Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






обмена и гомеостатическая функция почек






 

Исходный уровень знаний:

 

1. Назовите основные характеристики водно-солевого баланса.

2. Перечислите водные пространства организма.

3. Какие факторы могут привести к дегидратации организма?

4. Что такое жажда?

5. Где находится питьевой центр?

6. Какие дипсогенные факторы вы знаете?

7. Какие условия могут привести к гипергидратации организма?

 

Основные вопросы темы: 1. Выделение как один из компонентов функциональной системы, обеспечивающей постоянство водно-солевого баланса организма. 2. Значение осмо- и волюморецепторов в осуществлении гомеостатической функции почек. 3. Роль ионорецепторов в регуляции водно-солевого обмена и значение натрийуретического гормона. 4. Значение и формирование чувства жажды. Дипсогенные факторы и механизм их действия. Дегидратация, гипергидратация. 5. Функциональная система, обеспечивающая постоянство объема жидкости в организме и осмотическое давление. Профильные вопросы для педиатрического факультета: 1. Развитие волюмо- и осморегуляции в онтогенезе. 2. Действие АДГ в разные возрастные периоды. 3. Питьевой режим новорожденного, связанный с особенностями регуляции процессов мочеобразования. Студент должен знать: Значение воды и минеральных веществ для организма; сущность понятия водный и солевой баланс; основные звенья регуляции водно-солевого обмена; что такое дегидратация организма и факторы, ее обусловливающие; виды дегидратации; локализацию осмо- и натриорецепторов; механизмы фор-мирования чувства жажды, дипсогенные факторы; локализацию питьевого центра; что такое гипергидратация и факторы, способствующие ее возникновению; последствия воздействия на организм гипергидратации. Студент должен уметь: объяснить механизмы гомеостатической регуляции водно-солевого обмена при де- и гипергидратации; объяснить механизмы возникновения жажды. Основная литература: 1.Нормальная физиология. Под ред. Ткаченко Б.И. 2005. с.634-9. 2.Физиология человека. Сompendium. Под ред. Ткаченко Б.И. 2009. -с.23-7 3. Материалы лекции Дополнительная литература: 1.Брин В.Б., Тель Л.З.. Физиология выделения, эндокринной системы и гормональной регуляции физиологических функций. 1992. 2.Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. Физиология в задачах / Ростов-на-Дону. 1996. 3.Перов Ю.М., Федунова Л.В. Курс нормальной физиологии человека и животных в вопросах и ответах / Учеб. пособие для самоподготовки / ч.1. 1996 4.Физиология плода и детей / Под ред. Глебовского В.Д. 1988. 5.Вандер А. Физиология почек. -СПб. 2000.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ

Задание №1. Решите задачи и объясните их решение:

1. Какие изменения в мочеобразовании будут происходить при увеличении осмотического давления крови?

2. Какие изменения в функциях почек произойдут, если животному в кровь ввести антидиуретический гормон?

3. Как изменится диурез, если у животного понижено осмотическое давление крови и увеличено артериальное давление?

4. Один человек выпил два стакана соленой минеральной воды, второй - два стакана простой воды, третий полоскал несколько минут соленой водой рот. Как изменится величина диуреза у каждого?

 

Задание №2. Тестовый контроль:

1. Жажда возникает в результате: A) возбуждения питьевого центра гипоталамуса; B) понижения осмолярности плазмы крови; C) избыточных потерь натрия с мочой; D) недостаточного образования ангиотензина.

2. Компенсация недостатка внеклеточной жидкости в организме осуществляется за счет: A) снижения секреции вазопрессина; B) повышение канальцевой секреции калия; C) перераспределения жидкости между водными секторами организма; D) повышения реабсорбции натрия в почках.

3. Раздражение каких рецепторов способствует выработке натрийуретического пептида? A) осморецепторов гипоталамуса; B) волюморецепторов правого предсердия; C) каротидных хеморецепторов; D) барорецепторов мочевого пузыря.

4. Под влиянием какого гормона возрастает количество и снижается удельный вес мочи?: A) натрийуретического пептида; B) соматотропного; C) вазопрессина; D) гидрокортизона.

5. Что происходит при выходе воды из вакуоли осморецептора? A) понижается чувствительность осморецептора; B) осморецептор угнетается; C) осморецептор активируется; D) это приведет к разрушению осморецептора.

6. Почка участвует в регуляции системного кровообращения благодаря: A) синтезу и секреции кальцитриола; B) синтезу и секреции ренина; C) синтезу и секреции альдостерона; D) синтезу и секреции эритропоэтинов.

7. Компенсация избытка внеклеточной жидкости в физиологических условиях осуществляется в организме за счет: A) угнетения секреции вазопрессина; B) активации реабсорбции натрия; C) уменьшения активности ренин-ангиотензивной системы; D) активации секреции вазопрессина.

8. Неосмотическими стимулами для секреции вазопрессина являются: A) гиперволемия; B) ацидоз; C) боль; D) эритропоэтин.

9. Неосмотическими ингибиторами секреции вазопрессина являются: A) морфин; B) кофеин; C) никотин; D) ацетилхолин.

10. Искусственное внепочечное очищение крови (внепочечный гемодиализ) применяют при: A) снижении процессов фильтрации веществ; B) при недостаточности реабсорбции электролитов; C) при почечной недостаточности и формирования состояния уремии; D) при частом мочеиспускании.

 

 

Ответы на тесты: 1-А; 2-С; 3-В; 4-А; 5-С; 6-В; 7-А; 8-С; 9-В; 10-С.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.