Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования безопасности






 

3.3.1 Помещения, предназначенные для измерения, должны быть оборудованы принудительной или естественной вентиляцией, обеспечивающей санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерения по ГОСТ 12.1.005-88.

3.3.2 Уровень шума в зоне проведения измерения – по ГОСТ 12.1.003-83, разд. 2.

3.3.3 Уровень вибрации в зоне проведения измерения – по ГОСТ 1.012-90, разд. 2.

3.3.4 При измерениях должны быть приняты меры безопасности, исключающие самопроизвольное движение автомобиля.

 

4 Порядок работы с газоанализатором «ИНФРАКАР М-1.02»

 

При выполнении измерения газоанализатором «ИНФРАКАР М-1.02» погрешность при измерении СО составляет ± 0, 25 %, при измерении СН - ± 0, 1 %, при измерении СО2 - ± 0, 5 %. Он полностью удовлетворяет требованиям к средствам измерения, перечисленных в пунктах 3.1.3-3.1.4. Газоанализатор устроен следующим образом.

Отработавшие газы автомобиля, поступающие через пробоотборный зонд, под воздействием насоса газоанализатора поступают в кювету (стеклянную колбу). После проведения измерения с помощью насоса выполняется очистка кюветы. Отработавшие газы перед измерением их состава очищаются от влаги, сажи, твёрдых частиц.

В газоанализаторе имеется инфракрасный излучатель. Основным его элементом является нить из нихрома, которая при нагреве вырабатывает поток излучения.

Поток излучения проходит через кювету и поступает на соответствующий интерференционный фильтр. Интерференционные фильтры смонтированы на вращающемся диске. Каждый фильтр пропускает волны определённой длины, соответствующие поглощению их газами СО (длина волны 4, 6 мкм), СН (длина волны 3, 3 мкм), СО2 (длина волны 4, 2 мкм). Кроме того, на вращающемся диске смонтирован сравнительный фильтр, непроницаемый для волн указанной длины.

За вращающимся диском находится приёмник излучения (фотоприёмник). Он преобразует световую энергию пропущенных через фильтры волн в электрические сигналы, сила которых пропорциональна интенсивности излучения, и, соответственно, обратно пропорциональна концентрации измеряемых компонентов. Анализ компонентов производится в режиме разделения времени (по очереди). Сигнал с фотоприёмника через устройство выборки и хранения, а также аналого-цифровой преобразователь поступает на микропроцессор для дальнейших вычислений и, далее, на блок отображения информации.

Для измерения концентрации кислорода в кювете расположена электрохимическая кислородная ячейка. Электрохимический датчик при взаимодействии с кислородом выдаёт сигнал, который пропорционален содержанию кислорода. Величина λ вычисляется микропроцессором газоанализатора.

Последовательность операций при работе с газоанализатором «ИНФРАКАР М-1.02».

1. При подключении следует использовать вид сзади газоанализатора, который представлен на рисунке 2. Подключить соответствующий кабель питания (позиция 1) к аккумулятору или соответствующий кабель (позиция 2) к сети 220 В. При чём в случае подключения кабеля питания к аккумулятору не следует использовать аккумулятор проверяемого автотранспортного средства. При подключении кабеля к сети 220 В (в случае если указанный кабель ранее не был установлен) следует предварительно заземлить корпус прибора (в случае если указанное заземление отсутствует). Заземление выполняется неизолированным медным проводом сечением не менее 4 мм2, причём им соединяется корпус прибора с соответствующей клеммой электрощита.

 

 

Рисунок 2 – Вид сзади газоанализатора «ИНФРАКАР М-1.02»

 

2. Подключить кабель тахометра к соответствующему разъёму (рисунок 2, позиция 3) (в случае если указанный кабель ранее не был установлен).

3. Установить датчик тахометра на центральный высоковольтный провод системы зажигания (батарейной или бесконтактной системы зажигания). При наличии системы непосредственного зажигания следует установить датчик тахометра на любой высоковольтный провод системы зажигания (при этом при выполнении дальнейших измерений следует учитывать поправочный коэффициент). Датчик тахометра следует подключать только при неработающем ДВС транспортного средства.

4. Включить питание газоанализатора (рисунок 2, позиция 4).

5. Установить путём соответствующей длительности нажатия клавиши (рисунок 3, позиция 1) необходимую яркость светодиодных индикаторов.

6. Установить шланг пробоотборного зонда на газоанализатор (рисунок 2, позиция 5) (в случае если указанный шланг ранее не был установлен).

7. Вставить пробоотборный зонд в выхлопную трубу подлежащего проверке автотранспортного средства (до цангового зажима). Следует смонтировать зонд в шланге для отвода отработавших газов из помещения, где производится проверка технического состояния транспортного средства (если этот монтаж не был сделан ранее).

8. Установить шланг, предназначенный для выхода отработавших газов на вход (рисунок 2, позиция 6) на вход газоанализатора (в случае если указанный шланг ранее не был установлен).

9. Установить шланг для входа воздуха (воздуха, предназначенного для очистки кюветы) на вход (рисунок 2, позиция 7) газоанализатора (в случае если указанный шланг ранее не был установлен).

10. Вывести шланги, указанные в пунктах 8, 9, из помещения, где производится проверка технического состояния автотранспортного средства (если этот монтаж не был сделан ранее).

 

Рисунок 3 – Вид спереди газоанализатора «ИНФРАКАР М-1.02»

 

11. Подождать около одной минуты до появления на соответствующих светодиодных индикаторах нулей (рисунок 3, позиции 2, 3, 4, 5). При этом на светодиодном индикаторе (рисунок 3, позиция 6) должны появиться пунктирные линии, а на светодиодном индикаторе (рисунок 3, позиция 7) должно появиться число около 20, которое характеризует процентное содержание кислорода в помещении. При наличии несоответствующих показаний следует произвести очистку кюветы, для чего произвести автоматическую подстройку нулей всех каналов (СО, СО2, СН, λ), кроме канала О2, у которого происходит автоматическая подстройка чувствительности в соответствии с наличием кислорода в воздухе данного помещения. Для этого следует нажать кнопку (рисунок 3, позиция 8) в течение нескольких секунд, до достижения автоматической подстройки нулей указанных каналов. Перед началом каждого измерения состава отработавших газов проверять наличие нулевых показаний канала (кроме канала О2, у которого необходимо проверять наличие числа около 20). При необходимости произвести корректировку газоанализатора в соответствии с инструкцией производителя, а при невозможности проведения корректировки заменить газоанализатор.

12. Установить путём соответствующей длительности нажатия клавиши (рисунок 3, позиция 9) число цилиндров, которое соответствует числу цилиндров подлежащего проверки автотранспортного средства. При этом контролировать установленное число цилиндров на светодиодном индикаторе (рисунок 3, позиция 4) тахометра (во время нажатия кнопки).

13. Запустить ДВС проверяемого автотранспортного средства и перемещением педали управления подачей топлива с одновременным контролем частоты по светодиодному индикатору тахометра (рисунок 3, позиция 4) установить частоту вращения ДВС, которая необходима для проведения измерений газоанализатором в соответствии с требованиями ГОСТ.

14. Нажать кнопку «насос» (рисунок 3, позиция 10) и отпустить её после появления на соответствующих светодиодных индикаторах установившихся показаний. Причём кнопку держать нажатой примерно одну минуту до появления на соответствующих светодиодных индикаторах установившихся показаний.

15. Нажать однократно кнопку печать (рисунок 3, позиция 11). После нажатия этой кнопки производится распечатка измеренных величин. При необходимости заправить термобумагу в принтер в соответствии с инструкцией производителя.

16. Перед дальнейшими измерениями состава отработавших газов произвести автоматическую подстройку нулей всех каналов (кроме канала О2, у которого происходит автоматическая подстройка чувствительности в соответствии с наличием кислорода в воздухе данного помещения). Для этого следует нажать кнопку (рисунок 3, позиция 8) в течение нескольких секунд до достижения автоматической подстройки нулей выше указанных каналов.

17. При необходимости дальнейших измерений повторно выполнять пункты 14, 15, 16. Причём, после длительного перерыва в работе газоанализатора, необходимо пунктуально выполнять настоящую инструкцию, начиная с пункта 1.

После каждого выключения газоанализатора (после длительного перерыва в его работе) следует проверять отсутствие загрязнения фильтра тонкой очистки и бензинового фильтра, отсутствие засорения штуцера, предназначенного для слива конденсата, а также наличия термобумаги принтера.

 

 

5 Оформление отчёта о выполнении лабораторной работы

 

Результаты измерения оформляются в виде таблицы 3.

 

Таблица 3 – Результаты проверки автомобиля на содержание токсичных компонентов отработавших газов

 

Модель автомобиля Контролируемый компонент
СО, % СН, млн-1 λ
факт норма факт норма факт норма
nmin nпов nmin nпов nmin nпов nmin nпов nmin nпов nmin nпов
                         

 

На основе таблицы 3 сделать заключение о соответствии технического состояния проверяемого автомобиля требованиям ГОСТ Р 52033-2003. В случае невыполнения требований ГОСТ Р 52033-2003 назвать вероятные неисправности и привести рекомендации по их устранению.

 

Контрольные вопросы

 

1. Назовите область применения ГОСТ Р 52033-2003.

2. Содержание каких компонентов отработавших газов автомобилей подлежит контролю в эксплуатации?

3. Опишите методику измерения нормируемых компонентов отработавших газов.

4. Опишите принцип работы газоанализатора «ИНФРАКАР М-1.02».

5. Опишите порядок работы с газоанализатором «ИНФРАКАР М-1.02».

6. Прокомментируйте отчёт по лабораторной работе.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.