Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения






Девиация – отклонение от норм и правил. Девиантное поведение – форма отклоняющегося поведения, связанная с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения.

Причины возникновения девиантного поведения. 1)биологические, выражающиеся в существовании неблагоприятных физиологических и анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию; 2) психологические, включающие наличие у ребенка психопатологии или чрезмерного усиления отдельных черт характера; 3) социально-педагогические, выражающиеся в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка.

Формы: 1) поступка (ударить человека по лицу); 2) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией); 3) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).

Методы выявления наблюдение, опрос, анализ документов, собственно психологическое обследование. ДИАГНОСТИКИ 1)Опросник Р. Кеттелла (юношеский, подростковый вариант) ориентирован на изучение различных сторон жизни подростка и его взаимодействия с другими людьми.2)Тест акцентуации характера «Чертова дюжина позволяет определить степень выраженности каждого типа акцентуаций путем построения графика «Рисунок личности. 3)Методика «Прогноз*, позволяющая определить уровень нервно-психической устойчивости учащегося. 4)Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» используется для определения адаптационного потенциала личности, а также выявления склонности к девиантным формам поведения. 5)Тест определения уровня тревожности Спилберга—Ханина используется для определения уровня личностной и реактивной тревожности. 6)П Методика «ДАП-П используется для выявления у учащихся различных учебных заведений склонности к девиантным формам поведения (аддикция, делинквентность и суицидальный риск). 7)Методы изучения мотивационной сферы учащихся и профессиональной направленности: П Методика изучения отношения к учебным предметам (по Г. Н. Казанцевой), Изучение мотивов учебной деятельности (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина)

Методика контактного взаимодействия: 1.Расположение к общению т.е. Использование общепринятых норм и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций. Непринужденная беседа на отвлеченные темы. Отсутствие советов, уверений, навязчивости. 2.Поиск общего интереса т.е. Поиск нейтрального интереса. Интерес к интересам подростка. Переход с нейтрального на личностно значимый интерес. Подчеркивание уникальности личности. От общих суждений о людях к конкретному человеку. От его ценностей к состояниям и качествам. 3.Выяснение предполагаемых положительных качеств т.е. Рассказы о положительных качествах, поиск оригинального. Демонстрация отношения к этим качествам. Отношение к отрицательным качествам других. Поиск отрицательных качеств у себя. 4.Выяснение предполагаемых опасных качеств т.е. Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения. Сомнения, выяснение неясностей. Высказывания о собственных негативных качествах. 5. Адаптивное поведение партнеров т.е. Подчеркивание положительных и учет негативных качеств. Советы по качествам. Подчеркивание динамики представлений о человеке. Подчеркивание индивидуальности и ее учет в общении. Обсуждение того, что будет представлять трудности. Желание приспосабливаться к особенностям другого. 6.Установление оптимальных отношений т.е. Общие планы действий. Совместная разработка программы. Нормативы общения, взаимодействия. Распределение ролей. Составление планов по самоизменению.

Методы коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные. Основным методам ПК эмоциональных нарушений относятся: иг-ротерапия, арт-терапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенные тренировки, поведенческий тренинг. Специальные ме­тоды включают в себя тактические и технические приемы психо­коррекции, направленные на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов.

Индивидуальная коррекционная работа с подростками: 1. Выявление возрастных и индивидуальных проблем подростка с помощью наблюдения и психолого-педагогической диагностики. 2. Классификация выявленных проблем по: принадлежности к естественно-культурным, социально-культурным или социально-психологическим задачам; источникам их возникновения, к которым относятся в первую очередь семья девиантного подростка, ближайший к нему социум, группы сверстников (в том числе и класс) и школа как воспитательная организация; степени их осознанности подростком и его эмоциональному отношению к ним. 3. Ранжирование проблем подростка по степени значимости их с точки зрения его социализации. 4. Постановка цели планируемой индивидуальной помощи в школе в соответствии с первоочередными проблемами школьника. 5. Определение ведущей тактики оказания индивидуальной помощи воспитаннику: от косвенного включения его в педагогические ситуации до самостоятельного решения им своих проблем. 6. Выбор основного пути индивидуальной помощи девиантному подростку на данном этапе решения той или иной проблемы: через классный коллектив, через семью школьника или через непосредственное взаимодействие с ним педагога. 7. Выбор и реализация адекватных методов и форм индивидуальной помощи. 8. Установление обратной связи в процессе оказания индивидуальной помощи (с помощью наблюдений, психолого-педагогической диагностики и в непосредственном контакте со школьником). 9. Интерпретация и анализ получаемых результатов, соотнесение их с поставленными целями и степенью решенности той или иной проблемы подростка. 10. Коррекция индивидуальной помощи, основанная на анализе полученных результатов.

Основные подходы к профилактике девиантного поведения.

1) информационный подход- отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. 2) социально-профилактический подход- устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.

3) медико-биологический подход-предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне.

4)социально-педагогический- заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.