Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интернет-зависимость






 

Компьютеры широко внедряются в повседневную жизнь. Возрастает количество людей, умеющих работать с компьютерными программами, играть в компьютерные игры. Повсеместно распространены салоны компьютерных игр, игровые автоматы. Освоение программ по пользованию компьютером сопровождается интенсивным изучением игровых программ. Можно наблюдать, как пользователи часами раскладывают на экране монитора карточные пасьянсы, гоняют шарики, водят самолеты и машины, поражая какие-то цели и набирая очки, нервничают, если не удается достигнуть цели, ликуют, когда все получается. Многие из них становятся «коллекционерами игрушек», покупая и переписывая их, затрачивая при этом достаточно много времени. На работу, учебу, полноценный отдых и общение с близкими и друзьями не хватает времени. Ситуация усугубилась с подключением персональных пользователей к Интернету. Продолжительные исследования в университете Карнеги-Меллона (США) показали, что интенсивное использование Интернета ведет к нарушению социальных связей, вплоть до одиночества, к нарушению внутрисемейного общения, развитию депрессивных состояний. Некоторые американские исследователи отмечают, что доступ к Интернету усугубляет неравенство между людьми. За последние десять лет Интернет превратился в существенный фактор индивидуального развития. Исследователи достаточно объективно paскрывают как положительные, так и негативные стороны освоенияИнтернета.

Основные разновидности деятельности, осуществляемой посредством Интернета, а именно, общение и игра (развлечение) – обладают свойством захватывать человека целиком, не оставляя ему иной раз ни времени, ни сил на другие виды деятельности. Как отмечают исследователи, Интернет-аддикции подчиняются закономерностям формирования зависимостей, выведенным на основании наблюдений за наркоманами, алкоголиками или игроками. Если для формирования этих видов зависимостей требуется определенное время, то при Интернет-зависимости этот срок резко сокращается. По данным исследователей, 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58%– в течение второго полугодия, а 17% по прошествии года. Кроме того, если долговременные последствия зависимости от алкоголя либо наркотиков хорошо изучены, то применительно к Интернет-аддикции отсутствует возможность долговременного наблюдения.

Чаще всего Интернет-аддикция понимается как:

- зависимость от компьютера, обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

- «информационная перегрузка», то есть компульсивная навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных;

- патологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;

- зависимость от социальных применений Интернета: общения на чатах, групповых играх и телеконференциях, что может привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;

- зависимость от «киберсекса», то есть от порнографических сайтов в Интернете, от обсуждения сексуальной тематики в чатах или специальных телеконференциях «для взрослых».

В деятельности «аддикта» очевидны глубокая заинтересованность, бескорыстное любопытство». Интернет-аддикция граничит с описанием человека, увлеченного процессом познания, испытания им мук творчества. Возникает ощущениe переноса в новую реальность, что ведет к деформации чувства времени, отвлечению от окружающей экономической и социальной среды.

М. Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для Интернет-зависимости:

Психологические симптомы: хорошее самочувствие или эйфория при работе с компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ощущение пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы: синдром карпального канала; сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; пренебрежение личной гигиеной; расстройство сна, изменение режима сна.

Согласно исследованиям К. Янг, опасными сигналами (предвестниками Интернет-зависимости) являются: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса он-лайн; увеличение времени, проводимого он-лайн; увеличение количества денег, расходуемых на Интернет.

М. Шоттон разработала типологию зависимости от компьютера, включив туда три разновидности такой зависимости. Во-первых, это «сетевики»: они оптимистичны, социально активны и позитивно настроены к другим людям, имеют друзей, в том числе противоположного пола, поддерживают нормальные отношения с родителями. Компьютер для них – нечто вроде хобби, при этом они самостоятельно почти не программируют, в меньшей степени интересуются приложениями, в частности компьютерной графикой, или аппаратным обеспечением.

Во-вторых, это «рабочие» – самая малочисленная группа. Они владеют наиболее современными и дорогими компьютерами. Процесс программирования у них четко спланирован, программы пишутся ими для достижения определенного результата. Как правило, представители этой группы прекрасно учились или учатся, причем их не удовлетворяет стандартная программа обучения, они посещают дополнительные учебные курсы. Для них характерна строгая «рабочая этика».

В-третьих, это «исследователи» – самая многочисленная группа. Для них программирование сродни интеллектуальному вызову и одновременно развлечению. Они пишут сверхсложные программы, зачастую даже не доводя их до конца, компьютерное пиратство и хакерство приемлют, к социальным критериям жизненного преуспевания довольно равнодушны. Компьютер для них – своего рода партнер и друг, он одушевлен, с ним проще взаимодействовать, нежели с людьми.

Следует отметить важный аспект, связанный с Интернет-аддикцией и влияющий на становление иных форм девиантного поведения. Это серьезные опасности, с которыми дети и подростки могут встретиться, непосредственно находясь в режиме он-лайн: эксплуатация доверия (их могут соблазнить на совершение непристойных действий); доступ к порнографии; неподходящие контент-сайты с деструктивным содержанием; увлечение сетевыми играми, пропагандирующими насилие.

Необходимо помнить, что зависимость от Интернета нередко скрывает другие аддикции или отклонения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.