Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стандартизация и развитие внешних сообществ в системе корпоративной социальной ответственности




 

В 1997 г. был разработан международный стандарт SA8000:1997 «Социальная ответственность» (Social Accountability 8000). В этом стандарте представлены требования социальной ответственности, которые охватывают сферу решения следующих проблем: труд детей, принудительный труд, здоровье и безопасность, свобода объединения и право на переговоры о заключении коллективного договора, дискриминация, дисциплинарные меры, рабочее время, оплата труда, системы управления.

SA 8000:1997 был направлен на регламентацию этических критериев в производстве товаров и/или услуг. Стандарт гарантировал, по своей сути, порядочность ведения дел в бизнесе. При разработке стандарта были использованы международные документы по правам человека, Международной организации труда и ООН:

— Конвенция МОТ 29 и 105 (Принудительный и обязательный труд);

— Конвенция МОТ 87 (Свобода объединения);

— Конвенция МОТ 98 (Право на переговоры о заключении коллективного договора);

— Конвенция МОТ 100 и 111 (Равная оплата труда мужчин и женщин за равный труд; дискриминация);

— Конвенция МОТ 135 (Конференция представителей рабочих);

— Конвенция МОТ 138 и Рекомендации 146 (Минимальный возраст и Рекомендации);

— Конвенция МОТ 155 и Рекомендации 164 (Безопасность труда и охраны здоровья);

— Конвенция МОТ 159 (Профессиональная реабилитация и лица, работающие по найму/нетрудоспособные);

— Конвенция МОТ 177 (Надомная работа);

— Всеобщая декларация прав человека конвенции ООН по правам ребенка.

Стандарт определял требования по социальной ответственности для предоставления компаниям возможности: развивать, поддерживать и проводить в жизнь политику и процедуры с целью управления теми проблемами, которые она может контролировать и на которые может оказывать влияние; продемонстрировать заинтересованным сторонам, что политика, процедуры и действительность находятся в соответствии с требованиями этого стандарта.

Стандарт SA 8000:1997 и его второе издание SA 8000, введенное в 2001 г., создали предпосылки для разработки МС ИСО 26000, который был опубликован 28 октября 2010 г. и с 1 ноября 2010 г. вступил в силу как Международный стандарт ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности». Проект стандарта широко обсуждался в международном сообществе, на последнем совещании (ISO/WG SR) рабочей группы в июле 2010 г. присутствовали 450 участников-экспертов и 210 наблюдателей из 99 стран-участниц и 42 юридических организаций.

ISO 26000:2010 дает руководство для всех типов организаций, независимо от их размера и местоположения:

— по концепциям, терминам и определениям, относящимся к социальной ответственности;



— предпосылкам, тенденциям и характеристикам социальной ответственности;

— принципам и практикам, относящимся к социальной ответственности;

— основным темам и проблемам социальной ответственности;

— интеграции, внедрению и распространению социально ответственного поведения в самой организации и, посредством ее политики и практик, в рамках ее сферы влияния;

— идентификации заинтересованных сторон и взаимодействию с ними;

— обмену информацией относительно обязательств по результативности, а также иной информацией в области социальной ответственности.

ИСО 26000:2010 предназначен помочь организациям внести вклад в устойчивое развитие, предложить им не ограничиваться лишь соблюдением законодательства, признавая, что он является фундаментальной обязанностью любой организации и неотъемлемой частью ее социальной ответственности; обеспечить взаимопонимание в области социальной ответственности и дополнить другие инструменты и инициативы в области социальной ответственности, а не заменить их.

При применении данного Международного стандарта организации рекомендуется учитывать социальное, экологическое, юридическое, культурное, политическое и организационное разнообразие, а также различия в экономических условиях, согласуясь при этом с международными нормами поведения.

ISO 26000 является добровольным стандартом, он не может быть использован для сертификации, также как, например, ISO 9001:2008 (менеджмент качества) и ISO 14001:2004 (экологический менеджмент).

Развивая свою социальную ответственность, организации следует учитывать три аспекта: 1) взаимосвязи между организацией и обществом; 2) как ее решения и деятельность влияют на общество; 3) ожидания относительно ответственного поведения, предъявляемые обществом и касающиеся этого влияния.



Основные проблемы социальной ответственности:

— между организацией и ее заинтересованными сторонами. Организации следует знать о своих различных заинтересованных сторонах. Решения и деятельность организации могут оказывать потенциальное и реальное воздействие на частных лиц и организации. Это потенциальное и реальное воздействие является основой «интереса», который заставляет рассматривать организации или частных лиц как заинтересованные стороны;

— между заинтересованными сторонами и обществом. Организации следует понимать взаимосвязь между интересами сторон, на которые оказывает влияние организация, с одной стороны, и ожиданиями общества, с другой. Хотя заинтересованные стороны являются частью общества, они могут иметь интересы, которые не соответствуют ожиданиям общества. Заинтересованные стороны имеют уникальные по отношению к организации интересы, которые могут отличаться от ожиданий общества относительно социально ответственного поведения по каждому из вопросов. Например, интерес поставщика (получить оплату) и интерес сообщества (соблюдение договорных условий) могут быть различными сторонами одной проблемы.

При признании своей социальной ответственности организации будет необходимо учитывать все три взаимосвязи. Организация, ее заинтересованные стороны и сообщество, вероятно, будут иметь различные взгляды из-за того, что их цели различны.

Сл.64

Для того чтобы определить область охвата своей социальной ответственности, выявить проблемы и установить свои приоритеты, организации следует рассмотреть следующие основные темы, определяемые самыми важными направлениями деятельности (рис. 4.1):

1) организационное управление;

2) права человека;

3) трудовые практики;

4) окружающая среда;

5) добросовестные деловые практики;

6) проблемы, связанные с потребителями;

7) участие в жизни сообществ и их развитие.

Также учитываются различия в том, каким образом затрагиваются интересы мужчин и женщин.

Каждая из основных тем содержит спектр проблем, связанных с социальной ответственностью. Необходимо учитывать, что социальная ответственность динамична и отражает эволюцию озабоченности социальными и экологическими проблемами, поэтому в будущем могут возникнуть и другие проблемы или группы проблем.

Рис. 4.1. Основные темы, регламентируемые стандартом социальной ответственности

 

Действие относительно основных тем и проблем должно основываться на принципах и практиках социальной ответственности. По каждой основной теме организации следует определить и контролировать все проблемы, которые оказывают важное или существенное влияние на ее решения и деятельность.

При оценке проблемы учитываются краткосрочные и долгосрочные цели. Тем не менее, не существует заранее определенного порядка, которого организация должна придерживаться, решая проблемы; этот порядок будет зависеть от самой организации и ее стратегии.

Несмотря на то, что все основные темы взаимосвязаны и дополняют друг друга, природа организационного управления в некоторой степени может отличаться. Эффективное организационное управление дает организации возможность предпринимать действия относительно других основных проблем и внедрять следующие принципы КСО:

1. Подотчетность — организации следует быть подотчетной за ее воздействие на общество и окружающую среду.

2. Прозрачность — организации следует быть «прозрачной» в ее решениях и деятельности, которые оказывают воздействие на общество и окружающую среду.

3. Этичное поведение — организации следует постоянно вести себя этично.

4. Уважение интересов заинтересованных сторон — организации следует уважать, учитывать и реагировать на интересы ее заинтересованных сторон.

5. Соблюдение верховенства закона — организации следует принять то, что соблюдение верховенства закона обязательно.

6. Соблюдение международных норм поведения — организации следует соблюдать международные нормы поведения, при этом следуя принципу соблюдения верховенства закона.

7. Соблюдение прав человека — организации следует соблюдать права человека и признавать их важность и всеобщность.

В процессах реализации социальной ответственности организации основные проблемы предстают как целое; т. е. их необходимо рассматривать во взаимосвязи, а не концентрироваться на решении одной проблемы. Улучшения, направленные на решение отдельной проблемы, не должны отражаться негативно на решении других или не должны оказывать негативное воздействие на жизненный цикл продукции или услуг, на заинтересованные стороны или на цепочку создания добавленной стоимости.

Основные проблемы социальной ответственности, рассматриваемые стандартом ISO 26000:

Организационное управление.

Права человека.

Проблема 1: Должная предусмотрительность.

Проблема 2: Ситуации, связанные с риском для прав человека.

Проблема 3: Избежание соучастия.

Проблема 4: Удовлетворение жалоб.

Проблема 5: Дискриминация и уязвимые группы.

Проблема 6: Гражданские и политические права.

Проблема 7: Экономические, социальные и культурные права.

Проблема 8: Основные права в сфере труда.

Трудовые практики.

Проблема 1: Наем и трудовые отношения.

Проблема 2: Условия труда и социальная защита.

Проблема 3: Социальный диалог.

Проблема 4: Охрана труда и безопасность на рабочем месте.

Проблема 5: Развитие человеческого потенциала и обучение на рабочем месте.

Окружающая среда.

Проблема 1: Предотвращение загрязнения.

Проблема 2: Устойчивое ресурсопользование.

Проблема 3: Смягчение изменения климата и адаптация к нему.

Проблема 4: Защита и восстановление естественной природной среды.

Добросовестные деловые практики.

Проблема 1: Противодействие коррупции.

Проблема 2: Ответственное вовлечение в политику.

Проблема 3: Честная конкуренция.

Проблема 4: Пропаганда социальной ответственности в рамках сферы влияния.

Проблема 5: Уважение прав собственности.

Проблемы, связанные с потребителями.

Проблема 1: Честные практики маркетинга, информирования и заключения договоров.

Проблема 2: Защита здоровья и безопасности потребителей.

Проблема 3: Устойчивое потребление.

Проблема 4: Обслуживание и поддержка пользователей и разрешение споров.

Проблема 5: Защита данных и обеспечение конфиденциальности потребителей.

Проблема 6: Доступ к услугам первой необходимости.

Проблема 7: Образование и повышение осведомленности.

Участие в жизни сообществ и их развитие.

Проблема 1: Участие в жизни сообществ.

Проблема 2: Образование и культура.

Проблема 3: Создание занятости и развитие навыков.

Проблема 4: Развитие технологий.

Проблема 5: Создание благосостояния и дохода.

Проблема 6: Здоровье.

Проблема 7: Социальные инвестиции.

Организации следует добросовестно и методично управлять своими решениями, связанными с каждой темой социальной ответственности и вести мониторинг воздействия в рамках ее сферы влияния с тем, чтобы минимизировать риск ущерба обществу и окружающей среде; стремиться к повышению полезного воздействия ее решений на общество и окружающую среду. При принятии решений необходимо учитывать ресурсы и осущесвтлять планирование. В своей деятельности организация должна подтвердить, что принципы социальной ответственности применяются в ее управлении и отражены в ее структуре и культуре.

Кроме того, нужно с необходимой периодичностью пересматривать процедуры и процессы, чтобы убедиться, что они учитывают социальную ответственность организации. Процедуры должны включать:

— применение проверенных практик управления в области социальной ответственности;

— выявление путей, которыми осваиваются принципы социальной ответственности различными подразделениями организации;

— постановку конкретных краткосрочных задач для того, чтобы преобразовать цели в их практическую реализацию;

— определение и выделение ресурсов, достаточных для решения задач;

— если это адекватно размеру и характеру организации, установление департаментов или групп внутри организации для анализа и пересмотра процедур;

— учет социальной ответственности при осуществлении деятельности организации;

— внедрение социальной ответственности в практики закупок и инвестирования;

— встраивание проблем социальной ответственности в управление кадровыми ресурсами и другие организационные функции.

Очень важно осознавать, что процесс интеграции социальной ответственности повсеместно в организации не происходит одномоментно или с одинаковым темпом для всех основных проблем.

Организация должна определить приоритеты для своих действий, основываясь на планах по интеграции социальной ответственности в повседневные практики. Приоритеты будут изменяться с течением времени. Организация может вовлечь заинтересованные стороны в определение приоритетов.

При этом предпочтение отдается проблемам и действиям, которые имеют значимое влияние на устойчивое развитие.

Высокий приоритет на основе значимости для устойчивого развития следует отдавать проблемам и действиям, которые связаны:

— с соответствием законодательству и международным нормам поведения;

— потенциальными нарушениями прав человека;

— практиками, которые могут подвергать опасности жизнь или здоровье;

— практиками, которые могут оказать серьезное влияние на окружающую среду;

— проблемами, в отношении которых результативность организации существенно ниже передовой практики;

Высокий приоритет на основе влияния, которое проблемы или действия могут оказывать на социальную ответственность организации, может быть присвоен действиям, которые:

— потребуют много времени для того, чтобы стать полностью

эффективными;

— вызывают непосредственную озабоченность заинтересованных сторон;

— могут существенно улучшить возможность организации достижения важных целей;

— приводят к значительным затратам, если не решаются быстро;

— могут быть внедрены быстро и просто и, таким образом, стать полезными в повышении осведомленности и мотивации к действиям в области социальной ответственности внутри организации.

Порядок приоритетов будет отличаться у разных организаций. Приоритеты должны пересматриваться и обновляться с периодичностью, которая адекватна организации.

К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести спонсорство и корпоративную благотворительность, содействие охране окружающей среде, взаимодействие с местным сообществом и местной властью, готовность участвовать в кризисных ситуациях, ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров). Большинство из этих направлений не может быть реализовано простыми приказами государства, а требует более тонкого подхода к взаимодействию бизнеса и органов государственной власти. Государство должно создавать стимулы для бизнеса, чтобы корпорации с большим интересом относились к сфере своей социальной ответственности. К таким стимулам увеличения привлекательности социальной ответственности относится: улучшение имиджа компании, ее репутации, популяризация компании в СМИ, реклама ее бренда, товаров, рост производительности труда, развитие персонала и возможность привлечения инвестиционного капитала, сохранение социальной стабильности общества и налоговые льготы.

Оценка эффективности вложенных в социальные программы средств является «больным вопросом»: компании зачастую не имеют представления о расходовании переданных администрациям средств. В 2004 г., например, «Сибнефть» начала создавать общественные комиссии по контролю за реализацией социально благотворительных программ. Комиссии работают на общественных началах и финансируются за счет средств дочерних предприятий «Сибнефти». Компания рассматривает эти комиссии как временную меру, поскольку бизнес берет на себя не свойственную ему миссию — контроля власти.

Задача общественных комиссий — оценить эффективность реализации социальных программ и контролировать целевое использования средств, выделяемых «Сибнефтью» на развитие территорий деятельности.

Формы взаимодействия организаций с властью, которые позволяют решать проблемы регионов и избегать конфликтов, складываются в практике жизнедеятельности организации. Менеджмент как институт социальной ответственности в системе национальной экономики России находится в процессе своего становления и формирования. Под социальным институтом понимается совокупность формальных и неформальных принципов, норм, правил, ценностей, традиций, установок, регулирующих человеческую деятельность и организующих их социальную структуру в соответствии со своей системой статусов и функциональных ролей (рис. 4.2).

Профсоюзы РФ как социальный институт являются независимыми общественными организациями, формируемыми по региональному или отраслевому принципу. В отношениях социальной ответственности принимают участие ЦК профсоюза АПК РФ, ЦК профсоюза работников торговли и общественного питания, ЦК профсоюза морского, речного рыболовного флота, Общероссийский профсоюз работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий, Совет Всероссийской конфедерации труда, Конгресс российских профсоюзов и др.

 

Рис. 4.2. Организационная модель формирования отношений социальной ответственности организации

 

Работодатели в социальных отношениях представлены множеством юридических лиц, осуществляющих производственно-хозяйственную деятельность. Координация их взаимодействия в отношениях социальной ответственности проводится координационным советом работодателей Российской Федерации с участием множества общественных организаций работодателей. Среди них находятся Союз общественных объединений предпринимателей и арендаторов России, Союз работодателей машиностроения и атомной энергетики, Российский союз химиков, Российская ассоциация подрядных организаций в дорожном строительстве, Союз промышленников и предпринимателей угольной промышленности, Российский автотранспортный союз, Агропромышленный союз России, Союз судовладельцев, Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России, Всероссийский союз предпринимателей малого и среднего бизнеса, Конгресс российских деловых кругов.

В структуре государственных органов управления активными центрами в вопросах социальной ответственности являются: Комитет по труду и социальной политике Государственной думы, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, Министерство финансов РФ.

Регулирование социально-трудовых отношений в среде института социальной ответственности осуществляется в формах политики оплаты труда, режима работы, условий занятости, коллективных договоров между администрацией и трудовыми коллективами (индивидуальные и коллективные, соглашения), закрепляющих обязательство условий о порядке деятельности договаривающихся сторон в зависимости от экономических возможностей организаций. Учитываются нормативные положения и законодательные акты регулирования отношений социальной ответственности на уровне организаций (профессии, отрасли, территории, субъекта РФ, Федерации). На уровне административно-территориальных и муниципальных образований в составе субъектов РФ заключаются территориальные соглашения между соответствующими профессиональными союзами и их объединениями, объединениями работодателей, органами местного самоуправления об условиях труда, социальных гарантиях и льготах, связанных с территориальными особенностями города (района), административно-территориального образования.

Некоторые крупные российские компании активно демонстрируют приверженность требованиям внешней социальной ответственности. Например, ежегодно дочерние общества крупнейшей нефтяной компании ТНК-ВР заключают Соглашения о социально-экономическом развитии в Новосибирской, Омской, Тюменской областях и Ямало-Ненецком автономном округе. Основные средства при этом направляются на следующие программы:

— «Поддержка образования и раскрытие потенциала молодежи»: ремонт школ, финансирование социально-досуговых мероприятий, конкурсов, социально-полезных грантов и инициатив и т. д.;

— «Социальная поддержка населения»: социальная поддержка ветеранов и тружеников тыла, финансирование объектов социальной инфраструктуры, строительства жилья и т. д.;

— «Сохранение культурного и исторического наследия»: финансирование культурных программ, выставок, музейных экспозиций, строительство дома культуры, памятников погибшим на войне и т. д.;

— «Формирование здорового поколения»: финансирование спортивных мероприятий, ремонт больниц, закупка медицинского оборудования и т. д.

Кроме этого, дочерние общества ТНК-ВР ведут благотворительную работу по разовым запросам органов власти, некоммерческих организаций (вне рамок соглашений), в том числе оказывают финансовую помощь:

— детским домам, приютам, детским садам, интернатным учреждениям, школам;

— инвалидам, ветеранам, людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях;

— учреждениям, организациям и общественным объединениям

в области физической культуры, молодежной политики и спорта.

Корпоративное волонтерство традиционно является частью внешней корпоративной социальной ответственности бизнеса во всем мире. Однако в России до недавнего времени оказание помощи социально-незащищенным группам осуществлялось преимущественно в виде материальных пожертвований бизнеса. Это важная и нужная работа, но корпоративное волонтерство является более адресным и эффективным способом решения значимых проблем общества.

С 2009 г. в компании «Эльдорадо» принята Политика корпоративного волонтерства. Ее задача — упорядочить и систематизировать волонтерские инициативы, получившие в прошедшем году распространение во всех регионах деятельности компании. Наличие Политики не ставит перед собой цель формализации волонтерских инициатив. Политика нужна для того, чтобы подсказать сотрудникам способы решения проблем конкретных людей в тех местах, где они живут и работают.

Корпоративное волонтерство является частью корпоративной культуры и предполагает добровольную деятельность работников на благо общества при поддержке и поощрении со стороны компании. Добровольчество является не просто добрым делом, оно позволяет сотрудникам участвовать в решении общественных задач, внося свой вклад в решение проблем региона. Благодаря корпоративному волонтерству «Эльдорадо» укрепляет свою репутацию в регионах присутствия как социально ответственная компания.

Стимулируя своих сотрудников принимать личное участие в решении социально значимых проблем в регионах деятельности, «Эльдорадо» способствует формированию чувства личной ответственности и стремления участвовать в общественных событиях.

Одной из форм поддержки является организация внутрикорпоративного конкурса по выявлению самого значимого проекта в сфере корпоративной социальной ответственности и выбор «Самого социально ответственного региона».

Исследования ВЦИЭСТ зафиксировали, что более 70% отечественных фирм жертвуют деньги на благотворительность. Ежегодно бизнес страны тратит на социальные проекты около 150 млрд руб. По некоторым данным, отечественные компании выделяют сегодня на благотворительную деятельность в среднем 17% своей прибыли, в то время как западные — 2-3%. В эффектности некоторых социальных инвестиций, благотворительных акций и прочих форм социального партнерства сомнения нет. Но насколько они эффективны? Решают ли эти траты финансовых и прочих ресурсов реальные социальные проблемы? Что они приносят самому бизнесу?

Опросы населения показывают, что россияне ждут от бизнеса создания новых рабочих мест (65%), предоставления дополнительного «социального пакета» работникам своих предприятий (33%), участия в строительстве городских социальных объектов (24%), благоустройстве городов, поселков (19%). Раздачи денег от бизнеса не ждут. Россияне хотят от бизнеса существенных усилий в социальной сфере.

И результаты опроса, проведенного Лабораторией социальных технологий МАМ, убедительно демонстрируют абсолютную адекватность этим ожиданиям, понимание отечественным малым и средним бизнесом как сути самой проблемы, так и перспектив ее решения.

В качестве бесспорно главной социальной проблемой современной России бизнес видит (40%) — бедность населения, включая необеспеченность и беззащитность ветеранов, 11% связывает главные социальные проблемы с детьми и молодежью, 10% — с экологией. ЖКХ и наркомания, по мнению бизнеса — проблемы производные, зависимые от решения главной.

Становится веским и обоснованным понимание бизнесом социальных инвестиций. 30% понимает их как вложения в общество, в котором мы живем, 28% — как социальную политику компании. 26% пока еще продолжает понимать социальные инвестиции как благотворительность, но зато уже только 1% связывает их с PR и никто — с давлением со стороны органов власти. Иначе говоря, отечественный бизнес понимает социальные инвестиции как собственный свободный и ответственный выбор.

Показательно и то, что востребованность оценки эффективности социальных инвестиций деловое сообщество связывает не столько с органами власти (14%), экспертами по социальной политике (5%) или даже пиарщиками (5%) и журналистами (1%)! Подавляющее большинство считает, что такая оценка необходима населению (20%) и самому бизнесу, его учредителям и менеджерам (26%). В этой связи следует признать, что бизнес понимает свою роль в обществе и готов к прямому диалогу и партнерству с ним.

Более того, 30% считают, что социальные инвестиции необходимы бизнесу как средство коммуникации с органами власти и местной общественностью, 15% связывают с ними возможности расширения рынка, а 20% — видят в социальных инвестициях эффективное средство достижения конкурентных преимуществ и роста капитализации. И только 2% «говорят, что это выгодно». Поэтому можно сделать вывод, что позиция современного отечественного малого и среднего бизнеса относительно социальных инвестиций рациональна и выбор его абсолютно вменяемый.

Все вышеизложенное подтверждает и интерес бизнеса к конкретным технологиям и видам социальной ответственности. Только 5% интересует общая информация о социальных инвестициях.

Но практически поровну (от 15% до 20%) распределился интерес к методике оценки эффективности социальных программ, выбору оптимального направления социальных инвестиций, в том числе — социальных инвестиций в развитие человеческого капитала и т. д.

Сл.65

Резюме

1. Как элемент налаживания межсекторного социального партнерства в сфере поддержки научно-образовательной и социально культурной сферы в современном обществе гранты приобретают все большее значение. К настоящему времени в образовательной сфере большинства стран мира утвердился принцип смешанного финансирования и сотрудничества различных социальных партнеров. Важным объектом финансирования в рамках грантовых программ является поддержка учащихся, особенно высшей школы. Кроме этого, формой материальной помощи, близкой по характеру к гранту, является льготный заем.

2. Действующие в России системы грантового финансирования достигли определенных успехов, но в то же время существуют немалые сложности, вызванные историческими факторами. Нормативноправовая база грантовых механизмов финансирования оказалась антиподом советской системы финансирования, опиравшейся на принципы централизованного планирования, долгосрочности и уравнительности. Эта система оказалась для постсоветской России вомногом непривычным новшеством, не имевшим аналогов в управленческой практике предшествующих десятилетий, что и породило существующие трудности.

3. В настоящее время назрела необходимость внесения в Гражданский кодекс специального определения понятия гранта и условий связанной с ним сделки. В кодексе должен быть предусмотрен более широкий круг возможных грантополучателей, нежели это указано в ст. 582 ГК РФ. Сл.66

4. КСО присуще, в первую очередь, развитым государствам, которые интегрированы в мировую торговлю, а также неформальным клубам и форумам, таким как ВТО, ЕС, ОЭСР и другие международные институты. В неразвитых странах, а также странах с переходной экономикой отмечается низкий уровень ответственности бизнеса перед социумом и государством. При этом постоянное стремление бизнеса к снижению операционных рисков, созданию стабильной деловой среды, в том числе благодаря решению социальных проблем, расширению рынка, повышению производительности труда — основа для дальнейшего развития практики социальной ответственности бизнеса.

5. Понять культуру можно лишь через понимание человеческой деятельности. Именно в ее многообразных проявлениях образуются виды, наполненные энергией действующего общественного человека. Различные виды культуры наглядно демонстрируют способности человека, разнообразие его сущностных сил в процессе собственного жизненного пути. Участие человека в культурной самодерминации (самоопределении) позволяет ему раскрывать свой потенциал во всей полноте от правил и норм этикета до развертывания созидательного личностного бытия. Таким образом, проявляется универсальная сущность культуры и становится понятно, почему она «разлита» по всей социальности, вплетена в общественную жизнь и присуща людям, всем и каждому, любой личности. Сл.67

6. Для формирования людей с гуманистическим потенциалом огромную роль играет профессиональное образование, но этого недостаточно, чтобы преодолеть технократизм. Мерилом гуманитарного мышления может служить интеллигентность. Чаще интеллигенцию понимают как социальную группу людей, занимающуюся умственным трудом и обладающую необходимым для этого образованием.

7. Государство, ориентируясь на повышение качества жизни населения, развитие культуры, призвано опираться на социальную политику корпораций, предоставляя и обмен экономически привлекательный климат, гарантии устойчивости и благополучия. На этих принципах построены модели социального благополучия ведущих государств, поэтому взаимодействие на основе взаимных интересов власти и бизнеса — это самый целесообразный в современных условиях способ поддержки культуры, определяющей лицо нашей цивилизации.

8. Деятельность по КСО — сложная работа, требующая от компаний существенной концептуально-стратегической и организационной перестройки, а также вложений в первую очередь в специалистов в этих областях, разработку корпоративных планов «устойчивого развития» и корпоративных отчетов о социальной ответственности, а также в специальные PR-мероприятия: проведение переговоров и обмен опытом на общемировом, европейском и национальном уровнях, презентации компаний за рубежом. Рост капитализации и международного имиджа компании безусловно окупят эти вложения в случае успеха. Сл.68

9. Международный стандарт ИСО 26000:2010 является добровольным стандартом и предназначен для того, чтобы помочь организациям внести вклад в устойчивое развитие общества; обеспечить взаимопонимание в области социальной ответственности и дополнить другие инструменты и инициативы в области социальной ответственности. При применении данного международного стандарта организации рекомендуется учитывать социальное, экологическое, юридическое, культурное, политическое и организационное разнообразие, а также различия в экономических условиях, согласуясь при этом с международными нормами поведения.

10. Стандарт ИСО 26000:2010 для определения области охвата социальной ответственности выделяет основные направления деятельности общества: 1) организационное управление; 2) права человека; 3) трудовые практики; 4) окружающая среда; 5) добросовестные деловые практики; 6) проблемы, связанные с потребителями;

7) участие в жизни сообществ и их развитие.

11. Эффективное организационное управление должно быть построено на основании принципов подотчетности, прозрачности, этичного поведения, уважения заинтересованных сторон; соблюдения верховенства закона; соблюдения международных норм поведения;

соблюдения прав человека.

12. Отечественный бизнес готов к переходу от сугубо затратных форм благотворительности к оптимизации социальной политики компаний, от единовременных пожертвований и неотслеживаемой раздачи средств к выработке стратегии, планирования социально значимых проектов и программ, оценке их результатов, т. е. от простой филантропии — к продуктивным социальным инвестициям. И не только готов к такому переходу, но и проявляет стремление к этому.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие примеры поддержки образования и науки российскими компаниями вы знаете?

2. Какие проблемы использования грантового механизма финансирования образования и науки встречаются в России?

3. Как в обществе оценивается деятельность российских компаний в сфере социальной ответственности?

4. Каковы современные потребности и факторы здорового образа жизни?

5. Какова роль здравоохранения в реализации корпоративной социальной ответственности?

6. Какие существуют формы и методы поддержки здравоохранения бизнесом?

7. В чем особенность антистрессового менеджмента и почему он является фактором корпоративной социальной ответственности?

8. Зачем обществу необходимо существование и развитие культуры?

9. Какие способы и методы управления социокультурной сферой могут применяться в обществе?

10. Какие основные роли и модели поведения государства по отношению к культуре и искусству встречаются в современной цивилизации?

11. В чем заключается особенность поддержки культуры в США?

12. В чем заключается особенность поддержки культуры в Великобритании?

13. В чем заключается особенность поддержки культуры во Франции?

14. Какие виды благотворительных фондов существуют в нашем обществе и чем они отличаются друг от друга?

15. На каком основании разрабатывался международный стандарт ИСО 26000:2010?

16. Какую область тем и проблем охватывает международный стандарт ИСО 26000:2010?

17. Какие принципы эффективного организационного управления рекомендует международный стандарт социальной ответственности?

18. Каким образом и на основании каких факторов организации следует определять приоритеты для действий в сфере социальной ответственности?

19. Каким образом корпоративное волонтерство встраивается в корпоративную культуру российских компаний?

Сл.69


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.03 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал