Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов.
За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее.
✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать».
Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами!
Конспект урока по истории
Тема: " Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение".
Класс: 6
Цели урока:
Образовательная:
- Сформировать представление об образе Владимира Красное Солнышко.
- Раскрыть социально-политические причины и предпосылки принятия монотеистической религии на Руси, её принципиальное различие с языческими верованиями.
- Проследить процесс принятия Христианства (фактический материал).
- Оценить значение принятия Христианства для Русского государства и его дальнейшего исторического пути.
Воспитательная:
Создать условия для формирования коммуникативной культуры, умения работать индивидуально, в паре, в группе, выслушивать и уважать других. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за историческое прошлое своей страны.
Развивающая:
- Развитие умения использования межпредметных связей с географией и всеобщей историей.
- Совершенствование умений работы с исторической картой;
- Способствовать дальнейшему развитию навыков работы с текстом учебника, исторического источника, развитию умений выделять главное в материале, умений подготовки индивидуальных сообщений, коммуникативных умений;
- Совершенствовать умения логично излагать факты и аргументы; анализировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
Оборудование:
- Карта «Киевская Русь в IX-начале XII вв.»;
- Документ «Повесть временных лет»;
-Иллюстрации М. Макарова «Свержение идолов языческих богов в Киеве»;
В. М. Васнецов «Крещение киевлян»;
- Учебник: История России: с древнейших времён до конца XVI века: Учеб. для 6-го класса общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 4-е изд. – М.: Просвещение, п.6, с. 43-55.
Тип урока:
Ход урока:
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Активизация познавательной деятельности учащихся
| 1. Оргмомент
| Приветствие учащихся. Проверка количества присутствующих и отсутствующих учеников на уроке.
| Приветствие учителя. Подготовка рабочего места учащегося.
Т- тетрадь
Р- ручка
У – учебник
Д - дневник
| 2. Этап целеполагания и мотивации.
Вступительное слово учителя.
| Эпиграфы к уроку:
Волхвы не боятся могучих владык…
А.С. Пушкин
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога… Посему противящиеся власти противятся Божию установлению.
Из Библии
План урока:
- Начало правления князя Владимира.
- Причины принятия христианства.
- Крещение Руси.
- Значение принятия христианства
| Попробуйте, объяснить эти строки в конце нашего занятия.
Учащиеся записывают в тетрадь число, тему урока, эпиграфы к уроку.
| 3.Изучение нового материала
Вступительное слово учителя.
Работа с картой.
Работа с текстом параграфа (§ 5, страница 63–66).
Работа с картой.
Работа с документом «Повесть временных лет»
Работа с текстом учебника. «Историческое значение крещения Руси» (с. 70).
| 1. Начало правления князя Владимира.
Учитель начинает с беседы по вопросам:
– Какие князья после смерти Святослава претендовали на княжеский престол?
– На какую силу опирались князья?
– В чём были сильные и слабые стороны наёмного войска?
– Как Владимир решал вопрос о варягах-наёмниках? Почему это было важным государственным делом?
Рассказ учителя:
Особо следовало бы остановиться на последних двух десятилетиях перед Крещением. У прославленного завоевателя Святослава, сына Игоря и св. Ольги, было три сына. Старшего, Ярополка отец ещё при жизни посадил в Киеве (предпочитая проводить жизнь в военных походах вдали от столицы), Олега – в Овруче, а младшего, Владимира – в Новгороде. Но по малолетству назначил им в управители своих воевод: Ярополку – Свенельда, а Владимиру – его дядю, Добрыню. В точности неизвестно, в силу каких причин между братьями возникла ссора, следствием которой была гибель Олега и бегство Владимира за море к варягам, но более правдоподобно было бы относить её, скорее, к интригам воевод-регентов, нежели на совесть юных князей.
Учитель показывает на карте походы князя Святослава против кочевников. В результате этих походов сложилась огромная территория Киевского государства.
Учитель подводит учащихся к следующим и выводам:
- К обороне страны было привлечено всё население, а не только жители приграничных областей, происходит общегосударственное укрепление границ;
- Оборона становится общенародным делом, а это усиливает обороноспособность государства, создаются крепости на юге, куда переселяются жителей с севера для несения сторожевой службы;
- Благодаря государственному подходу Владимира к обороне страны натиск печенегов был приостановлен.
2. Причины принятия Христианства на Руси.
Учитель задает вопрос:
Назовите и покажите территории соседних с Русью государств.
Учитель акцентирует внимание на вероисповедании соседей Руси:
– хазары – иудаизм,
– волжские булгары – ислам,
– Византия – православие,
– Польша – католичество.
Следовательно, это были религии, в основе которых лежала вера в одного бога. Только племена балтов, финно-угров были язычниками.
3. Крещение Руси.
Рассказа учителя о принятии христианства Русью:
Прежде всего, следует вспомнить, что много лет на Киевском столе правила княгиня-христианка – св. Ольга (945–969); если сомневаться ещё в христианстве князя Аскольда (...-882). Уже в тексте договора с Византией под 944 г. упоминается соборная церковь св. прор. Илии, а также, по словам летописца: «мнози беша варязи христиане» (Повесть временных лет; далее – ПВЛ). И если блаженная Ольга не успела привлечь к правоверию своего единственного сына Святослава, т.к. на момент принятия ею христианства (944) он был уже достаточно взрослым человеком, к тому же поглощённым страстью к военным подвигам, то, не исключено, что преуспела она в отношении своих внуков – Ярополка и Владимира, тем более, что старший из них – Ярополк находился на её попечении лет до 13, а Владимир был ещё несколькими годами младше.
Во всяком случае, нам известно, что Ярополк, будучи правителем, политически «некрещеного» государства, весьма покровительствовал христианам: «христианом даде волю велику» - читаем в Иоакимовской летописи. Таким образом, есть все основания полагать, что в 80-е гг. X в. в Киеве уже не только многие варяги и бояре, но и отчасти простые горожане, не говоря уже о купцах, крестились и были христианами. Но большинство жителей, как древней столицы, так и других крупных городов, бесспорно, были язычниками, довольно мирно уживавшимися с христианским меньшинством. Наиболее консервативным было население деревень; культивирование языческих верований здесь сохранялись ещё многие столетия.
Итак, о Владимире как будущем крестителе Руси.
В 963 году у Святослава Игоревича и древлянской княжны Малуши родился сын, которого нарекли Владимиром. Воспитывал его дядя, брат матери Добрыня, язычник по вере. Восьмилетним мальчиком князь Владимир стал править в Новгороде, а в 980 году, в разгар междоусобицы, взял Киев, в котором княжил старший сын Святослава Ярополк.
В пору своей юности Владимир был ярым язычником, и образ жизни вел соответствующий – у него было пять жен и многочисленные наложницы. На киевских холмах князь установил идолов шести языческих божеств: Перуна, Дажбога, Стрибога, Хорса (солнечного коня), Мокоши и Симаргла (значение последнего неизвестно) (запись на доске). Этим идолам приносились даже человеческие жертвы.
Но Киев в те годы был городом, открытым для миссионеров различных религий. Туда являлись представители от мусульман, болгар, живших в Заволжье, латинян, немцев, иудеев и греков. Князь принимал всех миссионеров лично и подолгу беседовал с ними. Наибольшее впечатление произвел на Владимира рассказ греческого проповедника, показавшего привезенную с собою икону Страшного суда. Князь решается на неординарный шаг – он отправляет в Константинополь десяток самых уважаемых людей княжества. Это путешествие описывается в “Повести временных лет”. Люди после рассказывали князю о католиках, мусульманах и христианах православных. Их рассказ о православной службе в храмах был дополнен доказательством важности этой веры: “Если бы вера во Христа не была лучше других вер, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга – мудрейшая из людей”.
В 983 г. Владимир ходил войной на ятвягов и покорил их. Возвратившись в Киев, он совершил жертвоприношение идолам. Старшины и бояре советовали Владимиру: “Бросим жребий на отрока или девицу: на кого падет того и принесем богам”. Жребий пал на юного Ивана, сына одного варяга-христианина по имени Федор. Посланные сказали отцу: “Отдай сына богам, они выбрали его себе в жертву”. Федор же отвечал: “Ваши боги – истуканы, сотворенные руками человеческими. Един Бог, которому покланяются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына моего бесам”. Услышав этот ответ, киевляне сбежались и разрушили двор варяга. Федор стоял с сыном на сенях. Народ кричал ему: “Дай сына своего богам! ”. Он отвечал: “Пусть боги сами придут и возьмут его, если они боги. А вы о чем хлопочите? ”. Яростный крик был ответом толпы язычников, которые убили варягов.
Обострение внешнеполитической ситуации ускорило процесс принятия христианства на Руси. Византия попросила помощи от Руси против мятежников. Владимир обещал помочь императорам Константину и Василию, но взамен попросил руки их сестры Анны. Братья согласились, но когда военная кампания окончилась, не спешили отдать Анну за Владимира, хотя он и согласился выполнить их решающее условие – принять христианство. Решив поторопить “забывчивых” братьев, Владимир берет Херсонес (район современного города Севастополя), откуда рукой подать до Константинополя.
Для ускорения процесса перемирия было решено, что крещение Владимира произойдет не в Константинополе, а в самом Херсонесе, куда прибыла принцесса Анна. По преданию, незадолго до этого Владимир ослеп. Анна, узнав о недуге, посоветовала жениху поспешить с принятием христианства. Обряд состоялся. При крещении Владимир получил православное имя Василий. При выходе из купели он прозрел. После крещения Владимир возвратился в Киев с венчанной женой Анной.
Отрывок из ПВЛ(распечатка для каждого ученика):
Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей. " Велик ты, Господи, и чудны дела твои! ". Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: " Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: " Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: " Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: " Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в этих странах". Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: " Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу". И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.”
Рассказа учителя:
Важно отметить, как распространялось христианство. Распространение христианства не было мирным процессом. Единобожие вводились “огнём и мечом” (например, в Новгороде). Язычество долго не уступало место христианству.
Работа по рисунку страница 70.С. В. Иванов «Христиане и язычники».
Рассказа учителя:
По мере постепенного распространения христианства появляются и служители новой веры – это духовенство: священники, епископы. Архиепископ – старший епископ. Митрополит – одна из высших должностей в церкви, глава крупной епархии, подчинён только патриарху из Константинополя.
Для управления церковью на Руси сразу была образована митрополия с центром в Переяславле и три епархии – Киевская, Новгородская, Белогородская. Самыми первыми митрополиями были греки, приехавшие в Киев.В крупных городах были построены городские соборы: в Киеве – Десятинная церковь, затем Софийский собор, в Чернигове – храм Спаса, Новгороде – Софийский собор.
4. Значение принятия христианства.
Вопрос:
– В чём значение принятия христианства на Руси?
| Учащиеся записывают в тетрадь:
Ярополк Святославич – старший из братьев, княжил в Киеве.
Олег - правил в Древлянской земле.
Владимир - правил в Новгороде, опирался на варягов-наёмников и крестьян, ремесленников.
В 972г Святослав умер, между братьями вспыхнула ссора и пошли они войной друг на друга, началась усобица между братьями.
Усобица – война между князьями за великокняжеский престол.
В результате междоусобиц погиб Олег, а Владимир изгнал Ярополка и занял Киев. Изгнание варягов-наёмников и создание русской княжеской дружины позволили Владимиру укрепить обороноспособность страны.
Учащиеся работают с текстом и определяют систему мер, проведённых Владимиром для укрепления южных границ Руси.
Учащиеся называют эти меры:
– создание мощной системы крепостей на южной границе;
– создание гарнизонов крепостей из жителей северных областей;
– строительство сигнальных башен.
Учащиеся называют:
– Хазарский каганат,
– Византию,
– Волжскую Булгарию,
– Польшу,
– племена балтов, финно-угров.
Учащиеся записывают в тетрадь:
Рели́ гия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Язычество – идолопоклонство, вообще – религия, основанная на поклонении многим богам.
Учащиеся с помощью учителя называют и записывают причины принятия христианства на Руси:
- Объединить восточнославянские племена в единое государство можно было, только на основе общей монотеистической религии (то есть веры в одного бога);
- Необходимость усиления княжеской власти;
- Стремление сблизить Русь с Западной Европой, преодолеть культурную изоляцию Руси;
- Социальное расслоение и имущественное неравенство требовало идеологического обоснования;
- Стремление укрепить международный авторитет Руси.
Христианство – одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникла в I в. н. э. в Иудее. Имеет три основных направления: католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания – вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира.
Учащиеся записывают в тетрадь:
Православие – христианское вероучение, сложившееся в Византии как восточнохристианская церковь, в отличие от возникшего на Западе католицизма.
988 год – крещение Владимира I.
Учащиеся отмечают следующее:
– княжеская власть и власть феодалов укрепилась, что способствовало объединению Руси;
– византийская культура распространилась на Руси;
– международное положение Руси укрепилось, Русь входила в круг христианских государств.
| 4. Итоговое закрепление
Возвращение к проблемному вопросу.
| Как вы думаете, что имел в виду А.С.Пушкин и как это относится к нашей теме?
Можно ли отнести строки из библии к нашей теме?
| Ученики излагают свою точку зрения в виде обоснованного ответа.
| 5. Рефлексия
| Продолжите предложение: Сегодня на уроке я …!
| Продолжите предложение:
Сегодня на уроке я …(узнал, удивился, понял, разочаровался и т. д.).
| 6. Домашнее задание
| Наш урок подошел к концу, записываем домашнее задание:
| . Домашнее задание: § 5, ответить на вопросы. Подготовить сообщение по теме «Владимир Красное Солнышко».
|
|