Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Основные достижения отечественной психологии начала XX века. Принцип деятельности в психологии






    В 1920—1930-х гг. отечественными психологами закладываются методологические основы психологии.

    Главное достижение отечественной психологии — это положение о психике, которая формируется и

    проявляется в деятельности.

    Рассмотрим самые крупные фигуры, повлиявшие на ход развития отечественной психологии.

    В работах С. Л. Рубинштейна (1889—1960) был сформулирован принцип «единства сознания и

    деятельности».

    «Сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно формируется в этом

    процессе», — таков был подход Рубинштейна к предмету психологии. «Субъект в своих деяниях не только

    обнаруживается и определяется. Тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его

    деятельности можно определять и формировать его самого».

    Главный постулат психологии деятельности в том, что общение человека с миром не является прямым

    непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается посредством его реальных действий с

    объектами этого мира.

    Такой подход изменял всю систему прежних взглядов на сознание.

    А. Н. Леонтьев (1903—1979), другой ведущий отечественный психолог, также развивал положение о том,

    что все, что совершается в психической сфере человека, укоренено в его деятельности.

    Леонтьев подчеркивал, что деятельность — это особая целостность, которая не сводится только к сумме

    действий. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь.

    Деятельностьэто направленная активность человека.

    Обращение к деятельности, как присущей человеку форме существования, позволяет изучать такие

    категории, как:

    — внутренний образ предмета;

    — совершаемое человеком действие;

    — мотив, побуждающий человека действовать;

    — переживание человеком своего отношения к другим индивидам; •— личностные свойства и притязания человека.

    Например, учебная деятельность, которую осуществляет студент, может направляться мотивом подготовки

    к профессиональному труду, или мотивом приобщения к интеллектуальной элите, или мотивом общения со

    сверстниками и т. д. В реальной жизни каждой деятельности обычно соответствуют несколько мотивов,

    поэтому говорят о полимотивированности деятельности.

    В рамках данного подхода обнаруживается, что структурные единицы деятельности подвижны. Если

    сначала у человека действие вызывалось одним мотивом (прочитать учебник, чтобы подготовиться к

    экзамену), то впоследствии сама деятельность может оказаться столь интересной сама по себе, вне учебного

    процесса, что появится другая цель — перечитать всю литературу по данному предмету, например. Такое

    явление А. Н. Леонтьев называл «сдвигом мотива на цель».

    Деятельность можно различать по направленности: на объект внешнего мира, на другого человека, на

    самого себя. Деятельность также различают по предмету: игровая деятельность, учебная деятельность,

    трудовая деятельность и т. д.

    Д. Б. Эльконин ввел понятие ведущей деятельности, т. е. деятельности, которая соответствует наиболее

    значимому мотиву в тот или иной возрастной период жизни человека.

    Итак, обращение отечественных психологов к проблеме деятельности существенно расширило предметную

    Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с.
     

    область психологии. К проблеме деятельности мы вернемся в следующих главах книги.


    Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru


    24 of 147







    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.