Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава XII. 2. Метод фокальных объектов
Метод фокальных объектов отличается простотой и неограниченными возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. Базируется он на установлении связей между фокусом и случайным словом и включает следующие процедуры:
· Определение фокуса
· Выбор случайных существительных
· Подбор к выбранным существительным подходящих прилагательных
· Связь прилагательных из позиции три с фокусом из позиции один.
· Оценивание полученных результатов и выбор лучшего варианта.
Пример 1. Определяем фокус, это Солонка.
2. Выбираем случайные существительные. Открываем словарь и выбираем наугад слова — допустим, это «арбуз» и «интеллигент».
3. Подбираем к выбранным существительным подходящие прилагательные (арбуз – круглый, большой; интеллигент – умный, бедный).
4. Связываем прилагательные из п. 3 с фокусом из п.1 (солонка круглая, солонка большая, солонка умная, солонка бедная) и по возникающим ассоциациям ищем решения; — Круглая солонка с дырочками, закрепленная на ручке (типа детской погремушки). Потрясешь – посыпешь солью. — Большая солонка – агрегат для заправки маленьких солоночек.
— Умная солонка – с встроенным анализатором, проверяет концентрацию соли, если мало – рассчитывает, сколько добавить и отмеряет необходимое количество. — Солонка для бедных/ спецвариант для благотворительных столовых – солонки крепятся к столам намертво и выдают соль с помощью дозатора. В соль к тому же могут быть добавлены витамины, иод и пр.
— «Бедная» солонка – в виде фигурки непопулярной личности (например, Бен Ладэна) — чтобы добыть соль, ее нужно слегка придушить. Вариант, впрочем, малосимпатичный. 5. Оцениваем полученные варианты и выбираем лучшие. Мне лично приглянулась погремушка, просто и мило.
Глава XII.. Метод «Шесть шляп»
В методе «Шесть шляп» мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
| Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам.
|
| Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
|
| Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это?
|
| Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
|
| Белая Шляпа. Информация. Вопросы.
|
| Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении.
| Пример.
Рефлексия преподавателей русского языка по тренингу «Введение в компетентностную педагогику» на курсах повышения квалификация в Костанайском областном ИПК
| Красная Шляпа.
1. Какие возникли чувства после прохождения цикла?
- напряжение, удивление, страх, уверенность;
- осознание, негодование, удивление, восторг;
- уверенность;
- интерес, но и некоторое огорчение от того, что слишком мало времени для работы над этой проблемой;
- ответственность за результат работы;
- как это ново для нас!;
- это совершенно новый взгляд на ученика и учителя в школе;
- чувство отсутствия практических навыков и ущемленности в собственных знаниях по педагогике;
- удовлетворение;
- нужно шагать в ногу со временем;
-чувство неполноценности меня и моих уроков (не беспокойтесь – я изменюсь!)
|
| Желтая Шляпа.
Почему это стоит сделать?
- да! Знание и применение КП поможет улучшить качество обучения;
-заставил задуматься;
- раз нас беспокоит состояние школы сегодня, то стоит подумать над использованием КП;
- Полезна как информация, но на практике еще не сработает;
- очень полезен тренинг, т.к. помогает в понимании, что нужно для дальнейшего обучения;
- да, теперь я знаю, как поставить цель урока. Она должна быть проще и конкретнее, чем та, которую нам предлагали раньше;
- очень! Благодаря тренингу я получила основные понятия КП и смогу внести изменения в своей работе;
- да! мои преимущества в том, что я теперь знаю немного больше моих коллег из школы
|
| Черная Шляпа.
3.Какие вы видите недостатки в организации обучения?
- нет образцовых ответов. Истина приходит после обсуждения, на которое тратится много времени;
- мало времени;
- мы еще не готовы к 100%-му использованию
-не вижу никаких;
- недостатков пока не вижу, т.к. не до конца понял всю систему КП;
- еще не всем доступны некоторые средства (ТСО, например).
|
| Зеленая Шляпа.
4.Какие новые идеи у вас возникли?
- хочется пробовать в своей практике;
- появились идеи разработки отдельных заданий к урокам;
- побольше бы таких тренингов и всё это в практику и быстрее;
- решение изменить учебный процесс;
- повысить роль мышления, а не пассива;
- не успели применить к себе;
- идеи творчества
|
| Белая Шляпа.
5. Какая нам нужна информация для дальнейшей работы?
-как всё это выглядит на конкретном уроке;
- нужны сборники заданий по КП;
- всё, что необходимо на начальном этапе есть;
- семинары о компетентности;
- методическое пособие по использованию КП;
--Нужно иметь сборник, в котором бы были изложены основы КП
|
| Синяя Шляпа.
6.Чего мы достигли в процессе обучения? Что нужно сделать дальше?
- в процессе обучения произошли открытия;
- знаю – пробую – применяю;
- несколько перестроить свой взгляд на процесс обучения;
- узнали идеи КП, нужно научиться применять на практике;
- мы достигли малого, только сработались в группе. А в школе мы работаем индивидуально;
- я думаю, что нужно делать различные курсы, чтобы учителям было легче понять новые возможности в обучении и обучаемости;
|
|