Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как зарождался языкСтр 1 из 3Следующая ⇒
План-конспект занятия по русскому языку на тему: Язык как система. Язык – душа нации. Язык – это есть живая плоть идеи, чувства, мысли. А.Н. Толстой Цели: 1. Формирование навыков связной речи по теме, развитие умений говорения, чтения и письма; развитие навыков словоупотребления. 2. Лексическая работа по тексту. Микролекция Язык как система состоит из нескольких уровней. Самый нижний уровень – фонетический. Он включает в себя звуки речи, ударения в словах, интонацию. Второй уровень – морфемный, который включает в себя части слова (приставки, окончания, суффиксы и т.д.). Третий уровень – морфологический, состоящий из частей речи (имена существительный, глаголы, междометия и т.д.). Следующий уровень – лексический, включающий все слова того или иного языка. И последний, пятый, уровень – синтаксический, к которому относятся словосочетания и предложения.
Задание 1. Прочитайте текст. Выделите слова, отражающие тему текста. Как зарождался язык Первые люди не имели языка. Удивительно, не правда ли? Даже птицы и разные другие существа, едва появившись на свет, умеют «изъясняться» на своем языке. У человека все по-другому. Только что родившийся не умеет говорить, каждому ребенку нужно этому учиться. Но кто же обучал звуковой речи самых первых детей, если сами взрослые не умели говорить? Давайте заглянем в глубь истории... Без языка первобытный человек не мог размышлять, обмениваться мыслями, ни вообще общаться. А потому не было никакого прогресса. Жизнь была скудной, голодной, трудной. Невозможно было столковаться об охоте, поведать друг другу, где растут орехи, где хорошие ягодные места, да и просто сказать, что очень хочется есть. Без сомнения, первобытные люди как-то выражали свои чувства, может быть, кряхтели, ворчали, визжали, наверняка, вовсю в ход шел язык жестов. Но ни эти звуки, ни жесты не могли передать качества предмета: какого он цвета, старый или новый, мокрый или сухой и т.п. Чтобы выразить подобные понятия, человеку пришлось обзавестись совсем новой привычкой. Пришлось звуками не изображать, а обозначать понятия, действия, предметы. Люди, которые это придумали, открыли величайший секрет языка: звуки могут служить знаками предметов, чувств, действий. Некоторые ученые считают, что первыми были слова - подражания природным шумам и голосам зверей (типа " мяу", " ку-ка-ре-ку", " гав-гав" и др.). Постепенно в язык входили названия предметов, которые люди считали важными или которые им нравились. Существует гипотеза, что род людской пошел от восточноафриканского местечка под названием Танганьика; там же зародился и язык. Не исключено, что речь началась с одного языка, а потом он разветвился, и языков стало много. (В. В. Волина.) Задание 2. Объясните значение фразеологизмов о языке. Подберите сходные по смыслу фразеологизмы на родном языке. Найти общий язык; говорить на разных языках; держать язык за зубами; тянуть за язык; язык без костей; проглотить язык; язык не поворачивается; язык отнялся; язык плохо подвешен; язык сломаешь; вертится на языке. Задание 3. Заполните таблицу по аналогии с приведенными примерами
Вставьте вместо точек подходящие по смыслу слова из таблицы, данной выше. Укажите, какие из них называют языковые знаки, а какие - неязыковые? 1.... - лишь символы и знаки того ручья с бездонным дном, который в нас течет во мраке и о совсем журчит ином. (И.Губерман.) 2. Любой … - это медаль, которую отчеканила история. (А.Ривароль.) 3.Пирамиды -... Египта, Эйфелева башня -... Парижа и Франции, Биг-Бен - Лондона. 4. Не стоит искать особые … в случайностях (Т. Корсакова). 5. Языком … активно пользуются не только люди с нарушениями слуха. 6. Иногда тишина становится сигналом тревоги (В. Тшаскальский). Задание 4. Вспомните, какие системы существуют. Разбейтесь на мини-группы. Каждая группа должна описать одну из систем. Особое внимание обратите на уровни системы. Пример: Операционная система – это комплекс программ, обеспечивающий управление компьютером, организующий работу с файлами и выполнение прикладных программ. Состоит из ядра, базовой системы ввода-вывода, командного интерпретатора, сервисных программ.
|