом смысле может служить... сокращение этих самых бумаг.

"Вещественные" достижения АСИ

Так в 2015 году миллионы россиян избавились от командировочных удостоверений. Это уже большое подспорье.

А чего стоила отмена печати? Буквально накануне президент подписал закон, отправивший печати в прошлое. Теперь иметь заветный круглый оттиск – это право фирмы, а не обязанность.

Следующие в очереди: call-центр по вопросам регистрации юридических лиц и введение типовых уставов для обществ с ограниченной ответственностью.

Тут важно еще, чтобы все это находило отклик у самого бизнеса. Так, по последним опросам, лишь треть руководителей малых предприятий в России знают о программах поддержки в своем регионе. А те, что знают, крайне редко ими пользуются.

 

Государственная политика в развитии и поддержки малого предпринимательства, на пути выхода из экономического кризиса

Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса [8]. Между тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

Цели и задачи государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства Настоящая концепция базируется на признании малого предпринимательства сферой экономической деятельности, способной (в силу максимальной адаптивности, самоорганизации и саморазвития) при должной государственной политике обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект. Исходя из этого, целью государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих:

• повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий - рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса - базы политической стабильности;
• повышение темпов развития малого предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.

Для достижения поставленной цели государственной политики в сфере малого предпринимательства должны быть решены задачи:

• формирования правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства;
• предоставления правовой, судебной и физической защиты субъектам малого предпринимательства, осуществляемой на основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации;
финансового обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства;
• формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;
• повышения эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства.

Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства.

Оптимизация нормативно-правовых основ регулирования малого предпринимательства со стороны государства. С целью дебюрократизации внешней среды функционирования малого бизнеса необходимо провести ревизию действующего законодательства для ликвидации избыточных функций органов власти по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью предприятий малого бизнеса и оптимизировать нормативные правовые основы администрирования малого предпринимательства со стороны государства.

В целях снижения уровня административных барьеров и упорядочения деятельности контролирующих и инспектирующих органов необходимо:

• создать единую нормативную правовую базу, позволяющую унифицировать подходы федеральных и региональных властей по сокращению и недопущению создания новых административных барьеров, а также по вопросам снижения налогового бремени;
• осуществлять регулирование преимущественно через нормы прямого действия, установленные в законах, а не подзаконных актах;
• отменить подзаконные акты, которые препятствуют развитию малого предпринимательства и нарушают положения действующих законов, в том числе в сферах: лицензирования видов деятельности, сертификации продукции, регистрации юридических лиц, аренды помещений и землеотвода;
• ввести ответственность должностных лиц за действия (бездействие), препятствующих созданию и деятельности малых предприятий, а также - обязанность по возмещению ущерба, возникшего в связи с превышением должностными лицами полномочий при проведении проверок;
• установить упрощенную процедуру ликвидации малых предприятий, не имеющих кредиторской задолженности;
• законодательно закрепить безвозмездность проведения обследований контролирующими и иными органами, финансируемыми из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации;
• установить ограничения на принятие органом государственного контроля (надзора) решения об остановке производственной деятельности малого предприятия при выявлении нарушений;
• установить ограничения по видам нарушений, по которым проверяющие (контрольные) органы имеют право применять финансовые санкции;
• ввести дифференцированные размеры штрафов для крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних;
• исключить практику установления контролирующими органами "вилок" для величин взимаемых штрафов, практическое применение которых не имеет жесткого регламента.

Совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, создание благоприятных условий для легализации (введения в правовое поле) и развития малого предпринимательства являются необходимыми условиями улучшения налогового климата у субъектов малого предпринимательства.

Это должно быть обеспечено путем разработки и введения в действие соответствующих глав специальной части Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующих применение следующих видов систем налогообложения субъектов малого предпринимательства: упрощенной системы налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей и системы налогообложения для определенных видов деятельности (единый налог на вмененный доход). При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не должен содержать норм, напрямую обязывающих субъекты малого предпринимательства переходить на указанные системы налогообложения.

Элементы упрощенной системы налогообложения должны быть установлены непосредственно Налоговым кодексом Российской Федерации. Объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности должны стать валовая выручка или совокупный доход (по выбору самого плательщика), полученные за отчетный период.

Право определения порядка исчисления единого налога на вмененный доход должно сохраниться за органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако на федеральном уровне (Налоговым кодексом Российской Федерации) должны быть установлены единые принципы расчета вмененного дохода по видам деятельности и его предельные значения, уточнена и сокращена сфера применения данной системы налогообложения.

С целью повышения социальной защищенности работников малых предприятий необходимо ввести для всех субъектов малого предпринимательства уплату единого социального налога, предусмотрев при этом возможность уменьшения величины единого налога на вмененный доход или уплачиваемого налога по упрощенной системе на сумму уплаченного единого социального налога. Также в качестве стимулирующей меры необходимо предусмотреть возможность уменьшения суммы исчисленного налога при условии превышения среднемесячного размера оплаты труда наемных работников малого предприятия прожиточного минимума, установленного для соответствующего субъекта Российской Федерации.

Для заготовительных, снабженческо-сбытовых предприятий, предприятий оптовой торговли и иных, осуществляющих закупки товаров (работ, услуг) у субъектов малого предпринимательства и других предприятий, не начисляющих и не уплачивающих налог на добавленную стоимость, необходимо предусмотреть возможность при дальнейшей реализации потребителями этой продукции или результатов ее переработки исчислять облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции без налога на добавленную стоимость.

Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства. С целью расширения возможностей доступа малых предприятий (в том числе начинающих) к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, необходимо организовать выполнение комплекса мер по следующим основным направлениям:

• содействие созданию кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе средства под инвестиционные проекты субъектам малого предпринимательства;
• разработка действенного механизма государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями;
• апробация такого механизма в пилотных субъектах Российской Федерации с последующим анализом эффективности и выработкой предложений по внедрению на всей территории Российской Федерации;
• субсидирование процентной ставки по кредитам и займам, выдаваемым определенным категориям субъектов малого предпринимательства коммерческими организациями;
• внедрение в сфере малого предпринимательства типовых схем финансовой аренды (лизинга);
• содействие в привлечении внебюджетных финансовых ресурсов в малый бизнес;
• развитие венчурного финансирования инновационных проектов малого предпринимательства;
• развитие системы формирования кредитных историй предприятий (в том числе малого бизнеса) специализированными организациями (кредитными бюро) в целях упрощения доступа малых предприятий к кредитам коммерческих банков.

Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства Необходимо расширить возможность и повысить эффективность использования государственного и муниципального имущества для развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства за счет реализации следующих мер:

• организовать и обеспечить учет федерального имущества, которое может быть передано субъектам малого предпринимательства, в соответствии с действующим реестром федерального имущества;
• создать на региональном и муниципальном уровнях реестры и целевые фонды нежилых помещений (в том числе - объектов незавершенного строительства), предназначенных для передачи в аренду или продажи малым предприятиям на льготных условиях;
• установить специальные условия (с возможностью применения льгот и преференций) и порядок передачи производственных площадей и технологического оборудования предприятий и организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности, малым предприятиям на условиях долгосрочной аренды, выкупа, передачи оборудования в лизинг;
• разработать механизм предоставления рассрочки платежей при продаже недвижимых помещений субъектам малого предпринимательства;
• законодательно закрепить, а также обеспечить реализацию на региональном и муниципальном уровнях принципа "одного окна" для оформления и регистрации сделок с имуществом, приобретаемым (продаваемым) или арендуемым субъектами предпринимательства (определить единый орган, установить единый перечень документов, а также предельные сроки рассмотрения заявок);
• вести запрет на взимание с субъектов предпринимательской деятельности платежей и сборов за действия, связанные с продлением договоров аренды нежилых помещений и земельных участков;
• снизить для малых предприятий государственные расценки на оформление и регистрацию сделок с недвижимостью;
• установить порядок зачета средств, израсходованных субъектами предпринимательской деятельности на ремонт и реконструкцию арендуемых нежилых помещений, в качестве уплаты арендной платы;
• установить возможность законодательного введения для вновь созданных малых предприятий понижающего коэффициента при расчете ставок арендной платы;
• упростить процедуры и порядок, а также установить нормативные сроки оформления исходно-разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство производственных объектов;
• рекомендовать региональным и муниципальным органам исполнительной власти разработать программы повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества для развития субъектов малого предпринимательства.

Совершенствование информационной поддержки. В качестве основных направлений развития системы информационного обеспечения малого предпринимательства необходимо:

• обеспечить проведение на регулярной основе экономических переписей субъектов малого предпринимательства с периодичностью один раз в три-пять лет (включая малые предприятия и предпринимателей без образования юридического лица);
• включить информационное обеспечение предпринимательства в программы поддержки предпринимательства, как одно из приоритетных направлений поддержки российского бизнеса;
• обеспечить формирование положительного образа предпринимателя, информационную поддержку через средства массовой информации и пропаганду малого предпринимательства, как одного из важнейших факторов развития экономики и стабилизации российского общества;
• создать специальные радио и телевизионные программы по тематике малого предпринимательства, организовать регулярный выпуск российского журнала и информационно-аналитических изданий о предпринимательской деятельности;
• обеспечить информационную и консультационную поддержку предпринимателям через федеральные и региональные фонды поддержки предпринимательства по следующим направлениям:

Укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства. В качестве важнейших направлений дальнейшего развития и совершенствования системы подготовки кадров для малого предпринимательства необходимо:

• выделение подготовки кадров в одно из приоритетных направлений программ поддержки малого предпринимательства всех уровней (федерального, регионального, муниципального);
• разработка и обеспечение финансирования из государственного бюджета мер, направленных на создание системы дополнительного образования по переподготовке и повышению квалификации специалистов по основам предпринимательства для сферы малого бизнеса, в том числе преподавателей, консультантов, работников государственных и негосударственных структур, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере поддержки предпринимательства;
• разработка и утверждение образовательного и профессионального стандарта по специальности "Предприниматель-менеджер" и "Руководитель малого предприятия";
• обеспечение взаимодействия государственных и негосударственных структур, координация российских и международных программ в сфере подготовки кадров для малого предпринимательства;
• осуществление финансовой и организационной поддержки разработки учебно-методической литературы, методического и информационного обеспечения подготовки предпринимателей и консультационного сопровождения их деятельности;
• реализация мер по обеспечению доступности для широких слоев населения образования по основам предпринимательской деятельности.

Активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям Совершенствование антимонопольного законодательства и правоприменительной практики, направленной на обеспечение равных условий конкуренции, отказ от дискриминации любых производителей должны стать одним из важнейших приоритетов экономической политики.

Главными направлениями государственной политики по обеспечению равных условий конкуренции должны быть:

• ужесточение санкций за нарушение положений антимонопольного законодательства, в том числе за злоупотребление доминирующим положением на рынках и за действия органов власти, нарушающих конкуренцию;
• невмешательство исполнительной власти в функционирование конкурентной среды на стороне одного из экономических агентов;
• недопущение использования государственной помощи для создания неравных условий конкуренции;
• усиление деятельности структур поддержки малого предпринимательства по обучению и проведению разъяснительной работы по применению антимонопольного законодательства;
Особого внимания заслуживает свобода выбора организационно-правовых форм деятельности субъектов малого предпринимательства в условиях несовершенства действующего законодательства.

Необходимо внести в статью 23 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации изменения, устанавливающие запрет на осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица с привлечением наемного труда. Принятие этой меры не только призвано обеспечить преодоление сложившейся негативной тенденции, при которой предприниматели без образования юридического лица имеют по ряду аспектов преимущественное положение с точки зрения конкуренции с юридическими лицами, занимающимися производством одной и той же продукции и (или) оказывающими одинаковые с индивидуальными предпринимателями услуги, но и решить проблему повышения социальной защищенности работников в сфере индивидуального предпринимательства.

Необходимо оказывать содействие в интеграции малого и крупного бизнеса. Основными задачами в данном направлении должны стать:

• совершенствование и оптимизация взаимоотношений между крупными предприятиями и субъектами малого предпринимательства ;
• использование потенциала малых предприятий в ускорении процессов реструктуризации отраслей и реформирования предприятий;
• упрощение механизма и процедуры заключения договоров коммерческой концессии.

Совершенно очевидно, что в современных условиях в России необходимо стройная система мер государственной поддержки малого предпринимательства на всех уровнях.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Билет 22. | II. Первичный инструктаж на рабочем месте

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.054 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал