Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Микроэкономика 1.2

22. Основы теории спроса и предложения.На рынке покупатели (потребители) хотят купить товар и удовлетворить свою потребность. Спрос покупателей на определенный товар зависит от множества факторов: денежного дохода и роста населения, размеров рынка, льгот потребителю, субъективных вкусов потребителей, наличия товаров-субститутов и др. Но главным фактором, определяющим спрос, является цена (покупатели всегда хотят купить товар дешевле, а продавцы - продать дороже). Покупатель предлагает со стороны спроса предельную цену, за которую он согласен купить товар. Выше эта цена подняться не может, так как у покупателя нет больше денег. В противном случае возникает кризисная ситуация, связанная с избытком товара. На предложение товаров могут влиять технический прогресс, монопольное положение производителя, снижение цен на другие товары. Важнейшими факторами, воздействующими на предложение товара, являются цены на этот товар и издержки его производства. Колебание спроса и предложения выражается и в обратной зависимости: увеличение спроса вызывает рост, как равновесной цены, так и равновесного количества товара; уменьшение спроса приводит к снижению равновесной цены и, равновесного количества товара; рост предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.   23. Законы спроса и предложения. Закон спроса – при постоянстве других факторов снижение цены сопровождается ростом спроса. На стороне спроса - деньги. На рынке покупатели (потребители) хотят купить товар и удовлетворить свою потребность. Спрос покупателей на определенный товар зависит от множества факторов: денежного дохода и роста населения, размеров рынка, льгот потребителю, субъективных вкусов потребителей, наличия товаров-субститутов и др. Но главным фактором, определяющим спрос, является цена (покупатели всегда хотят купить товар дешевле, а продавцы - продать дороже). Покупатель предлагает со стороны спроса предельную цену, за которую он согласен купить товар. Выше эта цена подняться не может, так как у покупателя нет больше денег. В противном случае возникает кризисная ситуация, связанная с избытком товара. Снижение цены позволяет потребителям приобретать больше товара, а высокая цена ограничивает спрос на него. Эта зависимость характеризует закон изменения спроса. Закон предложения – рост цен вызывает увеличение предложения товаров. Важнейшими факторами, воздействующими на предложение товара, являются цены на этот товар и издержки его производства в предложение с ценой. Производители стремятся продать товар по дороже. Продавцы назначают на свой товар минимальную цену, ниже которой производство будет нерентабельным. Если цены растут, то растет предложение - в этом суть. закона предложения. Рыночный механизм исключает контроль за ценами, поэтому спрос предложение на конкурентном рынке приходят в равновесие и устанавливается рыночная цена товара, стимулирующая увеличение объема производства равновесие возникает, когда количество товаров, которое хотят купить покупатели, соответствует количеству товаров, которое продавцы хотят продать.   24. Рыночное равновесие и его модели.Модели: - классическая, неоклассическая, кейнсианская Представители классической школы обосновали положение, что экономическое равновесие на национальном рынке в условиях свободной конкуренции обеспечивается на основе проявления и реализации таких категорий, как зара­ботная плата, ее уровень, процентная ставка, уровень цен, движение капитала и труда на соответствующих рынках. Для представителей классической школы характерным является и то, что естественная цена товара, т.е. его стоимость, зависит от издержек на его производство, включая затраты труда. Тем самым они положили начало теории трудовой стоимости. Рыночная же цена зависит к тому же от многих внешних рыночных факторов. " Естественная цена» - писал А.Смит, - как бы представляет собой центральную цену, к которой постоянно тяготеют цены всех товаров. Различные случайные обстоятельства могут иногда держать их на значительно более высоком уровне и иногда несколько понижать их по сравнению с нею. - неоклассическая, - кейнсианская. Его суть состоит в том, что люди склонны увеличивать потребление, но не в такой степени, как растут их доходы. В этом проявляется естественная склонность людей к сбережениям. Следует отметить, что Дж. М.Кейнс своеобразно интерпретировал имеющую место в действительности закономерность. Она заключается в том, что по мере роста национального дохода доля потребления в нем относительно сокращается. Это происходит в условиях преимущественно экстенсивного типа экономического роста и формирования базовых отраслей промышленности. Причем, чем богаче общество, тем выше склонность к сбережениям и слабее предельная склонность к потреблению. Это ведет к ограничению объема производимой продукции и масштабов занятости. Существует закономерность, проявляющаяся в том, что при прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем больше часть реального объема национального производства пожелают приобрести потребители, предприятия, правительства внутри страны. То же самое относится и к зарубежным предприятиям. И наоборот, с ростом цен совокупный спрос при прочих равных имеет
 
тенденцию к снижению. Данная тенденция в рыночных условиях проявляется и в настоящее время.

25. Механизм формирования рыночной цены.Свободная цена свойственна рынку совершенной конкуренции, когда много покупателей и продавцов участвуют в ее формировании. Отсутствие контроля объясняет положение, когда цена складывается стихийно под воздействием спроса и предложения. Признаками свободной цены обладает и аукционная цена, когда продавец называет базисную цену, а покупатели устанавливают окончательный вариант в конкурентной ситуации. Но аукцион отличается от рынка ограниченным количеством специфических товаров и незначительным числом покупателей. Аналогично формируется комиссионная цена, на которую покупатель влияет, но незначительно. На свободной основе устанавливаются договорные цены, которые больше зависят от партнерских связей в процессе купли-продажи товаров, когда конкуренция отодвигается на второй план. 1) твердая цена, которая устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменениям в течение, как правило, краткосрочного периода, 2) подвижная цена, которая в отличие от твердой фиксируется при заключении; контракта, но пересматривается при последующем изменении текущих рыночных цен или других условий, предусмотренных в договоре, З) скользящую, которая исчисляется в момент исполнения контракта с 'четом изменений в издержках производства за период осуществления контракта. Ha товарных биржах практикуется при заключении контрактов установле­ние фьючерсных цен, особенно на продукцию сельского хозяйства {под урожай) с предварительным авансированием части издержек производства. В системе цен следует выделить особенности установления лимитных цен, которые определяют верхний предел цены на данную продукцию на стадии проектирования новых видов изделий и нестандартного оборудования. К этой группе цен также относятся тарифы и расценки. Тарифы - плата за услуги: транспортные, связи, коммунальные, таможенные. Расценки - размер оплаты труда за изготовление единицы продукции при сдельной оплате и за единицу времени при повременной оплате. Цены, по которым покупатели приобретают товары, называются розничными. Если товары приобретаются большими партиями и для перепродажи, то устанавливаются оптовые цены, которые ниже розничных на сумму, достаточную для заинтересованности торговца. Цены, диктуемые единым изготовителем (покупателем), есть результат экономической власти монополии (монопсонии), исключающей конкуренцию. Монопольная цена устанавливается произвольно в интересах товаропроизво­дителя ради высокой прибыли. Цена монопсонии устанавливается единым покупателем в его интересах.     26. Эластичность спроса и предложения по цене и доходу.Под эластичностью понимается мера реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений.Например, при изменении цены эластичность спроса (Е) равна: Е = Процент изменения спроса Процент изменения цены Таким образом, эластичность спроса по цене есть отношение процентного изменения величины спроса на товар к процентному изменению его цены. Изучение эластичного спроса на отдельные товары и в целом рыночного спроса позволяет предвидеть изменения рынка в результате проведения той или иной ценовой политики. Важно знать реакцию потребителей и для отдельных производителей, т.к. от этого зависит получаемая ими прибыль. Спрос считается эластичным, когда величина спроса изменяется в больших размерах, чем меняются цены. Бывают случаи, когда процентное изменение цены равно процентному изменению спроса, в этом случае говорят о спросе с единичной эластичностью. Эластичность предложения по цене – отношение процентного изменения величины предполагаемого товара к процентному изменению его цены. Она рассчитывается по той же методике, что и эластичность спроса, в основе которой лежит правило средней точки. Определяющим элементом эластичности предложения является мобильность факторов производства предлагаемого товара, их способность быстро перестроиться на производстао другого товара при понижении цены на первый. В этом случае предложение считается эластичным. Но, как правило, в короткий период времени производитель не успевает организовать новое производство в ответ на изменившуюся ситуацию на рынке. Это не означает, что при резком увеличении цены количество предлагаемых товаров не увеличится: даже за короткий период времени производители могут лучше использовать производственные мощности, увеличить продолжительность рабочей недели, выплачивать сверхурочные и пр., что приведет к увеличению предложения и определит высокую эластичность. Но по ряду товаров и услуг предложение в короткий период времени совершенно неэластично. 27. Издержки производства, их сущность, структура и пути снижения.С этой точки зрения можно утверждать, что издержки, которые сле­дует учитывать при принятии экономических решений, это всегда аль­тернативные издержки, - т. е. альтернативная стоимость (ценность) ресурсов при наилучшем альтернативном варианте их применения. Как правило, основная часть затрат фирмы представляет собой явные издержки - денежные выплаты поставщикам факторов производ­ства. Другими словами, явные издержки фирмы - это ее фактические расходы на оборудование, сырье, энергию, полуфабрикаты, заработную плату, аренду помещения и т.д. Издержки подразделяются на две большие категории: постоянные и переменные. Постоянные издержки - это расходы, которые остаются неизменными, каково бы ни было количество произво­димой продукции. К ним относятся плата за аренду помещения, затра­ты на оборудование, оплата управленческого и административного пер­сонала и т. Переменные издержки меняются в прямой зависимости от объема производства. Они связаны с затратами на покупку сырья и рабочей силы. Валовые (общие) издержки (ТС) представляют собой сумму посто­янных и переменных издержек при каждом конкретном уровне производ­ства. Неравномерное изменение валовых издержек приводит к тому, что меняются по мере роста объема производства и издержки на еди­ницу продукции, или средние издержки. Средние издержки равны ва­ловым издержкам, деленным на произведенное количество товара (АС = TC/Q., Этот вид издержек имеет особое значение для понимания рыночного равновесия, поскольку предприниматель стремится их минимизировать.  
28. Факторы производства и теория предельной производительности.Факторы производства: Труд – целесообразная деятельность человека, с помощью которой он преобразует природу и приспосабливает ее для удовлетворения своих потребностей. Капитал – это весь накопленный запас средств, необходимых для достижения материальных благ. Земля – включает не только землю как таковую, но и воду, воздух и все блага, которые природа предоставляет в пользование человеку. Предпринимательство – неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства. Теория предельной производительности факторов требует рассмотрения таких понятий, как общий, предельный и средний продукт переменного фактора производства. Общий продукт (ТР) суммарный объем выпуска продукции, полученный в рамках заданной производственной функции, и измеренный в физических единицах. Понятие общего продукта позволяет выявить зависимость между объемом выпускаемой продукции и изменениями в количестве одного ресурса при неизменном количестве других. Предельный продукт фактора производства (МРl), исчисленный в физических единицах, показывает изменение в объеме выпуска продукции, вызванное использованием дополнительной единицы данного фактора (L) при неизменном количестве всех остальных. Предельный продукт фактора может быть исчислен следующим образом:: МРl = Q/ L Средний продукт фактора (АРl) определяется путем деления объема выпускаемой продукции на количество используемого переменного фактора L: АР l =Q/ L Средний продукт руда показывает, какое количество произведенной продукции приходится на одну единицу труда. Очень часто средний продукт называют показателем производительности труда. Таким образом, теория предельной производительности факторов имеет исключительно важное значение для определения оптимального сочетания факторов при выпуске продукции. 29. Факторные рынки и цены на ресурсы. Движущей силой рыночной экономики являются потребности людей, удовлетворить которые можно лишь производством материальных благ. Чтобы удовлетворить потребности необходимы факторы производства, такие как земля, труд, капитал и предпринимательская деятельность. Отсюда и создались факторные рынки или рынки факторов производства. Труд - первый и наиважнейший фактор производства, представлен интеллектуальной или физической деятельностью, направленной на изготовление благ и оказание услуг. Это целесообразная хозяйственная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей, получение дохода. Земля (природные ресурсы) рассматривается как естественный фактор. Она не является результа­том человеческой деятельности. Капитал как фактор производства выступает в виде совокупности благ, используемых в производстве товаров и услуг. Капитал - все средства производства длительного или краткого использования. Это сырье, машины, оборудование, складские помещения, транспортные коммуникации, производственные сооружения, средства связи. Предпринимательская деятельность - специфический фактор производства. Она предполагает использование инициативы, смекалки и риска в организации производства. ЦЕНЫ НА РЕСУРСЫ. Цены на ресурсы - в отличие от цен на готовую продукцию -являются важным неценовым фактором совокупного предложения. При прочих равных условиях, повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек на единицу продукции и тем самым к сокращению совокупного предложения. Снижение цен на ресурсы приводит к противоположному результату. 30. Рынок труда и его характеристика.Рынок труда – важная и многоплановая сфера экономической и социально- политической жизни общества, отражает основные моменты в динамике занятости, ее основных структурах. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, т.е. в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Рынок труда подразделяется на первичный и вторичный. Первичный рынок труда - это рынок высококвалифицированной рабочей силы, специалистов, опытных работников. Он характеризуется достаточно высокими гарантиями занятости и высокой заработной платой. Вторич­ный рынок труда - это рынок низкоквалифицированной рабочей силы, подсобных рабочих, обслуживающего персонала, т.е. тех, чья работа не требует сложной подготовки и соответственно больших затрат на обу­чение. Естественно, на такую рабочую силу меньший спрос, отсюда меньшая заработная плата и большие трудности в поисках рабочего места.    
31. Цена труда и оплата труда. Цена – с точки зрения классиков, выражение стоимости товаров и услуг; с точки зрения маржиналистов, денежная сумма, уплачиваемая за товар; с точки зрениянеоклассиков, отражение идентичности платежеспособного спроса и предложения с конкретными издержками производства. Отличительная особенность новых систем – снижение доли базовой, постоянной части заработка при одновременном увеличении ее переменного компонента, размер которого зависит от итогов работы конкретного работника фирмы в целом. Обычно переменная часть заработной платы выплачивается в виде ежегодных премий, размер которых в США колеблется от 15 до 30% годовой базовой заработной платы. Высшие менеджеры получают помимо очень высокой заработной платы крупные бонусы, дивиденды от акций и нередко становился совладельцами предприятия. При участии в прибылях оплата труда разделяется на две части. Первая устанавливается коллективным договором и чаще всего бывает не ниже, чем в других компаниях этого профиля, вторая же определяется специальным соглашением между представителями персонала и администрацией, зарегистрированным в налоговом ведомстве с целью получения предприятием льгот на выплачиваемые суммы. Цена – с точки зрения классиков, выражение стоимости товаров и услуг; с точки зрения маржиналистов, денежная сумма, уплачиваемая за товар; с точки зрениянеоклассиков, отражение идентичности платежеспособного спроса и предложения с конкретными издержками производства.   32. Фирма и ее роль в рыночной экономике.Фирма - это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на этих предприятиях. Большинство фирм имеет только одно предприятие, многие фирмы владеют и управляют несколькими предприятиями. Фирмы, включающие много предприятий, могут быть объединениями " горизонтального", " вертикального" типа или " конгломератами". Все без исключения крупные сталелитейные фирмы нашей экономики представляют собой вертикальное комбинирование предприя­тий, то есть каждая компания владеет предприятиями на различных стадиях производственного процесса. Каждый производитель стали владеет рудниками и угольными шахтами, известняковыми карьерами, коксовыми печами, домнами, прокатными станами, кузницами, литейными цехами и в некоторых случаях - цехами по изготовлению металлоконструкций. Фирмы, владеющие широкой сетью магазинов в сфере розничной торговли - образцы горизонтального комбинирования, при котором все предприятия находятся на одной стадии производства. Другие фирмы являются конгломератами; они охватывают предприятия, которые оперируют во многих различных отраслях и рынках. 33. Экономическое равновесие фирмы на конкурентном рынке.Равновесие фирмы рассматривают в краткосрочном и долгосрочном периоде. Современ.эк.теория утверждает, что максимизация прибыли или минимизация издержек достигается тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR=MC).В условиях краткосрочного равновесия можно выделить 4 типа фирмы: Та фирма, который удается покрывать лишь средние переменные издержки (AVC=P), называется предельной фирмой. Такой фирме удается быть «на плаву» лишь недолгое время. В случае повышения цен она может покрыть не только текущие, но и все издержки, т.е. получать нормальную прибыль, где АТС=Р.В случае снижения цен она перестает быть конкурентоспособной, так как не может покрывать даже текущие издержки и вынуждена будет покинуть отрасль, оказавшись за ее пределами. Если цена больше средних общих издержек (AVT< P), то фирма наряду с нормальной прибылью получает сверхприбыль. В условиях долгосрочного периода фирма может изменить все свои ресурсы, а отрасль может менять число своих фирм. В случае возрастающей производительности средние общие издержки уменьшаются при убывающей производительности – растут. Рост производства в долгоср.периоде, вхождение в отрасль новых фирм могут отразиться на ценах ресурсов. Для долгосрочного пер. помимо универсального равенства P=MC, характеризующего рациональное поведение каждой фирм, для типичной фирмы отрасли выполняется также равенство P=AC равенство цены средним издержкам. В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде максимум прибыли достигается тогда, когда выполняется равенство: MR=MC=P=AC.
34. Формирование прибыли фирмы, ее источники и функции. В своей деятельности фирма правилом «максимизации прибыли» Экономический смысл этого правила заключается в том, что продавая последующую единицу продукции фирма получает доход, который равен по цене. Одновременно фирма делает затраты на производство и реализацию этой единицы. Пока этот дополнительный доход будет выше доп.издержек, прибыль фирмы будет увеличиваться. В общем случае доход на капитал, вложенный владельцами фирмы, должен определятся по принципу: сколько в среднем принес бы имеющийся капитал, если бы его вложили в любое другое дело со сходной степенью риска. Этот ожидаемый доход называется нормальной (средней) нормой прибыли. 35. Издержки фирмы.В понятие Издержки входят затраты, связанные с расходованием различных видов экономич.ресурсов: сырья, материалов, труда, основных средств, услуг, финансовых ресурсов в процессе производства и обращения товаров. Рассмотрим издержки с позиции отдельной фирмы: Экономические издержки – те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Эти выплаты могут быть либо внешними, либо внутренним и. Денежные выплаты – то есть денежные доходы, которые фирма несет «из своего кармана» в пользу «аутсайдеров» поставляющих трудовые услуги, сырье, топливо, транспортные услуги, энергию называются внешними издержками. Иными словами, внешние издержки представляют собой плату за ресурсы поставщикам, не принадлежащим к числу владельцев данной фирмы. Однако кроме того, фирма может использовать определенные ресурсы, принадлежащие ей самой. Независимо от того, является ли ресурс собственностью предприятия или получен им наем, определенный способ использования этого ресурса связан с некоторыми издержками. Издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс представляют собой неоплачиваемые, или внутренние, издержки. Сточки зрения фирмы, эти внутренние издержки равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс при наилучшем – из возможных способов – его применении. 36. Планирование бизнеса.Для предпринимательства наиболее характерны планы и программы реализации отдельной сделки и проведения основных элементов, составляющих бизнес – операцию. Каждая бизнес – операция нуждается в построении плана, программы ее проведения с выделением отдельных этапов и процедур, согласованием задач и ресурсов для их осуществления, составлением баланса доходов. В том случае, если осуществляется несколько сделок, связанных друг с другом, планировать их следует во взаимодействии; планирование предпринимательской деятельности в таком случае рассматривается как непрерывный процесс. В условиях проведения крупных продолжительных взаимосвязанных бизнес – операций, а тем более при осуществлении масштабных хозяйственных бизнес – проектов, предполагающих получение прибыли в значительных объёмах, предварительная разработка плана, программы действий становится обязательным условием обоснования замысла и подтверждения уверенности в получении желаемого результата.  
37. Показатели эффективности работы фирмы.В качестве общего показателя эффективности функционирования предприятия в нашей стране принят показатель эффективности производства, который определяется таким образом: эффективность производства = результат производства / затраты Одновременно применяется и более развернутый по составляющим показатель рентабельности производства, где рентабельность как показатель характеризует степень использования ресурсов, их отдачи в процессе производства. Рентабельность производства определяется по формуле: R = (Р - С) * Q/ Кав * 100%, где R – рентабельн. производства; Р - цена единицы продукции; С - себестоимость единицы продукции; Q - объем продукции; Кав - авансированный капитал.   38. Конкуренция и ее виды.Под конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция явл. Необходимым и важнейшим элементом рыночн. Механизма. Конкуренция проявляется в двух видах: - совершенная конкуренция – это форма обмена без влияния на цену товара, когда возможность увеличить прибыль предполагает перелив капитала и снижение издержек. Это состязание за максимальную прибыль на свободном рынке. - несовершенная конкуренция – форма реализации экономической власти монополистов ради максимизации сверхприбыли. В этих условиях используются: дифференциация товара; обновление продукции, изменение качества реклама, стимулирование покупок; мимикрия изделий; гарантированное и послереализационное обслуживание; шпионаж, шантаж, разбой; дискриминация цен; маркетинг.   39. Методы конкурентной борьбы.Особо важна в конкурентной борьбе диагностика деятельности конкурентов, в частности: анализ поведения конкурента на рынке; оценка финансовой стабильности конкурентов; выявление доли товаров на рынке; изучение приемов и методов товарной политики; прогнозирование снижения издержек производства; определение перспектив конкурента в сегментировании или завоевании ниши; анализ системы маркетинга, системы управления, бизнес-плана; техническое переоснащение производства; анализ рынков ресурсов и других внешних факторов.  
40. Рынок монополистической конкуренции.На рынках монополистической конкуренции на долю четырех крупнейших фирм обычно приходится не более 25% общих внутренних поставок, а на восемь – менее 50%. Например, в США в 1988 г. Насчитывалось 1132 независимых продавца мягкой мебели, причем на долю четырех крупнейших приходилось 17% общих поставок, а на восемь крупнейших – 25%. Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется, главным образом, размерами капитала. Однако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией не настолько легок: в процессе завоевания доли рынка новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми марками и услугами. Товары группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителям самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурентов. Каждая фирма является единственным производителем и, в этом смысле, монополистом. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. 41. Монополия, рынок совершенной конкуренции.Монополия - тип отраслевого рынка, на котором: присутствует единственный продавец товара, способный влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги; отсутствуют близкие заменители товара; имеются высокие барьеры входа. Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного телевидения, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т. п. Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Рынок совершенной конкуренции (чистой конкуренции, свободной конкуренции) - состоит из столь большого числа производителей (продавцов), что каждый из них производит только незначительную часть общей однородной продукции. Поэтому любое самое большое увеличение объёма производства одной фирмой не скажется на рыночной цене. Неценовая конкуренция отсутствует. Доступ на рынок свободный На практике совершенная конкуренция в чистом виде – явление редкое не только в 20 в., но и в предыдущие столетия. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру. Например, рынки сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг. Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется соотношением спроса и предложения. 42. Олигополия.Олигополия – рынок, на котором доминируют несколько крупных фирм; доступ на рынок затруднен; имеются ограничения в доступе к информации. Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным. Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукция химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них. Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функцио­нального назначения, называется дифференцированной. Обычно дифференцированные олигополии специализируются на выпуске товаров потребительского назначения, это-автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты. Олигополистический рынок характеризуется взаимозависимостью -взаимореакцией немногих соперников, на что в свое время и обратил особое внимание основоположник теории олигополии французский экономист К.Курно: так как на рынке конкурирует лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен тщательно следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать потенциальные последствия своих решен
43. Антимонопольная политика государства.Два варианта антимонопольной политики: Первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т.е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монопольного рынка. Второй вариант – это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям. Центральное место здесь занимают методы рыночного саморегулирования и косвенного регулирования: создание возможностей для протекания в экономике любых процессов, способствующих демонополизации. На практике проводимая ныне демонополизация, разгосударствление и приватизация, переход к рынку, функционирующему на основе конкуренции, уже сейчас потребовали выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и антимонопольного. Закон " О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был принят в марте 1991 г. Его цель - определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков. Согласно закону, фирма занимает " доминирующее положение", если ее доля на рынке превышает 35% - величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП). В декабре 1991 г. ГКАП утвердил " Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов", включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении, удовлетворе­нию спроса на рынке сбыта, показателям качества   44. Экономика природных и сельскохозяйственных ресурсов.Сельскохозяйственное производство занимает исключительно важное место в экономической жизни любой страны, т.к. поставляет людям жизненно необходимые продукты, в первую очередь продукты питания, а также многое из того, что относится к предметам быта и одежды. Во многом это зависит от природных ресурсов, например, леса, полезных ископаемых. Сельскохозяйственное производство функционирует в рамках национальной экономики, являясь ее подсистемой. Важнейшим средством производства в сельском хозяйстве является земля, которая при господстве в обществе частной собственности является предметом купли-продажи. В экономической жизни общества сельскохозяйственное производство базируется на межотраслевой производственной кооперации, непосредственно связано с сопряженными с ним отраслями экономики. Происходит объективный процесс обмена средствами производства из промышленности на сельскохозяйственные нужды и обратный процесс поставки сельскохозяйственного сырья в промышленную производственную сферу. То же самое относится и к продуктам питания, которые должны быть подвергнуты производственной обработке. Одновременно сфера обращения- торговля – доводит их до непосредственных потребителей. Таким образом, осуществляется взаимодействие различных отраслей национальной экономики. 45. Рынок земли.Земля является составной частью факторных рынков. Рынок земли имеет свои существенные особенности, связанные с ее ограниченностью, различным плодородием, местоположением, использованием под городскую или иную застройку. В рынке земли следует учитывать наличие неэластичности спроса на сельскохоз. Продукцию, что обусловлено возникновением проблемы низких доходов в самом аграрном производстве, так как увеличение производства с/х продукции, ее дополнительный рост влекут за собой быстрое снижение е предельной полезности. При предложении земли к продаже проявляется такая особенность данного произв.фактора, как природная ограниченность в производстве. Общее кол-во земли не может увеличивать под воздействием роста цен на продукции и услугам, цены на которые во многом зависят от увеличения или уменьшения их кол-ва на рынке. Рынок земли, таким образом, абсолютно не эластичен в отношении ее предложения. При использовании земли и приобретении иных природных ресурсов в условиях затрачен.труда складывается доход, который называется рентой.
46. Цена земли.Земля – это не продукт труда в естественном своем состоянии. Но она используется в рыночных отношениях, подлежит купле-продаже, значит, должна иметь цену. Цена земли выражается в такой сумме денег, за которую собственник земли готов лишиться не только права пользоваться, получая земельную ренту, но и уступить покупателю вообще право собственности на землю. Цена земли выражается в сумме денег, на основе которой при сложившемся уровне банковского % ее владелец сможет получать годовой доход. ЦЕНА ЗЕМЛИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОВОКУПНОГО СПРОСА ВСЕХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, заинтересованных в ее использовании как в сельскохозяйственном производстве, так и в иных целях. С другой стороны, цена на замлю определяется общим предложением всех собственников земли. При этом обязательно учитывается то, что земля обладает природной ограниченностью в пространстве. На цену сельскохозяйственных участков или земли под городской застройкой в первую очередь влияет величина земельной ренты, т.е. плата арендатора за пользование земельным участком. Это может также относиться и к получаемому доходу самим собственником земли. Цена земли определяется: Z= R/S*100%, где Z-цена, по которой может быть продан данный участок; R-годовая рента с участка; S-норма ссудного %. Таким образом, владелец земли продаст свою землю по цене, выражающейся в сумме денег, с которой при сложившемся в данный период в той или иной местности уровне банковского процента он сможет ежегодно получать доход не менее своей годовой земельной ренты. 47. Макроэкономические цели.Макроэкономические цели- пытаются выяснить причины, вызывающие депрессии и спады, причины высоких темпов инфляции, разрабатывает политику, которая может помочь избежать этих отрицательных явлений экономики. Применение макроанализа в 30-х гг. нашего столетия было связано и с разработкой прогнозов развития западного рыночного общества с использованием статистико-математического анализа на уровне общенацио­нальных экономических процессов, включая уровни национального объема производства, занятости, безработицы, цен, инфляции, образования, доходов в обществе и их распределения, кредитно-финансовой деятельности, процентных ставок, инвестиций и многих других совокупных (агрегированных) величин и процессов. Под макроэкономикой стали понимать движение совокупного капитала и труда, а также денежных потоков в зависимости от воздействия государства. В значительной степени это стало предметом анализа и рекомендаций основных макроэкономических школ, что характерно и для современного периода конца 90-х гг. XX столетия   48. Основные макроэкономические школы.К числу современных направлений экономич.мысли принято относить: неоклассическое; кейнсианское; институционально-социологическое. Макроэкономические школы: Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическое учение К. Маркса, его критическое осмысление. Оно господствовало до 30-х годов XX века и воспевало свободную конкуренцию. Кризис и великая депрессия показали невозможность свободной конкуренции преодолеть противоречия, решить все социально-экономические проблемы общества, в связи с чем появляется новое экономическое учение - кейнсианство, требующее серьезного вмешательства в экономику государства. - кейнсианское. основателем которого является Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг.), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. Влияние Кейнса на общественное мнение оказалось самым сильным после А. Смита и К. Маркса. В главном произведении Дж. М. Кейнса " Общая теория занятости, процента и денег" изложены его теория и программа государственного регулирования экономики. -институциально-социологическое. представителями которого являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрэйт. Все его сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические факторы. Под институтами они подразумевают корпорации, профсоюзы, государство. В этом направлении экономической теории отмечаются недостатки капиталистического общества: засилие монополий и недостатки свободной рыночной стихии, растущая милитаризация экономики, отдельные пороки " общества потребления" (например, бездуховность) и др.
49. Показатели функционирования национальной экономики, их взаимосвязь и методы исчисления.Существуют следующие показатели: ВНП, ВВП, НД, ЛД.ВНП – показывает совокупный доход всех граждан страны. ВВП – совокупн.рыночная стоимость всего объема товаров и услуг во всех сферах экономики страны. Взаимосвязь между ВНП и ВВП можно охарактеризовать: ВНП это ВВП за минусом суммы добавленных стоимостей, созданных на территории данной страны при посредстве факторов производства, являющихся собственностью иностранцев, плюс сумма добавленных стоимостей, созданных за границей с использованием факторов производства, принадлежащих гражданам страны формирования ВНП. ВВП и ВНП тождественны в стоимостном выражении. Главным показателем при составлении национальных счетов служит ВНП. Он определяется как совокупная рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за 1 год. Чистый национальный продукт (ЧНП) представляет собой ВНП, скорректированный на сумму амортизационных отчислений. С его помощью измеряется общий годовой объем производства, который экономика в целом, включая дом.хоз., компании, правительство и иностранцев, в состоянии потребить, не ухудшая при этом производственных возможностей последующих лет. Чтобы определить показатель общего объема заработной платы, рентных платежей, % и прибылей, полученных в ходе производства объема ВНП данного года, мы должны вычесть из ЧНП косвенные налоги на бизнес. Полученный показатель называется национальным доходом (НД). НД является измерителем цен факторов производства или ресурсов: НД отражает рыночные цены экономических ресурсов, которые пошли на создание объема производства данного года. Личный доход (ЛД) и НД отличаются друг от друга по той причине, что часть заработанного трудом дохода – взносы на соц.страховние, налоги на прибыль корпораций и нераспределенные прибыли корпораций – фактически не попадают в домохозяйства. 50. Структура национального рынка.В структуру национального рынка входят такие его элементы, как пропорциональность, сбалансированность и эффективность функционирования. В рыночной экономике они во многом реализуются на основе свободного развития в условиях жесткой конкуренции. Важными элементами структуры национального рынка являются потребление, сбережение, и инвестиции. При этом потребление выступает главным компонентом совокупных расходов. 51. Равновесие национального рынка и механизм его обеспечения.Для решения такой важной задачи, как определение и объяснение равновесного уровня производства, используются два тесно связанных метода -метод сопоставления совокупных расходов и объема производства (или С + 1п = ЧНП) и метод " изъятий и инъекций " (или, S =1. В закрытом частном секторе экономики значения совокупных расходов показывают величину потребления и предполагаемую сумму расходов на чистые инвестиции (С + 1п), которые будут иметь место при каждом уровне производства и дохода. Равновесный уровень производства - это такой объем производства, который обеспечивает общие расходы, достаточные для закупки данного объема продукции. Другими словами, при равновесном уровне ЧНП общее количество произведенных товаров (ЧНП) точно равно общему количеству закупленных товаров (С + Метод определения ЧНП путем сопоставления расходов и объема производства дает возможность отчетливо представить общие расходы как непосредственный фактор, определяющий уровни производства, занятости и дохода. Хотя метод " изъятий и инъекций" менее прямолинеен, его преимущество заключается в том, что при этом акцентируется внимание на неравенстве С + 1пи ЧНП при всех уровнях производства, кроме равновесного. Суть метода в следующем: при наших допущениях мы знаем, что производство любого объема продукции даст адекватный размер дохода после уплаты налогов. Но также известно, что часть этого дохода домохозяйства могут сберечь, то есть не потребить. Сбережение, следовательно, представляет изъятие, утечку или отвлечение потенциальных расходов из потока расходов – доходов. Если изъятие средств на сбережения превышает инъекцию инвестиций, то С + I будет меньше ЧНП, а данный уровень ЧНП - слишком высоким, чтобы быть устойчивым. Другими словами, любой уровень ЧНП, когда сбережения превышают инвестиции, будет выше равновесного. И наоборот, если инъекции инвестиций превышают утечку средств на сбережения, то С+1П будет больше, чем ЧНП, и последний должен повышаться.
52. Система национального счетоводства и ее роль.СНС - система национального счетоводства - призвана удовлетворить потребность органов государственного управления в информации, необходимой для разработки экономической политики и принятия решений о мерах по регулированию рыночной экономики. Одним из ученых, кто обосновал идею и методы государственного регулирования в наиболее отчетливой и последовательной форме был экономист Дж. М. Кейнс. Кейнс разработал несколько принципов формирования системы информации, необходимой для анализа экономики и её регулирования органами государственного управления. Он сформулировал некоторые важные принципы будущей СНС. Он представлял её в виде системы взаимосвязанных макроэкономических переменных, таких как общий доход, потребление, инвестиции, сбережения и показал, что государство, воздействуя на одни переменные, может добиваться изменения других переменных. Ф. Кенэ опубликовал первую формализованную модель национального хозяйства в виде " Экономической таблицы. В основе СНС лежит теория факторов производства Ж.-Б. Сэя, рассматривающая труд, землю и капитал в качестве факторов, равно участвующих в производстве национального продукта и дохода и, следовательно, равно имеющих право на соответствующее вознаграждение. Современная система национального счетоводства - это счета и показатели не только для экономики страны в целом, но и для ее отдельных секторов, отраслей и регионов. СНС исходит из того, что валовой продукт и национальный доход страны производятся как в сфере материального производства, так и в сфере услуг, т.е. в сферу производства включается деятельность: а)компаний и предприятий, производящих товары и услуги; б)частных некорпорированных предприятий; в)подсобных хозяйств; г)лиц свободных профессий; д)работников сферы управления; е)финансово-коммерческих организаций; ж)некоммерческих организаций (клубов, обществ, ассоциаций); з)армии; и) наемной прислуги; к) владельцев жилья, сдаваемого в аренду; л)может поддерживаться как на равенстве инвестиций и сбережений, так и на равновесии на денежном рынке. 53. Экономическое равновесие – частичное и общее.Проблему частичного и общего равновесия в системе рынков желательно также рассматривать и на уровне макроэкономики, что имеет непосредственное отношение к данной теме. Функционирование локальных, частичных рынков находится под воздействием таких макроэкономических категорий, как совокупный спрос и совокупное предложение, совокупный доход и безработица, процентная и инфляция и т.д. В национальной экономике в целом возникает потребность в рыночных условиях не только добиваться равновесия на частичных рынках, но и поддерживать общее равновесие на основе синхронизации во времени и в пространстве всех отмеченных выше рынков. Отсутствие согласованности, например, рынка труда с другими рынками в целом может нарушить общий процесс экономического равновесия, что связано и с совокупными экономическими величинами. Нормальному состоянию рыночной экономики свойственно экономическое равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. В национальной экономике в целом возникает потребность в рыночных условиях не только добиваться равновесия на частичных рынках, но и поддерживать общее равновесие на основе синхронизации во времени и в пространстве всех отмеченных выше рынков. Отсутствие согласованности, например, рынка труда с другими рынками в целом может нарушить общий процесс экономического равновесия, что связано и с совокупными экономическими величинами. Нормальному состоянию рыночной экономики свойственно экономическое равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Итак, подчеркнем: а) частичное равновесие связано с равновесными ценами и объемами производства на специфических составных частях рыночной системы; б) общее равновесие - всеобъемлющие связи в целом в рыночной системе.   54. Экономический рост, его типы, темпы и модели.Экономический рост определяется и измеряется двумя взаимосвязанными способами: как увеличение реального ВНП или ЧНП за некоторый период времени или как увеличение за некоторый период времени реального ВНП или ЧНП на душу населения. Типы: - экстенсивный тип. Его содержание состоит в том, что сличение национального продукта осуществляется за счет привлечения дополнительных факторов производства. - Интенсивный сономического роста, который осуществляется за счет применения более > вершенных факторов производства и технологии, т.е. за счет НТП. Темпы: За последние 25 лет наблюдается некоторое, замедленное и неравномерное, снижение темпов экономического роста на душу населения. Разумеется, речь идет об усредненных данных, так как имеются регионы и периоды, где подобная тенденция не наблюдается. За 1972 – 1992 гг. среднегодовые темпы роста производства на душу населения в Японии снизились с 8, 8 до 3, 2% в Германии, с 2, 4 до 2, 1% в Великобритании, с 2, 2 до 1, 7% в США. Сопоставление темпов падения общих макроэкономических показателей: в 1996 г. Реальный ВВП снизился на 5% (в 1995 г. – на 4%), объем промышленного производства – соответственно на 6 и 5% и размеры инвестиций – на 18 и 13%. 70% ВВП было произведено (1996 г) в секторе, деликатно называемом «негосударственным». В1994 г. Этот показатель равнялся 62%. Можно выделить три основных направления моделирования эконом.роста: 1) кейнсианские модели; 2) неоклассические модели; 3) историко-социологические. Модели экономического роста Кейнсианские. Они, как и учение в целом, основаны на главенствующей роли спроса.в обеспечении макроэкономического равновесия. Решающий элемент спроса -п инвестиции, которые посредством мультипликатора увеличивают прибыль. Рассматривая модель Домара, отметим, что в ней, в отличие от первоначальных кейнсианских моделей, инвестиции — фактор создания не только дохода, но и новых мощностей. Динамическая сбалансированность спроса и предложения, по Домару, определяется динамикой капитальных вложений, которые образуют новые мощности и новые доходы. в основе модели Харрода лежит теория акселератора, и, следовательно, она определяет норму сбалансированного роста доходов, с которой связаны капитальные вложения. Модель Харрода позволяет на базе теории акселератора исследовать инвестиционные решения предпринимателей1, где а — ускорение. Харрод исходит из двух посылок. Во-первых, накопление представляет постоянную долю национального дохода, оно растет темпами, равными темпам роста доходов, предельная и средняя склонность к накоплению равны между собой. Во-вторых, объем осуществляемых капиталовложений есть функция прироста дохода или спроса между двумя периодами.
55. Инвестиции как фактор экономического роста, их источники и функциональная роль.Инвестиции означают – расходы на строительство новых заводов, на станки и оборудование с длительным сроком службы. Два основных фактора: - ожидаемая норма чистой прибыли, которую предприниматели рассчитывают получать от расходов на инвестиции. Предприниматели приобретают средства производства только тогда, когда ожидается, что подобные закупки будут прибыльными. - Ставка процента - цена, которую фирма должна заплатить, чтобы занять денежный капитал., необходимый для приобретения норма чистой прибыли (10%) превышает ставку процента (скажем, 7%), то инвестирование будет прибыльным. Но если ставка процента (скажем, 12%) превышает ожидаемую норму чистой прибыли (10%), то инвестировать будет невыгодно. Именно реальная ставка процента, а не номинальная играет существенную роль в принятии инвестиционных решений. Вспомним, что номинальная ставка процента выражается в текущих ценах, а реальная ставка процента - в постоянных или скорректированных с учетом инфляции ценах. Другими словами, реальная ставка процента - это номинальная ставка за вычетом уровня инфляции. В примере со шлифовальным станком мы сознательно допускали неизменный уровень цен. 56. Совокупный спрос и совокупное предложение.Совокупный спрос - это реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительства изъявляют готовность купить при любом возможном уровне цен. Совокупное предложение – показатель предложения на макроуровне, отражает общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено при разных уровнях цен. Модели спроса и предложения для одного товара особенно полезны для понимания различий цен и объемов производства отдельных товаров и услуг. Модель спроса и предложения для одного товара также помогает объяснить, почему равновесные цены и равновесные объемы отдельных товаров в разные периоды отличаются. Например, эта модель полезна для того, чтобы объяснить, почему цена на медицинское обслуживание увеличилась по сравнению с другими ценами в течение последних 20 лет или почему производство персональных компьютеров чрезвычайно расширилось со времени их внедрения в конце 70-х годов. Однако модель спроса и предложения для одного товара оставляет без ответа несколько важных экономических вопросов Объединение всех цен на отдельные товары и услуги в уровень цен, а также объединение всего равновесного количества товаров в реальный объем национального производства называется агрегированием. Объединенные цены (уровень цен) и объединенные равновесные количества товаров (реальный объем национального производства) называются совокупностями (агрегатами).   57. Модели макроэкономического равновесия.Модели макроэкономического равновесия: классическая. Совокупный спрос - это суммарное количество Toga ров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране. Основными компонентами совокупного спроса, или совокупных расходов в открытой экономике являются: Потребительские расходы (С); Инвестиционные расходы (I) Государственные расходы (G); Чистый экспорт (NX); Кривая совокупного спроса (AD) внешне напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке. кривая AD иллюстрирует (Ю-7 стр. 18 нарисовать)изменение суммарного (совокуп­ного) уровня всех расходов домашних хозяйств, бизнеса, госу­дарства и заграницы в зависимости от изменения уровня цен. Объяснение отрицательного наклона кривой AD принято связывать с тремя важнейшими эффектами в рыночном хозяйстве: 1) эффектом пр оцентной ставки, 2) эффектом реального богатства.3) эффектом импортных закупок. - Кейнсианская модель построена на допущении о фиксированных ценах. Совокупный спрос в кейнсианской модели зависит от таких важнейших категорий, как функции потребления и сбережения. И потребление, и сбережения являются по Кейнсу, функцией дохода.
58. Экономический цикл: содержание, фазы, типы.Циклы (цикличность) – всеобщая форма движения национальных хоз-в и мирового хоз-ва как единого целого. Цикличность – важнейший фактор экономической динамики и один из детерминантов макроэк. равновесия. Экономический цикл – это периодические колебания деловой активности, представленного реальным ВВП. 4 фазы цикла: 1) кризис; 2) депрессия; 3) оживление; 4) подъем. 2) Д епрессия. Объемы производства продолжают снижаться, безработица увеличивается. Безработица бывает: добровольная и вынужденная. Типы безработицы: фрикционная, структурная, циклическая, сезонная. Инвестиционные процессы практически затухают, хотя процентные ставки низки, поскольку в условиях пессимистических ожиданий инвесторы не имеют стимулов осуществлять капиталовложения даже при низких значениях ставки процента. 3) Оживление. Постепенно объемы производства начинают увеличиваться, безработица сокращается, оживляются инвестиционные процессы, начинается циклическое повышение цен и ставки процента. 4) Подъем. Экономическая система приближается к своему потенциальному уровню. Высокими темпами растут объемы промышленного производства и ВВП, практически исчезает безработица, производственные мощности работают с высокой загрузкой, продолжается рост цен и процентных ставок. Растут курсы ценных бумаг и высока активность игроков на финансовых рынках. Инвестиции растут, поскольку ожидаемая норма дохода от инвестиций превышает ставку процента. Подъем завершается «бумом», когда экономика оказывается «перегретой», и с неизбежностью скатывается в новый кризис. 59. Государственное антициклическое регулирование.Существуют различные взгляды на причины циклических колебаний: отсюда и различные подходы к проблеме их регулирования. Все концепции регулирования циклов тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокенсианскому или неконсервативному, развившемуся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе – на регулирование совокупного предложения. Сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике и налоговой политике. Сторонники неконсервативных рецептов уделяют большее внимание проблеме денег и кредита. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете и производства. Гос. В целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хоз.жизни проводит политику сдерживания.Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит, и спроса, что ведет в конечном счете к некоторому спаду экономической активности. 60.Инфляция: сущность, формы, причины, последствия.Инфляция-это падение покупательной способности, или ценности, денег, это повышение общего уровня цен, но не рост стоимости жизни. Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Виды инфляции: ползучая (3-5%), галопирующая (темп роста цен выражается двузначными цифрами), суперинфляция, гиперинфляция (темп роста от 100% и выше). Причины: - из-за неправильной денежной политики ЦБ в обращении появляется избыточная, не обеспеченная товарами, масса денег. - бюджетный дефицит неминуемо ведет к инфляции. Однако ее темпы зависят от организации покрытия бюджетного дефицита. Там, где на центральный банк смотрят, как на подразделение министерства финансов и отсутствует верная денежная стратегия, дефицит финансируется посредством денежной эмиссии, что ведет к резкому ускорению инфляции. - регулярные займы правительства в ЦБ; - когда правительство вынуждено размещать свои долговые обязательства где угодно, кроме ЦБ собственной стране; - милитаризация экономики; - монополизация рынков; внешнеэкономические факторы. Последствия инфляции для потребителей. Когда народное хозяйство поражено инфляцией, потребители становятся ее жертвами которым приходится страдать от падения уровня жизни. Это происходит в разных формах. Если инфляция носит открытый характер, проявляется в непрерывном общем повышении цен, то падает реальная ценность личных сбережений, хранящихся в виде наличных денег или на банковских счетах. В период инфляции снижаются текущие реальные доходы потребителей, свидетельствуя об ухудшении ежедневных показателей их благосостояния. В этом же направлении действует эффект инфляционного налогооблажения. Он проявляется в экономике с прогрессивной системой подоходного налогообложения. Последствия инфляции для производителей. Инфляция отрицательно сказывается не только на благосостоянии людей, страдает и производство. Когда открытая инфляция выходит из-под контроля государства, начинаются глубокие деформации рыночного механизма.
61. Антиинфляционная политика правительства.Цель антиинфляционной политики состоит в том, чтобы установить над инфляцией надежный контроль и удержать сравнительно невысокий темп роста цен. Для достижения этой цели разработан и многократно проверен на практике комплекс действенных мер антиинфляционного регулирования. Антиинфляционные методы должны воздействовать непосредственно на устойчивое неравновесие рынков либо на механизм инфляции. Осуществление антиинфляционной денежной стратегии предполагает наличие современной банковской системы, где центральный банк независим от исполнительной власти. Но даже в этих условиях проводить антиинфляционную денежную политику не " Просто. Так, в США, где действует высокоэффективная банковская система, за период с 1965 по 1980 г. были предприняты по крайней мере четыре неудачные попытки это сделать. Объясняется это тем, что государство, отягощенное проблемами бюджетного дефицита, необходимостью поддержания благоприятной хозяйственной конъюнктуры и т.п., отклонялось от намеченного антиинфляционного курса, прибегало к закачиванию в экономику избыточного количества денег. Подобные колебания усилили инфляционные ожидания, усложнили задачу преодоления инфляции. Более или менее последовательную денежную стратегию удалось осуществить при президенте Р. Рейгане, что сказалось на замедлении темпов инфляции в американской экономике.   62. Занятость и безработица: причины, виды, последствия, взаимосвязь с инфляцией.Проблемы занятости – это проблемы, связанные с процессом движения рабочей силы, ее включения в общественное производство, использование, высвобождение, распределение и перераспр., иными словами, вся система трудовых отношений. Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Причины: Во –первых, развитая система страхования по безработице. Выплаты пособий значительно снижают стимулы к быстрому трудоустройству и увеличивают время, которое безработные тратят на поиски нового места работы.. Во-вторых, важным фактором является так называемая жесткость заработной платы, которая порождает вынужденную безработицу. Экономисты выделяют четыре вида безработицы: 1) фрикционная. Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы. 2) Структурная. 3) Циклическая. Под циклической безработицей мы понимаем безработицу, вызванную спадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. 4) Сезонная – оборотная сторона сезонного характера деятельности в отдельных отраслях. Безработица бывает добровольной или вынужденной. Добровольная безработица возникает в условиях фиксированной заработной платы или когда работники не хотят трудиться за предлагаемую им заработную плату или заниматься низкопроизводительным и малооплачиваемым трудом. Вынужденная безработица является следствием причин, не зависящих от работника, и возникает в результате спада производства. Различают также полную, частичную, явную искрытую безработицу. Если гос-во стимулирует инвестиции в экономику и создание дополнительных рабочих мест, то на эти места нужны люди, причем чаще всего квалифицированная рабочая сила. Но при естественной нормы безработицы найти такую рабочую силу становится все труднее. Для того
<== предыдущаЯ лекциЯ | следующаЯ лекциЯ ==>
Инструкция по выполнению работы. 1. Изучение схем и измерение их параметров и характеристик производится с помощью программы Electronics Workbench | Экономика предприятия.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.