Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 14. Арт-Деко (лекция).

Декоративный стиль во Франции (фр. art dé co «декоративное искусство»), проявившийся в архитектуре, моде и живописи. Образовался в 1925 году после выставки в Париже (из Exposition Internationale des Art s Dé co ratifs et Industriels Modernes — «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств»). На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.

Символом Art Deco в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства».

Представлял собой синтез модерна и неоклассицизма: продукт с одной стороны Арт Нуво, кубизма и Баухауза, а с другой - древних искусства Египта, Востока, Африки и американских континентов.

Отличительные черты — строгая закономерность, симметричность и прямолинейность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие современные материалы.

В Германии и СССР ар-деко превращается в «новый ампир».

Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х гг. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderneамериканизированное ответвление ар-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия. Буквально несколько лет понадобилось рожденному в Париже стилю, чтобы приобрести популярность в Голливуде под именем " стиля звезд " и превратиться из чисто французского явления во всемирно признанный символ эффектности. Его огромной популярности способствовало всеобщее увлечение голливудской кино продукцией. (Костюмы и декорации к картине " Клеопатра" (1934 г.) студии " Парамаунт" вызывали прямые ассоциации с орнаментами и горгульями нового ньюйоркского небоскреба Крайслер-билдинг, а Грета Гарбо в костюме Маты из фильма компании " МГМ" (1932 г.) выглядела, как статуэтка Арт Деко из бронзы и черного дерева).

Начавшись как легкое, изящное новшество, навеянное балетными " Русскими сезонами", Арт Деко вскоре эволюционировал в олицетворение поразительной простоты и бескомпромиссности жизни в век машин.

Представители всех направлений современных изобразительных и декоративных искусств искали способ выражения скорости и напора, с которым автомобили, поезда, аэропланы, радио и электричество изменяли существующий мир, - старались найти цвета и формы, которые были бы проще, отчетливее и сильнее тех, что применялись ранее.

Хотя термин ар-деко возник в 1925 г., он не был часто употребляемым до смены отношения к этой эпохе в 1960-х. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Подобно архитектуре современного движения Арт Деко видел себя интернациональным стилевым движением, не связанным с конкретными национальными традициями. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников: например:

- «Венский сецессион» раннего периода; функциональный индустриальный дизайн;

- примитивное искусство Африки, Египта и индейцев Центральной Америки;

- древнегреческое искусство (период архаика) — наименее натуралистичное из всех;

- «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже — эскизы костюмов и декораций работы Льва Бакста;

- граненые, кристаллические формы кубизма и футуризма;

- колористическая палитра фовизма;

- строгие формы неоклассицизма: Буле и Шинкель, Карл Фридрих;

- Эпоха Джаза;

- растительные и животные мотивы и формы; тропическая растительность; зиккураты; кристаллы; колористическая черно-белая гамма клавиш рояля (т. н." sunburst");

- гибкие и атлетичные формы женщин-спортсменок, которых стало очень много; острые углы коротких стрижек у представительниц клубной жизни — флапперов («flapper»);

- технологические достижения «Века машин» — такие как радио и небоскребы.

Один из наиболее ярких примеров Арт Деко в Северной Америке - Небоскреб компании «Крайслер» в Нью-Йорке, Морской дом на набережной Ванкувера, Канада.

Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Смело применялись зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивы шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио Мьюзик Холла и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия».

Считается, что это роскошество Арт Деко — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой Мировой Войны.

Арт Деко формировал сам образ жизни людей в межвоенные годы, стал определяющим фактором развития международной моды, средств коммуникации, путешествий, работы и отдыха. Он оказывал влияние на индустрию развлечения, архитектуру и современную культуру - от кинотеатров, жилых домов, небоскребов и промышленных проектов до оформления внутренних интерьеров, драгоценных украшений, курительных и питейных аксессуаров, кухонной посуды, осветительных приборов, плакатов, книжных и журнальных иллюстраций, тканей, живописи и скульптуры.

Арт Деко был также известен как " джазовый модерн", " зигзаг модерн " и " обтекаемый модерн "

Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с Арт Деко и близко к нему примыкало, был Streamline Moderne (название от англ.— «линия обтекания », термина из области аэродинамики, характеризующего такие внешние формы машин и механизмов, которые обеспечивают им наилучшую функциональность и скорость при движении или полете). В «Стримлайн Модерн» все большее влияние оказывают промышленные штамповочные, а также аэродинамические технологии, которые брали начало от развития науки и предметов массового производства. В произведениях этого стиля появились очертания самолетов или револьверных пуль — тех предметов, для которых так важны линии обтекания. Но роль этих форм не функциональна, а чисто изобразительна, «семиотична» как знак принадлежности к «современному миру машин». В архитектуре признаками этого стиля являются скругленные углы, применявшиеся преимущественно для зданий на автомобильных развязках.

Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма. В целом, он явился результатом смешения множества новаций, развивавшихся в этот период почти одновременно.

Рекламный плакат выполнял функции средства массовой коммуникации, тиражирующего на большие аудитории не только прагматическую информацию, но и социальные стандарты, визуальные и вербальные стереотипы, модели поведения.

На плакате хорошо прослеживаются некоторые “родовые черты” модерна. (Э. Дойч Плакат обувной фирмы. Германия. 1912 г.). Использованная художником плоская проекция всегда была свойственна традиционному искусству, в частности, египетскому. Изображение схематично, но в то же время - элегантно, статика парадоксальным образом соединяется с динамикой. Несколько диссонирующие теплая гамма и холодный бирюзовый цвет “цепляют глаз”, привлекают к плакату внимание. Свойственная арт деко ассиметричная композиция усиливает выразительность художественного образа .(Реклама перчаток “Perrin”. США. 1920 г.)

Искусствоведы легко находят в произведениях арт деко области заимствования у модерна, кубизма, абстракционизма, футуризма искусства древнего Египта, Африки, Японии… Но каждая составляющая этого “коктейля” была актуальна для людей 20-х годов, переживших самую страшную войну, осознавших, что возврата к прежнему миру уже не будет, увидевших, что мир гораздо больше и разнообразнее, чем казалось им прежде.

“Египетские” влияния на арт деко стали особо значимы после открытия в 1922 г. гробницы Тутанхамона - главной мировой новости многих лет. Стремление европейцев и американцев к эстетизации повседневной жизни, комфорту, активное внедрение новых технологий в быт людей, переход в разряд серийной продукции тех артефактов, которые еще десять лет назад относились к предметам роскоши (например, автомобиля) - все это требовало адекватного художественного освоения новых технических и человеческих реалий. Новой заботой стало, как выражались французы, «найти искусство жизни», выработать новый стиль поведения в век техники и индустрии.

С одной стороны - “энергетические” построения в виде зигзагов, молний, вспышек света, треугольников, ромбов, растянутых эллипсов - всего того, что помогало отразить ощущение движения, скорости, энергии, напора. Казалось, что вокруг некоторых произведений арт деко “свистит ветер ”. На смену традиционным сбалансированным композициям пришли ассиметричные, художники перестали бояться, что одна часть композиции перевесит другую, наоборот, такой принцип придавал изображению новую динамику. Они без душевного трепета соединяли цвета, считавшиеся ранее диссонирующими, упрощали изображение до схемы. С другой стороны, все эти диссонансы парадоксальным образом соединялись с подчеркнутой элегантностью, упрощенность с аристократизмом.

На плакате хорошо прослеживаются типовые элементы арт деко - треугольник, зигзаг, вытянутый овал. (П. Колен. “Негритянский бал” в театре Елисейских полей. 1927 г. Франция).

Арт деко не случайно назывался “стиль звезд”. В центр рекламы ставился “стиль жизни” - эффектной, элегантной, обеспеченной. На смену томным рекламным красавицам “стиля модерн” пришли сухие, раскованные женские фигуры арт деко, на смену длинным волнистым волосам - короткие стрижки. (С. Франчисконе. Рекламный плакат “Мартини” 1935 г. Италия).

Арт деко в центр своей концепции поставил гедонизм и неотделимый от него комфорт повседневной жизни. А для этого вещи, окружавшие человека, должны быть прежде функциональны, т.е. наилучшим образом приспособлены для выполнения своих прагматических задач. Форма же, во-первых, должна соответствовать функции, а, во-вторых, отражать основную черту современного мира - стремительность изменений, их новизну. А поскольку целевой аудиторией арт деко была прежде всего денежная элита, окончательно пришедшая на смену наследственной аристократии, то форма должна была соответствовать и вкусам этого социального слоя - людей, открытых изменениям, но вместе с тем склонных не столько к красоте, сколько к красивости. Именно в рамках арт деко впервые появилась элегантная мебель из полых металлических трубок, схожих с рулем велосипеда, ювелирные изделия из алюминия, элементы интерьера из сварной стали, неоновый свет.

В 20-е годы занятие “коммерческой графикой” впервые стало полноценной профессией. Появились художники, для которых реклама была основным занятием. В плакатах французским графика А.Кассандра коммерческая идея находила, как правило, совершенное художественное воплощение. Многие видели телевизионный сериал “Пуаро” с Дэвидом Сушэ в роли знаменитого детектива. Наверняка помнят они и впечатляющие заставки к фильму: стремительный железнодорожный экспересс, пароход, самолет – это “римейк” серии рекламных плакатов, созданных А. Кассандром в 1927 г. С помощью резких световых контрастов, низких ракурсов он создал впечатляющие образы поезда и парохода как символов скорости, преодоления пространства.

Плакаты Кассандра вызывают ассоциации рекламируемого объекта с идеями прогресса и технических изменений. В рекламе “Северного экспресса” не случайно в параллель с локомотивом показана стилизованная линия электро- и радиопередачи - относительное новшество в 20-х годах.(А. М. Кассандр. Рекламный плакат Французской железной дороги. 1927 г.) Этот плакат, находящийся ныне в Музее современного искусства (Нью-Йорк), считается лучшим образцом использования принципов арт деко в рекламе.Трудно предположить, что автор этого плаката знал работы А.М. Кассандра, но совпадение поразительное. (Неизвестный художник.Социальный плакат. 1930 г.).

На ощущении скорости и мощности построен Рекламный плакат Пежо (Скорость). (П. Колен. Франция. 1935 г.). На плакате хорошо видны “скоростные линии”, подчеркивающие динамичность как рекламируемого товара, так и самой рекламы. Они тянутся от машин и даже деревьев на обочине. Вместе с тем удлиненные, обтекаемые формы рекламируемого автомобиля создают впечатление комфорта, а подчеркнуто низкая посадка - безопасности. Прием “скоростных линий” широко вошел в изобразительное искусство именно в эпоху арт деко и с тех пор стал широко эксплуатироваться. В ряде случаев художника арт деко ту же идею скорости выражали не через линии, а, скорее, через “ореол скорости”. Так, на плакате “Экспресс «Синяя птица»” (А.М. Кассандр.
Франция. 1929 г.) символический рекламный образ с подчеркнуто обтекаемой формой как бы разреживает воздушную массу вокруг себя, гарантируя беспрепятственность движения.

Арт деко породил символическую связку - женщина и автомобиль как символ прогресса и новых социальных реалий. Образ “женщины за рулем” стал использоваться рекламистами практически сразу же после создания автомобиля. Но женский образ в этих плакатах мало отличался от традиционной “рекламной женщины” - красивой, кокетливой, как бы понарошку играющей с мужской игрушкой, усевшейся невзначай на мужское место. Рекламная открытка “Motor Girl”, ( 1910 г. США).

Впервые образ “женщина в автомобиле ” был заявлен как символ прогресса, равноправия полов в плакатах художницы Тамары де Лемпицки в 20-е годы, а сохранился он в таком качестве вплоть до сегодняшнего дня.В частности, образ молодой женщины за рулем кабриолета был использован советским художником Ю. Пименовым в его широко известной картине 1937 г. “Новая Москва”.

В альбомы искусства арт деко вошла обложка журнала “Вог” - идеальный образ “эмансипе” эпохи арт деко, работы художника Жоржа Лепапа с рекламой “оптического платья” от Сони Делоне. США. 1925 г.. “Энергетические” зигзаги платья повторены и в декоре мощного автомобиля и в “розе ветров” на заднем плане, символизируя новое качество жизни современной женщины и в первую очередь - ее свободу не только в передвижении, но и в принятии решений о направлении этого движения. (Ж. Лепап. Женщина в шляпке-клош. С обложки " Вог", 1927 г.)

Обратим внимание на сами коммерческие предложения, рекламируемые в стиле арт деко. На них редко встретишь предметы повседневного спроса. Как правило, это товары и услуги, связанные с отдыхом, развлечением, путешествиями, спортом или же дорогие товары, воплощавшие технический прогресс своего времени. Предметы и услуги для красивой, динамичной, обеспеченной жизни, жизни: автомобиль, вермут, туристическая фирма, спектакль, курорт, кинофильм - вот типичные артефакты, презентируемые потребительской аудитории в стиле арт деко. (А.М. Кассандр. Реклама путешествий в спальных вагонах Кука. 1933 г. Франция Рекламный плакат парфюмерной фирмы “Герлен”. Франция. 1930-е годы).

Не случайно именно в изобразительных константах арт деко сделана реклама столь актуального для того времени артефакта, как самолет. (Л.В. Солон. Реклама самолета “Фарман”. 1930 г. Франция).

Ар-деко незаметно исчез после подъема массового производства, когда к нему стали относится как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй Мировой Войны. В колониальных странах, таких как Индия, ар-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х гг. Возрождение интереса к Арт Деко в 1980-х гг. было связано с графическим дизайном, его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде. Он остается самым эффективным средством воссоздания элегантности, роскоши. (Э. Роббинс. Плакат художественной выставки. США. 1960 г.

Известные художники и дизайнеры Арт Деко: Адольф Мурон Кассандр (1901—1968); Жан Дюнан (1877—1942) Жан Дюпа; Эрте (Ромэн де Тиртофф); Вадим Меллер (1884—1962); Александра Экстер (1882—1949); Соня Делоне (1885-1979); Элейн Грей; Георг Йенсен; Рене Лалик (1860—1945); Жорж Барбье (1882-1932); Жюль Лёлё; Тамара де Лемпицка (1898—1980); и др. В живописи, среди картин межвоенного периода чистый стиль Арт Деко выделить очень трудно. Большинство художников использовали технику, заимствованную у кубистов. В области скульптуры стиль Арт Деко проявлял себя повсюду, от высокого искусства до китча.

В свой парижский период Бакст работал в стиле Ар Деко. (Лев Бакст. Эскиз декорации к трагедии «Федра», II акт, «Покои Федры» (1923)). В дягилевских постановках реализуется свойство, присущее как Арт Нуво, так и Арт Деко — экзотизм. Бакстовские костюмы к «Саломее» (1908), «Клеопатре» (1909), «Шехерезаде» (1910), «Жар-птице» (1910-1913) трактованы как сложнейшие, почти ювелирные, произведения. Одетые в них герои смотрятся в пространстве сцены как сверкающие драгоценные камни и броши. Собственно, они входят в такое взаимодействие с целым, как и эффективные пятна орнаментов в монументальных постройках Арт Деко. В этом явно прочитывается знамение нового стиля. «Послеполуденный отдых фавна» (1912 г.)

Известные архитекторы ар-деко: Эрнест Кормье; Раймонд Худ; Ле Корбюзье; Уильям ван Элен; Уирт К. Роуленд; Джозеф Санлайт; Пабло Антонио; Ральф Уокер; Эли Жак Канн.

В архитектуре — это прежде всего стилистика американских небоскребов и советских высотных зданий 20-х — 30-х годов, правда советские мастера Арт Деко этот термин никогда не применяли (возможно, по идеологическим соображениям), изобретая иные наименования — «пролетарская классика», «сталинский ампир» и др. Наиболее ярко московский вариант Арт Деко проявился в работах В.А. Щуко, И.А. Фомина, Л.В. Руднева, Б.М. Иофана, Д.Ф. Фридмана, П.А. Голосова.

Особенно широко в начале 1930-х годов приемы Арт Деко использовались в оформлении и меблировке интерьеров новых общественных и административных зданий (комбинат «Правда» и др.) и при проектировании станций московского метрополитена (1935-1943), павильоны их надземных вестибюлей, подземные центральные и перронные залы. Здесь стилевые признаки и приемы Арт Деко проявились особенно широко и разнообразно, включая использование скульптурной и живописной декорации, вкомпоновывание надписей и эмблем в архитектурную композицию. Работы недавних конструктивистов и рационалистов (Б.М. Иофана, Н.А. Ладовского и Д.Ф. Фридмана и др.) были близки по своей стилистике к Арт Деко.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Форма № Н-5.04 | Д. Дайн развешивает по верхнему краю пустого холста слегка подкрашенные столярно-слесарные инструменты.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.