Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика изучения исторических представлений, понятий, терминов






Представления. На основе изучаемых фактов в сознании уча­щихся формируются конкретные представления, складывается определенная система исторических понятий. Учение должно основываться не на отвлечен­ных представлениях, а на конкретных образах, на наглядности.

Исследователи 50—60-х гг. XX в. смогли доказать, что для формирования у учащихся правильных, полных представлений недостаточно только демонстрировать изображения, сопровождая их словесным разъяснением. Необходимо также использовать приемы, содействующие закреплению и уточнению этих представ­лений. К таким приемам относятся словесное описание, рисова­ние или графическое воспроизведение объекта.

Создание образов, адекватных эпохе, особенно важно в млад­шем и среднем звене учащихся. Здесь должна быть максимальная степень детализации при формировании исторических представ­лений, возникающих в результате воображения, воссоздающего из элементов знаний исторические картины и образы. В против­ном случае ученики осовременивают прошлое. В их ответах воз­можны такие фразы: рабы древнего Рима жили плохо, ходили в рваных джинсах; древние греки плавали на пароходах.

Ученые выделяют три вида исторических представлений. Это представления о фактах прошлого (материальная, социально-по­литическая, историко-культурная жизнь людей и др.); об истори­ческом времени (длительность и последовательность исторических событий и явлений); об историческом пространстве (привязка событий к конкретному месту действия).

Если учащиеся усваивают учебный материал, не опираясь на конкретные представления, образы, то это ведет к вербализму в обучении («вербалис» (лат.) — устный, словесный). При вербаль­ном обучении исторические факты сообщаются сухо, без раскры­тия их значения и влияния на судьбы людей, не задевают учащих­ся за живое.

Понятия. Исторические понятия необходимы для объяснения и систематизации фактов, осмысления других понятий. Методис­ты обращают внимание на постепенность овладения ведущими понятиями в результате обо­гащения и конкретизации их содержания. От урока к уроку рас­крываются их новые стороны, существенные признаки, связи, от­ношения с другими понятиями.

Процесс формирования понятий протекает эффективно, если выделенные учителем типические черты создаваемых образов осмысливаются учениками как признаки понятий. Подростки легче усваивают признаки тех понятий, которые можно представить наглядно. Лишь в дальнейшем они передают их содержание в более обобщенной форме.

Психологи еще в 50-е гг. доказали, что понятия могут усваиваться только в определенной последо­вательности: от наглядных представлений — к первоначальным понятиям, от менее сложных — к более сложным; от понятий, допускающих широкую конкретизацию с помощью наглядного материала, — к понятиям, которые могут быть конкретизированы только через другие понятия. К приемам создания исторических представлений относятся описание содержания ис­торической картины, анализ события или факта, сюжетный рас­сказ, практические действия учеников (рисование, работа с плас­тилином, изготовление макетов).

Например, в начальной школе учащиеся знакомятся с макетом плуга. Ученики узнают, что плуг это земледельческое орудие труда. Учитель предлагает ученикам нарисовать схематический рисунок плуга. Затем замечает, что, кроме плуга, имеется много других орудий труда. Представления о них формируются эмпири­чески на основе иллюстраций. Однако само понятие орудия труда активно применяется не в начальной, а в средней школе. Для малышей это понятие еще сложно, так как обобщает слишком большое число представлений. Итак, ученик прошел следующий путь познания от представления к понятию: плуг — земледельче­ское орудие труда — орудие труда (понятие). Ученикам дается простейшее определение понятия: это знания о сущности предме­та или явления.

Работа с понятиями продолжается в среднем звене учащихся. Учитель демонстрирует рисунки орудий труда и пред­лагает ученикам определить их признаки, т.е. указать, чем одно орудие труда отличается от другого. Путем анализа ученики вы­ясняют устройство орудия труда (например, назначение основ­ных частей плуга, их взаимосвязь), качества орудия труда (ост­рый лемех плуга).

Таким образом, в качестве первоначального определения учи­тель дает признаки определяемого понятия или называет его со­ставные части. Разъясняя сложное понятие «культура», учитель говорит о письменности, живописи, научных знаниях, не давая вначале определения этого понятия, поскольку оно требует теоре­тического осмысления, связи с обществоведческими знаниями и посильно лишь старшеклассникам. (Культура — это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и спо­собностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими матери­альных и духовных ценностях.)

Таким образом, понятия, усваиваемые в начале обучения исто­рии, являются первичными и находятся в тесной связи с пред­ставлениями. При воспроизведении этих понятий необходима опора на образы. В 7—8 классах начинается переход от преимуще­ственно конкретного наглядно-образного мышления к абстрактно-логическому.

Для определения понятия важно отобрать существенные при­знаки, иначе предмет перестанет быть самим собой. Важно из множества признаков изучаемого понятия выделять наиболее су­щественные. Например, наиболее существенный признак сельской общины состоит в том, что земля считалась общей собственно­стью. Существенный признак, сущность — это самое главное, без чего данное событие или явление существовать не может.

Такой признак, как «владение» является неотъемлемой частью понятия «феод». Для усвоения понятий «феод», «феодальное по­местье» надо знать общие существенные признаки всех феодов и всех феодальных поместий. Определяя понятие, ученик отвечает на вопрос: что это такое? Определение понятия обычно начинает­ся с ключевого слова. Для натурального оброка таким словом будет «взносы», а для барщины — «работа».

Рекомендуется ученикам следующая памятка по определению понятия: 1. Найди более общее (родовое) понятие.

2. Установи отличительный (видовой) признак.

3. Составь из этих элементов формулировку определения.

Структуру этой последней логической операции разъясняется так: формулируя определение понятия «крепостной», учащиеся находят родовое понятие «феодально-зависимый кре­стьянин» и видовой признак «прикрепление к земле феодала».

Вот фрагмент урока по выявлению учени­ками понятия «феодализм»:

Выслушав рассказ учащихся об основных занятиях населения в древ­нерусском государстве, учитель спрашивает их:

— Что же в это время представляло главную ценность? Скот? Примитивная соха или плуг? Жилище?

Ученики: Нет. Земля. Без земли не нужны ни плуг, ни волы. Где нет хороших пахотных угодий, там не нужно и жилище.

— А кому же принадлежала земля?

Ученики: Сначала земля принадлежала всей общине, а потом лучшие общинные земли стали захватываться родовой знатью. Земля стала соб­ственностью отдельных, более знатных, сильных людей. Они, захватывая все больше земли, начинают закабалять тех крестьян, которые селятся на этих землях. Таких землевладельцев называют боярами.

— Как же называется такой строй? Где мы встречались с ним?

Ученики: Такой строй, когда одни (феодалы) владеют землей, а основ­ная масса населения, живя на их земле, попадает к ним в зависимость (закрепощается), называется феодальным. Он господствовал в средние века и в Западной Европе, и в Азии.

В старших классах предлагают начинать формирование наиболее сложных исторических поня­тий с привыкания к ним учеников. Учитель вводит понятия в объяснение, не требуя от учеников их обязательного запомина­ния. Оперируя понятием в изложении материала, преподаватель передает его содержание, конкретизирует, давая учащимся воз­можность часто слышать понятие и вникать в его суть. Ко време­ни обязательного введения понятия в новое содержание ученики уже знакомы с ним, что обеспечивает успех его усвоения. Но и после этого необходимо повторение, неоднократное упоминание понятий в обучении. Если в начале ученики лишь воспроизводят образцы деятельности учителя по оперированию новыми для них понятиями, то в дальнейшем на основе обобщения исторических фактов и событий выделяют существенные признаки понятий, дают свои определения.

Не просто дать определение понятия «государство». На уроках истории древнего мира в 5 классе детям дается такое определение: «Государство — это сила, с помощью которой рабовладельцы удер­живали в повиновении крестьян и рабов». Однако это определе­ние устарело и лучше дать следующее: «Государство — это форма самоорганизации общества». В старших классах это определение будет углубляться и конкретизироваться: «Государство — это форма самоорганизации общества, форма, которая зависит от самого общества, его структуры, особенностей его развития, от обстоя­тельств, на него влияющих... Это прежде всего аппарат управле­ния обществом в интересах всего общества...».

При отработке определения «сословие» ученики обращаются к справочным изданиям. Сословие — это социальная группа, обла­дающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной органи­зации, включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. С развитием капиталистических отношений происходит разру­шение сословий.

Термины. Формируемые понятия находят выражение в словах-терминах. Термин это то, что означает данное слово (его первоначальный смысл). Каждый новый термин требует раскрытия содержания. Лишь с одинаковым пониманием слов в сознании учащихся будет связано примерно одинаковое содержание изучаемого. Требуется также специально продуманная система работы по переводу терминов из пассивного словаря ученика в активный.

Термины объясняются по-разному. Так, если они обозначают предметы, то учитель просто демонстрирует их изображение. Или же, демонстрируя рисунки, дает пояснение происхождения назва­ний предметов, вооружения. Например, древнерусской рогатине дал название укрепленный на конце древка крепкий рог.

Возможно генетическое объяснение терминов: полюдье — сбор князем дани по людям; объяснение при помощи подборки однокоренных слов: дань — давать — подаяние, промысел — промыш­лять — промышленность.

Часто учитель дает разъяснение этимологии слова. Так, рус­ское слово деревня возникло от слов деру, драть. Прежде чем строить дом, хозяйственные постройки, подготавливали участок земли, выдирая кусты и деревья. Слово горожанин произошло от слова город, церковно-славянское гражданин — от слова град. Сло­во слобода (поселок стрельцов, купцов или ремесленников, сво­бодных от подати) происходит от древнерусского слова свобода.

Географические названия, термины можно объяснять, перево­дя их на русский язык. Например, Геллеспонт — «море Геллы»; Фермопилы — «Горячие ворота»; Пелопоннес «остров Пелоп-са»; Месопотамия — «Междуречье»; прогресс — движение вперед; банкрот от итальянского banka (скамья) и rotta (ломать) — сломанная скамья. Если в средневековой Италии менялу денег уличали в обмане, то о его голову ломали скамью, на которой он сидел. Отсюда нетрудно понять и происхождение слова банк.

Некоторые термины объясняются местом происхождения пред­метов. Например, пистолет назван по месту изобретения — Пистоя в Италии. Возможно также объяснение слов с помощью сино­нимов: турнир — состязание. Иногда учитель обращается к фоне­тическим изменениям слова. С 1519 г. в немецком городе Иоахимстале стали чеканить монеты, которые по месту изготовления ста­ли называть иоахимсталерами или просто талерами. От этого на­звания, измененного в соответствии с английской фонетикой, произошло название доллара.

Слово царь произошло от латинского цезарь, а оно, в свою оче­редь, — от личного имени Кая Юлия Цезаря, постепенно превра­тившегося в составную часть императорского титула. На Руси им­ператоров Византии сначала называли цезарями, потом — царями.

На уроках не следует применять термины, не созвучные эпохе. Так, говоря о русском государстве XIV—XV вв., нельзя употреб­лять термины солдаты, офицеры. Ведь в то время регулярной армии еще не было, К названиям более позднего времени отно­сятся также слова командир, патруль, барин, лакей, зал (частично иностранного происхождения). Вместо них следует употреблять старые русские слова: воевода или начальник, дозор, боярин, поме­щик, слуга, палата.

Через слова-термины, свойственные данной эпохе, передаются ее эпические особенности. Рассказывая о битвах периода Древней Руси, учитель так характеризует вооружение русских воинов: меч-кладенец или булатный меч, копье червленое, лук тугой, стрелы острые.

Сначала учитель знакомит учеников с происхождением слова-термина и лишь затем с его понятием. Так, термин опричнина был известен задолго до Ивана Грозного. Происходит он от слова опричъ — кроме. В XIV—XV вв. опричниной называли ту часть удель­ного владения, которую после смерти великого князя выделяли его вдове, «опричь» всех уделов. Эта вдовья опричнина после смер­ти княгини заново делилась между сыновьями.

По сходству с этой опричниной Иван Грозный назвал свой удел с особой территорией, войском и госаппаратом. От Московского Кремля опричную часть города отделяла река Неглинная. В нее входили районы современного Арбата, Воздвиженки, Пречистен­ки. В дальнейшем под опричниной стали подразу­мевать систему внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565-1572 гг. для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати.

Рассказав о структуре исторического материала и способах познания, остановимся на применении устного метода обучения при изложении фактического и теоретического материала, о котором мы с вами будем говорить уже на следующем занятии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.