Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика рисунка ткани






Рисунок поверхности материала раз­личается в зависимости от способа выработки ткани или ее отделки, и может быть получен:

- посредством ткачества;

- при помощи печати, набивки, росписи;

- при помощи дополнительной технологической обработки.

В художественной практике декоративный рисунок чаще всего обозначается, словом «орнамент». Слово «орнамент» заимствованное с латинского ornamentum – украшение, обозначает художественное украшение, узор, для которого характерно ритмичное расположение элементов и мотивов.

В практике текстильного производства для обозначения рисунка ткани используются другие термины и понятия, и прежде всего, такие как узор, паттерн и принт.

Рисунок ткани, полученный посредством ткачества (определенного переплетения нитей) называется ткацким узором или узорьем.

Узор (uzor) – это рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней и т.п. или сложное переплетение, живописное расположение чего-либо.

Паттерн (pattern – образец, шаблон, система) – это орнамент, основанный на шаблонном повторении одного элемента, группы элементов или целой композиции в определенном порядке. Все элементы паттерна тематически схожи и направлены на выражение определенной идеи.

Принт (print оттиск, печать ) – изображение (рисунок, надпись или фотография), нанесенное определенным способом (вышивка, прямая печать, трансфер) на ткань или другую поверхность. Принт это обобщающее понятие, обозначающее любой рисунок на ткани. Значение слова «принт» не предполагает правил размещения рисунка, и в отличие от паттерна, не обязательно строится на повторах и комбинациях.

Т.е. применение этих понятий зависит от способов получения рисунка и характера его расположения.

По характеру организация композиции рисунка, различают ткани:

- раппортные – композиция состоит из орнаментального мотива, который повторяется через равные интервалы по горизонтали и по вертикали (интервалы горизонтали и вертикали могут различаться). Характер композиционного решения может определяться размером раппорта, который может иметь различныю величину. Различают ткани:

- мелкораппортные;

- среднераппортные;

- крупнораппортные;

- каймовые – вырабатывают с непрерывной орнаментальной полосой вдоль одной или обеих кромок;

- купонные – разновидность рисунков, разрабатываемых художниками и дизайнерами для дорогих тканей и имеющих большой раппорт по вертикалии. Рисунок печатается, как законченная композиция, в размер будущего готового изделия. Размеры купонных рисунков произвольны, узор даже может не повторяться и заполнять все изделие. Ткани с такими рисунками требуют специального раскроя, так чтобы рисунок не был разрезан.

- сюжетные – сложные по композиционному построению рисунки тканей изобразительного характера, разворачивающиеся в сюжет. Представлены в виде монокомпозиции, без повтора. Крайне редко используются в производстве тканей для одежды. Наиболее часто встречается в гобеленах, ковровых изделиях, текстильных аксессуарах и термотрансферных изображениях.

В зависимости от площади, занимаемой рисунком, различают ткани:

- белоземельные, в которых цветной рисунок занимает 30-40% площади ткани;

- полугрунтовые – 40-60 % площади;

- грунтовые – более 60 % площади ткани.

В зависимости от величины мотива различают:

Мелкофигурные рисунки состоят из небольших (1 - 2 см) геометрических фигур (ромбиков, звездочек, кружков и др.), рисунков детской тематики (игрушки, фрукты), мелких цветов и других, разбросанных по поверхности ткани.

Крупнофигурные рисунки отличаются разнообразием форм и расцветок: крупные геометрические узоры, крупные цветочные узоры, крупные фигуры детской тематики.

Узоры, принты и паттерны по характеру мотивов можно условно разделить на две группы:

- изобразительные, в основу которых положены объекты реального мира – растения, животные (зооморфные мотивы), пейзажи, изображения человека (антропоморфный мотив), различные предметы;

- неизобразительные – геометрические элементы, абстрактные и психоделические изображения, которые первоначально могли иметь реальный прототип, но изменились до неузнаваемости.

Рассмотрим наиболее известные традиционныевиды узоров, принтов и паттернов.

Геометрические узоры и принты на тканях

Полоска

Сначала полоски появились на керамических изделиях: они образовывались при их изготовлении на гончарном круге и впоследствии стали окрашиваться в различные цвета. Затем полоски стали использовать для декорирования тканей.

Узор ткани полоска был известен уже в Древнем Египте: головной убор фараона изготавливался из ткани в синюю и золотую полоску. У славянских народов бытовала многоцветная полосатая ткань под названием «пестрядь»: рисунок на ней был обусловлен тем, что пряжа в крестьянском хозяйстве периодически заканчивалась, а купленные на торгах нити отличались по цвету.
Современные ткани в полоску разнообразны по цветовым решениям, ширине полосок и расстоянию между ними. Выделяются следующие варианты:

Полоски в морском стиле – регулярные полоски в ограниченном цветовом диапазоне, характерном для этого стиля: сочетания синего, черного или красного с белым цветом.

Сорочечная – классическая узкая полоска, шириной не более 3 мм.

Просновка – тонкая полоска контрастного цвета шириной в 1-2 нити.

Райе – ткань, имеющая долевые полосы различной ширины. Главное отличие этого узора – контрастность полос. Сейчас его удачно разбавляют различной шириной полосок, но это не является обязательным элементом.

Пинстрайп – это классический рисунок ткани, состоящий из широко расположенных тонких полос. Термин чаще всего используют применительно к элитной костюмной ткани. Расцветка такого рода ассоциируется с консерватизмом строгого делового костюма.

Меандр – орнамент в виде ломаной линии в виде связанных между собой прямых углов, имитирующих сложную кромку морского берега.

Клетка

Клетка – один из самых популярных видов рисунков на ткани: первые упоминания о ней датируются III веком нашей эры. Ткани с рисунком в клетку получили общее название «шотландка», потому что они родом из Шотландии. Плотная шерстяная ткань в клетку в этой стране стала знаком клана: каждый род имел определенный по цвету и размеру рисунок клетки, называемый «тартан», которых в настоящее время насчитывается 2200 вариантов

Клетка отличается большим разнообразием построения и может быть простой, образованной пересечением однообразных полос, и сложной, образованной из полос разной толщины и окраски. Наиболее известными считаются следующие виды:

Гленчек – общее название тканей в клетку, чаще применимое для обозначения мелкого рисунка. Плетение Глен англ. Glen Plaid – это способ переплетения нитей, в результате которого получается ткань, напоминающая ломаную клетку, с чередующимися тёмными и светлыми блоками 2 на 2 и 4 на 4.

Если на переплетение гленчек накладывается ещё одна большая клетка, контрастного цвета, то этот тартан называют «Принц Уэльский» (виндзорская клетка).

Английская клетка – яркий клетчатый рисунок на шерстяных костюмных тканях, используемый в изделиях классического стиля. Цветовая гамма включает черные, серые и коричневые тона, в сочетании с яркими синими, красными, зелеными тонами.

«Виши» - рисунок в мелкую клетку, появившийся в 1850 г. и названный в честь французского города. Предполагает сочетание клетки двух контрастных цветов (один из которых чаще всего, белый), с пестротканой, образованной переплетением нитей тех же цветов.

«Куриная лапка» («пье-де-кок»), «гусиная лапка» («пье-де-пуль») – двухцветный, контрастный рисунок на ткани в виде деформированной клетки, с вытянутыми углами – получаемый путем переплетения нитей; ткани с таким рисунком ввела в моду Коко Шанель в 20-40-е годы XX столетия. В Англии и Финляндии этот рисунок более крупных размеров называется «собачий зуб».

«Пепита» – образован ромбами с вытянутыми деформированными углами в виде завитков, напоминает куриную лапку. Родом из Испании.

«Мадрас» - плотная хлопчатобумажная ткань с печатным рисунком многоцветной клетки крупного размера с асимметричным решением композиции; названа в честь большого промышленного города Индии.

Ромбы

«Argyle» (Аргайл) – узор на материале из связанных между собой отдельных ромбов, используемый чаще всего в трикотажных изделиях. Название произошло от местности в Западной Шотландии.

«Ёлочка» – рельефная расцветка костюмной ткани или драпа в виде ломаных линий, напоминающих положение игл на елке, образуемый переплетением различных по цвету нитей основы и утка по типу ломаной саржи.

Горохи, гошек

Рисунок на ткани, основным элементом которого являются круги разного или одинакового размера. Рисунок, как правило, контрастный по отношению к фону.

Ткани в мелкий горошек получили распространение в женском костюме в конце XVIII века. Современная мода обязана популяризации этого мотива в оформлении тканей Ив Сен Лорану, который считается «Королем горошка»: он активно использовал рисунок в 70-х годах в деловых жакетах и романтических платьях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.