Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основываясь на этой взаимосвязи по любым двум известным величинам, при необходимости всегда можно определить третью неизвестную величину.






Статистические показатели — это величины, характеризующие отображаемое явление в конкретных условиях времени и места. Обобщающие показатели могут быть представлены абсолютными, относительными и средними величинами.

Абсолютные величины получают, по данным статистического наблюдения путем непосредственного суммирования первичных данных или расчетным путем. Например, объем чистой продукции определяют путем вычитания из стоимости товарной продукции стоимости материальных затрат на ее производство. Прибыль от реализации продукции получают как разность между выручкой от реализации и ее полной себестоимостью. Расчетный метод может опираться также на балансовый метод. Например, наличие оборудования на конец года определяется путем прибавления к количеству оборудования на начало года числа единиц введенного оборудования и вычитания числа единиц выбывшего оборудования.

Абсолютные показатели являются всегда именованными числами, т.е. имеют какую-либо единицу измерения. Они измеряются в натуральных, условно-натуральных и стоимостных единицах. Натуральные единицы применяют, когда единица измерения соответствует потребительским свойствам продукта. Например, производство цемента оценивается в тоннах, тканей — в квадратных метрах, автомобилей — в штуках и т.д. Натуральные единицы могут быть составными (сложными). Например, отработанное рабочими время учитывается в человеко-днях и человеко-часах, грузооборот автомобильного и железнодорожного транспорта — в тонно-километрах и т.п.

Если некоторые разновидности продукции обладают общими потребительскими свойствами, то используют условно-натуральные единицы. В этом случае одна из разновидностей принимается в качестве единого измерителя, а другие приводятся к этому измерителю с помощью соответствующих коэффициентов пересчета. Например, на предприятиях применяются различные виды топлива: кокс, газ, уголь, древесина, поэтому общий объем топлива, потребленного предприятием, используют в тоннах условного топлива (например, кол-во кокса, потребляемого предприятием принимается в качестве измерителя, а остальные виды топлива через величину теплоты сгорания пересчитываются) при определении объема производства минеральных удобрений пересчет производится на стандартное или 100%-ное содержание питательного вещества и т.п.

Для обобщающей характеристики массовых социально-экономических явлений наряду с абсолютными величинами применяются относительные показатели. Это относительные величины динамики; относительные показатели плана и реализации плана, относительные величины структуры; относительные величины координации; относительные величины сравнения; относительные величины интенсивности.

Относительные величины имеют форму коэффициентов, если они исчисляются путем деления сравниваемой величины на базу сравнения. Если коэффициент умножить на 100, то получим результат сопоставления в процентах.

Относительная величина динамики характеризует изменение показателя во времени и показывает, во сколько раз увеличился (или уменьшился) уровень показателя по сравнению с предшествующим периодом.

При анализе опираются на данные за ряд периодов. Различают относительные показатели динамики с постоянной и переменной базой сравнения. Если сравнение осуществляется с одним и тем же базисным уровнем, (например первым годом рассматриваемого периода), получают относительные показатели динамики с постоянной базой (базисные). При расчете относительных показателей динамики с переменной базой (цепных) сравнение осуществляется с предшествующим уровнем.

Относительные показатели плана и реализации плана. Все субъекты финансово-хозяйственной деятельности осуществляют как текущее, так и стратегическое планирование, а также сравнивают реально достигнутые результаты с ранее намеченными. Для этой цели используются относительные показатели плана (ОПП) и реализации плана (ОПРП):

ОПП=

ОПРП=

Пример. Предположим, оборот торговой фирмы в 1999 г. составил 2, 0 млрд. руб. Исходя из проведенного анализа рынка руководство фирмы считает реальным в следующем году довести оборот до 2, 8 млрд. руб. В этом случае ОПП, составит 140% (2, 8/2, 0*100%). Предположим теперь, что фактический оборот фирмы за 2000 г. составил 2, 6 млрд. руб.

Тогда ОПРП, определяемый как отношение фактически достигнутой величины к ранее планированной, составит 92, 9% (2, 6/2, 8*100%)

Между относительными показателями плана, реализации плана и динамики существует следующая взаимосвязь:

ОПП • ОПРП = ОПД.

В нашем примере: 1, 40*0, 929=1, 3 или 2, 6/2, 0=1, 3

Основываясь на этой взаимосвязи по любым двум известным величинам, при необходимости всегда можно определить третью неизвестную величину.

Относительный показатель структуры (ОПСтр) представляет собой соотношение структурных частей изучаемого объекта и их целого и характеризует состав изучаемых явлений:

ОПСтр= часть совокупности/ вся совокупности в целом






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.