Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение Аристотеля о бытии. Учение о душе и этика Аристотеля. Социально-политические взгляды Аристотеля.






Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — величайший древнегреческий философ. Родился во Фракии в г. Стагире. Отец— придворный врач македонско­го царя Аминта II. Три или четыре года учил будующего Александра Македон­ского.

Аристотеля заслужено называют энциклопедистом Древней Гре­ции. Его работы охватывают почти все известные тогда области зна­ния, Аристотель является основоположником ряда наук: логики, психо­логии, биологии, политологии, экономики, истории, философии и др.

Сохранилось большое количество работ Аристотеля в самых разных областях знаний, но многие из них известны только в многократных переводах с одного языка на другой.

Логика. Аристотель — основоположник европейской (классиче­ской) логики. Он выделил и сформулировал три закона правильно­го мышления: закон тождества, закон исключенного третьего и закон недопущения противоречия. Ему же принадлежит определение исти­ны и лжи (ставших общепринятыми в европейской культуре), разра­ботка силлогистики.

Метафизика (первая философия). Учение о бытии.

Аристотель имеет в виду бытие как предмет познания, протекающего в понятиях. По Аристотелю, для нашего понятия и познания единичное бытие есть сочетание «формы» и «материи». В плане бытия «форма» — сущность предмета. В плане познания «форма» — понятие о предмете или те определения существующего в себе предмета, которые могут быть сформулированы в понятии о предмете.

Согласно Аристотелю, то, с чем может иметь дело знание, есть только понятие, заключающее в себе существенные определения предмета. То есть, Аристотель идеалист: у него «форма» - это понятие предмета, его функция, то есть нечто абстрактное, идеальное.

Материя же – это бытие «в возможности», то есть потенция, смысл, которой придает форма или по-другому сущность.

Наивысшее существо материального мира — человек Как в любом другом предмете этого мира, в человеке следует видеть соединение «материи», которой в этом случае будет тело человека, с «формой», которой будет его душа.

Возможность движения, наблюдающегося в мире, предполагает: 1) существование «материи» и 2) существование «формы», осуществленной в «материи». Но из этих положений, по Аристотелю, следует, что мир — бытие вечное. Источником движения, по Аристотелю, является перводвигатель (первоформа). Первоформа — это еще и некий Мировой ум, мыслящий сам себя.

Первоматерия — это бесформенное неопределенное вещество, непозна­ваемое для человека, но являющееся основой для материи во всех ве­щах. Сама по себе первоматерия пассивна, безжизненна, не способна ничего породить; она является вечной, несотворимой и неуничтожи­мой.

Гносеология. Знать, по Аристотелю, — значит прежде всего знать общее (формы, универсалии), а также причины сущего. Но это постигается только ра­зумом, а не чувствами.

Процесс познания, по Аристотелю, состоит из четырех стадий: чувственное восриятие, опыт, искусство и философия.

Физика (вторая философия). Природа в целом понимается как единый живой организм, где «одно возникает ради другого». Космология. Космос является сферичным и конечным, но вне его ничего нет — кроме перводвигателя; космос существует вечно. В цент­ре мира находится шарообразная Земля, вокруг нее вращаются Луна, Солнце, планеты и звезды. Мир делится на две части — подлунный и надлунный (границей является орбита Луны).

Душа, по Аристотелю, связана, с одной стороны, с мате­рией, а с другой — с богом. Все живое и только оно обладает душой. Различаются три вида душ: растительная, животная и разумная.

Аристотель отвергал учение о переселении душ. Этика Аристотеля имеет дело с «правильной нормой» человеческо­го поведения. Эта норма не может быть выведена теоретически, она обусловлена особенностями социальной жизни.

Государство является естественным образованием (по­добным живому организму), человек — это политическое животное. Высшая цель государства (полиса), как и отдельного человека, состоит в «счастливой и прекрасной жизни». Отсюда главной задачей государ­ства является воспитание добродетельных граждан. Основа государства – система общественно экономических связей между людьми. Наилучшая форма правления – полития, наихудшие – тирания, олигархия, демократия.

 

3 Философская мысль эллинистической эпохи: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

Эллинистический период античной философии охватывает огром­ный промежуток времени: с середины IV в. до н.э. и до конца античной эпохи, т.е. до падения Рима в 476 г., захваченного варварами-германцами. Но к этому време­ни Римская империя уже раскололась на две части — Западную и Во­сточную (Византию), но и после падения Рима Византия продолжала существовать. Поэтому конец античной философии в целом и эллини­стического ее периода в частности обычно связывают с 529 г., когда по указу византийского императора Юстиниана была закрыта последняя языческая философская школа: Академия Платона в Афинах.

Центральное место в большинстве философских учений эпохи эллинизма заняла этическая проблематика. Цель философии чаще все го понималась как обретение счастья, что возможно только при должном поведении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.