Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1. Определение инновационного процесса






 

Инновация - это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

 

Инновационный процесс - это совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, динамично развивающийся процесс научно-производственной и социально-экономической деятельности, который противостоит уже сложившимся традиционным процессам и структурам деятельности и связан с ними определенным образом. Характер этой связи существенно влияет на задачи и способы управления инновационном процессом.

 

Инновационный цикл - это период создания, распространения и использования инноваций.

 

Инновация может быть рассмотрена как:

 

- процесс;

 

- система;

 

- изменение;

 

- результат.

 

Инновации являются объектом рассмотрения многих наук: философы, рассматривая инновации, делают акцент на новые знания и разрешение противоречий; психологи прежде всего анализируют возникающие конфликты, способы их разрешения и синергетические эффекты, получаемые командами инноваторов; представители технических наук акцентируют внимание на технологической стороне изменений, уровне новизны и оригинальности технологий и продукции; экономисты фиксируют не просто процесс внедрения, а широкомасштабное рентабельное внедрение новшества (новшества технологии, продукта, метода организации или структуры).

 

Темпы экономического роста и цикличность связаны с появлением базисных инноваций. Когда базисные инновации исчерпывают свой потенциал, возникает ситуация технологического пата, определяющая застой в экономическом развитии.

 

Промышленное развитие - это переход от одного технологического пата к другому. В результате появления базисных инноваций возникают новые предприятия, циклы развития которых оказываются тесно взаимосвязанными. Производство новых товаров на начальной стадии, как правило, отстает от спроса и поэтому характеризуется в этот период высокими темпами роста. Цикличность экономики связана с цикличностью инноваций и фазами развития новых предприятий. С момента, когда производство новых товаров начинает превышать спрос, фирмы ищут выходы на внешние рынки, падает норма прибыли и все меньше средств направляется на инвестиции. Капиталы устремляются на финансовые рынки. Рано или поздно спекулятивные финансовые операции достигают гигантских размеров, и норма прибыли в денежно-кредитной сфере опускается ниже нормы прибыли в промышленности, что означает готовность финансовой сферы к инвестициям в реальный сектор. Это весьма актуально для российской практики. Очевидно, что экономика России не готова к инвестициям, так как доходность финансовых операций выше средней доходности реального инвестирования.

 

Концепции, исследующие формирование технологических систем и распространения инноваций, содержат понятие технологической системы как системы взаимосвязанных семейств технических и социальных инноваций. Темпы экономического роста зависят от формирования, развития и старения технологических систем. Диффузия, или процесс распространения инноваций, рассматривается как механизм развития технологической системы. Темпы диффузии нововведений связаны с рыночным механизмом. Диффузия инноваций требует соответствующих условий и стимулирования.

 

Толчком к развитию экономики служит появление базисных инноваций в отдельных отраслях производства. Старение технологических систем в одних странах и появление новых - в других приводит к неравномерности межстранового развития. Экономический рост рассматривается как следствие появления новых отраслей.

 

Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект.

 

Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов. Использование в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:

 

- состояние внешней среды (политическая и экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического регулирования и т.д.);

 

- состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.);

 

- специфика самого инновационного процесса как объекта управления.

 

Инновационные процессы рассматриваются как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и, в конечном счете, ориентированные на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации является наличие новатора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок, взял на себя основной риск и реализовал свой коммерческий интерес.

 

Новшества формируют рынок новаций, инвестиции - рынок капитала, инновации - рынок конкуренции инноваций. Инновационный процесс обеспечивает внедрение научно-технического результата и интеллектуального потенциала для получения новой или улучшенной продукции (услуг) и максимальный прирост добавленной стоимости. Инновационные компании-лидеры в ХХI в. не просто удовлетворяют потребности клиента, а с помощью инноваций вызывают ощущение восторга у потребителей. Чтобы оставаться лидерами, предприятия вынуждены постоянно внедрять инновации, постоянно поддерживать ощущение восхищения у клиента и делать это с прибылью для себя.

 

Инновационный процесс как объект управления

 

Инновационный процесс может рассматриваться как относительно обособленный, имеющий свой конечный продукт и использующий традиционные процессы и структуры в качестве средств своей реализации без какого-либо их существенного изменения (пример - выпуск некоторого технического изделия, не заменяющего производства уже существующих изделий, а дополняющего их). Управление таким простейшим типом инновационного процесса сводится к выделению ресурсов для обеспечения данного процесса и созданию дополнительных стимулов к участию в этом процессе обеспечивающих систем и служб.

 

Признание полезности новой концепции или идеи конечным потребителем вызывает изменение внешней среды. Польза, полезная функция - это отличие инновации от открытия и изобретения. Открытия и изобретения не имеют социальной и экономической ценности, если не становятся основой инновации. Вторичное внедрение относится уже к обновлению.

 

Целесообразно ввести разделение: к инновациям первого рода относятся новые открытия, изобретения, идеи, впервые внедряемые в производство инноваторами, получающие первичное превосходство и нередко финансируемые из централизованных источников; к инновациям второго рода относятся изобретения, ноу-хау, идеи и открытия, внедряемые повторно имитаторами, т.е. такие новинки уже не являются новыми в мире. Если инновации первого рода не обязательны для всех предприятий, то инновации второго рода обязательны для всех, и они уже чаще финансируются за счет кредитных источников в венчурной и других формах.

 

Создатель новой технологии, т.е. инноватор, исходит из таких критериев, как уникальность и новизна; а имитатор - из таких критериев, как жизненный цикл изделия и его экономическая эффективность.

 

Уникальность может быть достигнута лишь в том случае, если персонал предприятия обладает собственными, оригинальными знаниями и навыками в данной промышленной сфере. Инновации крайне важны для таких организаций, которые продают лицензии.

 

Под воздействием современных изменений, тенденций и процессов как в технике, так и в экономике формируются новые потребности, которые не могут быть удовлетворены за счет имеющихся результатов деятельности людей. Возникают проблемы, решение которых возможно лишь путем конструирования новых средств и изделий, новых организационных форм, т.е. благодаря инновационной деятельности людей, которая и составляет содержание любой инновации.

 

Структура инновационного процесса

 

В динамическом плане, т.е. во времени, структуру инновационного процесса можно представить в следующем виде:

 

1) выявление проблемной ситуации (имитация инновации);

 

2) формулировка целей инновации;

 

3) анализ существующего положения (диагностика проблемы организации или отдельного ее элемента);

 

4) принятие решения о целесообразности разработки инновации определенного вида;

 

5) разработка (проектирование) инновации;

 

6) согласование и утверждение проекта инновации;

 

7) подготовка объекта к инновации;

 

8) внедрение инновации;

 

9) оценка фактической эффективности инновации;

 

10) устаревание.

 

Контроль перехода от одной операции инновационного процесса к другой является действенным инструментом управления процессом внедрения инновации. Вместе с тем операции процесса внедрения инновации удобно представлять в виде отдельных составляющих, вход в которые - результаты предыдущих операций, а выход - продукция данной стадии. Успешность внедрения инновации в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по логической цепочке операций, особенно на их стыках, а это зависит в первую очередь от согласованности смежных подразделений при переходе от одной операции к другой и, конечно, от заинтересованности организаций, выполняющих соответствующие операции.

 

Вслед за экономическим освоением инновации сначала на первом, а затем и на остальных предприятиях следует фаза ее эффективного использования, которая характеризуется постепенной стабилизацией затрат и возрастанием эффекта в основном за счет наращивания объемов использования новшества. Именно здесь реализуется основная часть фактического экономического эффекта инновации.

 

Заключительная фаза жизненного цикла инновации - ее устаревание.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.