Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологический анализ проблемы неуспеваемости школьника.






Причинами неуспеваемости, как правило, являются: недостаточное развитие общественных мотивов учения; интеллектуальная пассивность учащихся; неправильно сформировавшиеся навыки и способы учебной работы; негативное отношение к труду, в частности к учебному.

Учителя ведут работу с неуспевающими учениками в основном двумя путями: 1) применяют меры социально-психологического давления; 2) организуют дополнительные занятия. Однако в основе неуспеваемости могут лежать разнообразные причины, которые требуют специфических мер для её ликвидации. Поэтому работа с неуспевающими школьниками должна начинаться с выяснения её причин в каждом отдельном случае. Н.И. Мурачковский предлагает вариант работы с неусп. Школьниками. В основу типизации он кладёт две группы свойств личности школьников: 1) особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью, 2) направленность личности, определяющую отношение школьника к учению. По этим признакам выделяются три типа неуспевающих.

Первый тип – учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции ученика. Для этих учеников характерно отсутствие познавательных интересов, стремление избегать трудностей в учении, упрощённый подход к решению мыслительных задач. Нередко они уделяют внимание в основном внешней стороне учебных действий, упуская содержательную сторону: они стараются списывать с доски, выполняют схемы, зарисовки, не понимая их содержания. В то же время они очень переживают свои неуспехи в учёбе, но их огорчает не отсутствие знаний, а отметки. Доминирующими причинами неуспеваемости у этих учеников чаще всего бывают недостатки интеллектуального развития и слабые навыки учебного труда.

Положение в коллективе школьников этой группы обычно неблагоприятное из-за низкой оценки их учебной деятельности одноклассниками. Однако конфликтов в классе нет, так как они сами осознают свои ограниченные возможности. Некоторые из неуспевающих этого типа стремятся компенсировать свои неудачи в учёбе успехами в какой-либо иной деятельности – в спорте, труде, общественной работе. Нередко при этом формируется чёткая профнаправленность. Другая часть неуспевающих первого типа ведёт себя иначе. Они стремятся избегать не только учёбы, но и любой другой деятельности. Отсутствует направленность на определённый вид деятельности, присуща интеллектуальная пассивность. Домашнее задание такие дети выполняют под воздействием внешнего побуждения, а не по собственной инициативе.

Второй тип – это школьники с высоким уровнем интеллектуального развития пи отрицательном отношении к учению и частичной потере позиции школьника. У них отсутствует устойчивая мотивация в учебном труде, они привыкли заниматься только тем, что им нравится. Интересы их весьма разнообразны, но имеют внешкольную направленность, не связанную с учебной деятельностью. Среди таких детей встречаются избалованные чрезмерным вниманием в семье, со слабой волей. Навыки учебного труда сформированы недостаточно, знания носят бессистемный характер. Неумение организовать свою работу, слабость воли, слабая мотивация ведут к небрежному отношению к учебным заданиям, избеганию активной умственной работы, что становится тормозом их интеллектуального развития. Отрицательное отношение к учению, нередко граничащее с завышенной самооценкой, приводит к нежеланию подчиняться требованиям коллектива, конфликту с классом. У этих детей нередко интересы и склонности имеют отрицательную социальную направленность. Третий тип – неуспевающие с низким уровнем интеллектуального развития при отрицательном отношении к учению и полной утере позиции школьника, проявляющейся к избеганию школы. Для этих школьников характерен весьма низкий уровень мышления, отсутствие критичности, неумение установить элементарные связи между понятиями. Они испытывают трудности в запоминании материала. Часть таких учащихся пытается компенсировать свои неудачи в какой-либо другой деятельности, не связанной с учением. Привычной формой поведения для них является поиск обходных путей, позволяющих добиться сверхкорыстных целей. Среди неуспевающих данного типа много второгодников. В классе они старше других учеников, но уступают им в умственном развитии, что приводит к неудовлетворённости своим положением в коллективе. Среди них немало тех, кого принято называть «трудными».

Исследования различных качеств и особенностей ума (гибкости, активности и самостоятельности), видов мышления (наглядного и отвлеченного) позволили раскрыть некоторые особенности умственной деятельности, которые характеризуют учащихся, испытывающих трудности в учении. Однако с помощью упражнений можно изменить отрицательные качества ума на положительные.

Обучаемость – восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности. Умственное развитие – совокупность изменений как количественного, так и качественного характера, происходящие в умственной деятельности в связи с изменением возраста и обогащением опыта человека.

Особое значение проблема неуспеваемости приобретает и по тому, что она влечет за собой целый ряд последствий, связанных уже с воспитательными вопросами. Почти всегда из-за неуспеваемости у школьников создаются неправильные отношения с товарищами, с учителями, с родителями. Это происходит потому, что именно в процессе учебной деятельности возникают наиболее действенные мотивы поведения. Все эти моменты определяют формирование тех или иных качеств личности школьника.

Подведём итог: среди причин, приводящих к школьной неуспеваемости, достаточно часто встречаются отклонения в психофизическом развитии ребенка разной степени выраженности. Это могут быть случаи легкой умственной отсталости, нарушения зрения, слуха, речи, задержка психического развития, последствия минимальных мозговых дисфункции, легких церебральных нарушений и другие. В России эта проблема становится особенно актуальной в 90-е годы XX века в связи с появлением альтернативных учебных заведений и введением государственных стандартов на все виды образования. Происходящие в нашем обществе социально-экономические изменения, постоянное повышение требований общества к уровню общего образования обострили и проблему школьной неуспеваемости.

Практика многолетнего обязательного всеобщего среднего образования показала, что, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию содержания образования и методик обучения, оснащению школьных кабинетов современными техническими средствами обучения, улучшению условий труда учителей, учить всех и учить хорошо при существующей традиционной организации учебно-воспитательного процесса невозможно. М.А. Данилов связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения и его противоречиями. Согласно этой позиции, в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушается, возникает неуспеваемость.

А.М. Гельмонт выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:

1) общее и глубокое отставание - по многим или по всем учебным предметам длительное время;

2) частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному-трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика);

3) неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая.

Л.С. Славина выделила типы неуспевающих учащихся по доминирующей причине школьных неудач. Одну группу неуспевающих составляют учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, другую -- дети со слабыми способностями к учению, третью -- с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться. Комплекс причин отставания уже, чем комплекс причин неуспеваемости, поскольку, как правило, рассматриваются только те условия, которые порождают невыполнение требований, при этом отдельные условия не сочетаются друг с другом.

1. Дефекты физического и психического развития.

2. Физическое состояние здоровых детей (болезни, ослабление организма, утомление).

3. Дефекты умственного развития - слабость мыслительных операций, неразвитость мнемических процессов, речи, воображения.

4. Возрастные особенности. Например, подростковому возрасту свойственны недисциплинированность, безответственность, некоторая переоценка своих возможностей, неусидчивость, неустойчивость устремлений, склонность к внеучебным занятиям и увлечениям.

5. Неудовлетворительные условия, в которых дети находятся в школе (отсутствие просторных помещений для отдыха, недостаток свежего воздуха и т.д.).

6. Недостатки воспитательной работы - формальные требования к учащимся, неверие в их силы, отсутствие индивидуального подхода.

7. Недостатки учебной работы: - преобладание репродуктивных методов, вербализм (установка на заучивание текстов), однообразие видов самостоятельной работы и дидактических средств, неправильная дозировка материалов урока;

8. Недостаточно сознательное отношение родителей к образованию, недостатки семейного воспитания (неправильное стимулирование учения детей, низкий культурный уровень родителей и т.п.).

9. Недостаточный уровень культуры педагогов, низкая методическая квалификация, направленность личности (например, неверная позиция учителя в вопросах преодоления неуспеваемости).

Все эти факторы могут тормозить совершенствование процесса обучения, создавать предпосылки для отставания школьников и перерастания отставания в неуспеваемость.В каждом конкретном случае необходима совместная работа учителей, практических психологов и дефектологов. Важно установить не только характер проявлений, но и причины, вызывающие у детей трудности в обучении или отклонения в эмоционально-волевой сфере и поведении.

Формы работы учителя и школьного психолога по преодоления недостатков учебной деятельности и мыслительных процессов у неуспевающих школьников.

В основе неуспеваемости лежит не одна причина, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе. Бывает и так, что на первоначальную причину неуспеваемости ученика наслаиваются новые, вторичные причины как следствие отставания в учебе. Эти причины также могут быть разнообразными, потому что школьники не одинаково реагируют на свою неуспеваемость. Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их профессиональных намерений. Этим объясняется и обычно разное отношение к оценкам, полученным по отдельным предметам. Если неудовлетворительная оценка получена по предмету, не входящему в сферу будущих профессиональных интересов школьника, то отношение к ней будет более спокойным, чем к оценке по интересующему его предмету.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.