Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие личности в дошкольном детстве. Формирование личности дошкольника как становление базиса личностной культуры.






С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка. В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции.

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.

В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.

Базис личностной культуры - собственно человеческое начало в человеке, средоточие общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина и др.) и средств жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему).

Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени. Приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей. При этом процессы обучения и воспитания в дошкольном возрасте могут быть разделены только условно.

Становление личности складывается в дошкольном детстве не одновременно и находятся в постоянном изменении и развитии. В дошкольный период детства на основании оценок окружающих — взрослых и сверстников — у ребенка возникает образ самого себя, своего «Я». Этот процесс сопровождается отделением самого себя и своей деятельности от взрослого, появлением собственных желаний, стремлением к самопознанию. У ребенка возникает осознание своего места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. В то же время он начинает понимать ограниченность своих возможностей, понимать, что ему еще нужно учиться. Важнейшей чертой формирующегося самосознания ребенка является чувство собственного достоинства, которое наиболее ярко проявляется в умении соблюдать известную дистанцию между собой и окружающими детьми и взрослыми. Достоинство выступает уже в дошкольном возрасте как ценное качество личности, которое требует поддержки и охраны.


30. Значение науки «Дошкольная педагогика» и дошкольного образовательного пространства.

Дошкольная педагогика это наука о закономерностях развития, воспитания и обучения детей от рождения до поступления в школу. В круг вопросов, которые изучает современная дошкольная педагогика входят: а) изучение процессов воспитания и обучения, их цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; б) влияние воспитания и обучения на развитие ребенка, формирование его личности; в) разработка образовательных программ, способов их реализации; г) определение тенденций и перспектив развития системы дошкольного образования; д) создание концепций воспитания, разработка на их основе образовательных стандартов; е) исследование особенностей образовательного процесса в дошкольных учреждениях разного типа.

Теоретическая функция дошкольной педагогики реализуется на трех уровнях:

·описательный уровень, который реализуется через изучение педагогического опыта в дошкольных образовательных учреждениях;

·диагностический уровень направлен на выявление состояния педагогических явлений, эффективности деятельности педагога и его воспитанников, установление причинно-следственных связей, их обеспечивающих; прогностический уровень обуславливает экспериментальное изучение педагогической действительности и построение соответствующих моделей дошкольного образования.

При реализации теоретической функции дошкольной педагогики раскрывается сущность педагогических явлений, степень их эффективности и обоснованность предполагаемых изменений. На данном уровне описываются теоретические основы воспитания и обучения дошкольников, модели дошкольного образования, их концептуальность и научная состоятельность.

Для теории дошкольной педагогики особое значение может иметь понимание образовательного пространства как одной из граней современного мира. Это целостная, интегрированная по своей сути единица сложно структурированного и неоднородного мирового пространства, где осуществляется процесс трансляции культуры новым поколениям. Философско – педагогическое осмысление понятий «образовательное пространство», «образовательная среда» дает возможность выявить проблемы, решение которых, по мнению М.В. Крулехт, позволит более успешно интегрировать российское дошкольное образование в современное образовательное пространство.

В существующей психолого-педагогической литературе понятие «образовательное пространство ДОУ» имеет ряд трактовок. Так, например, по определению М.Д. Маханевой, С.Л. Новоселовой, О.В. Пастюк образовательное пространство – это: система занятий по развитию способностей детей; способность к диалектическому мышлению педагога; ориентация на зону ближайшего развития детей; создание условий и средств организации обучения и развития; технология обучения: методы и приемы, формы, средства обучения; проблемности обучения; наблюдение за окружающим миром; система упражнений, активизирующих речевое и творческое развитие.

В соответствии со ст. 12Федерального закона от 29.12.2012 № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное пространство разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.