Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика определения уровня обучаемости.






Модифицированная методика П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского, 1997 г.

|М 1. Учебный успех и индивидуальный стиль учебной деятельности обучающегося 17

 

Обученность оценивается в баллах (отметка по предмету) по резуль­татам выполнения разноуровневых тематических зачётных работ, по данным промежуточной диагностики, по качеству и содержанию уст­ных ответов, подготовленных рефератов и т.п.

Обучаемость — проявляется как уровень самостоятельности в учеб­ной деятельности ученика.

Значение параметра зависит от развития всех остальных характерис­тик ИСУД, определяет дозу педагогической помощи и/или место учителя в зоне ближайшего развития ученика по отношению к актуальной зоне: чем ниже уровень обучаемости ученика, тем больше доза педагогичес­кой помощи, тем «ближе» к ученику должен находиться учитель.

• III уровень обучаемости - наиболее высокий, творческий уровень обучаемости (способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать но­вые способы решений и т. д.)

• II уровень обучаемости - высокий, прикладной уровень обучае­мости (способность активно использовать приобретенные зна­ния в знакомой ситуации).

• I уровень - репродуктивный уровень обучаемости, позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму.

• < I - случаи, когда ученик не может на уроках данного предмета проявить даже минимальные возможности (группа учебного риска).

Обучаемость как характеристика возможностей интегрирует все па­раметры ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности), но определяется учителем довольно легко: по результа­там специального контрольно-методического среза (КМС):

Методика определения уровня обучаемости.

Алгоритм проведения контрольно-методического среза с последую­щей оценкой уровня учебных возможностей учащихся.

• Учитель выбирает небольшой по объему новый учебный матери­ал, изложение и представление которого займет не более 7—8 ми­нут (5-7 кл.), 8-10 мин. (8-9 кл), 10-12 мин. (9-11 кл);

• Учитель объясняет новый материал, работая по возможности в разных модальностях, чтобы создать равные стартовые условия для «визуалов», «аудиалов» и «кинестетиков»;

• Учитель проводит этап первичного закрепления новой информа­ции (5-7 мин.);

• Учитель организует самостоятельную работу учащихся, в ходе ко­торой учащиеся отвечают на пять вопросов:

1. Напишите, что Вы узнали нового на уроке.

2.. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала (вос­произведите факт, событие, назовите и дайте определение новому термину, формуле и т. д.)

3. Выполните задание по образцу.

4. Выполните задания в измененной ситуации.

5. Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью, с другими учебными предметами.

  • Если правильно выполнены все задания, можно говорить о третьем, творческом уровне обучаемости школьника.
  • Если ученик справился с четырьмя заданиями, то это говорит о вто­ром, прикладном уровне обучаемости.
  • Если выполненными оказываются три первых задания — этот уче­ник демонстрирует первый, репродуктивный уровень обучаемости.

Пример текста контрольно-методического среза (КМС)

на определение обучаемости учащихся на уроках биологии

Тема: «Ткани растений и животных» (бкласс.)

1. О чем вы узнали на уроке?

2. Напишите определение ткани так, как вы его запомнили.

а) Выберите из списка типы тканей растений и животных:

Основная, мышечная, эпителиальная, механическая, покровная, нервная, проводящая, соединительная, образовательная.

У растений У животных
   

б) Соедините свойства и названия типа ткани:

Ткани:

Основная

Нервная

Мышечная

Образовательная.

Свойства:

Ей свойственны возбудимость и проводимость

Ее клетки способны образовывать и накапливать питательные вещества

Ее клетки способны постоянно делится

Ее клетки способны сокращаться, становиться короче и толще

В. Вставьте пропущенные слова (обозначение типа ткани):

Кровь человека - это пример_____________________ткани.

Кожица листа растений - пример_________________ткани.

Кости и хрящ в организме животного образованы_____тканью.

5. У растений, в отличие от животных, нет мышечной и нервной ткани За счет чего же растения закрывают и раскрывают лепестки, поворачивают листья и цветки за солнцем, или реагируют, как недотрога, на прикосновения? Выскажите свои предположения.

Пример текста контрольно-методического среза (КМС)

на определение обучаемости учащихся на уроках биологии

Тема: «Биология размножения человека» (10 кл.)

1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

2. Какой способ контрацепции при долгом непрерывном применении может привести к необратимым изменениям либидо? Почему?

3. Что такое внематочная беременность? Почему она так опасна? Какова ее профилактика?

4. «У моей жены наступила нежелательная беременность, несмотря на то, что встреча с возможностью оплодотворения произошла практически в первые дни нового менструального цикла. Этого же не может быть, ведь клетка еще не созрела!» Вы — врач, объясните молодоженам, в чем они ошибаются.

5. У одной и той же женщины трижды беременность заканчивалась рождением двойняшек, причем, каждый раз обязательно рождались разнополые дети. Какие особенности функционирования её яични­ков можно предположить?

(см. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии.Методическое пособие для учителя..- М., 5 заданий, 2006.)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.