Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иногда в обозначении темпа участвуют сразу два термина, как, например, Allegro moderato (умеренно скоро).






Для постепенного изменения темпа используются следующие обозначения:

Ritenuto — задерживая Accelerando — ускоряя
Ritardando — запаздывая Stringendo — ускоряя
Allargando — расширяя Stretto — сжимая
Rallentando — замедляя

При возвращении прежнего темпа ставятся обозначения: a tempo — в темпе. Однако все эти темповые обозначения весьма относительны. Если автор или редактор хотят указать точный темп исполнения, они указывают темп по метроному. Современный метроном был изобретен И. Н. Мельцелем в 1816 году. Он основан на принципе маятника, который качается под действием часового механизма тем быстрее, чем ближе грузик к его оси, и тем медленнее, чем дальше грузик от оси маятника. Метроном представляет собой пирамидообразную коробку, к нижней части которой прикреплен маятник, качающийся в вертикальной плоскости. В этой плоскости, параллельной маятнику, помещена шкала, цифры которой указывают, сколько ударов в минуту делает при качании маятник. В нотной записи метроном обозначается либо полно: метрическая доля = 60… Метроном при исполнении произведения никогда не используется, а используется лишь при черновой работе, при разучивании. Отклонения от темпа называются агогикой. Связанные с фразировкой и максимально выразительным исполнением, агогические отклонения часто действуют в сочетании с изменениями динамики. Так, например, crescendo нередко связывается с небольшим ускорением, diminuendo — с небольшим замедлением темпа. Эти небольшие агогические изменения темпа должны в целом уравновешивать друг друга: в противном случае они грозят искажением авторского замысла и послужат не выразительности исполнения, а безвкусице. Некоторые агогические отклонения могут, однако, фиксироваться в авторском тексте при помощи различных терминов.

Meno mosso — менее подвижно a piacere — по желанию
piu mosso – более подвижно con moto — с движением
rubato — более свободное в метроритмическом отношении исполнение non tanto — не очень
Molto — очень
Assai — весьма

Значение темпа в музыке необычайно велико, Одно и то же произведение, исполненное значительно скорее или значительно медленнее, чем задумано композитором, может быть воспринято совершенно по-другому.

Интервал

Интерва́ л (от лат. Intervallum — промежуток, расстояние, разница) — музыкальное соотношение двух ступеней, то есть звуков, имеющих определённые названия. Нижний звук интервала называется его основанием, верхний — вершиной.

Классификация интервалов

Интервалы классифицируются:

1. По ширине (количеству заключённых в них ступеней). Число, обозначающее количество ступеней в интервале, также является кратким обозначением этого интервала в музыкальной грамоте: прима(1), секунда(2), терция(3), кварта(4), квинта(5), секста(6), септима(7), октава(8), нона(9), децима(10), ундецима(11), дуодецима(12), терцдецима(13), квартдецима(14), квинтдецима(15).

Интервалы от примы до октавы называются простыми, от октавы до квинтдецимы — составными. Интервалы шире, чем квинтдецима, не рассматриваются как самостоятельные и не имеют названий.

2. По «качеству» (количеству заключённых в интервале тонов и полутонов при известном количестве ступеней). «Качество» интервала определяется словами «большая» (сокращённо б.), «малая» (м.), «чистая» (ч.), «увеличенная» (ув.), «уменьшённая» (ум.), «дважды увеличенная» (дв. ув.) и «дважды уменьшённая» (дв. ум.). Определение качества интервала самостоятельно невозможно и служит дополнением к определению его ширины.

Большими и малыми могут быть секунды, терции, сексты и септимы;

Чистыми могут быть примы, кварты, квинты и октавы;

Увеличенными и уменьшёнными могут быть любые интервалы (за исключением уменьшённой примы, которая не может существовать на практике)

Дважды увеличенными могут быть примы и кварты;

Дважды уменьшёнными могут быть квинты и октавы

По способу воспроизведения составляющих их звуков интервалы бывают двух видов: мелодические и гармонические.

Мелодическим называется интервал, звуки которого берутся порознь, то есть последовательно друг за другом, причем в зависимости от того, в каком порядке будут взяты звуки интервала, он может быть восходящим (при движении от основания к вершине) или нисходящим (при движении от вершины к основанию).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.