Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар №2. Философия Античности и Средневековья






 

План:

1. Основные философские школы в Древней Греции.

2. Философские концепции Платона и Аристотеля.

3. Религиозный характер философской мысли Средневековья. Учение Аврелия Августина.

4. Философия Фомы Аквинского.

5. Спор об универсалиях.

 

Темы докладов и рефератов:

 

1. Философия Древней Индии.

2. Основные философские школы в Древнем Китае (конфуцианство, даосизм, легизм).

3. Древняя стоя: поиски человеческого счастья.

4. Критика образа жизни и общественных устоев в кинизме.

5. Стихийная диалектика и учение о космосе Гераклита Эфесского.

6. Пифагорейский союз. Учение о числе и гармонии.

7. Этика как учение о счастье в философии Эпикура.

8. Софисты.

9.Теория идеального государства Платона.

10. Учение о человеке в христианской философии.

11. Арабская средневековая философия.

12. Средневековая картина мира.

13. Проблема веры и разума в средневековой философии.

 

Литература

 

1. Алексеев П.В. Философия. М, 2008.

2.Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1976-1983.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

4. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов-на-Д., 2008.

5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

6. Коплстон Ф. История средневековой философии. М, 1997.

7. История философии. Учебник для вузов/ Под ред. В.П.Кохановского. Ростов-на-Д., 1999.

8.История философии в кратком изложении /пер. с чешского И.И.Богута.М., 1991.

9. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

10.Платон. Соч.: В 3 т. – М., 1973.

11. Спиркин А.Г. Философия. М., 2010.

 

Термины:

Первоначало(архэ), теогония, политеизм, эллинизм, субстрат, апейрон, космос, логос, апория, майевтика, эйдос, демиург, Единое, метафизика,, материя и форма, гедонизм, пифагореизм, кинизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм, патристика, схоластика, экзегетика, апологетика, ортодоксия, теоцентризм, теология, теодицея, пантеизм, томизм, универсалии, номинализм, реализм, концептуализм, акциденция, атрибут, эсхатология, креационизм, «философский камень», «бритва Оккама».

 

Рекомендации:

 

В первом вопросе следует охарактеризовать исторические условия, в которых зарождалась и формировалась философия Древней Греции, назвать основные этапы (ранний, классический, эллинистический и римский), перечислить и кратко охарактеризовать основные досократические школы, а также школы, появившиеся в эпоху кризиса и заката античной философии (эпикуреизм, стоицизм, эклектицизм, скептицизм).

Второй вопрос – это раскрытие основных положений философии Платона и Аристотеля. Поскольку это целостные концепции, необходимо остановиться на онтологических, гносеологических и социально-философских взглядах мыслителей.

Третий вопрос – общая характеристика средневековой философии, её отличие от философии Античности, а также рассмотрение концепции Аврелия Августина, являющегося автором первой модели христианской ортодоксальной философии.

Четвертый вопрос – новый взгляд на соотношение веры и разума в философии Фомы Аквинского, рациональные доказательства бытия Бога.

Пятый вопрос – раскрыть понятие «универсалии», рассмотреть содержание таких направлений, как реализм, номинализм, концептуализм.

Задания для проверки уровня компетенций:

1. Философ Антисфен, критикуя платоновскую теорию идей, как-то сказал ее создателю: «Я видел огромное количество лошадей, Платон, но я никогда не видел идею лошади, о которой ты так настойчиво говоришь». Платон ответил ему: «У тебя, Антисфен, есть глаза, чтобы увидеть каждую конкретную лошадь, но, видимо, у тебя нет разума, с помощью которого ты бы мог усмотреть идею лошади».

Прокомментируйте эти платоновские слова. Каким образом в них выражена основная мысль его учения?

2. Прочтите следующие фрагменты из сочинения Аристотеля: " Сократ не считал отделенными от вещей ни общее, ни понятия. Сторонники же идей отделили их и такого рода, сущее назвали идеями, так что, исходя почти из одного и того же довода, они пришли к другому выводу, что существует идея всего, что проявляется как общее…

Платон, усвоив взгляды Сократа, доказывал, что такие определения относятся не к чувственно воспринимаемому, а к чему-то другому… И вот это другое из сущего он назвал идеями, а все чувственно воспринимаемое, - говорил он, - существует помимо них и именуется сообразно с ними, ибо через сопричастность эйдосам существует все множество одноименных с ними вещей".

" Лучше все-таки рассмотреть Благо как общее понятие и задаться вопросом, как оно появилось и в каком смысле о нем говорят…"

Ответьте на вопросы:

а) Чем отличается " общее" Платона от " общего" Сократа?

б) В чем смысл учения Платона об идеях (эйдосах)?

в) Если существует идея блага и справедливости как истинное бытие, то существует ли идея зла и несправедливости?

3. Сократ писал: «Если бы было возможно намеренное зло, оно было бы лучше и предпочтительнее ненамеренного зла». Объясните смысл этого высказывания.

4. Попробуйте закончить фразу Эпиктета: «Человек принадлежит толпе, когда обвиняет во всем других. Он находится на пути к мудрости, когда начинает во всем винить себя. По-настоящему же мудрым он становится тогда, когда…»

5. Прочтите высказывания философов:

" Верую потому, что это нелепо" (Тертуллиан).

" Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь" (Августин).

" Верую, а потому знаю" (Ансельм).

" Познавай то, во что веришь" (Абеляр).

" Хотя человек не обязан испытывать разумом то, что превышает возможности человеческого познания, однако же, то, что преподано Богом в откровении, следует принять на веру" (Аквинский).

Ответьте на вопросы:

а) Какую функцию выполняет вера в религиозной гносеологии?

б) Свидетельствует ли исторический опыт, что вера и упование на божественное откровение позволяют лучше решать практические задачи и овладевать наукой и культурой, чем стремление к знанию, самопознанию и собственной активной деятельности?

в) Как вы оцените с позиций религиозной гносеологии " социальную активность " верующих" и " неверующих"?

6. Про Августина говорят, что он " христианизировал" платонизм. Объясните данное положение.

7. Определите философское направление по предложенным фрагментам:

а) «Болезни представляют собой состояния или отношения, которые не являются материальными. В реальной действительности существуют лишь единичные вещи, а отношения между ними оказываются чистыми абстракциями. Следовательно, болезнь, будучи общим понятием, относится к абстракции и не существует объективно. Поэтому можно говорить не о болезнях как таковых, а о больных людях».

б) «Идея человека, которую я составляю, должна быть идеей или белого, или черного, или краснокожего, прямого или сгорбленного, высокого, низкого или среднего роста человека. Я не в состоянии каким бы то ни было усилием мысли образовать вышеописанную абстрактную идею. Точно так же для меня невозможно составить абстрактную идею движения, отличную от движущегося тела, – движения, которое ни быстро, ни медленно, ни криволинейно, ни прямолинейно; и то же самое может быть сказано о всех прочих абстрактных идеях».

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы социально-исторические условия формирования философии в Древней Греции? Назовите основные этапы развития античной философии.

2. Почему античную философию называют космоцентричной?

3. Как основные положения объективного идеализма раскрываются в платоновской эйдологии?

4. Раскройте смысл учения о государстве Платона. Объясните с позиций учения об идеях понятие «платоническая любовь».

5. «Платон мне друг, но истина дороже». Кому принадлежит это высказывание? Какое учение противопоставил его автор платоновской теории идей?

6. «Все течет, и ничто не пребывает», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды…». Кто автор этих суждений и в чем их философский смысл?

7. «Я знаю только то, что ничего не знаю». Кому принадлежит эта фраза? На какой философский метод опирался автор данного суждения?

8. В чем заключается характерная черта средневековой философии?

9. Идеи какого античного философа использовал Фома Аквинский при разработке своей модели христианской философии?

10. Кто, по вашему мнению, занимал более правильную позицию в споре об универсалиях?

11. Перечислите доказательства существования бога в учении Фомы Аквинского.

12. Что означает тезис «Философия — служанка богословия»?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.