Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольная работа. Вы изучили дисциплину «Риторика»






Уважаемый студент!

Вы изучили дисциплину «Риторика»

Мы предлагаем Вам выполнить контрольную работу, чтобы достоверно определить степень Вашей подготовленности по данной дисциплине. Вопросы в основном поставлены таким образом, чтобы при выполнении Вы смогли высказать свою точку зрения по данному вопросу, с учетом пройденного материала. Поэтому при выполнении не надо искать в тексте дословный ответ, постарайтесь выполнить задание самостоятельно. Полная аттестация Вас по данной дисциплине будет осуществляться только после выполнения Вами данной контрольной работы. Для выполнения этой работы Вам надо завести отдельную тетрадь, в которой Вы будете выполнять задания. Тетрадь необходимо обязательно подписать с указанием фамилии, имени и отчества, регистрационного номера и наименования дисциплины, по которой выполняется контрольная работа. Прежде чем выполнять задание, перепишите его полностью под тем номером, под которым он у нас стоит в вопроснике, а затем сразу под заданием дайте ответ.

Например:

Вопрос: Каково современное определение риторики?

Ответ: Риторика – наука об эффективном речевом общении.

При ответах старайтесь выполнять задания в строгой последовательности, это облегчит работу преподавателя. Если Вы затрудняетесь с ответом, пишите так, как Вы думаете, чтобы нам был понятен ход Ваших мыслей.

 

Просьба писать аккуратно и разборчивым почерком!

Желаем Вам успехов!

Контрольная работа

по дисциплине «Риторика»

 

Вопрос 1. Проанализируйте определения риторики, данные Аристотелем, Цицероном и М.В. Ломоносовым. Как в определении М.В. Ломоносова отражены греческая и римская риторические традиции?

Вопрос 2. Выявите отличия между сравнением и уподоблением, используя следующий дополнительный материал:

Аристотель в «Топике» дает рекомендации к использованию источников изобретения сходство и противоположное таким образом: «Должны быть исследованы и различия между вещами, принадлежащими к одному и тому же роду. Например, чем отличается справедливость от мужества и рассудительность – от умеренности (ведь все они принадлежат к одному и тому же роду). Ведь у родов, расстояние между которыми велико, различия совершенно очевидны». «Сходство же следует выявлять в принадлежащем к разным родам таким образом: как одно относится к другому, например, как познание относится к познаваемому (зрение – к глазу).

Нахождение же различий полезно для построения умозаключений о тождественном и различном, а также для познания сути каждой вещи.

Рассмотрение же сходства (вещей) полезно для доводов, основанных на наведении, а также для умозаключений из предположений и для построения определений.

Нахождение сходства полезно и для построения определений по той причине, что если мы в состоянии сразу усмотреть, что именно тождественно другому в каждой отдельной вещи, то при построении определения мы не будем сомневаться в том, к какому роду мы должны отнести предмет обсуждения. Ибо из общих вещам родом будет то, которое больше всего сказывается в сути (вещи)».

1. Термин «сравнение» в некоторых словарях трактуется через слово «уподобление». То есть эти два понятия обозначают практически одно и то же. Докажите это, обратившись к словарным статьям.

«Уподобление. 1. Действие по значению глагола уподобить, уподобляться. 2. В стилистике – риторическая фигура сравнения. Описания природы художественны. Вы настоящий пейзажист. Только частое уподобление человеку, когда море дышит, небо глядит, степь нежится, природа шепчет, говорит, грустит и т.п. – такие уподобления делают описание несколько однотонными. Чехов. Письмо А.М. Пешкову. 3 января 1899».

«Уподоблять. 1. Делать подобным кому-чему-либо, наподобие кого-чего-либо. 2. Описывая, изображая (в речи, в литературном произведении), сравнивать, сопоставлять».

Уподобить. Сделать подобным кому-чему-нибудь; сравнить с кем-чем-нибудь».

 

Вопрос 3. Прочитайте отрывок из Работы М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия» (1844)и выделите основные правила для создания вступления к речи. Приведите примеры удачных, на ваш взгляд, вступлений из публицистических текстов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.