Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ






В отечественной педагогике, как и в любой сфере человеческой деятельности, формулировался и решался ряд проблем, которые являлись определяющими для развития как самой педагогики, так и общества в целом. Понятно, что формулирование и решение их всецело зависело от тех духовно-нравственных оснований, на которых строили свою деятельность педагоги, психологи, от тех основополагающих идей, которые лежали в основании существования общества и государства. Самыми важными из них являются следующие.

Проблема целеполагания – проблема целей воспитания.

Профессиональная деятельность педагога, как любая человеческая деятельность, предваряется осознанием цели. Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с детьми как деятельность профессионала, эта работа может быть классифицирована лишь как некоторая активность, как совокупность действий, но ни в коем случае как воспитательный процесс.

Осознанная цель задает импульс деятельности. Осознание высокой и благородной цели мобилизует все творческие силы человека. Достижение цели порождает глубокое удовлетворение, составляющее основу человеческого счастья, в том числе, профессионального.

Согласно словаря В.И.Даля «Цель – конечное желание, стремление, намерение, чего кто силится достигнуть».

Современное определение:

Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. (Большой энциклопедический словарь)[1]

Цель воспитания — ключевая категория педагогической науки. Ее выявление, формулировка, разработка — центральный момент создания педагогической концепции.

Цель воспитания рассматривается, как правило, с двух позиций: в глобальном выражении - идеал совершенного человека (идеал достижения) с точки зрения данного общества, семьи, воспитателя, на реализацию которого направлено воспитание; в локальном плане - предвосхищаемый результат воспитательной деятельности. (Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006 г.)[2]

Можно сделать вывод о том, что основным для формулирования цели воспитания является определение идеала совершенного человека. Однако введение в определение цели воспитания относительности идеала, как основополагающего принципа, сводит к минимуму возможность создания нравственно здорового общества, поскольку в таком случае идеал каждые «общество, семья, воспитатель» видят по-своему. Мало того, идеал семьи может быть, например, противоположен идеалу воспитателя и не совпадать с идеалом, провозглашенным в обществе.

Именно поэтому проблема целей воспитания в истории педагогики решается неоднозначно.



Так, Иван Иванович Бецкой (1704 -1795) – общественный деятель и педагог, автор ряда известных в свое время педагогических трудов, видел основную цель воспитания в том, чтобы в закрытых, полностью изолированных от окружающей жизни учреждениях вырастить «новую породу людей», надежно защищенную от «от развивающей среды», от «вредных» традиций старшего поколения. Достигнуть этой цели планировалось путем пребывания детей от 5-6 до 18 лет в казенных учреждениях.

Русские социал-демократы предложили миру свое видение целей воспитания. В. Г. Белинский в 40-х годах XIX в. писал о воспитании борца с крепостничеством и царизмом. А. И. Герцен был убежден в том, что цель воспитания - подготовка свободной, деятельной, гуманной, всесторонне развитой личности, борющейся с общественным злом. Н. Г. Чернышевский ставит перед воспитанием благородную цель - подготовить человека общественного, идейного, прямого и честного, с разумной долей эгоизма, под которым он понимал своеобразное сочетание личного с общественным.[3]

Для православного человека Идеал абсолютен – это Христос. Поэтому православные педагоги (К.Д.Ушинский, В.ВЗеньковский, И.А.Ильин, Н.И.Пирогов и др.) достаточно конкретно формулируют цель воспитания.

Так, В.В. Зеньковский считал, «что нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитания»[4] По мнению ученого, «наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае, что бы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие. Раскрытие образа Божия, становление внутреннего человека»[5]. В.В. Зеньковский в своей книги «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» сделал попытку определить цели воспитания, основывающиеся на началах христианской антропологии. В разных вариантах философ будет их повторять неоднократно. Итак, «цель воспитания в свете православия есть помощь детям в освобождении от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви, помощь в раскрытии образа Божия, ... раскрытие пути вечной жизни»[6].



Воспитание должно быть личностно ориентировано на педагогическое «обнаружение» креста и воплощение его в жизнь. Воспитать ребенка - это значит раскрыть его личность, «но не в линиях так называемого «гармонического» развития естества, а в линиях внутренней иерархичности ценностей в человеке». То есть воспитание – это развитие основного начала в личности – духовной жизни, а уже инструментальное значение в этом приобретает воспитание физическое, нравственное, социальное, религиозное, моральное, эстетическое[7].



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал