Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие государственного кредита. Виды государственных заимствований






Во всех цивилизованных государствах основными методами мобилизации государственных доходов являются:

· налоги,

· ссуды

· эмиссии

Важным по своему финансовому значению методом мобилизации государственных доходов является ссуда. Это связано со значительным увеличением бюджетного дефицита, наличием разрыва между налоговыми поступлениями и бюджетными расходами, то есть в условиях рыночной экономики государственная ссуда становится обязательным элементом финансовой деятельности государства. Правильное и умное применение механизма государственной ссуды, с одной стороны, являются средством увеличения финансовых возможностей государства и важным фактором ускорения социально-экономического развития страны, а с другой стороны, необоснованное ее использование может повлечь существенный рост налогового давления в государстве.

Слово «ссуда» возникло от латинского «сгесШит» — ссуда. В толковом словаре понятие «ссуда» раскрывается как то, что взято или дано в долг; финансовая операция предоставления или получения денег на определенных условиях.

В теории финансового права государственная ссуда рассматривается в двух значениях:

· как экономическая

· как правовая категория.

 

Как экономическая категория ссуда являет собой систему денежных отношений, которые возникают_в связи с привлечением государством на добровольных началах для временного использования свободных средств юридических и физических лиц.


Экономическая сущность государственной ссуды сводится к тому, что временно свободные средства юридических и физических лиц аккумулируются на условиях возвратности и платности и используются государством как заимообразный капитал. Таким образом, государственная ссуда есть, из экономической точки зрения, одной из форм оборота заимообразного капитала и сводится к вторичному распределению стоимости валового внутреннего продукта.

 

Как правовая категория ссуда — это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством временно свободных средств юри-дичних и физических лиц на принципах добровольности, срочности и возвратности с целью покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного оборота.

Свободные средства в население могут образовываться по ряду причин:

1) через неравномерность выплаты заработной платы и других видов доходов, гонораров, дивидендов из ценных бумаг и тому подобное;

2) через ненасыщенность товарного рынка при несбалансированной экономи-ки;

3) в связи с нагромождением средств для приобретения дорогих вещей длительного пользования.

У юридических лиц, кроме вышеупомянутых причин, временно свободные средства образуются в результате длительного производственного цикла, сезонного характера работ, неравномерности больших капитальных отложений. Резервные и страховые фонды также могут быть источником временно свободных средств.

Отношения ссуды (независимо от формы — государственной или банковской) объективно сочетают два взаимозависимых процесса. С одной стороны, это привлечение, аккумуляция временно свободных средств, нагромождение их у кредиторов. Из второго — это предоставление уже сосредоточенных средств заемщикам.

Средства, привлеченные на основе государственной ссуды, поступают в розпо-ряжение государственной власти, которая превращает их в дополнительные финансовые ресурсы.

Мобилизованые таким образом средства в первую очередь должны быть предназначены для покрытия бюджетного дефицита. Бюджетное законодательсттво Украины полностью отвечает данному теоретическому принципу. На основании ст. 15 бюджетного кодекса Украины «источниками финансирования дефицита бюджетов являются государственные внутренние и внешние заимы, внутренние займы органов власти Автономной Республики Крым, внутренние и внешние заимы органов местного самоуправления.

Заимы не используются для обеспечения финансовыми ресурсами текущих расходов государства, за исключением случаев, когда это необходимо для сохранения общего экономического равновесия.

 

Заимообразные отношения, в которых государство выступает как заемщик средств— это классическая форма государственной ссуды. Однако Государство может выступать и как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам, иностранным государствам и международным организациям, и как гарант в тех случаях, когда берет на себя ответственность за выполнение обязательств физических и юридических лиц.

 

В связи с этим различают 2 вида ссуды:

· внутреннюю государственную ссуду, в результате которой образуется внутренний государственный долг,

· внешнюю государственную ссуду, в ходе которой образуется внешний государственный долг.

 

Государство участвует в отношениях по поводу государственной ссуды в лице соответствующих органов власти. Соответственно в... 15 Бюджетного кодекса Украины Кабинет Министров Украины может брать ссуды в пределах, определенных Законом о Государственном бюджете Украины.

 

Статья 16 БК регламентирует, что право на осуществление государственных внутренних и внешних заимов в пределах и на условиях, пред. Законом о Государственном бюджете Украины, принадлежат государству в лице Министра финансов Украины по поручению Кабинета Министров Украины. Субъектом правоотношений государственной ссуды является также Национальный банк Украины, который готовит предложения Кабинета Министров Украины для осуществления политики в этой сфере и выполняет операции по обслуживанию, размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов кредиторам.

Государственная ссуда предоставляется на условиях:

· платности

· возвратности

 

Через определенный период времени предоставленные в долг средства возвращаются с процентами. Таким образом, ссуды не являются доходом государства, ведь они подлежат возвращению.

 

Основной формой государственных доходов, как известно, являются налоги. Кроме этого, средством для погашения процентов за пользование государственной ссудой являются налоговые поступления. Сегодняшние государственные ссуды — это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплаты государственных ссуд.

 

В связи с этим отметим основные отличия между налогами и ссудам:

· налоги безвозвратно платятся государству, в то время как заимствованные средства подлежат возвращению;

· налоги носят принудительный характер, а ссуды, как правило, добровольный;

· для налогов характерно одностороннее движение средств, а в случае предоставления ссуды государство выдает встречные финансовые обязательства;

· ссуды увеличивают государственные расходы, то есть функционирование государственной ссуды ведет к образованию государственного долга, в то время как налоги не требуют дополнительных расходов по возмещению.

 

Общественное значение государственной ссуды выражается в ее фискальной и перераспредилительной функциях.

Позитивное влияние фискальной функции государственной ссуды — это равномерное распределение налогового груза во времени. Вес налогового груза, который распространяется на другие поколения, зависит от сроков заимствования средств и процентов за ссудой, которая платится заемщиком.

Перераспределительная функция государственной ссуды сводится к тому, что при проведении правильной заимообразной политики могут быть изъяты из обращения значительные свободные средства, которые государство перераспределит между отраслями народного хозяйства, предприятиями и другими субъектами хозяйствования, которые имеют большое социальное и экономическое значение для общества.

Государство использует ссуду и для регулирования денежного оборота. В условиях инфляции государственные ссуды как основная форма государственной внутренней ссуды временно уменьшают платежеспособный спрос населения, поскольку из обращения изымаются избыточные денежные знаки. Однако при непродуктивном использовании мобилизованных с помощью государственной ссуды средств источником погашения могут быть новые ссуды. Размещение новых государственных ссуд для погашения задолженности по уже выпущенных называется рефинансированием государственного долга.

 

2. Государственный долг: понятие и виды

Государственная ссуда прямо связана с такой финансово-правовой категорией, как государственный долг. Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Однако превышение государственного долга над валовым национальным продуктом больше чем в 2, 5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для стойкости денежного оборота.

В теории финансового права под государственным долгом понимает вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных ссуд с начисленными процентами, что должны быть по них выплачены к определенной дате или за определенный срок.

Материальное содержание государственного долга - это общая сумма задолженности государства и непогашенными долговыми обязательствами и невыплаченных по них процентами. При этом государственный долг как материальная категория разделяется на:

· Капитальный

· текущий, то есть государственный - являет собой сумму расходов государства за всеми долговыми обязательствами срок погашения которых уже наступил.

Законодательное определение государственного долга закреплено в ст. 2 Бюджетного кодекса Украины. В связи с этим можно выделить и правовой аспект содержания государственного долга.

 

Государственный долг (долг Автономной Республики Крым или долг местного самоуправления) — это общая сумма задолженности государства (Автономной Республики Крым или местного самоуправления), которая состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (Автономной Республики Крым или местного самоуправления), включая долговые обязательства государства (Автономной Республики Крым или городских советов), которые вступают в действие в результате выданных гарантий по рисками или обязательствам, которые возникают на основании законодательства или договора.

 

Из данного определения государственного долга понятно, что идет речь и о внутреннем, и о внешнем государственном долге.

 

Законодательное определение касается только внутреннего государственного долга, которое закреплено в ст. 1 Закона Украины от 16 сентября в 1992 г. «О государственном внутреннем долге Украины», где он определяется как срочные долговые обязательства Правительства Украины в денежной форме. Данный нормативный акт определяет отношения по внутреннему государственному долгу.

Государственный внутренний долг гарантируется всем имуществом, которое находится в общегосударственной собственности. Государственный внутренний долг Украины состоит из задолженности прошлых лет и задолженности, которая опять возникает по долговым обязательствам Правительства Украины. К долговым обязательствам Правительства Украины принадлежат выпущенные им ценные бумаги, другие обязательства в денежной форме, гарантированные Правительством, а также получены им ссуды. В состав долговых обязательств Правительства Украины включаются также часть долговых обязательств Правительства бывшего СССР, принятых на себя Украиной.

В зависимости от срока действия различают следующие виды государственного долга:

· краткосрочный (до одного года),

· среднесрочный (от одного до пяти лет)

· долгосрочный (пять и более лет).

 

Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. В соответствии с ними придется в течение короткого времени выплачивать основную сумму с процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов. Государственные органы пытаются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, то есть превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.