Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таким образом,,к наиболее общим и важным признакам при­роды игры относятся роли играющих,через которые дети обес­печивают динамику игры. 1 страница






Игровые роли, как правило, определяютнаружный срез по­ведения ребенка. Благодаря ролям в игре дети осваивают опыт культуры в целом. Готовых ролей в игре нет. Сценарий роли каждого предопределяется сюжетом игры, а раскрытие ее зави­сит от конкретного опыта ребенка.

Игровые начала ролей бесследно не исчезают. Их потенции долго хранятся в жизни #ебенйа, помогают ему иво взрослости. Игровая роль построена на жажде признания, в столкновении игровых ролей — эволюция играющих.Ребенок неактер бук­вально, его роли —* это н& йв. Но наив очень важный. Детив иг­рах предельно искренни, хотя мотивы их поведения могут быть скрытыми. Роль или новая позиция и есть " душа игры", как ее называл А.С. Макаренко.

Орнаментальный элемент игры

Возможно, это название не совсемточно. Орнамент (от лат. огпатеп^ит) — украшение. Мы понимаемпод орнаментальным элементом игры сопутствующие ей важные приметы — сущ­ностные и технологические. Это язык игры (понятийность, рече­вой словарь); музыка, танцы, ритмика, еслиони входят в кон­текст игры; игровые жесты; фольклорные " говорилки", считал­ки, жеребьевки, дразнилки, речевки, подковырки и т.п. Мы бы

отнесли к данному элементу также игровые аксессуары (костю­
мы, бутафорию, атрибуты). -,......,...

Игровая орнаменталика — обязательный, но не конституиру­ющий признак игры, это, скорее, часть символизма игры. В не­которых исследованиях (Гетцер, Котетишвили, Пиаже) вопрос о символизации рассматривается лишь в отношении замещения предмета на предмет. Но существуют и иные замещения. Есть игры, которым необходим хоровод (" разрывные цепи"), игры, проведение которых связано с хороводным движением и испол­нением песен (" ручеек", " каравай"). Большинство ролевых игр дошкольников и учащихся младших классов также проводится под музыку и требует игрушек, особенно кукол. Одна и та же иещь заменяется другими сходными предметами, символизиру­ющими реальные вещи.

Переходя от игр, содержанием которых было воспроизведе­ние предметных действий, к играм, воспроизводящим отноше­ния, дети включают в них активно игровой словарь, жестикуля­цию, мимику, необходимую по условиям игр (закрыть, глаза, от­вернуться, произвести счет и т.п.). Исследования А.Р.Лурия и Ф.Я.Юдович^ свидетельствуют, что речь детей в игре активно входит в ее орнаменталику. Хореография, подтанцовки, миманс, специальные игровые песенки, ритмика, амулеты органично входят в ту или иную игру, придавая ей эмоциональность, воз­действуя на предчувствия, предугадывания, воображение, фан­тазию, что и порождает ощущения удовольствия и счастья от игры. Д.Б.Эльконин в своей статье " Символика и ее функции в игре детей" приводит слова из записной книжки Л.СВыготско-Ро: " Путь от игры к внутренним процессам в школьном возрасте внутренняя речь, вращивание, логическая память, абстракт­ное мышление (без вещей, но в понятиях) — есть главный путь развития, кто поймет эту связь, тот поймет главное в переходе от дошкольного к школьному возрасту" ^7.

Орнаментальные компоненты игрыэто ее фрагменты. Они способствуют созданию игровой ситуации, эстетики и символики игры, они есть часть общей природы и структуры детской игры, ее импровизированного характера.

Все вышеназванные структурные элементы игры подвижны, они изменяются вместе с развитием игровой деятельности детей, и они же изменяют сами игры.

ГЛАВА IV

ВИДЫ ИГР, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

§ 1. Подходы к классификации

Чтобы игры стали подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, необхо­димо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообра­зие игр. Детская жизнь может быть интересна и содержательна, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж. Разумное разнообра­зие игр ценно еще и потому, что в этих условиях становится возможным решение больших воспитательных задач — отноше­ния детей друг с другом, усвоения норм жизни в детском воз­расте, формирования характера и т.п. Возможности каждого ре­бенка лучше всего видны, если он участвует в разнообразных развлечениях. Дети играют " в войну", " дочки-матери", футбол и хоккей, " третий лишний" и лапту, шахматы и домино, " мор­ской бой" и т.д. Существуют тысячи разнообразных игр, в ос­новном хороших и полезных. Известны игры, рассчитанные только на конкретный возраст. Есть игры без возраста, в них играют и дети и взрослые. Существуют и такие, в которые игра­ют лишь взрослые люди (сложные карточные игры, любовные игры и др.). Считается, что у взрослых игры " для того, чтобы", у детей — " потому, что". Есть игры, приходящие и быстро ухо­дящие из практики. Есть игры, восходящие на " Олимп вечнос­ти", насчитывающие сотни, а то и тысячи лет своей истории (шахматы, карты, бильярд, футбол, хоккей и др.).

Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные вариан­ты. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают из­вестные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм. Это для них всегда творческая изобретательская деятельность. Национальные игры легко усва­иваются мировым сообществом. У них фактически нет границ и преград. Игры способны сближать целые народы. Порою " эпиде­мия" какой-то из них охватывает целую школу, квартал, город, страну, все цивилизованные страны. Достаточно вспомнить из­вестный кубик-рубик или аэробику. Дети очень восприимчивы к игровой " инфекции". Стоит, например, ребенку сделать воздуш­ный змей, запустить его высоко в небо, как это послужит сигна­лом к коллективному игровому творчеству многих детей.

Анализ игр можно проводить на широком историческом фо­не, так как они передаются от поколения к поколению. Отдель

 

пне игры, даже целые типы игр, не меняются, другие меняются сильно, выделяют варианты. Различные культуры и социальные классы имеют свои излюбленные игры. С одной стороны, они могут забываться в силу различных социальных причин, ухо­дить совсем из практики человека, сокращаться количественно; О другой стороны, количество игр растет по мере цивилизации досуга, создания индустрии развлечений. Они способны восста­навливаться, возрождаться, как птица Феникс. Игрой могут становиться утилитарные явления прошлого. К примеру, су-| шествовавший как атрибут охоты и войны арбалет (метательное оружие, усовершенствованный лук, употреблявшийся до изобре-I тения огнестрельного оружия в средние века и ранее) стал в XX столетии аксессуаром досуга, игры, спорта. Правда, известно, что в этом значении его использовали женщины в период Сред­невековья. В России арбалет был известен как самострел во вре­мена Ивана Грозного. Арбалет как игра возрожден эстонскими спортсменами в конце 70-х гг. нашего века. В 90-е гг. он рас-| пространен в досуговой практике 30 стран; в наше время прове-[ доно уже немало международных состязаний, созданы сотни клубов арбалетчиков. Поэтому понятна тенденция разобраться в игровом многообразии, навести здесь " порядок", а именно клас­сифицировать их, создать научно-методическое обеспечение каждого вида, класса игр отдельно^.

Сложность классификации игр заключается в том, что они кок и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса любой новой формации, идео­логии разных социальных групп. Обогащение культуры досуга мсегда служит предпосылкой развития общества. Но это обога­щение может быть противоречивым, на него способны воздей­ствовать принуждения, запреты, мода и т.п. Игровой элемент присутствует буквально во всех видах деятельности человека. 1||> акцентированные игры присутствуют преимущественно в до­суге. Они отражают общечеловеческие, национальные, этногра­фические, географические, исторические и местнотерриториаль-и|.к- приметы. Сложность классификации игр также в том, что они отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но прежде всего целями. Игры с одинаковыми правилами, информационной ба-■ " И могут быть весьма разными, так как используются в разных Цплях: в одном случае — для анализа функционирования систе­мы, в другом — для обучения учащихся, в третьем — в качест­во тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, и четвертом — для развлечения и т.д.

Детские игры за весь период советской формации не собира-Шсь, не обобщались, значит, не классифицировались. Прав из-

вестный психолог А.Н.Леонтьев, утверждавший: "... чтоб подойти к анализу конкретной игровой деятельности ребенка, нужно встать на путь не формального перечня тех игр, в кото­рые он играет, а проникнуть в их действительную психологию, в смысл игры для ребенка. Только тогда развитие игры высту­пит для нас в своем истинном внутреннем содержании" 2. Дей­ствительная психология" и смысл игры противоречивы и много­мерны, но в каждой игре (типе, виде., классе) заложены челове­ческой практикой те " опоры", которые определяют ее место в жизни человека, ее значение и назначение.

Универсальная интрига любой игры — победа над собой: фи­зическая, духовная, интеллектуальная, творческая, любая. На­слаждение от процесса (иногда от результата) победы над собой в этом мире. Никакие иные победы ребенка не идут в сравнение с этой. Потому игры так любимы детьми.

В них сфокусированы динамические процессы жизни: устремление к желаемому (перспективы игры), полет мысли, мышечная разрядка, слияние с ритмами природы, " игра слу­чая" и т.д.: Большинству игр присущи четыре главные черты:

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого про­цесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);

творческий, значительно импровизационный, очень актив­ный характер этой деятельности (" поле творчества");

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, " эмоциональное напряжение");

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содер-1 жание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Классифицировать игры — это создать (соединить) порядки
игр, соподчиненных их назначением, составленных на основа
учета принципиальных и общих признаков и закономерных свян
зей между ними. Классификация игр должна позволить ориен*
тироваться в их многообразии, дать о них точную информацию. 1
В основе любой классификации присутствуют видовые приз*
наки объекта. [Вид — видимое. Вид — одна из таксономический
категорий. Иногда его соотносят с рангом, разрядом, группой]
Вид обращает внимание на принципиальное отличие данного
объекта от других. Вид включает в себя разновидность, вариан!
вида. ^

Тип — образец, форма чего-либо, единица расчленения, груп па предметов, явлений, объединенных внешними или внутрен

2 ними чертами, стандартность свойств объекта. Тип — обобщен­ный образ, в данном случае игры.

К понятию классификация" относят термин (категорию) " класс". Класссовокупность, группа предметов, явлений, об ладающих общими признаками, уровнями, в зависимости от которых определяется место объекта в ряду себе подобных, система соподчиненных явлений, нечто устоявшееся, " класси­ческое", общепризнанное, в соответствии с чем идет классифи нация. Он отражает место объекта в ряду ему подобных.

По отношению к классификации феномена игры, с нашей точки зрения, логичнее всего использовать понятие " вид", имен­но оно отражает сущность игры, вбирает в себя типы, образцы, формы. Понятие " класс" методологически не соответствует явле­нию игры.

Крупнейший авторитет в области детства польский педагог Я.Корчак сетовал на то, что " даже игры, как нечто серьезное, не дождались солидных клинических исследований" 3. Исследо-пать необозримое количество вариаций, стратегий игр, соответ­ствующих определенным возрастам, или безвозрастных игр дей­ствительно очень сложно. И все-таки такие попытки предприни­мались.

Мы сошлемся лишь на двух авторов — К.Гросса и А.Гомм. 1С.Гросс подразделяет игровые явления на четыре группы: бое-ные, любовные, подражательные, социальные. Группировка игр ВО таким видам построена на разнородных критериях, прежде всего на идее социальной деятельности^. Английская исследова­тельница игр А.Гомм делит все игры на две группы: игры дра­матические и игры, построенные на " ловкости и удаче" 5.

У А.Гомм игры драматические имеют пять горизонтальных приемов оформления: линейное, круговое, арочное, спиральное и произвольное. По вертикали Гомм разбивает игры на 25 руб­рик: игры свадебные; игры, построенные на ухаживании и люб-ни; игры " в крепость"; погребальные игры; земледельческие; торговые; религиозные; табу; природные; игры с угадыванием; колдовством; жертвоприношением; подражание спорту; подра­жание животным; игры с ведьмами и похищением детей; рыбо­ловные; сбивание масла; угадывание; борьба и состязание; игры < ■ пением и танцами; игры в прятание и поиски; чехарда; жмур­ки; фанты; игры с мячом. Эта классификация дана вне какой-либо логики.

В литературе советского периода классификацию игр сделал и начале 30-х гг. собиратель игр В.Всеволодский-Гернгросс, ко­торый весь мир игровых явлений разбил на три основных фор-

мальцых вида, соприкасающихся каждый с особой категорией общественной практики: игры драматические, спортивные и ор­наментальные. Кроме того, он выдвигает еще три промежуточ­ных типа: спортивно-драматические, орнаментально-драматичес­кие и спортивно-орнаментальные, считая их самыми распрост­раненными играми. Гернгросс в своем сборнике " Игры народов СССР" 6 классифицирует по сути народные игры (обозначая их как так называемые народные — СЛ1.), т.е. игры крестьянства и " бывших в угнетении у царского правительства народов", в том классово недифференцированном составе, в каком их пони­мала буржуазная этнография" 7. Классовый подход Гернгросса научно наивен. Так, драматические игры он делит на 1) игры производственные: охотничьи и рыболовные, скотоводческие и птицеводческие, земледельческие, 2) игры бытовые: обществен­ные (война, власть, торговля, школа и др.) и семейные; 3) игры орнаментальные; 4) игры спортивные: простые состязания, со­стязания с вещью. И все-таки в целом работа Гернгросса моног-рафична и содержит большой фактический материал.

Я.Корчак в книге " Как любить ребенка" представляет свое видение разновидностей игр и выделяет отдельно хороводы, спо­койные игры, игры на проверку силы и знаний. М.С.Коган вы-дедяет " игр14 как таковые" (игры в прятки, в лапту) и " игры художественные" *.

Наилучший системный подход к классификации игр сделан Е.И.Добринской и Э.В.Соколовым, которые классифицируют иг­ры " по содержательному признаку" (военные, спортивные, худо­жественные, экономические, политические); " по составу и коли­честву, участников" (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые); " по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют" (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие и др.).

Данные авторы различают игры " по их основной направлен­ности". Они же к особому виду технической игры относят игро­вые автоматы. Наконец, Добринская и Соколов выделяют также игровые методы обучения^.

Попыток классификации игр немало. Большинство из них либо интуитивны, либо делаются на конкретно собранном мате­риале игр, специально " под этот" материал. В педагогической энциклопедии читаем: " В педагогической литературе принято различать игры предметные, сюжетные, подвижные и дидакти­ческие. В свою очередь, сюжетные игры делятся на ролевые,

" режиссерские" и игры-драматизации" ^0. Такой подход явно не охватывает все богатство игровой практики, он давно устарел.

Можно принять за аксиому общепринятый подход делить все игры детей и взрослых на две, а с нашей точки зрения, на при большие группы:

1. Игры с готовыми " жесткими" правилами.

2. Игры " вольные", правила которых устанавливаются по
ходу игровых действий.

3. Игры, в которых наличествуют и свободная игровая сти­
хия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникаю­
щие по ее ходу.

Данное деление частично условно, так как практически в лю­бой игре есть " вольное" творческое начало и присутствуют пра-нила или наметки правил.

Каждый блок или вид игр следует различать (что и делается на практике) по следующим принципиальным внешним и внут­ренним признакам (показателям, приметам, знакам, признани­ям). К внешним признакам игры мы относим ее содержание, форму, место проведения, состав и количество участников, сте­пень регулирования и управления, наличие аксессуаров. Дадим некоторые уточнения, связанные с делением игр по внешним признакам.

По содержанию. Содержание — определяющая сторона игры как таковой, оно представляет единство всех составных элемен­тов: ее свойств, внутренних процессов, основной идеи игры, ее смысла как социального явления. Содержание — это то, что со­держит в себе игра. Оно включает в себя фабулу, тему, интригу, ладачи игры. Содержание — это основная направленность игры. Но содержанию игры с готовыми правилами различают следую­щим образом: спортивные, подвижные, интеллектуальные (ди­дактические), строительные и технические, музыкальные (рит­мические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекцион-ные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.д.

По содержанию " вольные" (свободные) игры различаются по той сфере жизни, которую они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные; бытовые игры в профессию; эт­нографические игры и т.п. Есть позитивные социально-этичес­кие игры и асоциальные (игры на деньги и вещи, корыстные, криминальные игры, игры ложного риска, опасные для жизни, игры азартные, вульгарные и пустые). Содержание же дает ос­нование подразделять игры на самобытные (цельные) и ком­плексные, объединяющие в себе органично игры разного вида.

По форме. Как известно, форма в философской трактовке сеть способ существования и выражения содержания. Она озна

 

чает внутреннюю организацию содержания и связана с поняти­ем " структура".-Круг явлений, за которыми в науке и в быту установилось наименование игровых, достаточно велик и разнороден. Мы уже говорили, что имеют право на существование игры-танцы, игры-пантомимы, игры-песни, игры-театрализации, игры-хороводы, игры-ритуалы и церемониалы и т.п.^

Можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры:

собственно детские игры всех видов;

игры-празднества, игровые праздники;

игровой фольклор;

театральные игровые действа;

игровые тренинги и упражнения;

игровые анкеты, вопросники, тесты;

эстрадные игровые импровизации;

соревнования, состязания, противоборства, соперничества,

конкурсы, эстафеты, старты;

свадебные обряды, игровые обычаи;

мистификации, розыгрыши, сюрпризы;

карнавалы, маскарады;

игровые аукционы и т.д. В досуговой практике детей и взрослых сложились и утвер­дились наиболее структурно оформленные игровые модели, та­кие, как, КВН, " Поле чудес", " Что? Где? Когда? ", викторина и т.п.,, имеющие сюжетное пространство, ярко выраженную фор­му. Огромное влияние на возникновение новых игровых форм оказывает телевидение.

Интенсивное использование игр во второй половине XX сто­летия в качестве модели обучения дает основание подразделять игры на внеутилитарные и деловые (имитационные, организа-ционно-деятельностные, игры-маневры и т.п.). Первые есть собственно игры, вторые — модельно-обучающие, в которых иг-р, й — технологический способ обучения.

I По времени проведения. Время порождает специфические иг­ры, стимулирует их появление. Такие игры называют сезонны­ми или природными (зимние, весенние, летние, осенние). Их различают по объему времени (длительные, временные, крат­ковременные, игры-минутки).

По месту проведения. Это настольные (застольные), комнат­ные, уличные, дворовые игры. Игры на воздухе, игры на мест­ности (в лесу, в поле, на воде и т.д.), игры на празднике, игры на эстраде.

По составу и количеству участников. Различаются игры по возрасту, полу, составу, количеству участников. В этом плане

практикуются игры младших детей (младенцев, дошкольников), игры детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, в также игры взрослых людей. /Длительно употреблялись и в нозрастном и в идеологическом аспекте понятия " игры октяб­рят", " пионерские игры".

Объективно существуют игры мальчиков (подростков, юно­шей, мужчин) и игры девочек, девушек, женщин. В названных играх — особая рефлексия, особые традиции, особые приметы пола.

По количеству участников различаются одиночные, индиви­дуальные, парные, групповые, командные, массовые игры.

Достаточно большое количество игр не имеют жесткой адрес­ности, в них охотно играют люди разного пола и возраста. Сле­дует отметить, что из социального опыта постепенно уходят со­вместные, вневозрастные игры детей и взрослых.

По степени регулирования, управления. Существуют игры, предложенные, организованные взрослыми или школьником-ин­структором, затейником, игровиком, и стихийные, импровизи­рованные, экспромтные, возникшие спонтанно по прихоти детей (вольные, свободные, естественные, самодеятельные, самостоя­тельные).

По наличию или отсутствию необходимых для игры, аксес­суаров (инвентаря, предметов, игрушек, костюмов и т.п.). Различаются игры без предметов и с предметами (предметные игры — с мячом, веревкой, жгутом, битой и т.д.); компьютер­ные игры; игры-автоматы; игры-аттракционы и др.

К внутренним признакам игры относят способности индивида к игре и в игре: обособление, воображение, подражание, состя­зательность, перенесение, повторение, слияние с природой, им­провизация, имитация, риск, интенсивность поведения в игре, т.е. игры могут быть, к примеру, заданного типа или импрови­зационными, самобытными или подражательными, с меньшей или большей дозой риска, пассивного типа или активного, обо­собленные или открытые и т.п.

12

Й.Хёйзинга, впервые выдвинувший в литературе игры соци­ального характера — " высшие формы игры", предлагает вклю­чить в систему классификации модельно-социальные формы иг­ры: игру-эротику, игру-состязание, игру-правосудие, игру-театр, игру-поэзию, игру-дипломатию, игру-войну и т.д. Ему вторит американский психолог и психиатр Э.Берн (1902-1970), кото­рый считает, что природа в процессе эволюции установила до­статочно игровых трансакций такого типа, в частности, то, что называют сексом, он считает инструментом^ игрового поведения, ибо сексуальные игры — это упражнения в сексуальном привлечении, эксплуатации, победе, разрядке, наслаждении В

данном подходе в основе классификации социальных форм жиз­ни — игры лежат " сюжеты жизни": война, любовь, дипломатия и т.д. В этом плане правомерно говорить о парламентских или политических играх и т.п.

Классификация игр дает основание уточнить системы сопод­чиненных игр того или иного целевого назначения, позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, /их осмыс­ленного использования.

Вместе с тем важно помнить, что дело не в самой игре или ее игровом результате, а в том, в какие взаимоотношения и с кем вступает в ней ребенок, какие качества приобретает, чему учит­ся, что познает, что открывает в себе, как реабилитируется, са­мовыражается, воздействует на окружающий мир и т.п. Важно знать, что играявление многомерное, она редко выражает до конца ту или иную тенденцию, расчет и мастерство здесь стыкуются с фактором случайного везения; что подражание и творчество взаимосвязаны; что правила дети модернизируют (усложняют, ослабляют) в игре; что заданность прерывается им­провизацией; что игра насыщена элементами труда, искусства, двигательностью, познанием и др.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлека-тельно-реактивньщи возможностями. В том и состоит феномен игры, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна пере­расти в игру-творчество, в игру-обучение, в игру-терапию, в иг­ру-модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Она является основой досуга, его квинтэссенцией, потому что не задается и не ограничивается конкретным содержанием — те­мой детских игр может быть буквально любая деятельность че­ловека. /Но она же способна сохранять свою самоценность как своеобычный вид деятельности, например выступать в виде квипрокво (путаница, недоразумение, мистификация, нелепи­ца).

Классификация игр как отражение известной и непредсказу­емой деятельности, регулирующей творческую активность инди­вида, предопределяющей весь духовный потенциал человека в труде, учении, досуге, представляется нам задачей важной и перспективной. Игры в настоящее время выходят на новый, вы­сокий уровень, используются разнообразно и результативно. Не отрицая иных подходов к их классификации, мы за ее основу предлагаем взять человеческую деятельность, которую игры от­ражают, базовые виды которой они в значительной степени мо­делируют. С одной стороны, такая деятельность, ее вертикаль­ные и горизонтальные связи — это досуг (собственно игра), поз­нание, труд, общение, с другой — это психо-физическая интел­лектуально-творческая и социальная деятельность, взаимопро­никающие друг в друга, имеющие свои модельности, структуры, функции, элементы, результаты. С этой позиции мы делим все детские игры на следующие виды: 1. Физические и психологические игры и тренинги:
двигательные (спортивные, подвижные, моторные);
экстатические, экспромтные игры и развлечения;
освобождающие игры и забавы;

лечебные игры (игротерапия).

2. Интеллектуально-творческие игры:
предметные забавы;
сюжетно-интеллектуальные игры;

дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, поз­навательные);

строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры-автоматы (кно­почные игры); игровые методы обучения.

3. Социальные игры:

творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссер­ские, игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организа­ционно-коммуникативные, организационно-мыслитель­ные, ролевые, имитационные).

4. Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая
деятельность). ~~]

При любой классификации игр, в том числе вышеназванных, необходимы поиски форм, являющихся синтезом разных игр де­тей. Многообразие видов, типов, форм игр неизбежно, как неиз­бежно многообразие жизни, которую они отражают, как неиз­бежно многообразие, несмотря на внешнюю схожесть, игр одно­го типа, модели. Рассмотрим кратко названные виды игр.

§ 2. Физические и психологические игры и тренинги

1. Двигательные игры (спортивные, подвижные, моторные). Двигательные игры — самые разнообразные и многочисленные во всем пространстве детских игр. Они концентрированно обес­печивают физическое развитие и физическое здоровье детей и в значительной степени увеличивают физическую свободу расту­щего ребенка. Никакие самые увлекательные досуги не заменят детям радости движения, ощущения силы, удали, ловкости, гибкости, сноровки, координации, пластики. В этих играх ребе­нок показывает пределы своих физических возможностей, что он гораздо реже проявляет в учебной и трудовой деятельности. В подвижных играх у детей появляется второе дыхание, допол­нительные силы.

Наибольшее количество народных забав — это подвижные игры. В их основе — спортивная борьба, состязательность, кон­куренция (кто быстрее, кто выше, кто дальше, кто результатив­нее и т.п.). Активное развитие мышечной системы, выход на-копленной энергии, снятие усталости реализуется в данных иг­рах. Результат участия детей в них состоит не только в выигры­ше, хотя и это важно для ребенка, но и в том, чтобы он мог по­чувствовать радость физических и моральных усилий, преодоле­вая препятствия. Подобные игры могут быть малой, средней, большой, максимальной подвижности. Эта типовая группа игр включает в себя: 1) спортивные, спортивно-моторные игры, преимущественно командные с точно установленным количест­вом игроков, нормированным пространством, нормативным ин­вентарем, жесткими, неизменяемыми правилами. Не все спор­тивные игры по силам учащимся всех возрастов, потому возник вариант " мини" (мини-футбол, мини-баскетбол и т.п.); 2) под­вижные игры (командные, групповые, парные, одиночные), не имеющие жестких границ и правил, более свободно ориентиро­ванные на различные стороны физической конституции ребен­ка. Подвижные игры проводятся с аксессуарами и без них; 3) командные состязания спортивного характера (игры-эстафеты, игры-многоборья).

Ритм современной жизни, учебная обстановка вызывают по­вышенную утомляемость детей. Подвижная игра снимает с ре­бенка усталость. Игры на перемене, вынесенные на улицу — со­вершенно необходимая разрядка для детей. Такие игры — неп­ременнейшее средство воспитательной работы в группах прод­ленного дня, школах-интернатах, лагерях. Необходимо контр­олировать перегрузку детей однообразными движениями, преду­преждать их утомление. Кроме физической силы, ловкости и других физических качеств подвижные игры развивают и пси­хические качества личности — волю, выдержку, организован-ность, коллективизм и т.д. Двигательные игры и развлечения должны предоставлять равновозможные условия участия физи­чески подготовленным и неподготовленным, ослабленным детям всех возрастов. Огромное социальное значение имеют двигатель­ные игры, проводимые с детьми-инвалидами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.