Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физиология обмена веществ, терморегуляции, выделения






125. Источники и пути использования энергии в организме. Методы определения энергозатрат организмом человека. Дыхательный коэффициент, его показатели, значение.

126. Основной обмен, условия и методы его определения. Факторы, которые влияют на его величину. Специфически-динамическое действие пищи. Стандартный и должный обмен.

127. Физиологическое значение белков, жиров и углеводов, регуляция их обмена. Физиологические принципы составления пищевого рациона, физиологические нормы питания.

128. Температура оболочки и ядра тела человека. Физиологическое значение гомойотермии. Терморегуляция и центр терморегуляции.

129. Механизмы физической и химической терморегуляции. Механизмы поддержания изотермии при действии холода и тепла.

130. Периферические и центральные терморецепторы. Нервные и гуморальные механизмы терморегуляции.

131. Состав системы выделения. Функции почек, как основного органа этой системы. Нефрон, его строение, виды, физиологическая роль. Особенности кровоснабжения почек.

132. Клубочковая фильтрация в почках, ее механизм, регуляция. Состав первичной мочи. Почечный клиренс.

133. Канальцевая реабсорбция в почках, механизмы, регуляция. Состав вторичной мочи.

134. Поворотно-противоточная система почек, ее роль в осмотическом разведении и концентрировании мочи.

135. Канальцевая секреция, ее значение. Механизмы и регуляция выделения мочи из мочевого пузыря.

136. Роль системы выделения в поддержании осмотического давления крови и обьема жидкости в организме. Механизм жажды.

137. Понятие и физиологическая роль ренин-ангиотензин-альдостероновой системы. Механизмы участия почек в регуляции АД и рН крови.

Практические навыки и ситуационные задачи:

1. Решите ситуационную задачу: Известно, что ацетилхолин является одним из основных медиаторов вегетативной нервной системы. В ходе обследования испытуемого было установлено, что блокатор ацетилхолинергической передачи возбуждения в синапсах атропин вызвал расширение зрачка, увеличение частоты и силы сердечных сокращений, уменьшение перистальтики ЖКТ. При этом не изменилась сократительная функция скелетной мускулатуры. Объясните: 1) на какие постсинаптические рецепторы действует ацетилхолин при выделении его в синаптическую щель? 2) Объясните возможные причины различного действия атропина в а) нервно-мышечных синапсах соматической нервной системы и б) в синапсах вегетативной нервной системы внутренних органов.

2. Решите ситуационную задачу: Для снятия тахикардии в клинической практике используют фармакологические препараты, блокирующие бета-адренорецепторы (например, пропранолол). Объясните: 1. Почему блокада бета-адренорецепторов может снять приступ тахикардии? 2. Можно ли применять эти препараты у людей, склонных к бронхо-спазмам? 3. Можно ли применять эти препараты при пониженном артери­альном давлении?

3. Решите ситуационную задачу: В офтальмологической практике для расширения зрачков использу­ют раствор атропина, являющегося М-холиноблокатором. Объясните: 1. Почему закапывание раствора атропина вызывает расширение зрачка? 2. Могут ли при этом наблюдаться изменения частоты и силы сер­дечных сокращений? 3. Может ли при этом измениться сократительная функция скелетной мускулатуры?

4. Решите ситуационную задачу: В клинической практике для купирования приступов тахикардии иногда надавливают на глазные яблоки пациента. Объясните: 1. Почему этот прием может привести к снижению частоты сердеч­ных сокращений? 2. Как называется этот рефлекс? 3. Какие еще экстракардиальные рефлексы вам известны?

5. Решите ситуационную задачу: У новорожденных детей частота сердечных сокращений (ЧСС) достигает 140-150 в минуту, тогда как у взрослых она составляет 60-80 в минуту. Известно, что чем старше ребенок, тем более значительное учащение ритма сердечных сокращений наступает после введения атропина, являющегося М-холиноблокатором. Объясните: 1) Чем обусловлено учащение ритма сердечных сокращений при введении атропина? 2) Какими особенностями регуляции сердечной деятельности об­условлена более высокая частота ЧСС у детей и ее уменьшение по мере взросления организма?

6. А. Назовите гормоны, обеспечивающие сохранение в организме натрия за счет реабсорбции его в канальцах почек, выведе­ние из организма калия, регуляцию калий-натриевого равновесия. Б. Объясните механизм действия этих гормонов. В. Нарисуйте схему их взаимодействия с клетками органов-мишеней.

7. Решите ситуационную задачу: Пациент перенес в результате бытовой травмы значительную кровопотерю, которая сопровождалась понижением артериального давления крови. Объясните: 1. Действие каких гормонов можно рассматривать как «первую линию защиты» при понижении кровяного давления, вызванного кровопотерей? 2. Какие гормоны способствуют восстановлению объема массы крови на поздних сроках после травмы? 3. Физиологические эффекты какого из двух гормонов — вазопрессина или альдостерона — развиваются на поздних этапах вос­становления уровня кровяного давления.

8. Решите ситуационную задачу: Для купирования приступов бронхиальной астмы, вызванной бронхоспазмом (удушье, вызванное уменьшением просвета бронхов и бронхиол при нормальной функции мукоцитов), иногда используется адреналин. Объясните: 1. Какими физиологическими механизмами обусловлен эффект адреналина в данном случае? 2. Почему, прежде чем вводить адреналин, у больного следует определить величину артериального давления? 3. Какие сопутствующие физиологические эффекты могут при этом наблюдаться?

9. Под влиянием какого гормона осуществляются: а) синтез гликогена в печени и мышцах; б) интенсивное окисление глюкозы в тканях; в) уменьшение количества сахара в крови; и г) снижение катаболизма белка? 2) Объясните его механизм действия. 3) Нарисуйте схему его взаимодействия с клетками органов-мишеней.

10. Опишите правила забора крови у человека и приготовления мазка крови.

11. А. Опишите методику определения количества эритроцитов в крови с помощью счетной камеры. В. Чем и с какой целью разбавляют кровь при подсчете эритроцитов в камере Горяева?

12. Опишите методику определения количества гемоглобина в крови по методу Сали.

13. А. Опишите методику рассчета цветового показателя крови и его оценку. Б. Приведите формулу расчета цветового показателя крови, поясните значение отдельных ее элементов.

14. Анализ и оценка гемограмм человека:

А. Гемоглобин 120 г/л, эритроциты 4, 25 х 1012/л, лейкоциты 6, 0 х 109/л: базофилы 1%, эозинофилы 4%, нейтрофилы: миелоциты 0%, метамиелоциты 0%, палочкоядерные 16%, сегментоядерные 58%; лимфоциты 19%, моноциты 2%, тромбоциты 270 х 109/л.

Б. Гемоглобин 80 г/л, эритроциты 2, 8 х 1012/л, лейкоциты 3, 8 х 109/л: базофилы 0%,
эозинофилы 0%, нейтрофилы: миелоциты 0%, метамиелоциты 0%, палочкоядерные 20%, сегментоядерные 25%; лимфоциты 50%, моноциты 5%, тромбоциты 112 х 109/л.

В. Гемоглобин 58 г/л, эритроциты 3, 2 х 1012/л, лейкоциты 3, 3 х 109/л, базофилы 0 %, эозинофилы 0%, нейтрофилы: миелоциты 6%, метамиелоциты 18%, палочкоядерные 23%, сегментоядерные 41%; лимфоциты 10%, моноциты 2%, тромбоциты 150 х 109/л.

15. А. Опишите методику определения количества лейкоцитов в литре крови с помощью счетной камеры. Б. а) Чем и б) с какой целью разводят кровь для подсчета лейкоцитов в счетной камере Горяева? В. Напишите формулу для подсчета лейкоцитов в крови с помощью камеры Горяева. Г. Расшифруйте значение показателей.

16. А. Опишите методику определения продолжительности кровотечения по Дюку. Б. Чему оно равно в норме? В. Какую фазу свертывания оно отражает?

17. А. Опишите методику определения группы крови по системе АВО с помощью стандартных сывороток. Б. Составьте таблицу, отражающую наличие агглютинации (+) или отсутствие ее (-) при взаимодействии эритроцитов разных групп крови (l-lV) системы АВО с соответствующими стандартными сыворотками.

18. Опишите методику определения группы крови по системе АВО с помощью цоликлонов.

19. Определение групп крови по системе Rh(D) с помощью анти-D- моноклональных антител.

20. А. Опишите пробы, проводимые перед переливанием крови. Б. Как и для чего проводится биологическая проба на совместимость крови донора и реципиента?

21. Рассчитайте у себя продолжительность сердечного цикла и сделайте заключение.

22. Нарисуйте схему ЭКГ во II отведении. Обозначьте основные элементы ЭКГ и укажите их амплитудно-временные характеристики.

23. А. Запишите в виде формулы основной закон гемодинамики. Б. Приведите показатели АД в большом и малом круге кровообращения и объясните, почему артериальное давление в малом круге кровообращения в несколько раз меньше, чем в большом круге?

24. А. Напишите формулу, позволяющую рассчитать среднее артериальное давление (для крупных артерий). Б. Нарисуйте кривую изменения артериального давления по ходу сосудистого русла.

25. А. Перичислите факторы, определяющие величину сопротивления в сосудах? Б. Напишите соответствующую формулу Пуазейля и обозначьте показатели.

26. А. Опишите, как измеряют давление по способу Рива-Роччи? Б. Какой показатель давления этим способом можно определить?

27. А. Опишите методику измерения артериального давления по способу Короткова? Б. В чем принципиальное отличие и преимущество способа измерения давления по Короткову от способа Рива-Роччи? В. Что называют тонами Короткова? Г. С чем связано возникновение и исчезновение тонов Короткова при измерении кровяного давления у человека?

28. А. Нарисуйте сфигмограмму, обозначьте ее фазы. Б. Чем объясняется появление дикротической волны на катакроте сфигмограммы?

29. Схематически изобразите спирограмму. Назовите и укажите на ней показатели внешнего дыхания.

30. А. Напишите формулу для расчета дыхательного коэффициента (ДК). Б. Рассчитайте ДК, если известно, что в выдыхаемом воздухе содержится 17 % О2 и 4% СО2.

31. Оцените результаты исследования желудочного сока: базальная секреция - 1, 5 ммоль/час, пиковая секреция - 9 ммоль/час, базальная секреция/пиковая секреция - 0, 17 ммоль/час, количество базального сока – 24 мл, свободная HCL без стимуляции - 18 ммоль/л, общая кислотность - 26 ммоль/л, рН - 2, 1.

32. Рассчитайте расход энергии за 1 минуту и дайте ему оценку, если известно, что испытуемый потребил 300 мл О2. Дыхательный коэффициент равен 1, 0.

33. У мужчины ростом 176 см, весом 83 кг и возрастом 24 года основной обмен равен 2323 ккал. Рассчитайте должный основной обмен и сравните его с фактическим.

34. С пищей в организм здорового человека попало 128 г белка. С мочой выделилось 12, 6 г азота. Рассчитайте, сколько белка было усвоено? Оцените азотный баланс, обоснуйте ответ.

35. А. Напишите формулу, по которой можно рассчитать коэффициент очищения (клиренс) для инулина. Б. От каких факторов он зависит? В. Рассчитайте скорость клубочковой фильтрации (СКФ) у пациента, если после введения инулина концентрация его в плазме составила 0, 04 ммоль/л, в моче - 0, 85 ммоль/л. Минутный диурез 5 мл. Дайте оценку СКФ.

36. Рассчитайте суточный объем первичной мочи и реабсорбированной воды в организме, если известно, что суточный диурез составляет 1, 5 л, за 1 мин через почки протекает 1л крови и из плазмы фильтруется 20% первичной мочи.

 

Зав. кафедрой физиологии, З.д.н.т. Украины, д.мед.н., проф. А.А. Шандра

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.