Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие нервных центров






ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

1. Структуры, относящиеся к древней и старой коре.

2. Структуры, входящие в лимбическую систему.

3. Основные функциональные объединения лимбической системы.

4. Нейронная организация и особенности межнейронных взаимоотношений новой коры.

5. Основные свойства и принципы функционирования коры головного мозга.

 

Студент должен знать: 1. Лимбическая система, структуры, ее образующие. 2. Роль лимбической системы в формировании мотиваций, эмоций, памяти. 3. Круг Пейпса, структуры, его образующие, функции. 4. Круг Наута, структуры, его образующие, функции. 5. Нейронная организация коры больших полушарий. 6. Структура и функции древней и старой коры. 7. Функции новой коры. 8. Современные представления о локализации функций в коре. Экранный принцип функционирования корковых полей. Модульный принцип функциональной организации. 9. Пластичность и способность к восстановлению функций при повреждении коры. 10. Парность в деятельности коры полушарий мозга. Функциональная асимметрия коры. 11. Методы исследования электрической активности мозга. 12. Кортико-кортикальные, корково-подкорковые и кортико-висцеральные взаимоотношения. Взаимодействие нервных центров. 13. Роль полушарий мозга в реализации высших психических функций (речь, мышление и т.д.). Профильные вопросы для педиатрического фак-та: 1. Развитие кортикальных и корково-подкорковых взаимоотношений в онтогенезе. 2. Особенности ЭЭГ у детей разного возраста. Студент должен уметь: · объяснить суть экранного принципа функционирования корковых полей; · объяснить механизм латерального торможения и его значение; · объяснить механизм иррадиации возбуждения и ее значение; · объяснить принципы локализации функций в коре больших полушарий; · анализировать явление функциональной асимметрии мозга человека и оценивать её наличие при формировании адекватного поведения. Основная литература: 1.Нормальная физиология / Под ред. Ткаченко Б.И. 2005. 2. Физиология человека. Compendium / Под ред. Ткаченко Б.И. 2009. 3. Материалы лекции. Дополнительная литература: 1.Физиология человека. Compendium / Под ред. Ткаченко Б.И. и Пятина В.Ф. 2002. 2.Нормальная физиология / Под ред. Улумбекова Э.Г. 2006. 3.Начала физиологии / Под ред. Ноздрачева А. 2001. 4.Физиология человека / Под ред. Шмидт Р.Ф., Тевс Г. Перев. с англ.1986. т.4. 5.Физиологические основы здоровья человека / Под ред. Ткаченко Б.И. 2001. 6.Физиология в задачах. Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. 1996.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ

Задание №1. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Какие структуры древней коры входят в лимбическую систему?

2. Какие структуры старой коры входят в лимбическую систему?

3. Какие структуры мезокортекса входят в лимбическую систему?

4. Какие подкорковые структуры входят в лимбическую систему?

5. Какие особенности нейронной организации имеет лимбическая система?

6. Какие образования лимбической системы являются наиболее многофункциональными?

7. Какие области коры различают в соответствии с ее эволюцией?

8. Какие образования относятся к древней коре?

9. Назовите функции древней коры.

10. Какие образования относятся к старой коре?

11. Назовите функции старой коры.

12. Назовите основные функции новой коры.

13. Где расположена первая соматосенсорная зона?

14. Где расположена вторая соматосенсорная зона?

15. Где расположена первичная зрительная зона?

16. Где расположена слуховая зона коры?

17. Где расположена основная двигательная зона коры?

18. Какие два функциональных состояния характерны для нейронов коры?

19. Что называют латеральным торможением?

20. Что называют последовательной индукцией?

21. Что называют субкортикограммой?

22. Что называют кортикограммой?

23. Что называют электроэнцефалограммой?

24. Назовите основные нормальные ритмы ЭЭГ.

25. Что называют десинхронизацией ритма? вызванными потенциалами?

 

Задание №2. Решите следующие задачи и объясните их решение:

1. При разрушении в эксперименте некоторых структур головного мозга у обезьяны возникает синдром Клювера-Бьюси.

Вопросы: 1.Какие структуры при этом разрушаются? 2.Какие изменения поведения в этом случае имеют место? 3.Какие функции выполняет отдел головного мозга, в состав которого входят разрушенные структуры.

2. В эксперименте на животном при действии светового, звукового или тактильного раздражителей в коре головного мозга возникают вызванные электрические потенциалы.

Вопросы: 1.По каким путям импульсы от соответствующих рецепторов поступают в кору головного мозга? 2.В каких отделах коры наблюдаются вызванные электрические потенциалы: а) при световых воздействиях; б) при акустических воздействиях; в) при тактильных воздействиях?

3. При раздражении слабым электрическим током коры головного мозга животного в эксперименте наблюдаются сокращения отдельных мышц туловища и конечностей.

Вопросы: 1.Какие отделы коры головного мозга при этом раздражаются? 2.Какой объем движений (отдельные мышечные волокна, целые мышцы, движения в суставе) наблюдается в этих случаях? 3.На что указывают размеры представительства конечностей в коре головного мозга?

4. Во время нейрохирургической операции у пациента при раздражении коры слабым электрическим током возникли ощущения давления, прикосновения или тепла на коже противоположной стороны.

Вопросы: 1.Какие отделы коры раздражались? 2.Различаются ли представительства участков кожной поверхности туловища и конечностей в коре (“сенсорный гомункулюс”)? 3.Нарисуйте пути проведения импульсов от кожных рецепторов в кору больших полушарий.

5. Какие структуры головного мозга учувствуют преимущественно в формировании перечисленных состояний и нейрофизиологических процессов?

1. Зрительно-слуховые ассоциации А. Височная кора

2. Быстрый сон В. Гиппокамп

3. Эмоциональная память С. Варолиев мост

4. жажда и голод Д. Мозолистое тело

5. Межполушарный перенос информации Е. Гипоталамус

6. Кора головного мозга взрослого человека приобретает свойства функциональной ассиметрии. Какие функции представлены в правой и левой гемисферах?

1. Левое полушарие у правшей обеспечивает А. Эмоциональные состояния

2. Правое полушарие у правшей обеспечивает В. Анализ сенсорной информации

3. Лобные отделы коры обеспечивают С. Образное мышление

4. Лимбческие отделы коры обеспечивают Д. Функции речи

5. Затылочные и височные области коры обеспечивают Е. Интегративные функции

7. Какой характер будет носить сенсорная афазия (словесная агнозия) при повреждении зоны Вернике в раннем возрасте (А), после формирования речевых навыков (В)?

8. К чему приведет поражение зоны Брока?

Задание №3. Выполните следующие задания:

· Опишите схематически основные эфферентные связи миндалин, организующих агрессивно-оборонительные реакции.

Задание №4. Объясните термины:

1. Микромодуль, кортикальная колонка;

2. Вызванные потенциалы;

3. Соматотопия.

Задание №5. Тестовый контроль:

1. Из скольких слоев клеток состоит кора больших полушарий головного мозга?: А) 2; В) 6; С) 12; D) 3.

2. Что входит в состав древней коры?: А) обонятельные луковицы, тракты и бугорки; В) затылочная доля головного мозга; С) базальные ганглии; D) поясная извилина, извилина гиппокампа, миндалина.

3. Что входит в состав старой коры?: А) обонятельные луковицы, тракты и бугорки; В) поясная извилина, извилина гиппокампа, миндалина; С) височные и теменные доли головного мозга; D) базальные ганглии.

4. Какова функция лимбической системы?: А) поддержания равновесия и позы; В) коллектор всех афферентных систем, кроме обонятельных; С) поддержание мышечного тонуса; D) регуляция сложных биологических реакций - поисковой, половой, оборонительной.

5. При повреждении каких из перечисленных структур мозга возникают нарушения памяти?: А) красное ядро, черная субстанция; В) бледный шар; С) миндалина, гиппокамп; D) наружные и внутренние коленчатые тела.

6. Какова главная функция коры больших полушарий?: А) регуляция вегетативных функций; В) тонкое приспособление организма к меняющимся условиям внешней среды путем выработки условных рефлексов; С) регуляция непроизвольных движений и мышечного тонуса; D) осуществление ориентировочного рефлекса.

7. Какой из перечисленных органов имеет наибольшее представительство в соматосенсорной области коры больших полушарий?: А) кисть; В) туловище; С) бедро; D) голень.

8. Какой из перечисленных органов имеет наименьшее представительство в соматосенсорной области коры больших полушарий?: А) лицо; В) язык; С) бедро; D) кисть.

9. Где находится корковый центр зрения?: А) в шпорной борозде затылочной доли коры больших полушарий; В) в височной доле коры больших полушарий; С) в теменной зоне коры больших полушарий; D) в передней центральной извилине.

10. Как проецируется сетчатка в коре больших полушарий?: А) сетчатка правого глаза - в правое, а сетчатка левого - в левое полушарие; В) обе правые половины сетчатки - в левое, а обе левые - в правое полушарие; С) обе правые половины сетчатки - в правое, обе левые - в левое полушарие; D) сетчатка правого глаза - в левое, а левого - в правое полушарие.

11. Где находится корковый центр слуха?: А) в затылочной доле коры больших полушарий; В) в передней центральной извилине; С) в латеральной борозде височной зоны коры больших полушарий; D) задней центральной извилине.

12. В какой области коры больших полушарий расположен вестибулярный анализатор?: А) в шпорной борозде затылочной доли; В) в грушевидной доле; С) в лобной доле; D) в латеральной борозде височной доли.

13. Где находится высший центр обоняния?: А) в грушевидной извилине коры головного мозга; В) в шпорной борозде коры головного мозга; С) в базальных ганглиях; D) в таламусе.

14. Для чего служат моторные зоны коры больших полушарий?: А) зоны, раздражение которых приводит к потере памяти; В) зоны проекций специфических афферентных систем; С) зоны, соединяющие между собой чувствительные и двигательные области коры; D) зоны, отвечающие за произвольную координацию двигательных реакций.

15. Какие клетки коры находятся только в V слое моторной зоны большого мозга?: А) малые пирамидные; В) гигантские пирамидные; С) звездчатые; D) корзинчатые.

16. В состав какого проводящего пути входят аксоны гигантских пирамидных клеток моторной зоны коры большого мозга?: А) руброспинального; В) спиноталамического; С) Говерса; D) кортикоспинального.

17. Где заканчиваются аксоны гигантских пирамидных клеток моторной зоны коры большого мозга?: А) в таламусе; В) на мотонейронах спинного мозга; С) в ретикулярной формации; D) в подкорковых ядрах.

18. Где расположен двигательный анализатор коры больших полушарий?: А) в затылочной доле коры; В) в передней центральной извилине 75% и в задней 25% нейронов; С) в подкорковых ядрах; D) в височных долях коры.

19. Что возникает при поражении левой доли коры больших полушарий?: А) двусторонние параличи; В) параличи левой половины тела; С) смерть; D) параличи правой половины тела.

20. Болезненна ли ткань мозга при оперативных вмешательствах?: А) да; В) безболезненна; С) ткань болезненна, а оболочки - нет; D) болезненна при механических и безболезненна при химических раздражениях.

21. Что такое электроэнцефалограмма (ЭЭГ)?: А) кривая записи колебаний внутричерепного давления; В) кривая синхронной записи пульса и дыхания; С) кривая записи колебаний биопотенциалов головного мозга; D) кривая записи колебаний стенок сосудов головного мозга.

22. Когда на ЭЭГ регистрируется альфа-ритм?: А) в состоянии полного покоя с закрытыми глазами; В) во время глубокого сна; С) во время бодрствования; D) в участках мозга, обладающих судорожной активностью.

23. В каких областях коры лучше всего регистрируется альфа - ритм?: А) в затылочной и теменной; В) в височной; С) во всех участках одинаково; D) в лобной.

24. Что произойдет с альфа-ритмом ЭЭГ, если в комнате, где находится испытуемый, включить яркий свет?: А) ничего; В) альфа-ритм сменится бета-ритмом; С) альфа-ритм сменится дельта-ритмом; D) альфа-ритм станет реже.

25. Что такое реакция десинхронизации?: А) появление редких высокоамплитудных колебаний на ЭЭГ во время сна; В) смена альфа-ритма ЭЭГ на бета-ритм; С) появление " пиковых " волн на ЭЭГ при судорожной активности мозга; D) появление " веретен" на ЭЭГ во время барбитурового наркоза.

26. Когда на ЭЭГ регистрируется бета-ритм?: А) в состоянии полного покоя с закрытыми глазами; В) в состоянии бодрствования; С) во время медленного сна; D) в состоянии глубокого наркоза.

27. В каких участках коры лучше всего регистрируется бета-ритм?: А) в затылочном; В) в лобном и теменном; С) во всех участках одинаково; D) в височном.

28. Когда на ЭЭГ регистрируется тета-ритм?: А) в фазу быстрого сна; В) в состоянии бодрствования; С) в фазу медленного сна; D) в участках мозга, обладающих судорожной активностью.

 

Ответы на тесты: 1-B; 2-A; 3-B; 4-D; 5-C; 6-B; 7-A; 8-C; 9-A; 10-B; 11-C; 12-D; 13-A; 14-D; 15-B; 16-D; 17-B; 18-B; 19-B; 20-B; 21-C; 22-A; 23-A; 24-B; 25-B; 26-B; 27-B; 28-C.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.