Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.






Введение.

Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем. Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей. История физической культуры отражает специфическую сферу преобразования природы человеком и самого человека путем формирования все более совершенного организма, сознания, воли, а также развития соответствующих традиций, институтов и организаций. Наш век — век значительных социальных, технических и биологических преобразований. НТР внесла в образ жизни человека наряду с прогрессивными явлениями и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера. Все это приводит к нарушению обмена веществ в организме, предрасположению к сердечно-сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела и т. п. Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды. Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение — способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Это в одинаковой степени касается всех занимающихся, независимо от их возраста, социального положения, профессии.

1. Физическая культура как вид общей культуры.

1. 1. Возникновение термина «физическая культура».

Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры в обществе оказывают влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы борьбы, достижения науки, философии, искусства. В то же время физическая культура оказывает имеет столь же давнюю историю, как и общество, этот термин появился лишь в конце XIX в. Термин «физическая культура», как и более общий термин «культура», не однозначен. Первоначально латинское влияние на многие стороны жизни общества — медицину, педагогику, науку, военное дело. Хотя физическая культура слово CULTURA означало возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В специальной литературе «культурой» называют как определенные виды, представляющие ценность для личности и общества. Однако отсюда не следует, что данный термин лишен какой-либо определенности. Его неоднозначность отражает реальную деятельности человека (общества), так и ее средства и методы, созданные в обществе, а также ее результаты многогранность обозначаемого явления, т. е. различные смысловые оттенки этого термина. Исходя из характерного для XIX в. понимания культуры в целом как процесса, связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо, в США и Англии появилось выражение «физическая культура». В России возникновение термина и становление понятия «физическая культура» имеет свою историю. В 1899 г. английское «Physical culture» переводится на русский язык как физическое развитие, в 1908 г. Немецкое «KorperKultur»— как культура тела, красота и сила. И только начиная с 1911 г. появляются работы, в которых встречается на русском языке термин «физическая культура». На первом этапе физическая культура в России понималась как определенная система физических упражнений или как «воспитанная и развитая красота тела». Позже понятие «физическая культура» рассматривалось в более широком аспекте. Оно включало охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личную и общественную гигиену, использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода), физические упражнения и физический труд. Единого общепризнанного понятия физической культуры нет и в настоящее время. В отечественной и зарубежной литературе в него вкладывается различный смысл: от совокупности материальных и духовных ценностей или достижений, используемых для физического совершенствования людей, до вида деятельности, от вида материальной культуры до нематериальной или спортивной услуги.

1. 2. Общие понятия теории физической культуры.

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ. Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Главным и наиболее общим является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура — мера и способ всестороннего физического развития человека. Таким образом, физическая культура — это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей. В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке. Физическое образование — педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Как и образование в целом, оно является общей и вечной категорией социальной жизни личности и общества. Его конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности. Спорт — игровая соревновательная деятельность и подготовка к ней; основан на использовании физических упражнений и направлен на достижение наивысших результатов, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека в двигательной активности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими особенностями спорта, как части физической культуры. Физическая рекреация (отдых) — использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключение с обычных видов деятельности на другие. Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность. Двигательная реабилитация (восстановление) — целенаправленный процесс восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий. Процесс осуществляется комплексно под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств. Это восстановительная деятельность. Физическая подготовка — вид физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности. Она может определяться и как вид общей подготовки специалиста (профессионала) или спортсмена (например, физическая подготовка гимнаста). Физическое развитие — процесс изменения форм и функций организма под воздействием естественных условий (пищи, труда, быта) либо целенаправленного использования специальных физических упражнений. Физическое развитие — это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить в любой момент времени (размеры тела и его частей, показатели различных качеств, функциональные возможности органов и систем организма). Физические упражнения – движения или действия, используемые для развития физических качеств, внутренних органов и систем двигательных навыков. Это средство физического совершенствования, преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Это также и метод физического развития человека. Физические упражнения являются основным средством всех видов физической культуры.

1.3. Физическая культура как вид культуры общества.

Для понимания места и значения физической культуры в обществе необходимо иметь представление об общей культуре человечества. С одной стороны, это процесс материальной и духовной деятельности людей, с другой — продукт этой деятельности, ее результат. Культура представляет собой не абстрактную деятельность, а ее качественную сторону, которая отражается в результатах материальной и духовной сторон деятельности человека и общества. Человек в сфере культуры осуществляет деятельность в трех аспектах:

1. Познает («потребляет») культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, созданных предшествующим человеческим опытом.

2. Действует в общественной среде как носитель определенных культурных ценностей.

3. Создает новые культурные ценности, которые становятся базой для развития культуры последующих поколений.

Таким образом, культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В более узком смысле — это сфера духовной жизни людей. Она включает предметные результаты деятельности людей, а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности. Физическая культура — это особая и самостоятельная область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре и развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность. Исторически культура возникает как объективно необходимая деятельность человека, направленная на преобразование окружающей природы и человеческой сущности в интересах личности и общества. Другими словами, сущность человека проявляется в продуктах его духовной, материальной, физической и других видах культуры, которые постепенно становятся самостоятельными видами социальной деятельности со своими конкретными целями, задачами, функциями, содержанием и другими признаками. Поэтому физическую культуру следует рассматривать и как деятельность, и как ее результаты. В интересах совершенствования человека физическая культура использует физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, режим труда, быта, питания и отдыха. Она должна всемерно способствовать росту экономического и оборонного потенциала страны, удовлетворению духовных потребностей людей, быть действенным средством всестороннего гармонического развития личности, формирования активной жизненной позиции. Физическая культура — одна из тех областей социальной деятельности, в которой формируется и реализуется социальная активность людей. Она отражает состояние общества в целом, служит одной из форм проявления его социальной, политической и моральной структуры. Все это свидетельствует о том, что физическая культура является естественной частью культуры общества.

1. 4. Физическая культура как часть культуры личности

Физическая культура личности включает все то, что использовал и чего достиг человек сверх того, что ему дала природа в развитии физических способностей, двигательных качеств, состояния здоровья, и все то, что явилось в этом плане результатом его деятельности, физической и духовной активности, направленной на самосовершенствование; это «человеческая» (а не только природная) форма человека. Физическая культура наряду с культурой в целом призвана формировать всесторонне развитую личность, главного субъекта (и объекта) исторического процесса. Основными материальными ценностями физической культуры личности являются необходимый объем двигательных навыков и умений, определенный уровень развития основных физических и специальных качеств, функциональных возможностей различных органов и систем организма. Они составляют материальную основу жизненных сил каждого человека, фундамент его рабочей силы и выступают в качестве обязательного средства осуществления любого вида человеческой деятельности. К духовным ценностям физической культуры личности относятся совокупность специальных знаний в области всестороннего физического развития, идеалы физического совершенства (спортивного мастерства), к которым стремится каждый конкретный человек, представления о способах их достижения, знание особенностей того или иного вида спорта, его истории, перспективы развития и т. д. Физическую культуру личности определяют физическая подготовленность, физическая готовность и физическое совершенство. Культурный уровень человека — это степень его приобщения к процессам созидания и «потребления» ценностей в различных областях культуры — духовной, политической, физической и др. Это и степень удовлетворения потребностей человека в продуктах культуры. Например, степень удовлетворения потребностей в движениях, физических упражнениях непосредственно зависит от состояния его здоровья. Одним из критериев культурного уровня человека является его способность правильно, с большей пользой для себя и общества, расходовать свободное время. Насыщение свободного времени двигательной деятельностью, связанной с физическими упражнениями, дает наслаждение человеку, сохраняет его силы и здоровье, позволяет творчески трудиться.

1.5. Социальные функции физической культуры студенческой молодежи.

Молодежь должна регулярно заниматься физической культурой, спортом, туризмом. Это ставит перед всеми важную задачу — целенаправленно формировать у молодого поколения здоровые интересы, настойчиво бороться с вредными привычками и наклонностями, последовательно прививать потребность физического и нравственного совершенствования, воспитывать высокие волевые качества, мужество и выносливость. Физическое и духовное развитие учащейся молодежи органически дополняет друг друга и способствует повышению социальной активности личности. Студенческий возраст имеет особо важное значение как период наиболее активного овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально- трудовые. Физическая культура — это средство не только физического, совершенствования и оздоровления, но и воспитания социальной, трудовой и творческой активности молодежи, существенно влияющего на развитие социальной структуры общества. В частности, от физической подготовленности, состояния здоровья, уровня работоспособности будущих специалистов народного хозяйства во многом зависит выполнение ими социально-профессиональных функций. Потенциальные возможности в области двигательной деятельности, которыми человек наделен от природы и которые он в течение жизни использует недостаточно, физическая культура позволяет раскрыть, развить в полной мере. При этом расширяются представления о возможных резервах и «пределах» развития физических качеств. Постоянно растущий объем информации, усложнение учебных программ, различные общественные поручения делают учебный труд студенческой молодежи все более интенсивным и напряженным. Зачастую это приводит к уменьшению двигательной активности (гиподинамии), а одновременное увеличение нагрузки на психику отрицательно влияет на организм, затрудняет учебу и физическую подготовку к будущей производственной деятельности. Недостаток движений способствует детренированности организма. Малоподвижный образ жизни является одной из главных причин тяжелых хронических заболеваний внутренних органов. При этом ухудшается умственная работоспособность, происходят отрицательные изменения в центральной нервной системе, снижаются функции внимания, мышления, памяти, ослабляется эмоциональная устойчивость. Физическому воспитанию принадлежит большая роль в совершенствовании человеческих способностей, физической природы. Именно движения как проявления физической активности послужили первоосновой образования и развития систем адаптивного поведения живого на земле, формирования его морфологии и функций. В процессе физического воспитания осуществляется морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование и улучшение его жизненно важных физических качеств, двигательных навыков, умений и знаний. Диапазон возможностей в совершенствовании физической природы человека практически безграничен. Пример этого — деятельность человека в условиях невесомости и перегрузок при космических полетах. В процессе обучения у молодежи следует постоянно вырабатывать навыки здорового образа жизни. Необходимо помнить, что систематические занятия физической культурой и спортом сохраняют молодость, здоровье, долголетие, которому сопутствует творческий трудовой подъем. Соблюдение гигиенических норм, создание в студенческих коллективах хорошего психологического климата, стимулирование занятий массовой физической культурой, правильная организация рабочего времени — необходимые условия здорового образа жизни. Огромное значение имеет сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями. Применительно к учащейся молодежи образ жизни социологи рассматривают как систему основных видов деятельности, которая связана с подготовкой специалистов высококвалифицированного умственного труда с хорошей физической подготовленностью, посредством которой раскрываются характер и мера активности молодежи, степень реализации социальных функций. Многофункциональный характер физической культуры ставит ее в число областей общественно полезной деятельности, в которых формируются и проявляются социальная активность и творчество учащейся молодежи. Данные исследований позволяют утверждать, что навыки общественной и профессиональной деятельности, приобретенные благодаря занятиям физической культурой, успешно переносятся на другие виды деятельности. Физическая культура позволяет представить в специфических формах и направлениях некоторые аспекты сущности человека (проявление характера, воли, решительности), создает условия общественной деятельности. Комплексное решение задач физического воспитания в вузе обеспечивает готовность выпускников к более активной производственной деятельности, способность быстрее овладевать навыками, осваивать новые трудовые профессии. Физическая культура способствует проявлению лучших свойств личности студента. При этом на высоком эмоциональном уровне реализуется одна из важнейших общественных потребностей — общение с людьми. Преимущества спорта как социального явления заключаются в его привлекательности для молодежи, его «язык» доступен и понятен каждому, человеку, его польза для здоровья несомненна. По силе воздействия на человека физическая культура выдвигается на одно из центральных мест в культурной жизни общества. Как одна из сфер социальной деятельности она является важным средством обогащения культуры. Исключительная роль в формировании духовного облика учащейся молодежи принадлежит переносу положительных качеств из сферы занятий физической культурой на жизненную позицию в целом. В процессе занятий физической культурой и спортом вырабатываются сознательное и активное отношение к общественной работе, определенные умения и навыки к этой важной форме деятельности, основывающейся на принципах демократии и гласности. Физическая культура развивает общественную активность студентов. Участие молодежи в сложной общественной деятельности, важнейшими компонентами которой являются производительная и внепроизводительная сферы, труд и свободное время, постоянно и динамично изменяет комплекс биологических, психофизиологических, социальных функций и состояний человека. В этих условиях возрастает роль целенаправленной физической подготовки, которая в большинстве случаев бывает важным действенным, а иногда и решающим средством приспособления человека к новым условиям.

2. Организация физического воспитания в вузе.

2.1. Основные положения и требования учебной программы по физической культуре для ВУЗов.

Согласно трактовке современных учебников физическое воспитание — это обучение движениям, развитие физических качеств человека. Во всех отечественных словарях обучение и развитие трактуются не как воспитание, а как образование. Физическое образование в современной науке рассматривается как системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретения таким путем необходимого в жизни объема двигательных умений и навыков. Физическое образование в учебных заведениях вооружает студентов знаниями о влиянии физических упражнений на организм человека, развивает физические качества (способности), двигательные навыки, обеспечивает физическую подготовку молодежи к жизни, общественно-политической деятельности. Целью физического образования студенческой молодежи следует считать формирование системы специальных знаний, позволяющих оперировать общими понятиями, закономерностями, принципами, фактами, правилами теории и практики физической культуры. В образовательную деятельность преподаватели физического воспитания, тренеры должны включать компоненты, которые относятся к духовной сфере студентов, — это содержание мыслей и чувств, ценностных ориентации, степень развития интересов и потребностей, убеждений, что в конечном итоге определяет их социальную деятельность и содействует подготовке гармонично развитых высококвалифицированных специалистов народного хозяйства. Одна из важнейших задач физического образования — научить студентов пользоваться приобретенными знаниями. Опасность превращения знаний в «пустой багаж» зарождается в молодые годы. В этом возрасте умственная деятельность связана с приобретением все новых и новых умений и навыков. И если эти умения и навыки только усваиваются и не применяются на практике, знания постепенно выходят за сферу духовной жизни молодых людей, отделяясь от их интересов и увлечений. Кроме выполнения специфической функции физическое образование способствует более эффективному решению функций образования, а также его видов — умственного, политического, профессионального и т. д. Таким образом, физическое образование как вид образования есть специально организованный и сознательно управляемый педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие студенческой молодежи, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе. Физическое образование в вузе решает следующие задачи:

1. Воспитание у студентов сознательности, высоких моральных, волевых и физических качеств, подготовка их к высокопроизводительному труду.

2. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учетом особенностей будущей трудовой деятельности.

3. Приобретение необходимых знаний по основам теории, методики и организации физической культуры; подготовка к работе в качестве общественных инструкторов и судей по спорту.

4. Воспитание у студентов убежденности в необходимости выполнения недельного двигательного режима.

5. Повышение спортивного мастерства студентов-спортсменов.

Общее руководство физическим образованием студентов, а также организация контроля за состоянием их здоровья возложены на ректора вуза, а проведение занятий осуществляется административными подразделениями и общественными организациями. Ответственность за постановку и проведение учебного процесса по физическому образованию студентов в соответствии с учебным планом и вузовской программой возложена на кафедру физического воспитания вуза. Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года проводятся студенческой поликлиникой или здравпунктом вуза. Массовая оздоровительная физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой физического воспитания и общественными организациями вуза. Главным результатом функционирования системы физического образования является всестороннее физическое развитие человека — физическая культура личности (физическая подготовленность, физическая готовность или физическое совершенство), обеспечивающая успешное овладение ею и выполнение тех или иных задач, поставленных перед обществом. Форма физического образования — это внутренняя организация его содержания, для которого обязательным условием являются единство и взаимодействие составляющих элементов, строго установленный порядок педагогического процесса в соответствии с его целью и задачами. Учебные занятия (обязательные, практические, теоретические, практикумы-консультации) являются основной формой физического образования и планируются в учебных планах по всем специальностям. Консультативно-методические занятия целесообразно проводить также в периоды экзаменационных сессий, учебных практик, военных сборов, в оздоровительно-спортивных лагерях. Желательно использовать экстенсивные (неинтенсивные) варианты различных методов тренировки. Для студентов с недостаточным уровнем физической подготовки или пропустивших плановые занятия проводятся дополнительные занятия. Индивидуальные занятия студентов проводятся во внеучебное время по заданию преподавателей кафедры физического воспитания в самодеятельных секциях (группах) студенческого спортивного клуба или коллектива физкультуры. Они позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, способствуют ускорению процесса физического развития, являются одним из путей внедрения физической культуры в быт и отдых студентов. Содержание физического образования — это совокупность таких специфических компонентов (идеомоторное обучение и физическое воспитание), единство и взаимодействие которых обеспечивает наиболее эффективный процесс всестороннего физического развития студенческой молодежи, подготовку к труду и защите Родины. Содержание курса физического образования заключена в программе по физическому воспитанию студентов. В программе соблюдаются преемственность, последовательность занятий физическими упражнениями и взаимосвязь с другими программами. Учебный материал программы состоит из теоретического, методического и практического разделов. Теоретический раздел программы предполагает овладение студентами знаниями по основам теории и методики физического образования. Учебный материал сообщается в форме лекций, бесед, на практических занятиях, а также усваивается путем самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы. Практический раздел программы базируется па научно обоснованных зачетных нормах, требованиях и содержит учебный материал для всех учебных отделений, в содержание занятий которых входят такие разделы: легкая атлетика, гимнастика, плавание, лыжный спорт, туризм, спортивные игры и стрельба. Во все курсы обучения включается материал по профессионально-прикладной физической подготовке применительно к профилирующим специальностям. В практическом разделе программы материал целесообразно распределять в соответствии с основными частями (видами) физической культуры — физическое образование, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация. Каждый вид включает элементы других частей. Все они полностью удовлетворяют потребности студентов (всех учебных отделений) во всех видах двигательной деятельности, направленной на совершенствование, оздоровление, закаливание организма.

2.2. Цель, задачи и формы организации физического воспитания.

Целью физического воспитания в вузе является формирование физической культуры студента как системного качества личности, неотъемлемого компонента общей культуры будущего специалиста, способного реализовать ее в учебной, социально-профессиональной деятельности и семье. Курс физической культуры предусматривает решение следующих задач:

- включение студентов в реальную физкультурно-спортивную практику по творческому освоению ценностей физической культуры, ее активного использования во всестороннем развитии личности;

- содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня общей физической подготовленности, развитию профессионально важных физических качеств и психомоторных способностей будущих специалистов;

- овладение системно упорядоченным комплексом знаний, охватывающим философскую, социальную, естественнонаучную и психолого-педагогическую тематику, тесно связанную с теоретическими, методическими и организационными основами физической культуры;

- формирование потребности студентов в физическом самосовершенствовании и поддержании высокого уровня здоровья через сознательное использование всех организационно-методических форм занятий физкультурно-спортивной деятельностью;

- формирование навыков самостоятельной организации досуга с использованием средств физической культуры и спорта;

- овладение основами семейного физического воспитания, бытовой физической культуры.

Физическое воспитание в высших учебных заведениях проводится на протяжении всего периода теоретического обучения и осуществляется в следующих формах. Учебные занятия:

- обязательные занятия (практические, практикумы-консультации, теоретические), которые предусматриваются в учебных планах по всем специальностям;

- консультативно-методические занятия, направленные на оказание студентам методической и практической помощи в организации и проведении самостоятельных занятий физической культурой и спортом;

- индивидуальные занятия для студентов, имеющих слабую физическую подготовку или отстающих в овладении учебным материалом, которые организуются по особому расписанию кафедры в течение учебного года, каникул, в период производственной практики.

Внеучебные занятия:

- физические упражнения в режиме учебного дня (малые формы самостоятельных занятий в виде комплексов «минуты бодрости»);

- занятия в секциях, неформальных группах и клубах по физкультурным интересам;

- самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом и туризмом;

- массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

Комплексное использование всех форм физического воспитания должно обеспечить включение физической культуры в образ жизни студентов, достижение оптимального уровня физической активности.

3. Комплексное совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) как составная часть процесса физического воспитания студентов проводится на всех факультетах вуза с целью подготовки будущих специалистов к производственной деятельности. При планировании содержания учебного материала необходимо конкретно определить социальный заказ общества на специалиста с учетом научно обоснованных квалификационных характеристик и профессиограмм. В задачи ППФП входит:

- развитие и совершенствование средствами физической культуры физических и психических качеств, необходимых будущему специалисту;

- овладение знаниями и прикладными двигательными навыками, способствующими освоению профессии;

- составление и выполнение тренировочных программ для самостоятельных занятий с элементами упражнений прикладного характера, встречающихся в производственной деятельности;

- воспитание средствами физической культуры и спорта специальных волевых и организаторских качеств, эмоциональной устойчивости, сосредоточенности, необходимых будущим руководителям производства.

ППФП планируется преимущественно на старших курсах в форме теоретических, методических и практических занятий, групповых и индивидуальных консультаций на всех учебных отделениях. Дополнительно она может проводиться на учебной и производственной практиках, в оздоровительно-спортивном лагере или в процессе занятий и соревнований по прикладным видам спорта. Методический совет кафедры разрабатывает учебный материал с учетом предложений профилирующих кафедр, знаний техники безопасности, научной организации труда, а также утверждает содержание контрольных нормативов и зачетных требований для каждой специальности и сроки их выполнения. Выбор средств ППФП должен быть направлен на обеспечение эффективной адаптации организма к сложным факторам трудовой деятельности: повышение устойчивости микроклиматическим условиям производства, расширение арсенала прикладных двигательных координации и др. Наибольшее распространение в практике ППФП получили занятия профилированными видами спорта. Вот краткая характеристика прикладной действенности некоторых видов спорта, рекомендуемых для студентов вузов. Виды спорта на выносливость (бег на средние дистанции, лыжные гонки, плавание, пеший туризм, велоспорт, гребля, конькобежный спорт). Регулярные занятия формируют прикладные навыки рациональной ходьбы, бега, умения терпеть; обеспечивают высокий уровень динамической работоспособности, функционирования и надежности сердечнососудистой, дыхательной систем и системы терморегуляции; общей адаптационной способности; развитие высокого уровня общей выносливости, устойчивости к неблагоприятным метеорологическим факторам производственной среды, интоксикации; развитие целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, терпения, самостоятельности, стойкости. Виды спорта, требующие сложной сенсорно-моторной координации в вариативно-конкретной ситуации (баскетбол, волейбол, ручной мяч, регби, теннис, хоккей, футбол; все виды борьбы, бокс). В процессе систематических тренировок формируются навыки и умения оперативных и коллективных действий; обеспечивается достаточно высокий уровень общей работоспособности, функционирования центральной нервной, сердечнососудистой, дыхательной систем, зрительного, слухового, двигательного анализаторов; развиваются общая выносливость, ловкость, ловкость рук, пальцев, простая и сложная двигательная реакция, быстрота и точность движений, умение дозировать небольшие силовые напряжения, объем, распределение и переключение внимания, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, инициативность, решительность, чувство коллективизма, помехоустойчивость, коммуникативность. Виды спорта на координацию движений (спортивная гимнастика, прыжки в воду, на батуте, акробатика и др.). Методически правильно построенные занятия формируют навыки владения своим телом, работы на высоте; обеспечивают высокий уровень функционирования двигательного и зрительного анализаторов, вестибулярного аппарата; развивают способность дозировать различные усилия по силе и амплитуде движения, силу, силовую и статическую выносливость мышц туловища, брюшного пресса, реакцию слежения, ловкость и координацию движений, гибкость, вестибулярную устойчивость, чувство равновесия, движения, пространства, переключение и распределение внимания, самообладание, решительность, смелость. Виды спорта на координацию движений и выносливость (альпинизм, спортивное скалолазание, горный туризм). Систематическая круглогодичная тренировка содействует формированию навыков в лазании, работе на высоте, страховки и самостраховки, оперативного мышления, овладению приемами саморегуляции эмоционального состояния; обеспечивает высокую общую физическую работоспособность, высокий уровень функционирования сердечнососудистой, дыхательной систем, системы терморегуляции, вестибулярного аппарата, общей резистентности организма. В процессе занятий развиваются общая, силовая и статическая выносливость основных мышечных групп, ловкость, координация движений, двигательная реакция, устойчивость к неблагоприятным метеорологическим факторам, чувство пространства, движения, наблюдательность, объем, распределение, переключение внимания, оперативные память, мышление, эмоциональная устойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость, терпение, самообладание, смелость, решительность, стойкость, чувство коллективизма. Виды спорта по управлению различными средствами передвижения (автомобильный, мотоциклетный спорт, дельтапланеризм и др.). Занятия этими видами спорта содействуют формированию навыков по управлению различными средствами передвижений, оперативного мышления; обеспечивают высокий уровень функционирования центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, вестибулярного аппарата. В процессе регулярной тренировки развиваются силовая и статическая выносливость мышц рук, туловища, спины, все виды реакции, скорость и точность движений, сенсомоторная координация, вестибулярная устойчивость, устойчивость к неблагоприятным метеорологическим факторам, чувство скорости, наблюдательность, объем, распределение, переключение и устойчивость внимания, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, инициативность, выдержка, самообладание, смелость, решительность. Виды спорта, требующие предельно напряженной нервной деятельности (стрельба пулевая, из лука, шахматы). Регулярная тренировка обеспечивает выработку навыков выполнения двигательных заданий в условиях, требующих предельного напряжения нервной деятельности, хорошее состояние центральной нервной системы, зрительного анализатора, развивает способность дозировать небольшие силовые напряжения, статическую выносливость мышц рук, спины, туловища (стрельба из лука), реакцию слежения (стрельба), концентрацию и устойчивость внимания, оперативное мышление, эмоциональную устойчивость, выдержку и самообладание, терпение, решительность. Виды спорта с управлением радиотехническими системами (радиопеленгование, многоборье радистов). Регулярная тренировка в этих видах формирует навыки рациональной ходьбы, бега, работы с радиоаппаратурой, слуховых различений, оперативного мышления; обеспечивает высокий уровень общей физической работоспособности, функционирования сердечнососудистой и дыхательной систем, системы терморегуляции, слухового и зрительного анализаторов; развивает общую выносливость, реакцию на звук, слежения, устойчивость к неблагоприятным метеорологическим факторам, наблюдательность, объем, распределение, переключение и устойчивость внимания, оперативное мышление, целеустремленность, инициативность, настойчивость, самостоятельность, стойкость. Многофункциональные виды спорта (десятиборье, семиборье и др.). Систематические занятия многоборьями формируют умение переключаться с одного вида деятельности на другой, быстро восстанавливаться и мобилизовываться, обеспечивают высокую общую физическую работоспособность, высокий уровень функционирования и надежности сердечнососудистой, дыхательной систем, системы терморегуляции, зрительного и двигательного анализаторов. Тренировка в многоборьях развивает силу, общую и силовую выносливость, ловкость, координацию и быстроту движений, хорошую реакцию, устойчивость к неблагоприятным метеорологическим факторам, переключение и распределение внимания, эмоциональную устойчивость, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержку и самообладание, стойкость. Занятия рассмотренными видами спорта при определенной структуре спортивной подготовки могут содействовать развитию не только комплекса психофизических качеств и прикладных навыков, но и решению других задач ППФП.

4. Содержание работы учебных отделений.

Учебно-воспитательный процесс в учебных отделениях проводится в соответствии с научно-методическими основами педагогики и системы физического воспитания. Теоретический раздел программы излагается в форме лекций. Лекции дополняются беседами преподавателей со студентами в процессе практических занятий, а также самостоятельным изучением студентами специальной литературы в течение всего периода обучения. Для практических занятий студенты распределяются на учебные отделения (основное, подготовительное и специальное) с учетом пола, состояния здоровья, физической и спортивной подготовленности. Студенты специального учебного отделения, состояние здоровья, физическая подготовленность и физическое развитие которых в процессе занятий улучшились, на основании заключения врача и решения кафедры переводятся на основное отделение в конце учебного года или семестра. В связи с заболеванием или другими объективными причинами студенты основного и спортивного отделений могут быть переведены на специальное учебное отделение в любое время учебного года. Освобождение от занятий по физическому воспитанию по состоянию здоровья может быть только временным. Практический раздел программы содержит учебный материал, направленный на решение конкретных задач физического воспитания студентов. В содержание занятий всех учебных отделений включается материал по профессионально-прикладной физической подготовке применительно к особенностям будущей профессии студентов. На I курсе необходимо ликвидировать недостатки в физической подготовленности отдельных студентов (со слаборазвитой силой, выносливостью, не умеющих плавать, не владеющих навыком ходьбы на лыжах и т. п.). При этом студенты обязаны:

- систематически посещать учебные занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;

- проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья и физического развития, за физической и спортивной подготовленностью;

- выполнять необходимые тесты для определения уровня физической и функциональной подготовленности;

- активно овладевать знаниями по основам теории и методики физического воспитания, используя специальную литературу;

- соблюдать рациональный режим учебы, отдыха и питания, самостоятельно выполнять физические упражнения, регулярно заниматься утренней и производственной гимнастикой, спортом и туризмом, соблюдать необходимый недельный двигательный режим, используя консультации преподавателя;

- укреплять здоровье, повышать свою физическую подготовленность, совершенствовать спортивное мастерство;

- активно участвовать в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, между вузами.

 

МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАССОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Задачи спортивной морфологии

Обеспечивая морфологические основы спорта и массовой физи­

ческой культуры, спортивная морфология решает следующие задачи:

1) определение морфофункциональных признаков, которые мо­

гут быть использованы в качестве критериев спортивного отбора и

спортивной ориентации;

2) установление информативности морфофункциональных при­

знаков как критериев контроля за состоянием тренированности

спортсмена;

3) изучение морфофункциональных проявлений адаптации орга­

низма к действию физических нагрузок в соответствии с возрастно-

половой, этнотерриториальной, конституциональной и профессио­

нальной принадлежностью, а также с учетом средств и методов физи­

ческой культуры.

Методы спортивной морфологии

Методы спортивной морфологии заимствованы у анатомии, ант­

ропологии, ряда сопредельных наук, но имеют при этом свою на­

правленность.

Методы антропометрии и антропоскопии (см. приложение 1) по­

зволяют охарактеризовать размеры тела в целом и отдельных его ча­

стей, оценить пропорции тела, соматотип, выраженность описатель­

ных признаков (в частности, признаков полового созревания). Дан­

ные, полученные в спортивной морфологии методами антропомет­

рии и антропоскопии, должны анализироваться с позиций динами­

ческой морфологии и биомеханики. Задача спортивной морфологии

заключается не в констатации морфологического своеобразия у

спортсменов определенной специализации, а в понимании функци­

онального значения этого своеобразия.

Рентгенологический метод позволяет с помощью рентгеноскопии

и рентгенографии изучать размеры костей и внутренних органов,

подвижность в суставах, а также смещаемость внутренних органов,

сердца и сосудов при выполнении физических упражнений. Это ос­

новной метод изучения анатомии на живом человеке.

Метод ультразвуковой эхографии дает возможность с помощью

ультразвука измерить линейные размеры анатомических образова­

ний, лежащих глубоко под кожей и недоступных прямому изучению

in vivo. Так можно определить толщину подкожного жира, мышеч­

ного слоя и костной основы конечности. С помощью эхокардиогра-

МЕТОД Ы СПОРТИВНО Й МОРФОЛОГИ И

фии можно, например, измерить размеры сердца и образующих его

структур.

Метод препарирования позволяет изучить особенности строения

тела после смерти. Такие описания в литературе единичны, что повы­

шает их ценность.

Методы микроскопического исследования позволяют с помощью

специальных гистологических и гистохимических окрасок изучать

под большим или меньшим увеличением микроструктуры—клетки и

их компоненты, межклеточное вещество. Для этого используются из­

влеченные из тела человека кусочки тканей (например, мышечной).

Так, на разных этапах тренировки можно осуществлять морфологи­

ческий контроль за состоянием мышечной системы спортсменов.

Методы педагогического эксперимента в сочетании с антропомет­

рическими и другими названными методами позволяют оценить вли­

яние режима тренировки на морфологическое состояние организма.

Методы эксперимента на животных обеспечивают возможность

изучить адаптацию организма к моделируемым двигательным режи­

мам. Так, условия гипокинезии создаются главным образом при по­

мещении животных в тесные клетки; условия гиперкинезии — при

тренировке животных с помощью бега в специально устроенном ап­

парате — тредбане с движущейся «беговой дорожкой» в виде ленты,

которая вращается с определенной скоростью электромотором.

Перечисленные методы дополняют друг друга, получая в ряде

случаев новое обогащенное этим синтезом содержание.

Классификация спортивной морфологии

Спортивная морфология подразделяется на общую и частную, а

общая спортивная морфология, в свою очередь, на основной и спе­

циальный разделы.

Основной раздел посвящен выяснению общих закономерностей

адаптации организма к физическим нагрузкам; изучению адаптации

исполнительных органов (опорно-двигательного аппарата) и систем

управления и обеспечения движений (нервной, сердечнососудистой,

пищеварительной, вьщелительнойсистемидр.); изучению генетичес­

кой и средовой обусловленности этих органов и систем с применением

близнецовьиисследований и экспериментов на животных генетически

чистых линий (например, крыс линии Вистар); изучению возрастно-

половых особенностей адаптации организма к физическим нагрузкам.

Специальный раздел посвящен изучению влияния спорта на орга­

низм: размеры тела и его компонентов, пропорции тела, положение

565 МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАССОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

центра тяжести, типы телосложения спортсменов различных

спортивных специализаций. Задача этого раздела — поиск общих за­

кономерностей перестройки организма в процессе занятий спортом и

влияния результатов спортивного отбора.

Частная спортивная морфология изучает особенности строения

тела спортсменов определенной специализации в связи с их стажем,

уровнем достижений, особенностями спортивной техники, режимом

тренировок, возрастом и полом. Этот раздел спортивной морфоло­

гии имеет сугубо прикладное значение и представляет особый инте­

рес для тренеров и самих спортсменов. Зная нормативные морфоло­

гические данные ведущих спортсменов, можно ориентироваться на

них при спортивном отборе и планировании режима тренировок.

Одна из задач студентов при изучении общей и частной спортивной

морфологии — познание своих морфологических возможностей,

спортивного потенциала и (в результате) способности достичь высо­

кого уровня спортивного мастерства. Эту задачу можно выразить

словами древнегреческого философа — познай самого себя.

История исследований по спортивной морфологии

Развитие спортивной морфологии тесно связано с историей олимпий­

ского движения. Еще в античные времена Флавий-младший (III в. до н.

э.) перечислил особенности телосложения, которыми, по его мнению,

должен обладать атлет, претендующий на победу в олимпийских играх.

Новым стимулом для развития спортивной морфологии послужило

возобновление олимпийских игр в нашу историческую эпоху. Однако

становление спортивной морфологии в дореволюционной России оп­

ределялось в основном запросами физического воспитания. У колыбе­

ли русской спортивной морфологии стоял известный анатом и педагог,

пионер физического воспитания в нашей стране П. Ф. Лесгафт. Сочетая

в себе специальные знания по анатомии и физическому воспитанию, он

разработал теоретическую анатомию с учетом действия на организм

физических нагрузок и механических воздействий. Учениками и пос­

ледователями П. Ф. Лесгафтабыли А. А Красуская, Е. А Котиковаидр.

В настоящее время имя этого ученого носит Ленинградский институт

физической культуры (ГДОИФК), где продолжается разработка анато­

мических проблем в духе идей П. Ф. Лесгафта.

Более полувека существует кафедра анатомии в Московском институ­

те физической культуры (ГЦОЛИФК). Ее основал М. Ф. Иваницкий

(1895—1969), заложивший основу курса спортивной морфологии. Уче­

ники М. Ф. Иваницкого — А А Гладышева, Е. И. Шидловская, О. Н.

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИ Е ОСНОВ Ы УЧЕНИ Я О Б АДАПТАЦИ И

Аксенова и П. К. Левчин—вложили много сил в разработку этого курса.

Сейчас во многих городах нашей страны существуют центры исследова­

ний по спортивной морфологии. Серьезный вклад в разработку анатоми­

ческих и антропологических основ спортивной морфологии внесли В.В.

Бунак, Д. А Жданов и М. Г. Привес, а из зарубежных исследователей —

Г. Гримм (ГДР), Дж. Таннер (Англия), О. Эйбен (Венгрия) и др.

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕНИЯ

ОБ АДАПТАЦИИ

Понятие об адаптации

Адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — приспособление

организма, популяции или другой биологической системы к изме­

нившимся условиям существования (деятельности). Представления

материалистической диалектики о диалектическом единстве струк­

туры и функции предусматривают их одновременные и согласован­

ные изменения в ходе адаптации.

Адаптация происходит на гено- и фенотипическом уровне. Гено-

типическая адаптация характерна для определенной части человече­

ства и возникает на протяжении многих поколений, исторически как

приспособление к определенным экологическим условиям. Пример

— формирование расовых признаков: цвета кожи, формы лица и че­

репа и др. Фенотипическая адаптация происходит в ходе индивиду­

ального развития организма и не закрепляется в генотипе человека 1 0

.

Организм спортсмена в процессе тренировок и соревнований подвер­

гается многим внешним воздействиям, из которых важнейшее—физи­

ческие нагрузки. Адаптация к ним — приведение строения и функций

организма в соответствие с потребностями спортивной деятельности.

Адаптация к нарастающим физическим нагрузкам, меняющемуся

температурному режиму, изменению состава воздуха или действию

иных факторов будет иметь как общие (в связи с неспецифической

защитой организма от этих влияний, так и специфические проявле­

ния. Наличие общих реакций позволяет одними факторами среды

подготовить (преадаптировать) организм к действию других. Напри­

мер, пребывание в условиях низкого содержания кислорода — фактор

гипоксии — создает состояние преадаптации к высоким двигательным

нагрузкам. Занятия одними видами спорта могут формировать пре-

При употреблении в дальнейшем термина «адаптация» имеются в виду изме­

нения строения и функций организма, возникающие в ходе индивидуального

развития организма нафенотипическом уровне - в процессе адаптациоморфоза.

567 МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАССОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

адаптацию к успехам в других (борьба и тяжелая атлетика, велосипед­

ный спорт и бег на коньках представляют собой подобные сочетания).

Адаптация к какому-либо воздействию отражается на состоянии

организма в целом, на всех его органах и системах: системе исполне­

ния, к которой относится опорно-двигательный аппарат, системе

обеспечения, (пищеварительной, дыхательной, вьщелительной, сер­

дечно-сосудистой), системах регулирования и управления (органах

внутренней секреции, нервной системе с органами чувств).

Любой двигательный акт осуществляется при участии органов опор­

но-двигательного аппарата (костей, их соединений, мышц), выполняю­

щих движения, сердечно-сосудистой системы и крови, обеспечивающих

питание исполнительных органов, центральной и периферической не­

рвной системы, регулирующей движения. В регуляции и обеспечении

движений участвует, в известном смысле, весь организм, а не только на­

званные органы и системы. Эндокринный аппарат обеспечивает гумо­

ральную регуляцию (дополнительно кнервной), пищеварительная сис­

тема способствует насыщению крови веществами, необходимыми для

питания рабочих органов, дыхательная — насыщению крови кислоро­

дом, органы чувств корректируют движения, органы выделения способ­

ствуют очищению организма от вредных продуктов обмена веществ:

Функциональная система

движения

. Исполнительные

органы

- Органы обеспечения

- Органы управления

Выделительная система

Кости

Соединения костей

Мышцы

Нервная система

Эндокринный аппарат

Органы чувств

Сердечно-сосудистая

система

Дыхательная

система

Пищеварительная

система

Адаптация зависит от многих условий, из которых важнейшие —

специфика и интенсивность внешнего воздействия и норма реакции

организма, определяющая восприимчивость или устойчивость орга­

низма к данному фактору среды.

Зависимость адаптации от интенсивности воздействия

Физические нагрузки неодинаковой интенсивности оказывают раз­

ное действие на организм. Слабые нагрузки не вызывают заметных из-

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИ Е ОСНОВ Ы УЧЕНИ Я О Б АДАПТАЦИ И

менений, нагрузки средней интенсивности стимулируют морфофунк-

циональную перестройку организма соответственно новому уровню

деятельности, ускоряют рост (рис. 186). Сильные нагрузки тормозят

эти процессы, в результате чего возникает разрыв между биологически­

ми возможностями организма и объемом деятельности. Сверхсильные

нагрузки вызывают функциональные и структурные нарушения. Не­

соответствие между тем, что может организм, и тем, что он должен вы-

Рис. 186. Различия в интенсивности роста бедренной кости инбредных

крыс в зависимости от нормы реакции животных (вверху— линия Август,

внизу —линия Вистар) и уровня их физической нагруженности

Слева направо: контроль (К), результат длительной гипокинезии (Г), результаты

трех последовательно нарастающих режимов нагрузки на фоне

предшествовавшей гипокинезии — от умеренной (1) до значительной (II) и

чрезмерной (III) механической нагруженности. Восстановление нормальных

размеров кости у крыс Август происходит при III, у животных Вистар - II уровне

нагрузки с подавлением у них активности роста при III уровне

569 МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАССОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

полнить, становится чрезмерно большим. Это служит источником

скрытых и явных повреждений, травм, нередко вынуждающих надолго

отстранить спортсмена от привычной для него деятельности. Из сказан­

ного следует, что оптимальным уровнем нагрузки является средний.

Однако восприимчивость организма к действию любого средового юз-

действия индивидуальна. То, что для одного будет нагрузкой средней

интенсивности, на другого повлияет как слабая, а на третьего — как

сильная нагрузка. Принято считать, что это связано с различиями в нор­

ме реакции организма на внешние воздействия (его реактивности).

Норма реакции и факторы, ее регулирующие

Норма реакции—это индивидуальные особенности восприимчиво­

сти организма к действию конкретного фактора среды. Норма реак­

ции организма, его реактивность, зависит от наследственных особен­

ностей, возраста, пола, предварительного опыта, конституции, физио­

логического состояния, состояния здоровья и других факторов.

Норма реакции организма определяет порог его восприимчивости к

действию фактора среды, уровень оптимальной и чрезмерной дозиров­

ки фактора, степень изменяемости функций и структур при адаптации

к новым условиям деятельности. Как правило, существует обратная

связь между уровнем восприимчивости организма к внешнему воздей­

ствию и степенью генетической обусловленности процессов его жизне­

деятельности на данном этапе онтогенеза. Исследование близнецов по­

казало, что степень генетической детерминации жизненных процессов

изменяется с возрастом: она мала в первые годы жизни и вновь снижает­

ся в период полового созревания. Поэтому первые годы жизни и период

полового созревания делают детский организм более восприимчивым к

внешним воздействиям, в том числе физическим нагрузкам.

Степень восприимчивости организма к внешним воздействиям

зависит также от пола (см. стр. 402). Существует мнение, что женс­

кий организм более устойчив биологически к внешним воздействи­

ям. У женщин выше средняя продолжительность жизни, они менее

подвержены многим заболеваниям (например, заболеваниям сердеч­

нососудистой системы). Хотя имеются и факты иного рода. Напри­

мер, женщины более эмоционально неустойчивы в отягощенных ус­

ловиях среды. Во время спортивных соревнований психологическая

перестройка женского организма выражена больше, чем мужского.

Важным фактором, определяющим реактивность организма идина-

мику процессов роста и развития, является конституция. Это—целост­

ность морфологических и функциональных признаков, врожденных и

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИ Е ОСНОВ Ы УЧЕНИ Я О Б АДАПТАЦИ И

приобретенных. Как видно из самого определения, норма реакции

организма есть составная часть конституции человека (см. стр. 472).

Норма реакции организма на внешние воздействия зависит также

от его физиологического состояния, которое с определенной законо­

мерностью изменяется на протяжении суток, месяца, года, выявляя

определенную цикличность—суточную, месячную и т. д. Норма ре­

акции также испытывает циклические изменения.

Норма реакции зависит и от уровня тренированности, от предва­

рительного опыта общения с воспринимаемым фактором среды. Все

люди обладают осязательной чувствительностью, но у некоторых

путем тренировки она может быть развита до совершенства. Особен­

но сильно она развита у слепых и слепоглухонемых. Несомненно, в

ходе спортивной тренировки восприимчивость организма к физи­

ческим нагрузкам изменяется. Наследственность определяет при

этом пределы возможных колебаний нормы реакции.

Норма реакции изменяется и при некоторых патологических со­

стояниях организма.

Остается добавить, что норма реакции неодинакова для разных

структур и функций организма. Это связано с тем, что каждая из них

имеет свои особенности развития, генетической обусловленности и т. п.

Стресс как механизм адаптации

Внешнее воздействие на организм вызывает в нем функциональ­

ные и структурные изменения, нарушения гомеостаза—постоянства

внутренней среды.

При сильных воздействиях извне организм нуждается в защите, в

сохранении гомеостаза. Механизмом самозащиты служит так назы­

ваемая реакция-стресс, подробно описанная еще в 30-е годы канадс­

ким патофизиологом Г. Селье. Реакция-стресс, или общий адапта­

ционный синдром, представляет собой перестройку нейроэндокрин-

ной регуляции организма, проходящую последовательно три фазы:

фазу тревоги, фазу сопротивления и фазу истощения. Морфологи­

чески стресс проявляется утолщением и повышением активности

коры надпочечников, атрофией органов иммунологической защиты

- вилочковой железы и лимфатических узлов, образованием изъязв­

лений на поверхности слизистой оболочки органов желудочно-ки­

шечного тракта.

Реакция тревоги сопровождается усиленной выработкой моз­

говым веществом надпочечников гормона адреналина. Он близок

по своему эффекту медиатору автономной нервной системы — но-МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАССОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

радреналину и оказывает сосудосуживающее действие, которое и

приводит к образованию изъязвлений на поверхности слизистой.

Гормоны коркового вещества надпочечников—кортикоиды—облада­

ют защитным и антивоспал ительнъгм действием и стимулируют рост. По­

этому в фазе сопротивления жизнедеятел ьность орган изма и ростовые про­

цессы активизируются. Однакоспособностьоргатзмакприспособлению

не беспредельна. Длительность фазы сопротивления зависит от врожден­

ной приспособляемости организма и силы внешнего воздействия. В ответ

наоченьсильное или длительное Бездействие происходит истошениешя-

почечниковой активности и защитный эффект пропадает.

Адаптация организма к фактору среды приводит к тому, что пос­

ледний перестает вызывать реакцию-стресс. Выработка гормонов

корковым веществом надпочечников снижается, тормозится образо­

вание новых структур организма.

Таким образом, существует следующая последовательность про­

цессов, связанных с реакцией-стресс: внешний фактор -> стресс-ре­

акция —> выброс в кровь большого количества кортикоидов -> акти­

визация клеточного деления т адаптация к внешнему воздействию

-> прекращение стресс-реакции -»уменьшение выработки кортико­

идов -> торможение клеточного деления.

Тренировочный процесс имеет своей целью адаптацию организма

спортсмена к возрастающим нагрузкам. Его физиологическим меха­

низмом служит стресс-реакция, залогом проявления которой явля­

ется постепенное повышение уровня нагрузки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.