Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От авторов






СОДЕРЖАНИЕ

От авторов………………………………………………………...............................................................  
Перечень рекомендуемых учебников и учебных пособий и сокращённые варианты их названий в текстах лекций ………………………………………………….  
Лекция № 1. Язык и речь………………………………………………………….....  
  Введение…………………………………………………………………………..  
  1.1. Язык – естественная знаковая система……………………………………...  
  1.2. Русские ученые о сущности и направлениях изучения родного языка…..  
  1.3. Сущность понятия «речь»……………………………………………………  
  1.4. Функции языка и речи……………………………………………………….  
  1.5. Свойства языка и речи……………………………………………………….  
  Список рекомендуемой литературы…………………………………………….  
       
Лекция № 2. Речевая деятельность. Речевое взаимодействие……………………  
  2.1. Единство внутреннего и внешнего механизма развития человека………..  
  2.2. Структура речевой деятельности……………………………………………  
  2.3. Общая характеристика структурных компонентов речевой деятельности  
  2.4. Речевое взаимодействие……………………………………………………..  
  Список рекомендуемой литературы…………………………………………….  
       
Лекция № 3. Текст как речевое произведение………………………………….........  
  3.1. Общее понятие о тексте и текстовых категориях…………………………. 3.2. Языковые средства, обеспечивающие единство текста…………...………. 3.3. Членимость текста. Композиция …………………………………..………. 3.4. Образец лингвистического анализа текста………………………...………. 3.5. Взаимодействие текстов…………………………………………….………. 3.6. Прецедентные тексты……………………………………………….………. Список рекомендуемой литературы…………………………………….……….  
   
   
   
   
   
   
   
Лекция № 4. Культура речи. Речевая культура……………………………………..  
  4.1. Сущность понятия «культура». Основные характеристики культуры….. 4.2. Речевая культура. Типы речевой культуры………………………………… 4.3. Культура речи как важная составляющая речевой культуры……………. 4.4. Языковая личность………………………………………………….………. 4.5. Пути совершенствования речевой культуры………………………………. Список рекомендуемой литературы…………………………………………….  
   
   
   
   
   
       
Лекция № 5. Современный русский литературный язык. Нормативный аспект культуры речи……………………………………………………………………..  
  5.1. Происхождение русского языка…………………………………..………… 5.2. Общенародный язык. Литературный язык……………………….………… 5.3. Внелитературные разновидности русского языка……………….………… 5.4. Языковые нормы. Кодификация норм……………………………………… 5.5.Типы словарей. Лингвистические словари………………………………… Список рекомендуемой литературы…………………………………..…………  
   
   
   
   
   
       
Лекция № 6. Этический и коммуникативный аспект культуры речи…………  
  6.1. Общая характеристика коммуникативных и этических норм. Их взаимодействие…………………………………………………….……….……………. 6.2. Этические и коммуникативные нормы в рамках коммуникативной ситуации…………………………………………………………...……….……… 6.3. Речевой этикет………………………..…………………………….………... 6.4. Коммуникативные качества речи…………………………………………… Список рекомендуемой литературы…………………………………..…………  
   
   
   
   
       
Лекция № 7. Стилистика………………………..………………………..………………  
  7.1. Общая характеристика понятия «стиль» ………………………………….. 7.2. Три модели понятия «стиль» ………………………..…………….……….. 7.3. Стилистика как раздел языкознания. Структура стилистики…...………... Список рекомендуемой литературы…………………………………..…………  
   
   
   
       
Лекция № 8. Строгие стили: официально-деловой стиль, научный стиль…..  
  8.1. Общее понятие о строгих стилях………………………………….……….. 8.2.Сфера употребления и подстили официально-делового стиля. Документ……………………………………………………………….......................... 8.3. Сфера употребления научного стиля. Термин и терминология.................. 8.4. Подстили научного стиля………………………..………………..………… 8.5.Стилеобразующие черты строгих стилей и языковые средства их воплощения...………………………..……………………………… …………….. Список рекомендуемой литературы…………………………………………….  
   
   
   
   
   
       
Лекция № 9. Публицистический стиль. Основы публичной речи………………  
  9.1. Общая характеристика публицистического стиля ……………………….. 9.2. Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства их воплощения………………………..……………………………………………………. 9.3. Публичная речь. Формирование риторики как науки. Виды и жанры красноречия……………………………………………………..………………… 9.4. Основные этапы подготовки публичного выступления………………….. 9.5. Логические основы речи. Аргументация…………………………………... 9.6. Взаимодействие оратора и аудитории…………………………….……….. 9.7. Виды дискуссионной речи………………………..……………….………… Список рекомендуемой литературы…………………………………..…………  
   
   
   
   
   
   
   
       
  Лекция № 10. Обиходно-разговорный стиль. Художественный стиль................  
  10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе функциональных стилей. Общие свойства стилей и принципиальные различия между ними………………………..…………...……….……….………….. 10.2. Стилеобразующие черты обиходно-разговорного стиля и языковые средства их воплощения………………………………………..……….………. 10.3. Стилеобразующие черты художественного стиля и языковые средства их воплощения ……………………..………………………...……….…………. Список рекомендуемой литературы…………………………………..………..  
   
   
   
   
Приложения…………..…………………..…………………..…………………..……….  
Приложение 1. Основные орфоэпические нормы………………………..………….  
Приложение 2. Основные грамматические нормы………………………..…………  
Приложение 3. Основные лексические нормы………………………..……………..  
Приложение 4. Точка зрения и языковые средства её выражения…………………  
Приложение 5. Наиболее употребительные метатекстовые средства……………...  
Приложение 6. Языковые средства создания выразительности……………………  
           


ОТ АВТОРОВ

Язык, культура, культура речи – базовые понятия для человечества в целом и каждой личности, в частности. Особенности национального мировосприятия, в том числе и русского, зиждутся на этих столпах, вне их не существуют. Именно поэтому любовь человека к себе и за­бота о себе должна проявляться прежде всего в том, чтобы научиться гармонично жить в окру­жающей его среде, в том числе культурной и языковой, не занимаясь ее субъективной рациона­лизацией, реформаторством и т.п. Все эти действия (как ни горько в этом признаться) испытал по нашей безответственности родной русский язык, в связи с чем и речь, и культура нашего современника не может не вызывать опасения и боли у человека неравнодушного и рефлексирую­щего. Думается, что причиной введения курса «Русский язык и культура речи» в учебную про­грамму подавляющего большинства российских вузов стало беспокойство о нравственном, ду­ховном, интеллектуальном здоровье нации.

С нашей точки зрения, основной целью данного курса является формирование взгляда на речь как на врожденный механизм жизнедеятельности человека, который обеспечивает познание окружающего мира и установление отношений с его системами, и на язык как среду развития и самоидентификации человека, а также повышение собственной речевой культуры и развитие личной ответственности студента за свою речевую деятельность. Для реализации этой цели и в соответствии с Государственным образовательным стандартом и создано данное учебное пособие, которое в процессе работы приобрело форму курса лекций. Наш курс лекций адресован в первую очередь студентам нефилологических специальностей всех форм обучения, а также преподавателям и специалистам в области высшего про­фессионального образования.

При написании курса лекций авторами реализовывался ряд основных принципов. Назо­вем некоторые из них:

1. Принцип системности подачи материала. Системообразующими, фундаментальными понятиями нами определены те, которые указаны в названии данной дисциплины: (русский) язык – культу­ра – речь, образуя своеобразную аксиологическую триаду.

Язык

Культура Речь

2. Принцип единообразия в изложении теоретического материала и разнообразия аргу­ментационной и иллюстративной базы.

3. Принцип научности, реализованный, во-первых, в представленности содержания по принципу «от общего к частному» – от объективного закона, закономерности к частному случаю его проявления, правилу; во-вторых – в последовательном обращении авторов к компетентному мнению известных и авторитетных русских ученых.

4. Принцип доступности, подразумевающий логически последовательное развертыва­ние содержания, осуществляемое понятным языком, с использованием средств наглядности (схем, таблиц, рисунков) и кратких, но необходимых, на наш взгляд, комментариев к упоминае­мым в учебном пособии персоналиям.

5. Принцип диалогичности, необходимый для активизации мыслительной деятельности студента и неформального опосредованного взаимодействия авторов учебного пособия с чита­телем. Этот принцип проявляет себя не только в системе проблемных вопросов, органично со­провождающих изложение учебного материала в тексте лекции, но и в завершающих каждую подтему творческих заданиях, вопросах для размышления или микроисследования (эти вопросы и задания обозначены значком ►).

Авторы надеются на неравнодушие, заинтересованность и аргументированный критиче­ский отклик как преподавателей дисциплины «Русский язык и культура речи», так и студентов.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

И СОКРАЩЁННЫЕ ВАРИАНТЫ ИХ НАЗВАНИЙ В ТЕКСТАХ ЛЕКЦИЙ

 

Библиографическое описание книги   Сокращённое название
1. Введенская, Л.А. Теория и практика русской речи: новые темы в программах для школы и вуза /Л.А. Введенская, П.П. Червинский. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. Введенская Л.А., 1997
2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов /Л.А.Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. Введенская Л.А., 2002
3. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2003. Голуб И.Б.,
4. Данцев, А.А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учебник /А.А. Данцев, Н.В. Нефедова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. Данцев А.А.
5. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: учебник / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. – М.: ТК Велби: Проспект, 2005. Ипполитова Н.А.
6. Культура русской речи: учебник для вузов; под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М.: Норма, 2005. Ширяев Е.Н.
7. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов вузов /М.В. Невежина [и др.] – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Невежина М.В.
8. Русский язык и культура речи: учебник; под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002. Максимов В.И.
9. Русский язык и культура речи: учебник для вузов; под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш. шк.; СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. Черняк В.Д.
10. Русский язык и культура речи: учебное пособие-словарь; под ред. В.В. Филатовой. – Н.Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2007. Учебное пособие-словарь
11. Сидорова, М.Ю. Русский язык и культура речи: курс лекций для студентов нефилологических вузов / М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев. – М.: Проект, 2002. Сидорова М.Ю., 2002
12. Сидорова, М.Ю. Культура речи: конспект лекций / М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев. – М.: Айрис-пресс, 2005. Сидорова М.Ю., 2005

 


ЛЕКЦИЯ № 1

ЯЗЫК И РЕЧЬ

План лекции

Введение

1.1. Язык – естественная знаковая система

1.2. Русские ученые о сущности и направлениях изучения родного языка

1.3. Сущность понятия «речь»

1.4. Функции языка и речи

1.5. Свойства языка и речи






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.