Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кодификация русского права в первой половине XIX в.






К началу 19 в. неразбериха в законодательстве дошла до предела. Она была одной из причин беспорядков и злоупотреблений в слухах. Александр I уже в 1801 г. учредил новую, десятую по счету, комиссию во главе с П.В.Завадовским. Она получила название Комиссии составления законов и провела значительную подготовительную работу. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства.Николай I, дал установку ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. Для этого комиссия была создана не при Государственном совете, который должен был заниматься подготовкой законопроектов, а была просто преобразована во II отделение Собственной канцелярии его императорского величества. В последствии, когда уже был готов Свод законов, император учредил семь ревизионных комиссий, чтобы проверить тождество Свода существующему законодательству.Успеху работы комиссии способствовал и субъективный фактор: ее возглавлял М.М.Сперанский. Сначала преступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно включило в себя все нормативные акты с Соборного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в хронологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тыс., составивших 46 толстых томов. В последствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством. Так появилось второе Полное собрание законов Российской империи, охватившее законодательство до 1881 г., и третье, включившее законы с марта этого года.Свод был издан в XV томах, объединенных в 8 книгах. Книга 1-я включила по преимуществу законы об органах власти и управления и государственной службе, 2-я – уставы о повинностях, 3-я – уставы казенного управления (уставы о податях, пошлинах, питей-ном сборе и др.), 4-я – законы о сословиях, 5-я – гражданское законодательство, 6-я – уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые и о промышленности и др.), 7-я – уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебный и др.), 8-я – законы уголовные. Разработка Уложения о наказаниях началась сразу после создания Свода законов и велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии. При разработке проекта был использован том XV Свода законов. Проект Уложения и объяснительная записка к нему были готовы к 1844 г. Их размножили для предварительного обсуждения. После рассмотрения проекта в Государственном совете Уложение было утверждено императором в августе 1845 г. и введено в действие с 1 мая 1846 г. Уложение содержало Общую часть, функции которой выполнял первый раздел закона.

 

4 2. Крестьянская реформа 1861 г.

Документы крестьянской реформы: n «Манифест 19 февраля 1861 г.», «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий», «Правила о порядке приведения в действие положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». n Для проведения реформы в каждой губернии учреждаются: 1.Губернское по крестьянским делам присутствие 2.Уездные мировые съезды 3.Мировые посредники. Подготовка реформы: n 1857 г. образован Негласный комитет для обсуждения программы, разрабатываемой в МВД с 1856 г. n 1857 г. рескрипт на имявиленского генерал-губернатора Назимова В.И. (об образовании губернского комитета для разработки реформы). n 1858 г. Образование губернских комитетов в других губерниях. n Негласный комитет преобразован в главный комитет по крестьянскому делу, при котором создана Редакционная комиссия под председательством Я.И.Ростовцева, затем В.Н.Панина. Затем, она разделена на 4 департамента (Редакционные комиссии). n В конце августа 1859 года были вызваны депутаты от 21 губернского комитета. В феврале следующего года были вызваны депутаты от 24 губернских комитетов. n Противоречия: в черноземных губерниях – главная ценностьземля, в нечерноземных – крестьянский труд, овеществленный воброкеn Выводы: 1.Необходимо учесть местные особенности, 2.Необходим переходный период3.Крестьян нельзя освободить без земли, а помещиков – оставить без гарантированного государством выкупа. Временнообязанные крестьяне: n Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам именуются временнообязанными. Права свободных сельских обывателей: n личныеn Имущественные n Обязательные поземельные отношения (размер надела и повинности) определяются в уставных грамотах (составляются помещиком и утверждаются не позднее двух лет после объявления реформы). n Временнообязанное состояние прекращалось с переходом на выкуп или в случае перехода в другие сословия. Размер надела: В 4 " Местных положениях" определялись размеры земельных наделов и повинностей крестьян за пользование ими в 44 губерниях Европейской России. n Вся эта территория делилась на 3 полосы (нечернозёмную, чернозёмную и степную), каждая из которых состояла из " местностей". Крестьяне собственники: n Выкуп усадьбы и надела может производиться по требованию помещика все сельским обществом; n Сумма выкупа определялась добровольным соглашением или путем капитализации годового оброка из 6%. n Выкупная операция: помещик получал 75% (если крестьянин получал неполный надел) или 80 % (если крестьянин получал полный надел) выкупной суммы из государственной казны деньгами или ценными бумагами, остальное крестьяне вносили самостоятельно.n Сумму, полученную помещиком из казны, крестьянин гасил в течение 49 лет по 6 % ежегодно (выкупная ссуда на 49 лет). n Значение имела также градация оброка: на первую десятину выкупаемого надела приходилось 50% суммы оброка, на вторую десятину – 25%, а последние 25% - делились между остальными десятинами). n Дворовые крестьяне освобождались без земли и без выкупа, но в течение двух лет оставались у помещика и несли прежние повинности. Крестьянское самоуправление: n Сельское общество составляется из крестьян, водворенных на земле одного помещика; n Волости создаются из смежных сельскихобществ (от 300 до 2000 душ); n Сельское управление: Сельский сход, сельский старостаn Волостное управление: Волостной сход, Волостной старшина с волостным правлениемВолостной крестьянский суд. Волостной суд n Состав суда (4-12 судей) избирается волостным сходом ежегодно; n Присутствие (не менее 3 судей) n В. С. рассматривает дела, возникающие между крестьянами, В. С. решает окончательно дела ценой до 100 руб. n В.С. Может приговаривать к общественным работам до 6 дней, денежному взысканию до 3х рублей, аресту до 7 дней и наказанию розгами до 20 ударов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.