Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение

Вопрос

При пользовании магнитным компасом поправкой компаса будет являться угол, заключенный между нордовой частью истинного меридиана и нордовой частью компасного меридиана. Поправка магнитного компаса Δ МК может быть положительной, когда компасный меридиан отклонен от истинного к востоку, и отрицательной, когда компасный меридиан расположен к западу от истинного.
Поправка магнитного компаса, как видно из рисунка, представляет собой сумму двух ее составляющих: магнитного склонения и девиации магнитного компаса

Δ МК = d + δ

3 Вопрос

Магнитный компас предназначен для:

- указания курса, которым идет судно;

- измерения пеленгов и курсовых углов.

На современных судах магнитный компас является резервным курсоуказателем.

Принцип действия магнитного компаса основан на свойстве магнитной стрелки располагаться вдоль магнитных силовых линий магнитного поля Земли.

Нактоуз – корпус компаса – для размещения котелка, девиационного прибора и прибора

освещения. Устанавливается на поворотное основание. В верхней части нактоуза

закреплены два стержня мягкого железа.

 

4 Вопрос

Таким образом, на магнитную стрелку компаса, установленного на судне, оказывают влияние магнитные силы твердого и мягкого в магнитном отношении железа, причем действие их различно. Кроме того, в результате действия магнитных сил, возникающих от магнитного поля, создаваемого различными работающими судовыми агрегатами, контурами с током, стрелка компаса отклоняется от магнитного меридиана. Вертикальную плоскость, проходящую через полюсы подвешенной за центр тяжести магнитной стрелки на судне, имеющей свободное вращение вокруг вертикальной оси, называют плоскостью компасного меридиана в данной точке судна. Компасный меридиан — это воображаемая линия пересечения плоскости истинного горизонта наблюдателя с плоскостью компасного меридиана, проходящей через данную точку на судне.

Угол в плоскости истинного горизонта наблюдателя между магнитным и компасным меридианами называют девиацией магнитного компаса (б). Этот угол отсчитывают от нордовой части магнитного меридиана к Ost или W от 0 до 180°. Девиацию называют остовой (восточной), если северная часть компасного меридиана отклоняется от северной части магнитного меридиана к востоку, западной (вестовой), если северная часть компасного меридиана отклоняется от северной части магнитного меридиана к западу. Остовой девиации приписывают знак «плюс», а вестовой — знак «минус» (рис. 20). Величина и знак девиации зависят от влияния, которое оказывает на магнитную стрелку компаса магнитное поле судна совместно с земным магнитным полем.

По характеру возникновения различают полукруговую, четвертную и креновую девиации. Полукруговая создается твердым в магнитном отношении железом, четвертная — мягким, креновая возникает во время качки судна.

Значительная девиация создает большие неудобства при пользовании магнитным компасом. Поэтому на судах уничтожают девиацию путем искусственного создания в центре компаса сил, одинаковых по характеру, равных по величине и противоположных по направлению силам, вызывающим девиацию. Для этого бруски твердого и мягкого железа располагают около компаса в специальных приспособлениях. Компас будет автономным и надежным курсо-указателем в том случае, если силы, вызывающие девиацию, компенсируются.

Уничтожение девиации(1) компаса на судне — трудоемкая работа, обычно выполняемая специалистами-девиаторами, а иногда и судоводителями.

 

5 Вопрос

Три линии положения, проложенные на карте, пересекаются в одной точке в том случае, если наблюдения, вычисления и прокладка не содержали никаких ошибок. На практике линии пеленгов часто образуют треугольник, называемый треугольником погрешностей (авс на рис. 42). Причинами его появления могут быть:

промахи при опознании ориентиров или при взятии отсчетов по картушке компаса;

случайные ошибки пеленгования. При нормальных условиях наблюдений они невелики и не приводят к появлению большого треугольника погрешности;

ошибки от неодновременного взятия пеленгов. Эти ошибки проявляют себя при скорости судна, большей 15-18 уз, и небольших (2-3 мили) расстояниях до ориентиров.

Для установления причин появления треугольника погрешностей проводят анализ обсервации. Промахи в наблюдениях сразу же обнаруживаются из-за появления значительного треугольника погрешностей. Чтобы убедиться, что причиной этого не является промах, измерения пеленгов повторяют. Если после повторных наблюдений треугольник не уменьшился, причиной его появления следует считать значительную ошибку в поправке компаса. Следует изменить ее на 2-4° в ту или другую сторону. Проложив пеленги, исправленные новой поправкой, получают на карте второй треугольник погрешности (a'b'c' на рис. 42). Если измененное значение поправки компаса оказалось ближе к ее истинному значению, то второй треугольник уменьшится по сравнению с первым и наоборот. Соединив сходные вершины этих треугольников отрезками прямых, получают в их пересечении точку М (см. рис. 42), которая является обсервованным местом судна, свободным от влияния систематической ошибки в МК. Пользоваться описанным приемом для нахождения верного места судна следует только в том случае, если значение сторон треугольника погрешности 0, 5 мили и более. Если его стороны меньше указанного значения, то вероятное место судна принимают в центре треугольника, относя причину его возникновения к случайным ошибкам.

Практическое выполнение. Заблаговременно выбирают на берегу три ориентира с расчетом, чтобы углы между их пеленгами были от 60 до 120°. В быстрой последовательности измеряют пеленги каждого ориентира. При взятии третьего пеленга замечают время и ол. Исправляют пеленги поправкой компаса и прокладывают на карте, принимая место судна в точке их пересечения. При получении треугольника погрешности находят верное место судна, как указывалось выше. Снимают с карты координаты обсервованного места, а также направление и невязку. Эти данные записывают в судовой журнал. Способ

 

определения места судна по трем пеленгам является одним из наиболее точных в судовождении.

Последовательность пеленгования ориентиров в светлое время суток зависит от расположения судна относительно ориентиров. Первым пеленгуют ориентир, находящийся дальше от траверза, и последним — ориентир, расположенный ближе к траверзу. Так поступают для того, чтобы уменьшить влияние скорости перемещения судна за время пеленгования на точность определения.

В темное время суток очередность пеленгования ориентиров зависит от характеристики их огней. Первым пеленгуют ориентир с характеристикой огня — проблесковый или группо-проблесковый, последним — постоянный или постоянно-проблесковый.

6 Вопрос

Внутри нактоуза находится девиационный прибор, устройство для уничтожения полукруговой и креновой девиации магнитного компаса. Представляет собой медную трубу, установленную вертикально в нактоузе под чувствительным элементом компаса. Внутри трубы подвешен креновой магнит, а по наружным ее стенкам можно передвигать и закреплять в желаемом положении каретки с гнездами для горизонтальных, продольных и поперечных магнитов – уничтожителей. В современном девиационном приборе применяются каретки, которые можно не только перемещать по трубе, но и вращать их в горизонтальной плоскости.

Мы с вами прекрасно знаем, что если к магниту поднести металлический предмет (черный металл), то стрелка магнитного компаса будет отклоняться и компас будет показывает не точное направление. А как быть, если все суда (морские, речные, воздушные) полностью изготовлены из металла? Какое направление будет показывать стрелка магнитного компаса? Для этого и нужен девиационный прибор для устранения девиации магнитного компаса. Девиация (от латинского deviatio – отклонение), отклонение оси чувствительного элемента компаса от плоскости меридиана под воздействием внешних сил (инерции, намагниченного железа и т.д.). Девиацию магнитного компаса различают креновую, полукруговую, постоянную, четвертной и электромагнитную.

7 Вопрос

В практике судовождения, применяя магнитный компас, чаще всего решают одну из двух задач: по известному направлению находят истинное или по известному истинному — компасное.

Рис. 15. Поправка компаса

Расчет истинных направлений по известным компасным называется исправлениемнаправлений (румбов). Исправление румбов необходимо для прокладки на карте линии курса или пеленга. Выбрав б из таблицы по известному КК, можно сначала найти магнитные направления по зависимости (15), а затем истинные по соотношению (13). Подставляя (15) в (13), получим формулы для исправления румбов

(23)

Расчет компасных направлений по известным истинным называется переводомнаправлений (румбов). Перевод румбов необходим, например, для определения курса судна по компасу с целью перехода из одной точки в другую. Сначала по (14) вычисляют магнитный курс

МК=ИК — d,

а затем по (16) находят компасный курс

КК=МК-δ.

Девиацию выбирают из таблицы по магнитному курсу, учитывая, что МК и КК отличаются на небольшую величину. В случаях, если величина девиации превышает 4°, а табличный интервал 1°, целесообразно сделать второе приближение. Для этого после расчета КК снова входят в таблицу девиации уже с полученным значением компасного-курса, находят б и рассчитывают компасный курс второй раз.

Подставляя (14) в (16), получим зависимости прямого перевода румбов

 

8 Вопрос

Дг=2, 08√ е(м) [мили]

Дп=2, 08(√ е(м) + √ Н(м)) [мили]

+рисунок

Дг - дальность горизонта

Дп- дальность полная

Е-высота глаза наблюдателя

Н- высота бъекта

 

 

Вопрос

Истинный курс (ИК) – угол между северной частью истинного меридиана и носовой частью диаметральной (ДП) плоскости судна. Измеряется от 0°до 360° по часовой стрелке.

Истинный пеленг (ИП) – угол между северной частью истинного меридиана и направлением на объект. Измеряется от 0°до360° по часовой стрелке.

Курсовой угол (КУ) – угол между ДП судна и направлением на объект. Измеряется от 0°до 180° вправо или влево от носовой части ДП и носит наименование «курсовой угол правого борта» (КУ п/б) или «курсовой угол левого борта» (КУ л/б).

ИП = ИК + КУ

ИК = ИП – КУ

КУ = ИП – ИК

ОИП = ИП ± 180°

Вопрос

Лаг – прибор для измерения скорости и пройденного расстояния.

Виды лагов:

Гидродинамические

Индукционные

Гидроакустические

Лаги всех систем из-за конструктивных недостатков имеют погрешности в показаниях. Значение погрешности меняется с изменением скорости хода.

Поправка лага (Δ Л) – величина, которой надо исправить разность отсчетов лага (рол), чтобы получить истинное расстояние (S), пройденное судном.

Так же при помощи мерной линии.(рис.)

 

Вопрос

Широта – угол при центре Земли, образованный линией, проходящей через точку наблюдателя и плоскостью экватора. Измеряется дугой меридиана от экватора к полюсу до параллели наблюдателя, от 0° до 90° и имеет наименования N (норд) или (северная) и S(зюйд) или (южная).

Пример: φ = 40°15‘, 0 N

φ = 40°15‘, 0 S

При расчетах северной широте присваивается знак «+», южной широте знак «-».

 

Долгота – двугранный угол между плоскостью гринвичского меридиана и плоскостью меридиана наблюдателя.

Измеряется дугой экватора от нулевого (гринвичского) меридиана до меридиана наблюдателя, от 0° до 180° и имеет наименования Е(ост) или(восточная) и W (вест) или (западная).

Пример: λ =45°38‘, 0 Е

λ = 123°15‘, 0 W

При расчетах восточной долготе присваивается знак «+», западной долготе знак «-».

 

Вопрос

• Магнитный курс – угол между северной частью магнитного меридиана и ДП судна.

• Магнитный пеленг – угол между северной частью магнитного меридиана и направлением на объект.

• ИК = МК ± d

• ИП = МП ± d

Вопрос

Nм – магнитный меридиан

Nи – истинный меридиан

 

Н – горизонтальная составляющая магнитного поля

Z – вертикальная составляющая магнитного поля

Θ – магнитное наклонение

d – магнитное склонение

 

Вопрос

Направления, определяемые относительно компасного меридиана, называются компасными. Угол между нордовой частью компасного меридиана и линией курса называется компасным курсом (КК). Угол между нордовой частью компасного меридиана и линией пеленга (от компаса к ориентиру) называется компасным пеленгом (КП). ОКП—обратный компасный пеленг, величина, отличающаяся от КП на 180°.

МК = КК + δ
МП = КП + δ

Вопрос

РИСУНОК ЗЕМЛИ (меридианы+Гринвич+наблюдатель+параллели)

 

Вопрос

Для уменьшения влияния движения судна на точность определения места измерение расстояний должно производиться возможно быстрее и следует начинать с ориентира, находящегося близко к траверзу. При этом надо измерить пять расстояний, подобно взятию пяти пеленгов при определении места по трем пеленгам. Измерив по два раза расстояния до первого и второго ориентиров, полученные величины складывают и находят среднее расстояние до каждого из этих ориентиров, а до третьего ориентира расстояние измеряют один раз. В момент его измерения замечают время и отсчет лага.

При определении места судна на карте по трем расстояниям дуги окружностей могут образовать в пересечении треугольник погрешности. Если треугольник небольшой, место судна принимают в его центре, а если велик, задаются некоторой величиной ошибки ED и получают на карте новый треугольник погрешности. На рис. 80, а пунктирными линиями показан треугольник погрешности abc, полученный от пересечения дуг трех окружностей с радиусами, равными расстояниям до ориентиров М1М2М3. После прибавления величины ED к измеренным расстояниям получим второй треугольник погрешности а1b1с1 такой же формы, но больших размеров. Соединив вершины сходственных углов двух полученных треугольников, в их пересечении получим место судна.

 

Вопрос

Под влиянием ветра и вызываемых им волнения и течения движущееся судно отклоняется от намеченного курса и изменяет свою скорость. Рассмотрим влияние ветра на движущееся судно на следующем примере (рис. 48). Предположим, что судно движется каким-то курсом ИК со скоростью по лагу vл и на него воздействует наблюдаемый (кажущийся) ветер Kw со скоростью w под углом q. Равнодействующая давления ветра на судно, равная вектору A, приложена к центру парусности судна и составляет с его диаметральной плоскостью угол у.

Разложим равнодействующую давления ветра А на две составляющие X и Z. Сила X направлена по диаметральной плоскости и равна X = A cosy, она оказывает влияние на скорость судна относительно воды (в данном случае уменьшает скорость) vл.

Сила Z направлена перпендикулярно диаметральной плоскости, Z = A.siny и вызывает боковое смещение — дрейф судна с линии курса со скоростью Vдр.

Сложив геометрически скорости судна по лагу vл И дрейфа удр, получим вектор действительной скорости судна относительно воды v0, по направлению которого происходит фактическое перемещение судна при действии этого ветра.

 

Вопрос

Судовая коллекция карт и книг комплектуется в соответствии с приказом

судовладельца с учетом района плавания судна и его изменений.

Капитан судна имеет право дополнить установленную коллекцию по

своему усмотрению, в том числе и иностранными изданиями.

По заявкам капитана судно снабжается изданиями, откорректированными

электрорадионавигационными камерами (ЭРНК) судовладельца, на день

получения. При необходимости, доснабжение судна на рейс выполняет

ЭРНК того порта, где находится судно.

Каждой карте присваивается судовой номер, под которым она числится на судне и учитывается в специальном журнале.

Судовой номер проставляется на оборотной стороне карты в нижнем углу цифрами в круге:

  1. Комплекты карт и книг:

- по маршруту, закрепленному за судном;

- между определенными портами;

- на очередное рейсовое задание;

- каталоги карт и книг;

- сводные описания режима плавания на морях, омывающих берега РФ.

  1. Карты и книги, которые могут быть использованы в предстоящем плавании

в случаях отклонения от намеченного пути или непредвиденного захода в порт.

3. Все остальные карты и книги, входящие в судовую коллекцию.

 

Вопрос

Морская миля (миля) (М) – длина дуги меридиана, равная 1‘, составляет 1852м.

Кабельтов (кбт) – 0, 1 часть морской мили, составляет 185, 2 м.

Морская сажень – 0, 01 кабельтова, составляет 1, 8м (6 футов).

Фут – 1/6 часть морской сажени, составляет 0, 3м.

Метр (м) – 1/40 млн часть парижского меридиана, составляет 3, 3 фута или 0, 55 морской сажени.

Ярд – 0, 9м.

Узел (узл) - единица скорости (1\120 мили за 0, 5 мин.), равная 1 миле в час.

Вопрос

Разность широт (РШ) двух точек измеряется дугой меридиана между параллелями этих точек. Вычисленной РШ приписывается наименование «к N» или «к S», или присваиваются знаки «+» или «-» соответственно.

РШ = φ 2 – φ 1

Разность долгот (РД) двух точек измеряется меньшей из дуг экватора между меридианами этих точек. Вычисленной РД приписывается наименование «к Е» или «к W», или присваиваются знаки «+» или «-» соответственно.

РД = λ 2 – λ 1

Вопрос

  1. Подбор карт и книг для плавания.
  2. Расчет протяженности и продолжительности рейса.
  3. Изучение района плавания и подъем карт.
  4. Составление графического плана рейса.
  5. Предварительная прокладка.
  6. Составление справочных материалов на рейс.

 

Подбор

  1. В разделе «Карты» на сборном листе, охватывающем весь район плавания (порт отхода и порт прихода), карандашом наметить маршрут.
  1. Выписать номера генеральной, путевых, частных карт и планов, через которые проходит маршрут.
  2. По выписанным номерам отобрать карты из судовой коллекции.

4. В разделе «Книги» по сборным листам выписать необходимые

Руководства и пособия.

  1. Все подобранные карты и книги откорректировать на день выхода.
  2. О проделанной работе доложить капитану.
  3. Отобранные карты уложить в верхний ящик штурманского стола

в порядке пользования.

 

Расчет протяженности и продолжительности рейса производится

на генеральной карте по рекомендованным курсам и средней скорости.

Затем прибавляется время:

• на прохождение узкостей, каналов и лоцманскую проводку;

• на каждую швартовную операцию.

Результаты расчетов свести в таблицу.

Изучение

  1. Навигационно-гидрографическая характеристика района.
  2. Гидрологические особенности района.
  3. Метеорологическая характеристика района.
  4. Правовые и информационные вопросы.
  5. Возможности контроля места судна.
  6. Сведения о местах укрытий.
  7. Сведения о портах захода.

Подъем

• Выделить цветным карандашом предостерегающие изобаты;

• Оконтурить цветным карандашом все навигационные опасности,

лежащие вблизи маршрута, и нанести ограждающие их изолинии.

• Выделить секторы маяков, ограждающие навигационные опасности.

• Выделить безопасные отличительные глубины и банки.

• Отметить искусственные и естественные створы.

• Отметить ориентиры, пригодные для определения места.

• Привести магнитное склонение к году плавания.

• Нанести и выделить запретные и опасные для плавания районы,

места интенсивного движения судов, паромные переправы.

• Отметить границы районов действия особых правил плавания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Одновременное развитие 1 и 2 сигнальных систем у ребенка до 3 лет | Метод гражданско-правового регулирования.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.