Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пятая глава. Культура Казахстана во второй половине IX – начале XIII веков




№ раздела Тестовые задания
340. 1. Расцвет средневековой городской культуры Казахстана приходится на: А) X–XII вв. В) IX–XI вв. С) XII–XIV вв. D) XIII–XV вв. Е) XIV–XVI вв.
341. 2. В Центральном и Восточном Казахстане рост числа городов и развитие оседлой культуры наблюдается в: А) VII–IX вв. В) VIII–X вв. С) X–XII вв. D) Х–ХII вв. Е) V–VIII вв.
342. 3. К наиболее крупным городам по площади в IХ–ХIII вв. относятся: A) Испиджаб, Отрар, Сауран. B) Бурух, Хурлуг, Ашнас. C) Баскамыр, Аяккамыр, Торайлы. D) Баба-Ата, Куйрьштобе. E) Карнак, Карачук, Шур.
343. 4. Наибольшее число городов в эпоху Средневековья было сосредоточено в: A) Северном Казахстане. B) Южном Казахстане. C) Западном Казахстане. D) Центральном Казахстане. E) Восточном Казахстане.
344. 5. В X–XI вв. на развитие городской культуры на территории Казахстана повлиял(о): A) ислам. B) несторианство. C) шаманизм. D) огнепоклонничество. E) тотемизм.
345. 6. Очаг (печь) в жилых зданиях средневековых городов Х–ХII веков: A) хисар. B) тандыр. C) кереге. D) балбал. E) диван.
346. 7. Санитарно-очистительное устройство средневекового дома: A) тандыр. B) коржын. С) ташнау. D) текемет. E) рабад.
347. 8. Для торговли периода IX–XII вв. характерен рост: А) натурального обмена. В) ростовщического дела. С) товарно-денежных отношений. D) денежных отношений. Е) товарного обмена.
348. 9. Об оживлении городской культуры после монгольского нашествия в середине XIII в. свидетельствует начало работы монетного двора: А) Сыгнака. В) Отрара. С) Тараза. D) Сайрама. Е) Баласагуна.
349. 10. В XI–XII вв. возникают тимы – большие караван-сараи со специальными помещениями для торговли тканями – в городе. А) В Таразе. В) В Баласагуне. С) В Отраре. D) В Койлыке. Е) В Испиджабе.
350. 11. В связи с распространением ислама в городах Казахстана начинают возводиться мечети в: А) X–XII вв. В) VIII–IX вв. С) IX–X вв. D) VII–VIII вв. Е) VII–IX вв.
351. 12. В иерархии мусульманских святых Средней Азии и Казахстана, согласно воззрениям казахов, верхнюю ступеньку занимает: А) Сулейман Бакыргани. В) Арыстан-баб. С) Юсуф Баласагуни D) Коркты-ата. Е) Ахмед Яссауи.
352. 13. В городах Южного Казахстана мечети существуют с: A) VII в. B) VIII в. С) IX в. D) X в. E) XI в.
353. 14. О высоком уровне развития архитектуры XI–XII вв. свидетельствует: A) мавзолей Жоши-хана. B) мавзолей Айша-Биби. C) мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи (Йасауи). D) мавзолей Есима. E) Кзылкентский замок.
354. 15. О высоком уровне развития архитектуры XI–XII вв. свидетельствует: А) мавзолей Есима. В) мавзолей Алаша-хана. D) Кзылкентский замок. С) мавзолей Ахмеда Яссауи. Е) мавзолей Бабаджи-хатун.
355. 16. В XI в. бани отапливались с помощью: A) открытых очагов. B) паровых котлов C) печей. D) жаропроводящих каналов. E) газовых печей.
356. 17. Бани в Таразе обеспечивались водой: А) по каналам с гор. B) по кяризам. C) с Сырдарьи. D) из колодцев. E) дождевой.
357. 18. Остатки двух восточных бань, датируемые XI–XII вв., обнаружены в ходе раскопок города: A) Туркестан. B) Янгикент. C) Отрар. D) Алматы. E) Кедер
358. 19. К одному из ранних мусульманских мемориальных сооружений XI–XII вв. относится А) Мавзолей Талхашан-баба. В) Мавзолей Караханидов. С) Гробница Козы Корпеш и Баян Сулу. D) Мавзолей Бабаджи-хатун. Е) Мавзолей Айши-Биби.
359. 20. До 1960-х гг. в Туркестане работала построенная в Средние века: A) водонапорная башня. В) баня. C) школа. D) ярмарка. E) сардоба.
360. 21. Распространение ислама на территории Средней Азии и Казахстана началось с вторжения в первой половине VIII в.: A) монголов. B) персов. C) арабов. D) киданий. E) найманов.
361. 22. По погребальным обрядам IX–XIII вв. можно проследить укрепление на территории Казахстана позиций: А) ислама. В) зороастризма. С) несторианства. D) индуизма. Е) язычества.
362. 23. «Вторым учителем» после Аристотеля называли ученого X в: A) Абу Райхана аль-Бируни. B) Абу Али ибн Сину. C) Ал-Аббас ал-Джаухари. D) Абу Насыр аль-Фараби. E) Ала ад-Дин ал-Кушчи.
363. 24. Выдающийся философ, ученый-энциклопедист IX-X вв.: A) Ходжа Ахмед Яссауи. B) Юсуф Баласагуни. C) Абу Райхан Бируни. D) Абу Насыр аль-Фараби. E) Махмуд Кашгари.
364. 25. Абу Насыр аль-Фараби получил образование в Отраре на: A) арабском языке. B) кыпчакском языке. C) согдийском языке. D) латинском языке. E) чагатайском языке.
365. 26. Абу Насыр аль-Фараби писал свои труды: А) латинским письмом. В) арабским письмом. С) персидским письмом. D) согдийским письмом. E) тюркским письмом.
366. 27. Язык, на котором с X в. в связи с распространением ислама в Южном Казахстане, писали научные и художественные произведения: A) персидский. B) тюркский. C) арабский. D) согдийский. E) латинский.
367. 28. Свои труды писал арабским письмом один из первых ученых Востока X в: A) Кадыргали Жалаири. B) Ахмед Яссауи. C) Абу Насыр аль-Фараби. D) Мухаммад Хайдар. Е) Махмуд Кашгари.
368. 29. Бесценным памятником истории быта, нравов и языка тюркоязычных народов XI в. является труд: А) «Диуани лугат ат-тюрк» Кашгари. В) «Диуан-и-Хикмет» Яссауи. С) «Кутадгу билик» Баласагуни. D) «Тарих-и-Рашиди» Мухаммад Хайдара. Е) «Жамиг ат-таурих» Кадыргали Жалаири.
369. 30. Ученый XI в., изучавший язык и обычаи тюркских племен и доказавший в своей книге «Диуани лугат ат-тюрк», что тюркский язык не ниже арабского: А) Кадыргали Жалаири. В) Махмуд Кашгари. С) Юсуф Баласагуни. D) Мухаммад Хайдар. E) Ахмед Яссауи.
370. 31. Вкладом в историю языкознания является труд Махмуда Кашгари: A) «Тарих-и-Рашиди». B) «Кутадгу билик». C) «Диуан-и-Хикмет». D) «Диуан лугат ат-тюрк». E) «Бабурнаме».
371. 32. Огромный вклад в историю языкознания внес ученый XI в.: А) Кадыргали Жалаири. В) Ахмед Яссауи. С) Махмуд Кашгари. D) Мухаммад Хайдар. E) Ахмед Иугнеки.
372. 33. Энциклопедией тюркоязычных народов считают. А) «Диуани лугат ат-тюрк», Кашгари. В) «Кутадгу билик», Баласагуни. С) «Хронология древних тюрков», Бируни. D) «Диуан-и-Хикмет», Яссауи. Е) «Бакырган», Хаким-ата.
373. 34. Средневековый ученый за 600 лет до Галилея и Ньютона обосновал гелиоцентрическую систему: А) Абу Насыр аль-Фараби. В) Абу Райхан Бируни. С) Махмуд Кашгари. D) Абу Али ибн Сина. Е) Юсуф Баласагуни.
374. 35. По мнению ученого-тюрколога Н. Баскакова, первопроходцем в изучении тюркских языков был: A) Ахмед Яссауи. B) Махмуд Кашгари. C) Мухаммад Хайдар. D) Кадыргали Жалаири. E) Юсуф Баласагуни.
375. 36. Автор поэмы «Кутадгу билик»: А) М. Кашгари. В) аль-Фараби. С) Коркут. D) Ю. Баласагуни. Е) А. Яссауи.
376. 37. Литературные традиции и специфика письменного языка тюркоязычной литературы ХI в. отражена в поэме: А) «Диуан-и-Хикмет» Яссауи. В) «Кутадгу билик» Баласагуни. С) «Диуани лугат ат-тюрк» Кашгари. D) «Тарих-и Рашиди» Мухаммад Хайдара. Е) «Жамиг ат-таурих» Кадыргали Жалаири.
377. 38. Первый памятник светской литературы тюркоязычных народов XI в., который дошел до нас: А) «Диуан-и-Хикмет». В) «Кутадгу билик». С) «Бакыргани». D) «Тарих-и-Рашиди». Е) «Жамиг ат-Таурих».
378. 39. Общественно-политическая жизнь, обычаи, традиции и верования тюркских народов отражены в научном труде XI в: A) «Тарих-и-Рашиди», Мухаммад Хайдар. B) «Кутадгу билик», Юсуф Баласагуни. C) «Диуан-и-Хикмет», Ахмед Яссауи. D) «Жамиг ат-таурих», Кадыргали Жалаири. E) «Шынгыснаме», Утемис Хаджи.
379. 40. Поэма «Дар истины» Ахмеда Иугнеки написана на: A) латинском языке. B) арабском языке. C) персидском языке. D) тюркском языке. E) согдийском языке.
380. 41. За создание произведения «Кутадгу билик» каган присвоил титул главного визиря: A) Ахмеду Иугнеки. B) Сулейману Бакыргани. C) Юсуфу Баласагуни. D) Рашид ад-Дину. E) Утемису Ходже.
381. 42. Караханидский каган присвоил титул «главного визиря» Юсуфу Баласагуни за создание произведения: A) «Кутадгу билик». B) «Бабур-наме». C) «Диуани лугат ат-тюрк»». D) «Шежире и-тюрк». E) «Жусуп – Злиха».
382. 43. До наших дней дошла написанная на тюркском языке книга поэта эпохи Караханидов Ахмеда Иугнеки: А) «Жамиг ат-Таурих». В) «Диуан-и-Хикмет». С) «Шынгыснаме». D) «Дар истины». E) «Тарих-и-Рашиди».
383. 44. Поэт Ахмед Иугнеки жил при: A) Караханидах. B) Ахеменидах. С) Саманидах. D) Тимуридах. E) Аштарханидах.
384. 45. Поэт эпохи Караханидов, прозванный при жизни предводителем мудрецов: A) Юсуф Баласагуни. B) Ахмед Иугнеки. C) Ахмед Яссауи. D) Фирдоуси. E) Сулейман Бакыргани.
385. 46. В XII в. в Казахстане проповедовал ислам: А) аль-Бируни. В) Ахмед Яссауи. С) Кадыр-хан. D) Хишам Халиф. E) Махмуд Кашгари.
386. 47. Суфизм (мистическое течение в исламе) основал: А) Бакыргани. В) Ахмед Яссауи. С) Кашгари. D) Арыстан-баб. Е) Мухаммед.
  387. Под именем Хаким-Ата был известен в народе ученик Ходжи Ахмеда Йасауи: A) Арыстан-Баб B) А.Иугнеки C) М.Кашгари D) С.Бакыргани E) Ю.Баласагутш  
388. 48. «Диуан-и Хикмет» Ахмеда Яссауи написан на тюркском языке: А) арабским алфавитом. В) руническим алфавитом. С) уйгурским алфавитом. D) кириллицей. E) латиницей.
389. 49. Сулеймен Бакыргани был учеником: A) Ахмеда Яссауи. B) Арыстан-Баба. C) Махмуда Кашгари. D) Юсуфа Баласагуни. E) Кадыргали Жалаири.
390. 50. Выдающийся мыслитель, поэт и проповедник мусульманской религии в Казахстане: A) Арыстан-баб. B) Аль-Фараби. C) Ахмед Иугнеки. D) Ходжа Ахмед Яссауи. E) Коркыт-Ата.
391. 51. Культурные и этнополитические сведения, проповедь смирения и аскетизма содержатся в произведении ХII в.: А) «Кутадгу билик» Баласагуни. В) «Диуан-и-Хикмет» Яссауи. С) «Тарих-и-Рашиди» Мухаммад Хайдара. D) «Диуани лугат ат-тюрк» Кашгари. Е) «Жамиг ат-таурих» Кадыргали Жалаири.
392. 52. Наиболее известный ученик Ахмеда Яссауи: А) Юсуф Баласагуни. В) Кадыргали Жалаири. С) Махмуд Кашгари. D) Сулейман Бакыргани. E) Мухаммад Хайдар.
393. 53. Отец Яссауи был: A) дипломатом. B) наместником. C) проповедником ислама. D) прославленным воином. Е) известным ученым.
394. 54. Произведение «Жусуп – Злиха»: A) воспевает подвиги. В) воспевает любовь. C) описание путешествия. D) собрание легенд и преданий. E) философский трактат.
395. 55. Распространитель поэзии духовного направления в Казахстане: А) Абу Насыр аль-Фараби. В) Махмуд. Кашгари. С) Ахмед Яссауи. D) Кадыргали Жалкаири. Е) Рашид ад-Дин.
396. 56. Учителем поэта, мыслителя и проповедника мусульманской религии в Казахстане Ходжа Ахмеда Яссауи был: A) Юсуф Баласагуни. B) Кадыргали Жалаири. C) Арыстан-Баб. D) Мухаммед Хайдар Дулати. E) Махмуд Кашгари.
397. 57. Ходжа Ахмет Яссауи учился в: А) Бухаре. B) Самарканде. C) Ташкенте. D) Кордове. E) Исфахане.
398.   Произведение Ходжа Ахмеда Яссауи, в котором он бичует изворотливых подхалимов, проповедует любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм: «Жамиг ат-таурих». «Кутадгу билик». «Диуан-и-хикмет». «Тарих-и-Рашиди». «Шынгыснаме».

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.