Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. 2. Философское учение о материи






 

Материя. Историческое развитие представлений о материи: наглядно чувственное представление (Фалес, Анаксимен, Гераклит и др.). Вещественно-субстратное или физикалистское (Демокрит, К.Гельвеций, П.Гольбах) философско-гносеологическое представление о материи (Ф.Энгельс, В.И.Ленин). Их анализ: достоинства и недостатки. Зарождение философского субстанциально-аксиологического представления о материи (А.Ф.Лосев).

Понятие субстанции. Проблема соотношения субстанции и материи в истории философии: Р.Декарт, Б.Спиноза, Дж.Беркли, Ф.Энгельс и др.

Неисчерпаемость материи. Системная и структурная организация материи. Понятия «система», «структура», «элемент». Типы материальных систем: неживые, живые (биологические), социальные. Факторы, определяющие целостность систем.

Жизнь в контексте эволюции Вселенной. Основные отличия живого от неживого. Различные подходы к решению проблемы возникновения жизни на Земле: субстратный (А.И.Опарин), энергетический (И.Пригожин, М.Волькенштейн, К.Тлинчер и др.), информационный (А.Н.Колмогоров, А.А.Ляпунов, Ф.Крик и др.). Субстратное и функциональное определение жизни: их сравнительный анализ.

Пространство и время. Развитие представление о пространстве и времени. Субстанциональная (Демокрит, И.Ньютон) и реляционная (Аристотель, Г.Лейбниц) концепции пространства и времени. Объективность и всеобщность пространства и времени. Концепция времени в философии А.Августина. И.Кант о пространстве и времени как априорных формах чувственности. Основные свойства пространства и времени: трехмерность пространства, одномерность и необратимость времени, симметрия и конгруэнтность, прерывность и непрерывность, изотропность и анизотропность. Всеобщие и специфические свойства пространства и времени. Метрические и топологические свойства. Гипотеза квантования.

Качественное многообразие форм пространства и времени: физическое, биологическое, социальное пространство и время. Пространство и время микро-, макро- и мегамира. Понятие n-мерного пространства. Специфика биологического пространства и времени. В.И.Вернадский о проявлении асимметрии (левизм) в организации живого. Биоритмы и индивидуальное время. Специфика социального пространства и времени. Идея «сжатия» специального времени (ускорения социальных процессов).

Значение специальной (1905 г.) и общей теории относительности (1916 г.) для развития представлений о физическом пространстве и времени, их относительности и зависимости метрических характеристик реального мира (т.е. расстояний в пространстве и времени) от гравитационных полей. Идея А.А.Фридмана о нестационарности мира и ее подтверждение Хабблом. Современные космологические модели Вселенной: модель «Большого взрыва», расширяющейся и пульсирующей Вселенной.

Движение. Развитие представлений о движении в науке и философии. Упрощенное понимание движения в рамках механистической картины мира. Концепция Ф.Энгельса о движении как изменении тел. Классификация форм движения. Редукционизм и его современные проявления. Специфика биологической и социальной форм движения.

Движение как атрибут материи. Анализ теорий, противопоставляющих материю и движение: теории равновесия Дюринга, теории «тепловой смерти» Вселенной, энергетизма и др. Современная наука о неразрывном единстве материи и движения.

Проблема соотношения изменчивости и устойчивости, движения и покоя в истории философии.

План семинара

1. Развитие представлений о материи в истории философии. Философское определение материи. Материя и бытие. Материя и субстанция.

2. Неисчерпаемость материи. Системная и структурная организация материи. Типы материальных систем.

3. Отличие живого от неживого. Проблема возникновения жизни на Земле и варианты ее решения.

4. Пространство и время. Развитие представлений о них в истории философии и науки Философское значение специальной и общей теории относительности.

5. Многообразие пространственно-временных форм. Специфика биологического и социального пространства и времени.

6. Проблема движения в философии и науке. Многообразие форм движения. Редукционизм.

Литература

Учебники

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. –М., 2002. –С.425-478; 522-584.

2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. / Под ред. И.Т. Фролова. –М., 1989. –Ч.2. –Гл.VI, VII.

Первоисточники

1. Беркли Дж. Сочинения. –М., 1978. –С.202-204.

2. Бэкон Ф. Новый органон. Афоризмы об истолковании природы и царства человека // Сочинения: В 2 т. –М., 1978. –Т.1.

3. Гольбах П. Система природы или о законах мира физического и мира духовного // Избр. произведения: В 2 т. –М., 1963. –Т.1.

4. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. Полн.собр.соч. –Т.18. –Гл.III, §1, 4, 5; –гл.V, §1, 2, 3, 4.

5. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Из ранних произведений. –М., 1990.

6. Материалисты древней Греции. –М., 1955.

7. Мир философии: Кн. для чтения: В 2 т. –М., 1991. –Ч.1. –Разд.II.

8. Полемика Г.Лейбница с С.Кларком по вопросам философии и естествознания (1715-1716). –Л., 1960.

9. Спиноза Б. Избр. произведения. –М., 1957. –Т.1. –С.361.

10. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Отдел I. Гл.3-8. С.546 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. –2-е изд. –Т.20. –С.35-36; 40-52; 59-60.

Монографии и статьи

1. Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. –М., 1966.

2. Барашенков В.С. Существуют ли границы науки: количественная и качественная неисчерпаемость материального мира. –М., 1982. –Гл.I, II.

3. Белик А.Н. Социальная форма движения. –М., 1982. –Гл.I, II; §1.

4. Бутаков А.А. Основные формы движения материи и их взаимосвязь в свете современной науки. –М., 1974. –Гл.I, II, VII.

5. Вальковская В.В. Изменение представлений о пространстве и времени и развитие средств передвижения // Философия и общество. –1999. –№5.

6. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. –М., 1988. –С.270-271.

7. Войтенко В.П. Время и часы как проблема теоретической биологии // Вопросы философии. –1985. –№1.

8. Гайденко П.П. От онтологизма к психоанализу: понятие времени и длительности в XVII-XVIII вв. // Вопросы философии. –2001. –№7.

9. Диалектика в науках о природе и человеке: эволюция материи и ее структурные уровни. –М., 1983.

10. Елизарьев Э.А. Время общества (философский и социально-экономический аспект). –Новосибирск, 1969.

11. Зборовский Г.Е. Пространство и время как формы социального бытия. –Свердловск, 1974.

12. Косыгин Ю.А. Земля и время. –Хабаровск, 1990.

13. Лобковец Н. От субстанции к рефлексии // Вопросы философии. –1995. –№1.

14. Лой А.Н., Шинкарук Е.В. Время как категория социально-исторического бытия // Вопросы философии. –1979. –№12.

15. Лопаев Т.В. О некоторых методических принципах исследования исторического времени // Философия и общество. –1998. –№6.

16. Ортега-и-Гассет Х. Время, расстояние и форма в искусстве Пруста // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика и философия культуры. –М., 1991.

17. Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения. –М., 1971.

18. Политическое время и политическое пространство // Социально-политический журнал. –1993. –№3.

19. Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. –1989. –№8.

20. Силин А.А. О природе времени // Вестник РАН. –1995. –№2.

21. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. –М., 1987. –С.255.

22. Турсунов А. Основания космологии. –М., 1979.

23. Философия естествознания. –М., 1966. –Гл.II, III, IV.

24. Философские проблемы естествознания: Учебное пособие для вузов. –М., 1985.

25. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Самосознание европейской культуры XX века. –М., 1991.

26. Яковлев В.П. Социальное время. –Ростов н/Д, –1980.

Вопросы для самопроверки

1. Как в истории философии развивались представления о материи?

2. Прокомментируйте ленинское определение материи.

3. В чем суть принципа неисчерпаемости материи? Какие научные открытия и процессы общественной жизни подтверждают его?

4. Какие подходы к решению проблемы возникновения жизни на Земле вам известны?

5. Покажите, что уровень развития науки влияет на понимание движения.

6. Дайте анализ теорий, отрывающих материю от движения (теория «равновесия» Дюринга., теория «тепловой смерти» Вселенной, энергетизм и др.).

7. Как соотносятся изменчивость и устойчивость, движение и покой?

8. Проанализируйте определение жизни, данное Ф.Энгельсом. Чем отличается функциональное определение жизни от субстратного?

9. Какие два противоположных подхода к пониманию пространства и времени сложились в истории философии?

10. Покажите, что специальная и общая теория относительности радикально изменили представления о пространстве и времени.

11. Какие космологические модели Вселенной вам известны?

12. В чем состоит специфика социального пространства и времени? Приведите примеры, иллюстрирующие положение о «сжатии», ускорении социального времени.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.