Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Паспорт






инновационной социальной программы Республики Коми

по развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, восстановлению благоприятной для воспитания ребенка семейной среды «Обрести семью (2014-2015 годы)»

 

Наименование программы Инновационная социальная программа Республики Коми по развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, восстановлению благоприятной для воспитания ребенка семейной среды «Обрести семью (2014-2015 годы)» (далее – Программа)
Основание для разработки Программы распоряжение Правительства Республики Коми от 17 сентября 2013 г. № 355-р
Орган управления Программой Агентство Республики Коми по социальному развитию
Заказчик Программы Агентство Республики Коми по социальному развитию
Основные разработчики и исполнители Программы Агентство Республики Коми по социальному развитию; Министерство образования Республики Коми; Министерство здравоохранения Республики Коми; государственные учреждения социального обслуживания Республики Коми (по согласованию); органы опеки и попечительства Республики Коми; государственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по согласованию)
Срок реализации Программы 2014-2015 годы
Цель Программы создание благоприятных условий семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; формирование осознанного отношения к приему ребенка в семью, подготовка граждан к приему детей на воспитание; профилактика отказов от детей среди усыновителей, опекунов, (попечителей), приемных родителей; поддержка и индивидуальное сопровождение замещающих семей специалистами; организационная, правовая, медицинская, психологическая и иного рода помощь замещающим семьям, развитие семейных форм устройства
Задачи Программы создание межведомственной модели подготовки и сопровождения замещающих семей, предусматривающей постоянное участие специалистов здравоохранения, образования и социального обслуживания в решении проблем функционирования замещающей семьи; профилактика вторичного сиротства, вызванного возвратом из замещающих семей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждения интернатного типа; формирование единого ресурсного методического и образовательного пространства, обучение и повышение уровня квалификации специалистов, занятых в сфере оказания социальных услуг детям-сиротам и замещающим семьям; формирование регионального информационного поля по вопросам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая разработку и внедрение новых форм индивидуальной подготовки граждан, желающих принять детей на воспитание, помощи в подборе для ребенка семьи; привлечение негосударственных, благотворительных организаций, бизнес-структур, добровольческих инициатив, направленных на оказание помощи замещающим семьям
Целевые группы, на которые направлена деятельность по Программе (количественные и качественные характеристики) семьи, состоящие на учете, желающие принять ребенка на воспитание в свою семью, – 74 семьи; замещающие семьи – 2351 семей; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, – 4450 человек; специалисты, работающие с семьями и детьми – 794 человека
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, в том числе в части изменения положения целевых групп по результатам реализации Программы ожидается: 1) рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях граждан (2014 год – 4240 человек, 2015 год – не менее 4245 человек); 2) положительная динамика показателей семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процентах (на конец отчетного года), с 73, 94 процента в 2013 году и не менее 74, 25 процента в 2015 году; доли детей, оставшихся без попечения родителей, – всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов с 97, 58 процента в 2013 году и не менее 97, 61 процента в 2015 году. 3) сокращение показателя «удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей в возрасте 0-17 лет» до 3, 16 %; 4) Сокращение числа детей, возвращенных в интернатные учреждения из замещающих семей (2014 год – не более 58 несовершеннолетних, 2015 год – не более 55 несовершеннолетних)
Объем и источники финансирования Программы (в текущих ценах года разработки, по годам реализации и источникам финансирования Программы) общий объем финансирования Программы составляет 213 045 831 рублей. Объемы финансирования Программы по годам: 2014 год – 102 228 705 рублей; 2015 год – 110 817 126 рублей, в том числе: 2014 год: средства республиканского бюджета Республики Коми – 95 567 653 рублей; средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, – 6 661 052 рублей; 2015 год: средства республиканского бюджета Республики Коми – 103 265 926 рублей; средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации – 7 551 200 рублей

 

 


I. Описание проблемы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отказов от детей усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

Конституция Российской Федерации гарантирует детям особую заботу и помощь, устанавливая в статье 38 норму, согласно которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В последнее десятилетие государством все больше внимания уделяется обеспечению благополучного и защищенного детства. Начиная с 2006 года в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства.

В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года №761 Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Совершенствуется государственная политика в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основные направления которой отражены в Указе Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В Республике Коми последние годы значительное внимание уделяется проблемам детства и наиболее актуальным из них – проблеме сиротства.

С 2011 года в Республике Коми реализовывалась региональная программа по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства «Ради будущего (2011-2013 годы)» (далее – Региональная программа на 2011-2013 годы).

Одним из основных направлений Региональной программы на 2011-2013 годы было определено развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие системы профессионального сопровождения замещающих семей.

В период реализации Региональной программы на 2011-2013 годы создана правовая основа деятельности служб сопровождения замещающих семей, службы профессионального сопровождения замещающих семей на базе учреждений социального обслуживания населения, службы психологического консультирования граждан, изъявивших желание принять на воспитание детей-сирот, в лечебно-профилактических учреждениях Республики Коми.

На уровне Республики Коми приняты дополнительные меры государственной поддержки замещающих семей: введено единовременное пособие при усыновлении (удочерении) российскими гражданами детей, оставшихся без попечения родителей (200 тыс. рублей при усыновлении (удочерении) на каждого ребенка и 250 тыс. рублей при усыновлении (удочерении) ребенка, имеющего отклонения в психическом или физическом развитии).

За период реализации Региональной программы на 2011-2013 годы сократилось общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 5, 8 тысячи человек (или 3, 25 процента от общего числа детского населения) в 2011 году до 5, 7 тысячи человек (или 3, 18 процента от общего числа детского населения) в 2013 году. Сократилось количество детей, проживающих в социально неблагополучных семьях: 1902 семей в 2010 году до 1448 семей в 2012 году.

Значительно снизилось количество ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данные по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приведены в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п Показатели 2010 год 2011 год 2012 год
         
1. Всего детей выявлено и учтено неустроенных на конец отчетного года, из них устроены:      
1.1. под опеку, попечительство      
1.2. в приемную семью      
1.3. усыновлено      
2. Общее устройство детей в семьи, из них:      
2.1. под опеку (попечительство)      
2.2. в приемную семью      
2.3. на усыновление российским гражданам      
2.4. на усыновление иностранным гражданам      
3. Общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец отчетного года в Республике Коми      
3.1. численность детей, воспитывающихся в замещающих семьях (опекунов (попечителей), приемных родителей, усыновителей)      
3.2. численность детей, в организациях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов      

 

Динамика последних лет свидетельствует о снижении доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения республики с одновременным ростом доли детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье (2010 год – 64, 31 процента, 2011 год – 64, 40 процента, 2012 год – 64, 85 процента).

Численность детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за последние три года снизилась (2010 год – 1327 детей, 2011 год – 1301 ребенок, 2012 год – 1228 детей). Региональный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, на 31 декабря 2010 года содержал 1805 анкет, на 31 декабря 2011 года – 1501, на 31 декабря 2012 года – 1429 анкет.

Наблюдается тенденция снижения числа случаев лишения родительских прав (936 случаев в 2008 году, 812 случаев в 2009 году, 642 случая в 2010 году, 691 случай в 2011 году, 572 случая в 2012 году). Число родителей, восстановленных в родительских правах, с каждым годом растет, кроме 2010 года (18 человек – в 2007 году, 30 человек – в 2008 году, 40 человек – в 2009 году, 28 – в 2010 году, 38 – в 2011 году, 40 – в 2012 году).

Однако сохранились и негативные тенденции. В 2011 году наблюдался незначительный (по сравнению с предыдущим периодом) спад семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сохраняется достаточно большим количество детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.

При относительно положительных показателях семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется тенденция возврата детей из замещающих семей. Передача ребенка в замещающую семью не всегда гарантирует ему семейную заботу и внимание. В республике ежегодно рассматриваются более 100 дел в отношении законных представителей опекаемых и приемных детей за невыполнение обязанности по обучению и воспитанию детей.

Данные о численности отмененных решений о передаче ребенка в семью, приведены в таблице 2:

Таблица 2

  2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Отменено решений о передаче ребенка на воспитание в семью – всего из них:          
в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей по воспитанию детей          
по причине жестокого обращения с детьми - -      
по инициативе опекунов (попечителей), приемных родителей          

 

Важным аспектом деятельности по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение подготовки потенциальных замещающих родителей. С 1 сентября 2012 года в России введена обязательная подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей. В Республике Коми была утверждена единая программа по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей. Подготовка осуществляется в рамках деятельности созданных в каждом муниципальном образовании служб сопровождения замещающих семей.

Следует отметить следующие факторы, препятствующие дальнейшему развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1) сохранение в общественном сознании образа ребенка, воспитывающегося в учреждениях интернатного типа, как «трудного», «группы риска», «с девиантным поведением», «ребенка с наличием неизлечимых заболеваний», что препятствует поиску ребенку семьи. Сохранение восприятия ребенка, воспитывающегося в замещающей семье, как ребенка с «особым статусом»;

2) отсутствие знаний и опыта у кандидатов в замещающие родители в вопросах особенностей развития ребенка, психологических аспектах поведения несовершеннолетних на различных этапах взросления, требований законодательства к выполнению функций законного представителя ребенка в вопросах защиты его прав, в том числе имущественных;

3) отсутствие системы мониторинга воспитания детей в замещающих семьях для оказания помощи на ранних стадиях неблагополучия;

4) отсутствие системы мониторинга возможности восстановления родительского потенциала в течение всего периода пребывания ребенка в учреждении, возможности установления родственных связей в целях возврата ребенка в кровную семью или передачи в семью родственников;

5) отсутствие единой межведомственной системы работы с замещающими семьями по оказанию организационной, правовой, медицинской, психологической и иного рода помощи в трудных жизненных ситуациях, в том числе возникающих в вопросах воспитания детей. Службы сопровождения замещающих семей, созданные на базе учреждений социального обслуживания населения, зачастую не обладают полным набором квалификации и полномочий для оказания всего комплекса услуг, требующихся в той или иной ситуации для сохранения ребенка в замещающей семье;

6) недостаточность ресурсов органов опеки и попечительства, включая кадровых, а также недостаточный уровень обучения специалистов, работающих с семьей и детьми, по вопросам особенностей сопровождения замещающих семей и выпускников интернатных учреждений;

7) отсутствие системы, позволяющей замещающим семьям в ряде случаев использовать внутренние ресурсы для выхода из трудной ситуации, не прибегая к помощи специалистов (поддержка общественных, добровольческих движений, взаимопомощь между семьями, в том числе, на период необходимый для восстановления воспитательного потенциала, решения жизненных проблем, при необходимости трудоустройства и т.д.);

Тем самым, в республике в последующие годы требуется разрешение обозначенных факторов.

Развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в числе основных направлений в сфере детства в «Стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы в Республике Коми» утвержденного распоряжением Главы Республики Коми от 20 сентября 2012 г. №309-р.

Результатом реализации Программы станет формирование на межведомственной основе новой эффективной модели организации работы с замещающими семьями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.