Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структурализм и постструктурализм.




Структурализм возник в литературе и искусстве в 30-е годы XX в. Предлагая альтернативные методы исследования и решения проблем социогуманитарного знания. Формирование структурализма как философского направления связано с обращением к кон­цепциям следующих философов французского лингвиста Фердинанда де Соссюра, Клода Леви-Стросса, Жака Лакана, Мишелем Фуко и др. Самим своим существованием структурализм указывает на появление новых тенденций в развитии культуры, важнейшей из которых является «раздражение», которое испытывается современной западной цивилизацией по поводу языка. Раздражение, вызванное беспокойством культуры относительно самих своих оснований, проявляется в форме тревоги языка относительно самого себя. Структуры фундаментальны и детерминируют человеческое существование; примерами таких структур являются чистые структуры языка (Фердинанд де Соссюр), семантические структуры поэзии и волшебной сказки (Роман Якобсон, Владимир Пропп), структуры синтаксиса как конфликта «глубинных структур». Именно язык отчетливее всего обнажает природу тех структур, на изучение которых направлен современный структурализм. Это — структуры значений: «быть структуралистом — значит концентрировать свое внимание на организации и структуре значений» (Ф. де Соссюр). Соотношение структуры и значения объяснялось различным образом в разных направлениях структурализма. Структурализм достаточно быстро трансформируется в постструктурализм. Критика структурализма по таким направлениям, как отрицание субъекта, историзма, смысла, философии являются актуальными темами структурализма.

24.Философия постмодернизма.

Постмодернизм оформился на рубеже 70-х гг. XX в. в широкую концепцию культуры. Постмодернизм рассматривается как современная общекультурная тенденция западного самосознания, оказывающая влияние на весь остальной мир. Представители: Роланд Барт и Р. Рорти. Большинство исследователей приходят к убеждению, что постмодернизм связан с ощущением растерянности, с которым столкнулся человек постиндустриального общества. В обществе стала нарастать угроза самому существованию человечества в век свободы и демократии, успехов науки и техники, усиления мощи средств массовой информации, утрачены иллюзии о всемерном процветании общества и, как следствие, нарастает фальшь и пустота в человеческих отношениях. Именно изменения форм жизни, строительство больших городов современности, господство СМИ, приводят к тому, что в философии все чаще ведутся разговоры о «смерти субъекта или автора». Действительно, современность отрицает старое, а это значит что новое продолжает существовать как след или призрак. В современном мире утрачивается традиционная ценность диалога, общения, так как они перестают быть подлинно человеческими феноменами. Реально, часто общение или диалог не нуждается в человеке, так как сводит все к простому пользователю информационной сети. Постмодернизм в качестве главного творческого принципа выдвигает радикальный плюрализм стилей и художественных программ, мировоззренческих моделей и языков культуры. В рамках данного направления утверждается то, что идея прогресса это «мертвый» миф западной культуры, происходит констатация исчерпанности творческих потенций запада, тиражирование уже однажды сказанного.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.